Педагогический опыт работы по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Чайка Алевтина Васильевна

Цель моей работы: познакомить педагогов с организацией  поисково-исследовательской  деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст презентации28.65 КБ
Файл Презентация 2.95 МБ

Предварительный просмотр:

1 слайд  Добрый день, уважаемое жюри, коллеги!  Разрешите  представить вашему вниманию свой педагогический опыт работы по ТЕМЕ:

                  «Организация поисково-исследовательской  

                          деятельности  дошкольников».

2  слайд    в и д е о   стихотворения.                                                                                                                                                                                  

Актуальность
3
 слайд                                                         Хочу всё  познать», – говорит ребёнок.                                                                                                    

                                                                    «Я буду твоим проводником на этом пути»,                                                                                              

                                                                                                       отвечает ему взрослый.

    Одним из целевых ориентиров  федеральных государственных образовательных стандартов  дошкольного образования является проявление любознательности дошкольников.

   

   «Любознайка», «Почемучка» - так можно назвать любого  ребенка.  Дети  по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное  стремление искать  сведения о неизведанном мире - эти качества рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

     Именно в познавательно-исследовательской деятельности ребёнок  практикуется в установлении причинно-следственных, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему расширять  свои представления о мире,  развить наблюдательность и самостоя-тельность.

     Исследовательская деятельность способна мобилизировать силы дошкольников  в  познании  реальности,  раскрытии её связей,  отношений,  закономерностей.

4 слайд 

 Цель моей работы: развитие   поисково-исследовательской  активности дошкольников.

 Для достижения цели, определила  следующие ЗАДАЧИ:  

  1. Формировать простейшие исследовательские умения и навыки.
  2. Развивать  творческую  активность в процессе исследовательской деятельности дошкольников.
  3. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

 5 слайд  Для проведения в группе поисково-исследовательской деятельности   была создана развивающая предметно-пространственная среда:  

     Центр детского экспериментирования  «Любознайка».

        При оборудовании центра  учитывались следующие требования:                                         - безопасность для жизни и здоровья детей;                                                                                        - укомплектованность;                                                                                                                                                     - доступность расположения.

6 слайд      В нашем центре имеются:  

приборы-помощники

сосуды разного объёма и различного материала

образцы почвы

красители

дополнительное оборудование

А так же  - Детские энциклопедии, дневники наблюдений. Наборы карточек.

   7 слайд        Для поддержания интереса у детей я придумала сказочный персонаж    

     «Лягушонок - удивленок»,  который живет в центре экспериментирования.

8 слайд      Наш герой приносит ребятам интересные предметы, удивительные истории, вместе с детьми участвует в  опытах и экспериментах.

        Вместе с Лягушонком мы путешествовали по миру (побывали в лесу, пустыне и даже  на далёком севере), исследовали предметы  живой  и неживой природы.

   Образовательная деятельность дошкольников по познавательно - исследовательскому развитию осуществляется через совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей:

9 слайд      В процессе непрерывной  образовательной деятельности дети изучают:  свойства разных материалов и явлений природы.

   В ходе  работы использую различные формы:  беседы, экскурсии, наблюдения

   И методы:  игровой,  практический, словесный,  наглядный.  

     

       Самым эффективным способом познания закономерностей и явлений                     окружающего мира в системе дошкольного образования является  метод экспериментирования.  В процессе детского экспериментирования формирую у детей простейшие исследовательские умения и навыки.

  Создаю  для детей проблемную ситуацию. Дети учатся в процессе эксперимента выдвигать гипотезы, проверять  опытным путём свои предположения,  делать  выводы, самостоятельно размышлять, обобщать  полученные сведения.

 10 слайд   Китайская пословица гласит:                                                                                                       «Расскажи - и я забуду,  покажи - и я запомню,  дай попробовать - и я пойму».

    

 Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго.  Ребёнок получает возможность  почувствовать себя ученым.

 11 слайд   Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг.

    Детское экспериментирование проходит через все виды детской деятельности:

  12 слайд   На занятиях по изобразительному искусству мы экспериментируем с цветом.

  13 слайд   На занятиях по математике опытным путём доказываем, что объём воды не зависит от формы сосуда.

 В   режимных моментах

14 слайд   В процессе ухода за комнатными растениями проводим простейшие опыты с  почвой, выясняем какие условия необходимы для  роста растений.

15 слайд   На прогулке мои юные исследователи решают важные проблемы: «Что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку?»,  «Как освободить бусинку из ледяного плена?».

16 слайд    Дети очень любят играть с ветром,  со снегом  и песком.

17 слайд   Трудиться на огороде, наблюдать за ростом растений.

 

    Наблюдение является неотъемлемой частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов.

 

            Важно, чтобы каждый ребенок проводил  опыты сам, а не был в роли наблюдателя.  При этом взрослый не учитель, а равноправный партнер.

18 слайд  «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

                                                                               Ральф У. Эмерсон

  19 слайд      В процессе самостоятельной  деятельности  детей, я создаю  такие условия, чтобы у детей возникло желание проводить элементарные опыты по собственной инициативе.

20-21 слайд   Использовать при этом ранее полученные знания и умения, самостоятельно размышлять и делать выводы.    


 22 слайд   За время работы была собрана  картотека игр-экспериментов по всем возрастам.

23 - 24 слайд     Коллекции разных материалов: (ракушек, семян растений,  жуков,  гербарий, коллекция камней, ткани, фантиков, бумаги и шишек ).

       На  познавательных  занятиях собранные коллекции  используем как наглядный материал.

 

25 слайд   Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Родители как участники образовательного процесса принимают участие в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей.

 26 слайд   С целью повышения компетенции родителей воспитанников подобрала необходимую литературу по теме: «Экспериментируем дома».

 27-28 слайд   Провела  мастер класс показала два эксперимента……….

 29-30 слайд     Организовала конкурс  «Занимательные опыты на кухне», победители которого представили свою презентацию  эксперимента   детям группы.

 31 слайд  Совместно с родителями была оформлена стенгазета «Экспериментируем дома».

 32 слайд   И как фотоотчет о проделанной работе - папка передвижка  «Очень интересно всё то, что неизвестно».

 

         Опыт работы показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает»  к себе не только дошкольников, но и их родителей.  

33  слайд    Можно сделать вывод, что на данном этапе поставленная цель достигнута!

 Дети умеют  задавать вопросы взрослым и сверстникам, доказывать, рассуждать,    склонны наблюдать и экспериментировать.

 

  У детей хорошо  сформирована  поисковая  активность, способность  проводить элементарные опыты, используя при этом свои умения и навыки. Они могут самостоятельно дать объяснения  некоторым явлениям природы.  Мои юные исследователи    научились выдвигать гипотезы, давать определения понятиям,     высказывать предположения, анализировать и делать выводы.  

     Сформированные исследовательские умения и навыки  будут необходимы детям для дальнейшего обучения в школе. Дети смогут самостоятельно  разрабатывать разные исследовательские  проекты,  самостоятельно добывать знания.

       

           А знания которые ребёнок добывает самостоятельно,  становятся его достижением на всю жизнь!  

     

34 слайд   В заключение мне хочется привести слова академика Климента Аркадьевича  Тимирязева:

          «Люди, научившиеся  наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них  ответы, оказываясь на более высоком  уровне развития в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл».                                                                                         

35 слайд   Спасибо за внимание!

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представление опыта работы Тема: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников». Чайка Алевтина Васильевна МБДОУ детский сад № 51 г.Чехов

Слайд 2

Очень интересно все, что неизвестно. Все, что неизвестно, очень интересно!

Слайд 3

«Хочу всё познать», – говорит ребёнок. Я буду твоим проводником на этом пути », отвечает ему взрослый.

Слайд 4

Одним из целевых ориентиров Ф Г О С является проявление любознательности дошкольников ЦЕЛЬ: развитие поисково-исследовательской активности дошкольников. ЗАДАЧИ : 1. формировать простейшие исследовательские умения и навыки; 2. развивать творческую активность в процессе исследовательской деятельности дошкольников; 3. воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Слайд 5

Центр детского экспериментирования « Любознайка »

Слайд 6

приборы-помощники сосуды образцы почвы красители дополнительное оборудование

Слайд 8

«Лягушонок - удивлёнок »

Слайд 9

Н епрерывная образовательная деятельность Исследуем свойства ткани

Слайд 10

Китайская пословица гласит: Расскажи- и я забуду, Покажи -и я запомню, дай попробовать -и я пойму.

Слайд 12

Изобразительное искусство

Слайд 13

Опытным путем доказываем, что объем воды не зависит от формы сосуда

Слайд 14

Трудимся в уголке природы

Слайд 15

Исследовательская деятельность на прогулке

Слайд 16

Исследовательская деятельность на прогулке

Слайд 18

. « Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!» Ральф У. Эмерсон

Слайд 19

Самостоятельная деятельность

Слайд 23

ракушки гербарий жуки семена

Слайд 24

камни ткань фантики бумага шишки

Слайд 25

Мои юные исследователи

Слайд 26

Экспериментируем дома

Слайд 27

Мастер-класс с родителями «Экспериментируем дома»

Слайд 29

Презентация экспериментов Туникова Александра с мамой

Слайд 30

Презентация экспериментов Лаврухин Кирилл с мамой

Слайд 32

Папка-передвижка «Очень интересно все, что неизвестно!»

Слайд 33

Юные исследователи

Слайд 34

« Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них ответы, оказываясь на более высоком уровне развития в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К. А. Тимирязев

Слайд 35

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»

Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»Содержание:1.     Пояснительная записка2.     Перспективное план...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Мастер-класс для воспитателей по теме: «Организация поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников»

Данный материал поможет педагогам  организовать  поисково-исследовательскую  деятельность   старших  дошкольников. На примере покажет,  как у детей старшего дошкольн...

Педагогический опыт работы на тему: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством поисково-исследовательской деятельности»

Актуальность темы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического проц...

Опыт работы по теме: Организация работы по ранней профориентации дошкольников в условиях ФГОС ДО.

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помо...

Описание опыта работы на тему «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования».

Развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей....