В помощь воспитателям. Этикет для старших дошкольников.
консультация (старшая группа) на тему
В данном разделе я предлагаю подборку игр из личного опыта по теме: "Этикет"
Я разделила все на несколько отдельных подтем:
- «Игры, в которых дети запоминают правила речевого этикета»
- «Игры, в которых дети запоминают правила этикета телефонного разговора»
- «Игры, в которых дети запоминают правила этикета, лежащие в основе искусства нравиться людям»
- «Игры, в которых дети запоминают правила этикета,необходимые дома»
- «Игры и упражнения, в которых дети запоминают правила этикета, соблюдаемые в общественных местах»
- «Игры и упражнения, в которых дети запоминают правила гостевого этикета»
- «Упражнения, в которых дети запоминают правила столового этикета»
- «Игры и упражнения, в которых дети запоминают правила семейного этикета»
- «Игры, в которых дети запоминают правила этикета межличностных отношений»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_dlya_vospitateley.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
ЮГО - восточное окружное управление образования
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 2121 «Образовательный комплекс
имени Маршала Советского Союза С.К. Куркоткина»
ДО №1
Консультации для воспитателей
«Обучение детей старшего дошкольного возраста через игры - этикету».
подготовил воспитатель:
Щербинская Ольга Витальевна
Москва, 2016г.
Игры, в которых дети запоминают правила речевого этикета:
«Бояре»
Старинная русская игра, в которой в соответствии с темой занятия можно изменить традиционные слова песни. Дети разбиваются на две команды: команду гостей и команду хозяев. Встают в две шеренги (на расстоянии примерно 3 м). Команда гостей приближается к другой команде и возвращается назад, команда хозяев делает то же самое, при этом произносится игровой текст. Затем команда гостей выбирает одного участника из команды хозяев — он должен разбежаться и прорвать цепочку из крепко держащихся за руки участников команды соперников. Если у него получилось, он забирает из этой команды одного участника в свою команду, если нет — сам остается в этой команде. Затем команды меняются местами. Побеждает та команда, в которой окажется больше участников.
— Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам
пришли.
Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?
Бояре, мы подругу (друга) выбирать, молодые, мы подругу выбирать.
Бояре, а какая (какой) вам мила (мил), молодые, а какая (какой) вам мила (мил)?
Бояре, нам Наташа (Сережа) мила (мил), молодые, нам Наташа (Сережа) мила (мил).
Бояре, отворяйте ворота, принимайте вы Наташу (Сервису) со двора.
Во время этой игры у детей развивается сила и реакция, они получают некоторые исторические сведения (эта игра старинная, в нее играли наши предки, в прошлом богатые и знатные люди назывались боярами, во все времена люди ходили и ездили друг к другу в гости). В сознание детей внедряется мысль о важности имени человека. Они испытывают позитивные чувства (радость, гордость, трепет), когда звучат их собственные имена.
«Наши имена»
Во время этой игры дети рассаживаются на стульях в кружок. Каждый ребенок должен хлопнуть три раза (сначала правой, потом левой рукой по коленке, в ладоши). Затем он поворачивает голову к сидящему рядом, улыбается ему и громко, четко называет свое имя. Воспитатель играет вместе с детьми и отмечает, кто произнес свое имя четко, с гордостью, кто тихо, словно стесняется его, кто красиво продекламировал, кто при произношении имени по-доброму улыбнулся и т. д.
Игра, проводимая в новой группе, помогает педагогу и его воспитанникам быстрее запомнить имена; кроме того, эта игра способствует развитию внимания, координации движений. Произнося свое имя четко и ясно, ребенок учится правильно выполнять одно из важнейших правил знакомства.
«Вежливый ребенок»
Взявшись за руки, дети водят хоровод вокруг мягкой игрушки, например котенка, и приговаривают:
Все хорошие ребята
Знают добрые слова.
Приходите к нам, котята,
Рады видеть вас всегда.
Ребенок, остановившийся на последнем слове напротив игрушки, произносит приветственные слова, которые еще никем не произносились. Выигрывает тот, кто знает больше таких слов.
Чтобы быть готовым к игре с детьми, воспитателю надо составить список возможных приветственных слов и словосочетаний, например: «как я рада тебя видеть», «как я по тебе соскучилась», «я бесконечно счастлив, видя тебя», «как хорошо, что мы встретились» и др.
«Цветок любви»
Игра заключается в следующем: дети должны вырастить «цветок любви», расцветающий от комплиментов. Воспитатель говорит рядом сидящему ребенку комплимент и дает ему в руки бутон нераспустившегося цветка, сделанный руками воспитателя, тот передает его следующему со своим комплиментом. Воспитатель положительно оценивает каждого участника, обращая внимание на добрые слова, умение видеть в других хорошие качества, произносить комплимент с улыбкой и глядя в глаза, благодарить за него. В конце игры она показывает детям «цветок любви», распустившийся из бутона.
«Вежливый ручеек»
Это известная детская игра: дети стоят по двое, друг за другом, держась за руки, поднятые вверх. Ведущий проходит сквозь пары, выбирает себе партнера. Новая пара становится в конце ручейка. Тот, кто остался один, становится ведущим. Новое условие игры: у ведущего в руках «золотой ключик», который он дарит оставшемуся без пары, а своему избраннику говорит любое доброе слово.
Дети в этой игре проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их друг другу, помогают тому, кто забыл слово. Игра способствует осознанию детьми того, что вежливые слова нужны для построения доброжелательных отношений и проявления любви.
Игры, в которых дети запоминают правила этикета телефонного разговора.
«У меня зазвонил телефон...»
Раздается телефонный звонок, надо как можно скорее взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, не задевая столы и стулья, поставленные на ходу, аккуратно поднять трубку и сказать в нее слово «Алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно: его звонка ждали, ему рады. Два участника игры затем сменяются другими и т. д. Жюри, состоящее из двух-трех детей, определяет, кто выполнил условия игры лучше всех. В игре отрабатывается ловкость и быстрота реакций, а также умение четко отвечать на телефонные звонки.
«Разные ситуации»
Игра заключается в обыгрывании ситуаций, каждая из которых предлагается конкретному ребенку; вторым участником разговора является воспитатель или другой ребенок:
по телефону пригласить подругу погулять;
позвонить маме на работу и узнать, когда она придет домой;
ответить на телефонный звонок воспитателя;
ответить по телефону маминому сотруднику (предлагаемые ситуации: мамы нет дома; мама моет голову в ванной комнате; мама спит);
ответить по телефону человеку, который неправильно набрал номер;
ты звонишь другу, к телефону подошла его мама (предлагаемые ситуации: друг дома; друга нет дома).
«Испорченный телефон»
Дети передают друг другу шепотом одно и то же слово, чтобы никто не слышал, кроме рядом сидящего игрока. Переспрашивать нельзя: говоришь следующему то, что услышал. По мере передачи слово может измениться. В конце игры сравниваем первое и последнее слово. В том случае, если первое слово сильно изменилось, делаем вывод: по телефону важно говорить четко и ясно, чтобы собеседник правильно нас понял.
Игры, в которых дети запоминают правила этикета, лежащие в основе искусства нравиться людям.
«Поменяйтесь местами»
Дети сидят на стульчиках, выставленных по кругу. Воспитатель — ведущий — стоит в центре круга и говорит: «Поменяйтесь местами те, кто хочет, чтобы его любила мама». Дети пересаживаются. Затем ведущий предлагает поменяться местами тем, кто любит своих друзей, и сам в ходе пересадки детей садится на стульчик. Ребенок, оставшийся без места, становится ведущим. В конце игры воспитатель снова станет ведущим и предложит играть тем, кто старается нравиться людям.
В ходе игры можно меняться местами по самым различным поводам: кто любит животных и птиц, помогает бабушке, дружит с дедушкой, радуется комплиментам друзей и т. д. В игре отрабатывается быстрота реакций, ловкость, координация движений, храбрость (педагог замечает, как далеко от своего стульчика оказываются некоторые ребята), воспитывается доброжелательное отношение к миру вообще и отдельным его представителям в частности. Наблюдения за участниками дают воспитателю богатый материал для психологической характеристики детей, например: ребенок не нуждается в общении с дедушкой, не хочет никому нравиться, не любит собак и т. п.
«Солнышко в долге»
Воспитатель говорит: «Представьте себе, что к нам с неба спустилось солнышко. Давайте попробуем коснуться его руками. Встаньте, посмотрите вверх, поднимитесь на носочки, вытяните руки, потянитесь к солнышку — высоко-высоко. Почувствуйте его в своих ладонях, как им стало тепло от него. Но надо вернуть солнышко обратно на небо, попробуйте самыми кончиками пальцев подбросить его. Молодцы!» Игра способствует отработке правильной осанки.
Воспитатель показывает, как следует красиво и правильно сидеть, стоять, ходить. Дети повторяют движения и позы за воспитателем, а солнышко любуется на них с неба.
«Веселые переглядки»
Для игры потребуется веселая кукла: Буратино, лошадь Игогошка, Винни Пух и т. д. На кого посмотрит игрушка, тот должен ей улыбнуться губами и глазами, она же выберет лучшую улыбку.
Ребята видят улыбающиеся лица друг друга, им приятно находиться среди добрых и улыбающихся друзей. Они запоминают одно из правил искусства нравиться — искренне улыбаться людям, ведь улыбка является свидетельством расположения к человеку.
«Комплимент Фее Счастья»
Фея Счастья всегда находится рядом с людьми, которые любят друг друга. Надо сказать ей приятные, добрые слова, тогда она сделает всех нас счастливыми, добрыми и красивыми.
«Бояре»
Игра эта уже знакома детям. В одной команде находятся дети и воспитатель, в другой — приглашенные взрослые. Дети становятся гостями и выбирают каждый своего любимого, о чем заранее договариваются с воспитателем.
«Выбери костюм»
Из предложенных фотографий, рисунков дети выбирают костюмы для пребывания в детском саду, для лыжной прогулки, посещения театра, визита в гости, игры в песочнице и т. д.
«Оцени костюм друга»
Ребенок встает перед группой, и ребята анализируют его костюм с этикетных позиций. Отмечают его достоинства и недостатки. О недостатках надо сказать так, чтобы не обидеть. Затем анализируют костюм другого участника занятий. Воспитатель обязательно отметит умелые руки мамы или бабушки, сшившей платье или связавшей свитер.
Игры, в которых дети запоминают правила этикета,
необходимые дома.
«Уберем наш дом.»
Это скорее не игра, а целенаправленная уборка групповой комнаты детьми, но провести ее можно как бы играючи (не следует сильно загружать детей работой). Каждый занят конкретным делом: кто-то подметает и моет пол (небольшими участками), кто-то вытирает пыль, кто-то ставит на место стулья, кто-то поливает цветы, кто-то расставляет игрушки и книги и т. д. Все вместе убираются, а затем оценивают результаты выполненной работы.
Чтобы уборка групповой комнаты стала для детей более увлекательной, можно ввести в нее игровую ситуацию. Например, куклы жаловались, что в их доме давно никто не убирался, а сами они, без помощи ребят, сделать это не могут; в группу должны прибыть космические гости с далекой планеты (им интересно, как живут ребята на плане-
те Земля), а перед приходом гостей в доме принято делать уборку.
Так дети наверняка более ответственно отнесутся к уборке, и воспитатель сможет обучить их простейшим и необходимым приемам. Кое-кто из ребят уже освоил эти приемы в повседневной жизни (в своей семье), и поэтому уборка далась ему легко. Кого-то эти приемы потрясут своей новизной, поскольку он впервые узнал, что способен сам наводить порядок. Несомненно, такая воспитательная работа интересна и полезна для детей. От воспитателя же, проводящего ее, требуется большой эмоциональный подъем и максимальное терпение.
Считаем уместным перечислить в этой части пособия навыки, необходимые для поддержания чистоты и порядка в доме (этими навыками уже должны владеть дети старшего дошкольного возраста): расставлять стулья, аккуратно раскладывать по специально отведенным местам вещи, игрушки, книги; подметать (веником или щеткой) пол; смачивать и выжимать тряпку и протирать ею мебель; поливать цветы.
«Угощение для любителей чистоты»
Все рассаживаются за столы, предварительно вымыв руки. Воспитатель раздает печенье и рассказывает, как его правильно есть: не откусывать, а отламывать печенье, лежащее на тарелке, отломанный кусочек класть в рот. Получая угощение, дети благодарят за него. Обсуждаются следующие вопросы: можно ли откусывать печенье, почему лучше его отламывать, почему держать на тарелке, а не в руках, надо ли угощать за сделанную работу, за уборку своей комнаты, нужно ли убираться и помогать без всякого угощения.
«Моя игру гика скажет обо мне»
Каждый ребенок должен принести свою любимую игрушку и рассказать о себе от ее имени, начиная свой рассказ словами: «Мой друг Сережа...», «Моя подружка Света...». Достаточно сначала трех-четырех фраз, которые в дальнейшем позволят развить фантазию детей, умение оценивать себя со стороны. Первым свой рассказ начинает воспитатель от имени своей любимой игрушки. Затем он при необходимости помогает детям, всегда доброжелательно реагирует на детские слова.
Игры и упражнения, в которых дети запоминают правила этикета, соблюдаемые в общественных местах.
«Как поступить, если...»
1-й вариант. Воспитатель задает вопросы, дети изображают свои поступки и действия. Двое детей — ведущие — угадывают, кто что изобразил, и выбирают лучший показ. 2-й вариант. Воспитатель кидает мяч участнику игры и задает вопрос, тот, поймав мяч, должен ответить и кинуть мяч обратно. Возможные вопросы: как поступить, если мимо ребят проходит женщина с коляской, в которой спит малыш? если в поезд вошел старый человек? если женщина с тяжелыми сумками в руках не может открыть дверь и выйти из магазина? если ты съел конфету и у тебя в руках остался фантик? если ты гуляешь во дворе и мимо проходит твоя мама с хозяйственной сумкой? если ты встретил па улице старого знакомого? «На лестнице»
Упражнение проводится на лестнице детского сада. Дети проходят парами (мальчик и девочка). Одна пара идет, остальные наблюдают. Мальчик идет за девочкой, поднимаясь по лестнице, и впереди нее, спускаясь. В обоих случаях девочка идет рядом с перилами, т. е. ограждением по краю лестницы. Можно задать детям вопрос: почему мальчику и девочке следует идти по лестнице именно так?
«Мой друг светофор»
Подготавливается место для игры: на перекрестке двух дорог стоит светофор, по дорогам едут машины, рядом с перекрестком наземный переход, по которому идут пешеходы. Распределяются роли: водители на машинах, пешеходы, жильцы домов, наблюдающие из окон за тем, что происходит на перекрестке. Цель игры — научить детей правилам перехода через проезжую часть дороги. Надо, чтобы машины и пешеходы не сталкивались, внимательно следя за сигналами светофора. Для более эффективного запоминания правила можно разучить с детьми стихотворение:
Красный свет — дороги нет, Желтый — приготовиться, А зеленый говорит: «Перед нами путь открыт!»
«Вход в метро и поездка в нем»
При входе в кассовый вестибюль надо придержать тяжелую дверь для проходящего следом, поблагодарить оказавшего эту услугу словом и улыбкой. Для выполнения упражнения можно использовать дверь групповой комнаты.
Салон вагона метро составляется из стульев. Предлагаемые задания: а) сесть красиво на сиденье; б) уступить место; в) поблагодарить за предложение сесть. Дети рассаживаются. Воспитатель и кто-то из участников играют роли женщины с тяжелой сумкой в руках, старика, мамы с малышом, девочки и т. п. Отрабатывается умение увидеть среди пассажиров нуждающегося в помощи, предложить свое место и поблагодарить за эту услугу. Кто быстрее догадался уступить место? Кто это сделал лучше, т. е. приятно и красиво?
«В магазине»
Детям предлагаются роли продавцов магазина (овощного, магазина игрушек, булочной и т. п.), кассиров, покупателей. Подготавливаются прилавки с товарами, кассы, вход в магазин. В этой игре закрепляются поведенческие правила, соблюдаемые в магазине.
«Чего нельзя и что можно делать в магазине»
Дети стоят в кругу, воспитатель — в центре круга. Она бросает участнику игры мяч, и тот отвечает на поставленный вопрос, не повторяя сказанного ранее.
1-й вариант. Сначала дети говорят, что можно делать, затем — чего нельзя делать в магазине.
2-й вариант. Воспитатель задает вопросы вперемежку, начиная их со слов «Можно...», «Нельзя...».
3-й вариант. Воспитатель сам описывает действие, а ребенок отвечает словом «Нельзя» или «Можно». Примерные действия, предлагаемые детям: купить мороженое; спросить продавца, сколько стоит...; улыбнуться кассиру; помочь бабушке открыть дверь; просить купить игрушку; кричать; плакать; покупать без очереди; прийти в домашних тапочках; купить без денег и т. д.
«Что можно и что нельзя делать в кафе»
Участники игры разбиваются на пары, каждая пара должна ответить на поставленный воспитателем вопрос. Воспитатель перечисляет действия, а дети отвечают одним словом — «Можно» или «Нельзя». Например: «Можно поставить сумку на стол?» «Нельзя»; «Можно смотреть по сторонам?» «Нельзя»; «Можно болтать ногами?» «Нельзя»; «Можно тихо беседовать?» «Можно»; «Можно есть красиво и аккуратно?» «Можно» и т. д.
«Мы в кафе»
Игра проводится в течение всего занятия с необходимыми пояснениями воспитателя или как заключительная часть занятия. Определяется местоположение входной двери, вестибюля, гардероба, туалетной комнаты, зала кафе. Распределяются роли швейцара, гардеробщика, официанта, посетителей. Первые три персонажа игры, выполнив задание, присоединяются к посетителям. Обыгрываемые ситуации: «Вход в кафе»; «Приведение себя в порядок»; «Вход в зал и выбор столика»; «Рассаживание на места»; «Заказ официанту»; «За столом»; «Уход из кафе». Во время игры может звучать негромкая музыка, дети не только едят сладости, но и разговаривают между собой: тихо, спокойно, со свободным от еды ртом. Воспитатель, обучая ребят застольному общению, задает им вопросы, загадки, обращает внимание на тех, кто красиво и правильно ест, не забывая о том, что за ним также наблюдают.
«Мы в театре на спектакле»
Игра может продолжаться все занятие или быть его частью. Комната для занятий представляет собой театр: вход, гардероб, фойе, буфет, зрительный зал (два-три ряда стульев, поставленных так, чтобы с каждого места было удобно смотреть). Распределяются роли и задания: билетер проверяет билеты, гардеробщик принимает верхнюю одежду и предлагает зрителям бинокли, буфетчица продает пирожные и напитки, администратор помогает зрителям найти свои места и продает театральные программки. Выполнив свои задания, дети присоединяются к зрителям. Кукольный спектакль или концертные выступления детей приблизят занятие к реальной действительности. Обыгрываемые ситуации: «Приход в театр»; «Ожидание спектакля в буфете и фойе»; «В зрительном зале перед представлением и во время него»; «Театральное действие»; «Аплодисменты зрителей и поднесение актерам цветов». Буфет в игре организовывается для того, чтобы дети запомнили: долго сидеть за столиком, театрального буфета не принято.
Игры и упражнения, в которых дети запоминают правила гостевого этикета.
«Приглашение в гости»
Дается задание пригласить к себе в гости друга, подругу, бабушку и дедушку, Винни Пуха разными способами: словесно, при личной встрече или по телефону, с помощью изготовленных заранее открыток-приглашений.
«Встреча гостей»
Обыгрывается приход гостей и их встреча. В прихожей ребенок встречает первого гостя, остальных гостей в прихожей встречают мама и папа, в комнате их встречает ребенок.
«Угощение гостей»
Один участник игры исполняет роль хозяина праздника, который угощает гостей печеньем и конфетами. Следует показать, как правильно есть печенье (не откусывая, а отламывая небольшой кусочек печенья, лежащего на та-
релке) и конфету (разворачивать конфетную обертку, держа конфету не на весу, а на тарелке; откусив конфету, остаток ее класть на обертку, лежащую в тарелке; не разбрасывать мятые обертки вокруг своей чашки, а аккуратно их складывать).
«Прощание с гостями»
Хозяин праздника прощается с гостями в прихожей и произносит адресованные им слова благодарности за участие в празднике.
«Цветы, для мамы»
Для обыгрывания предлагается ситуация, в которой ребенок в гостях дарит цветы хозяйке дома — маме или бабушке своего друга. В ходе игры дети учатся правильно и красиво вручать и принимать цветы: глядя в глаза, улыбаясь, произнося добрые слова. «Слова благодарности»
Гости выражают благодарность хозяевам дома: за праздник, за угощение, за сувенир и т. д. Надо подобрать наиболее подходящие слова и запомнить: следует чаще благодарить родных и друзей, говорить им приятные слова, которые идут от самого сердца.
«Что мы скажем Винни Пуху?»
Прочитав главу книги А. Милна о том, как Винни Пух ходил в гости, можно обсудить с детьми, знает ли медвежонок правила гостевого этикета. Дети высказывают Винни Пуху критические замечания, соблюдая при этом доброжелательный тон, чтобы не обидеть медвежонка. «Мой подарок тебе»
1-й вариант. Предлагаются упражнения: подарить игрушку другу; подарок ко дню рождения маме, бабушке- — к 8 Марта, дедушке — к Новому году, папе — к Дню защитника Отечества; поблагодарить близких за подарок. Н ходе выполнения упражнений отрабатываются умения дарить и принимать подарки. К каждому конкретному случаю подбираются подходящие слова.
2-й вариант. Каждый ребенок дарит кому-то подарок, сделанный своими руками. Сначала дети танцуют под музыку в разных частях комнаты. Когда музыка заканчивается, они рассаживаются на стульях, стоящих по кругу. Тот, кому не хватило стула, выбирает, с кем ему хочется сесть рядом, чтобы подарить свой подарок. Воспитатель ставит для этого ребенка стул, он садится на него и дарит свой подарок выбранному им участнику игры; тот дарит свой следующему, и так по кругу. Каждый говорит необходимые слова, улыбается и глядит в глаза своему партнеру. 13 конце игры подводится итог: «Все замечательно справились с заданием, подарки и дружеские слова улучшили наше настроение».
<<Двойной подарок»
В игре участвуют трое детей. Задание для первого ребенка: «У тебя день рождения, и ты принимаешь подарки». Задание двум другим детям: «Ты даришь подарок ДРУГУ в день его рождения». Подарки в упаковке, одинаковые. Разыгрывается ситуация дарения. Что сделает ребенок, получивший два одинаковых подарка? Здесь нужны самые добрые и веселые слова, чтобы у обоих гостей не испортилось настроение. Каждый из них старался доставить радость, а это следует ценить.
Упражнения, в которых дети запоминают правила столового этикета.
«За столом я ем с помощью ложки, вилки и ножа»
Воспитатель показывает детям, как правильно держать столовые приборы в руках и на тарелке. Затем дает задание: положите ложку так, чтобы можно было понять: вы продолжаете есть суп, вы больше не будете есть
суп; положите нож и вилку так, чтобы было понятно: вы продолжаете есть второе горячее блюдо; вы не будете больше есть.
«Съедим кусочек хлеба»
Воспитатель предлагает каждому ребенку хлеб с общей тарелки (его берут руками и кладут на свою хлебную тарелку). От куска, лежащего на тарелке, надо отломить ломтик и съесть его. Нельзя скатывать из хлеба шарики, бросать их на пол, желательно съедать его весь, чтобы потом не выбрасывать.
Кто-то из детей заранее выучивает стихотворение и декламирует его для всех:
Хлеб очень рад, когда его едят. И обижается, и плачет, Когда он ничего не значит. Для легкомысленных ребят.
«Сервировка стола»
Дети сервируют свои столики следом за рассказом и показом воспитателя. Они ставят тарелки — закусочную и хлебную, кладут на закусочную тарелку полотняную салфетку, ложку и нож справа от тарелки, вилку слева. Бумажная салфетка должна находиться в салфетнице.
«Кавалеры и дамы рассаживаются за столом»
Определяется, кто кому помогает сесть к столу, кто за кем ухаживает. Мамы и папы ухаживают за дочками, дети — за мамами и бабушками, мальчики помогают мамам и девочкам. К столу воспитателя вызываются мальчик и девочка: мальчик отодвигает от стола стул, девочка встает очень близко к столу; мальчик осторожно придвигает стул к ее ногам, девочка садится за стол и благодарит своего кавалера за помощь. Затем это упражнение проделывает каждая пара за своим столом.
Воспитатель предлагает всем сесть так, чтобы стало ясно, кто за кем ухаживает. Тот, кто ухаживает, садится слепа от того, за кем он ухаживает: мальчик или девочка должны сидеть слева от мамы или бабушки, папа сидит слева от дочки, дедушка — слева от внучки.
«Моя помощница — салфетка»
Воспитатель показывает, а дети повторяют, как правильно положить полотняную салфетку на колени. Затем им предлагается положить салфетку на стол так, чтобы было понятно: вы еще будете есть; вы закончили трапезу и не играетесь к столу.
Показав правила пользования бумажной салфеткой, воспитатель просит положить ее так, чтобы было понятно: вы еще едите это блюдо; вы больше не будете есть это блюдо.
«Вкусный суп придает нам силы»
Отрабатывается навык правильной еды супа и бульон; с как держать тарелку (чашку), ложку, что следует есть с первым горячим блюдом — хлеб или пирожок. Детям дается задание: положить ложку в тарелку так, что бы было ясно: вы еще едите суп; вы больше не будете есть
«Благодарность за угощение»
Дети произносят слова благодарности, отрабатывая тем самым умение благодарить хозяйку дома за угощение. Выпирается лучшее по содержанию высказывание, при этом учитывается, как оно было произнесено (обязательно с улыбкой и глядя в глаза хозяйке). Роль хозяйки может взять на себя кто-то из присутствующих гостей.
«За столом я ем вилкой и ножом»
Дети упражняются в правильном пользовании столовыми приборами: взять приборы в руки, положить в тарелку (ребенок продолжает есть; не будет больше есть данное блюдо), разрезать кусок мяса (колбасы, ветчины, сыра — кто что принес); приготовиться для еды одной пилкой.
суп; положите нож и вилку так, чтобы было понятно: вы продолжаете есть второе горячее блюдо; вы не будете больше есть.
«Как что едят»
Детям предлагается съесть то, что лежит у каждого на тарелке (колбасу, сыр, яйцо, огурец, помидор). Воспитатель подсказывает своим подопечным и помогает им в овладении навыка пользования приборами.
Затем воспитатель предлагает всем взять в руки столовые приборы для того, чтобы есть: кусок мяса; котлету (в первом случае понадобятся нож и вилка, во втором — только вилка, левой рукой придерживают тарелку).
«Сервировка фруктового стола»
Небольшая группа детей сервирует кукольный стол, остальные ребята сервируют свои столы. Затем совместно обсуждается правильность выполнения игрового задания.
«Как есть фрукты и фруктовый салат»
Воспитатель рассказывает и показывает, как есть яблоко. Дети повторяют. Рассказывая о других фруктах, воспитатель предлагает проделать упражнение тем ребятам, у которых на столе есть данные фрукты (груша, апельсин и мандарин, банан и др.). Можно предложить поделиться с другими: дать дольку яблока, груши, апельсина или мандарина и т. д. Тогда получится фруктовый
салат.
«Бокал сока»
Воспитатель обучает детей, как правильно держать бокал: бокал без ножки держат за нижнюю его часть, бокал с ножкой (фужер) — за ножку, не опуская при этом мизинец под дно бокала или круг ножки.
«Сервировка чайного стола»
Дети упражняются в сервировке кукольного стола и
своих столов.
«Чашечка чая»
Сев за стол, дети накрывают колени полотняными салфетками, кладут в чашку с чаем сахар и лимон, беззвучно размешивают чай и выпивают его, не торопясь.
«Как есть сладости»
Воспитатель рассказывает и показывает, как есть конфету, печенье, пирожное, торт, варенье и т. д. Дети повторяют.
«Веселое чаепитие»
В заключительной части занятия устраивается чаепитие за общим столом. Желательно обратить внимание на то, как все расселись за столом, кто за кем ухаживает, как пьют чай и едят сладости, как ведут застольную беседу. Для создания радостного настроения можно послушать музыку, рассказать увлекательную историю, загадать загадки.
Игры и упражнения, в которых дети запоминают правила семейного этикета.
«Добрые слова самым любимым»
Детям дается задание сказать добрые и приятные слова маме, папе, бабушке, дедушке, сестре, брату. Делается вывод о том, что такие слова укрепляют семейные отношения, что каждому человеку необходимо их слышать от и низких людей.
«Я люблю своих родных»
Надо показать свою любовь маме, папе, бабушке, дедушке, не говоря ни слова, используя жесты, позы, дейст-11Мя. Дети приходят к выводу, что в доказательство любви можно поцеловать близкого человека, сесть с ним рядом, уткнуться в плечо, принести чашку чая или тапочки. Они учатся видеть проявление любви в различных действиях окружающих людей.
«Принеси мне воды»
Надо высказать свою просьбу с такой интонацией, что бы ее хотелось как можно скорее выполнить. Детей обучают умению обращаться к людям с просьбой, в которой важны мс только слова, но и жесты, позы, интонации. Значение интонации воспитатель может показать детям на следующем примере: произнести две фразы «Я хочу воды», «Пожалуйста, принеси мне воды». В первой фразе отсутствуют слова просьбы, во второй такое слово есть. Дети должны сами оценить характер этих двух фраз и сделать вывод о том, какую из них приятнее выполнить. Затем дети сами высказывают просьбы и оценивают содержание и тон (приказные, просительные). Можно предложить на занятии и вне его такие высказывания: «Принеси мне, пожалуйста, | мигу»; «Дай мне куклу»; «Налей мне стакан молока»; «Почитай мне сказку»; «Поиграй со мной, пожалуйста...» и др.
«Комплименты любимым»
Дети высказывают комплименты, которые они могли бы сказать маме и папе. Затем дается задание: сказать папе (маме) что-то хорошее о маме (папе). Дошкольники учатся видеть хорошие качества в своих близких, рассказывать об их достоинствах, понимать чувства и поступки взрослых, укреплять добрые взаимоотношения в семье.
«Что мы делаем, когда...»
Участники игры делятся на три группы: «мамы», «папы», «дети». Ведущий спрашивает: «Что делают папа и дети, когда мамы нет дома?» «Дети» и «папы» изображают, что они делают: читают газету или книгу, играют, смотрят телевизор, спят, убираются в доме и т. д. «Мамы» выбирают самого замечательного папу, самого заботливого сына, лучшую хозяюшку-дочку. Обыгрываются следующие ситуации: что делают дети, когда мамы и папы нет дома; что делают мама и дети, когда папа на работе; что делают папа и дети, когда мама устала; что делают мама и папа, когда у сына разбита коленка, когда у дочки в детском саду праздник и т. д. Игра помогает расширить представления воспитателя о детских семьях: их традициях и порядках, о построении внутрисемейных отношений, о степени взаимной заботы членов семей. Дети же выделяют добрые, заботливые и красивые поступки, совершаемые ради своих близких.
«Расскажи о маме и папе (бабушке и дедушке, брате и сестре)»
Каждый ребенок рассказывает о членах своей семьи, используя их фотографии, специально принесенные из дома (можно заранее предложить детям подготовить • свой рассказ дома и подобрать для него фотографию). Рассказ ребенка может быть совсем небольшим, состоящим из 4—5 предложений, но в нем он должен постараться выделить самые лучшие качества близких людей. Воспитатель оценивает рассказы детей, отмечая, что все рассказы замечательные и в них чувствуется любовь к своей семье.
«Подарок внука»
Дети должны заранее приготовить подарки, сделанные (•пойми руками. Они отрабатывают навык их вручения, подобрав нужные слова и жесты. Отрабатывается также навык преподнесения бабушке букета цветов. Желательно, чтобы ребенок сознавал не только внешнюю сторону ритуала, но и то, что представители старшего поколения остро нуждаются во внимании со стороны внуков.
«Доброе слово»
Детям дается задание: сказать комплимент брату, сестре; попросить у брата цветные карандаши, у сестры — тетрадь для рисования; поздравить с днем рождения брата и сестру.
Игры, в которых дети запоминают правила этикета межличностных отношений.
«Мне нравится, с тобой дружить»
Дети говорят друг другу слова о достоинствах своих друзей, отвечая на вопрос, почему с этим человеком хорошо дружить.
«Закончи высказывание»
Детям предлагается закончить предложения: «Настоящий рыцарь — это...»; «Прекрасная дама — это...».
«Танцуем вдвоем»
Дети разбиваются на пары и танцуют под быструю или медленную музыку. Когда музыка заканчивается, каждая мира замирает. Воспитатель выбирает лучшую парную фигуру. Музыка звучит снова, когда она заканчивается, выбранная ранее пара выбирает следующую.
«Рисуем вместе»
Дети разбиваются на пары, каждой паре предлагается ну мага и карандаши. За короткое время каждая пара должна создать свой рисунок. Затем дети рассматривают рисунки и выбирают лучшие. В этой игре дети учатся осознанию того, как важно при совместной работе уметь договариваться и достигать общей цели.
«Построим вдвоем»
Эта игра похожа на предыдущую, только дети, разбившись на пары, выполняют задание по конструированию. Его надо выполнить как можно быстрее. В конце игры дети рассматривают поделки и выбирают лучшие.
Список использованной литературы
- Зайцев Т.К. Уроки Мойдодыра. СПб., 1998.
- Курочкина И, И. Этикет для детей и взрослых. М., 2001.
- Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 1987.
- Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1986.
- Этикет от А до Я / Автор-сост. Н.В. Чудакова. М., 1997.
- Субботский Е.В. «Ребенок открывает мир».–М.: Просвещение, 1991.–207с.
- Филиппова Ю.В. «Общение детей до 5 лет»
- Безгина О.Ю. «Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей». –М.: Мозаика – Синтез, 2005 – 40с.
- Курочкина И.Н. «Дошкольнику о хороших манерах и этикете: метод. пособие для педагогов» – М.: Просвещение, 2007г. – 127с.
- Кабачек О.Л. «Диалоги о культуре» Занятие с детьми 5–7лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, родителей, М.: Мозаика–Синтез; 2005 – 40с.
- Алямовская В.Г. и др. Ребенок за столом: Методическое пособие по формированию культурно–гигиенических навыков. –М.: 2006 – 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет педагога –психолога Плетневой Е.Б. по самообразованию по теме: «Игры и упражнения по формированию основ этикета у старших дошкольников»
Именно в детском саду мы имеем возможность начать работу по формированию основ этикета и тем самым положить начало пути по избавлению общества от невежества. С малых лет ребенку необходимо приви...
Занятие по речевому этикету для старших дошкольников
Занятие по речевому этикету...
Отчет педагога –психолога Плетневой Е.Б. по самообразованию по теме: «Игры и упражнения по формированию основ этикета у старших дошкольников» за 2017-2018 учебный год.
Над темой по самообразованию я работаю второй год , работу свою строю согласно мною намеченного плана: работа с методической литературой, работа с детьми, с педагогами и с родительской обществен...
Отчет педагога-психолога Плетневой Елены Борисовны по самообразованию по теме : « Игры и упражнения по формированию основ этикета у старших дошкольников» за 2019 - 2020 учебный год.
Над темой по самообразованию я работаю три года ,работу свою строю согласно намеченного плана:-работа с методической литературой,- с детьми,-с педагогами,-с родительской общественностью....
Консультация для воспитателей «Развитие речи старших дошкольников с помощью игр В. Воскобовича»
Вся игровая технология «Сказочные лабиринты игры» полностью соответствует требованиям ФГОС ДО и очень интересна детям. Ценность развивающих детских игр состоит в том, что они быстро и эффе...
Конспект ООД "Дорогою добра" в помощь воспитателям, патриотическое воспитание старших дошкольников.
Патриотическое направление, данная ООД прививает и воспитывает,развивает и приобщает детей к социо-культурным ценностям,формирует нравственные качества,чувство патриотизма....