Мастер класс. Тема: « Возможность применения песочной терапии в развивающих занятиях НОД».
материал на тему
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по проведению НОД с использованием песочной терапии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 18.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс.
Тема:
« Возможность применения песочной терапии в развивающих занятиях НОД».
Цель:
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проведению НОД с использованием песочной терапии.
Задачи:
- Познакомить педагогов с песочной терапией в дошкольном образовательном учреждении.
-Развивать познавательный интерес к использованию игры песком в НОД, умение делиться приобретенным опытом с педагогами.
Материалы:
- песочница, песок, миниатюрные фигурки, коктельные трубочки, влажные салфетки, лейки с водой, музыкальный центр.
Ход занятия:
Пара детства- счастливая пора, но в ней могут быть неудачи, мешающие досадные случайности, огорчения, плохое настроение. Как помочь ребёнку справиться со всем этим?
Особые дети, талантливые, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи и прямохождением,- именно они ставят перед современной педагогикой задачи, до настоящего времени не виданные и пока не решенные. В растерянности находятся и семьи и образовательные организации. Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назрел вопрос о совершенствовании дидактических приёмов, методов образавательно - информационной работы с современным подрастающим поколением.
Почему именно песок? Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей - вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре в «куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони.
Занимаясь творчеством, человек ведет активный диалог со своим бессознательным. Вдохновленный, он черпает из него идеи и образы. Они получают материальное воплощение - в камне или на холсте, слове или песке. Быть может, человек не поймет - но почувствует, что у него есть проблемы, что необходимы перемены, и захочет перемен - тогда образы могут быть осознаны.
Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг утверждал, что «часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». На этом свойстве спонтанного выражения сознания и основана песочная терапия, признанная сегодня во всем мире перспективной «игрой» для самовыражения ребенка.
Песочная терапия предполагает игру с песком и миниатюрными фигурками. Песочница позволяет активизировать фантазию и выразить возникающие при этом образы средствами художественной экспрессии. В процессе продолжающего диалога со своим внутренним миром, ребенок, подросток, взрослый получает возможность представить и прожить внутренние образы в конкретной форме.
С учётом особенностей зрительного восприятия предлагается использовать деревянный ящик размером 50*70*10 см.
- Эти размеры отражают площадь зрительного восприятия и дают представления « мир как на ладони».
Песок может показать детям много интересных игр и сказок. Но сначала нужно вспомнить, как нужно правильно играть с песком.
Звучит релаксационная музыка.
Я открою вам секреты,
Только надо знать при этом
Правила моей страны.
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить:
Горы, реки и моря -
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна.
Вы же, поняли меня!
Песочная терапия проводиться с людьми любого возраста, начиная с трехлетних детей. Вот пример простого упражнения для знакомства с песочницей: воспитатель вместе с ребенком по очереди делают отпечатки кистей рук и описывают свои ощущения от прикосновения песка.
Положите свои ладошки и погладьте песок.
- Возьмите его в кулачки крепко- крепко, чтобы не одна песчинка не упала и опустите.
- Потрите между ладонями песок.
Расскажите, какой песок?
Ответы:
Да мы с вами достаточно можем описать свои ощущения. А у ребёнка не хватает словарного запаса, чтобы описать свои ощущения, тогда взрослый приходит ему на помощь и вместе они делают ещё несколько упражнений:
- скольжение ладонями по поверхности песка: зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, хвостик, веревочка и т.д.),
- те же движения выполняются ребром ладони,
- пройтись по поверхности песка каждым пальцем по очереди и одновременно, проговорить, чем отличается ощущение от мокрого песка и от сухого,
- далее можно группировать пальцы по два, три, создавать загадочные следы и фантазировать: чьи они?
Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, ребенок научится передавать свои ощущения словами.
Песочная терапия - одна из разновидностей игра - терапии. Этот вид терапии используется при сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности. На детей песок действует как магнит. Для ребёнка песочная терапия хороша, как коррекционно-развивающая и образовательная работа.
Использование песка в работе с детьми дает большие возможности:
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
- Как вы думаете, почему при сильном ветре неудобно играть в песок?
Попрошу вас, взять трубочки, и создать искусственный ураган. ( подуть в трубочку на песок).
- Какой вывод вы можете сделать?
( Песчинки маленькие, лёгкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться друг за друга и за землю при сильной струе воздуха.)
Я предлагаю ещё один эксперимент.
Половину песка мы оставляем сухой, а вторую поливаем. Возьмите сухой песок в ладони и высыпьте, а затем мокрый.
Какой вывод мы можем сделать из этого опыта?
( Мокрый песок, нельзя сыпать из ладошки струйкой, а сухой можно. Вылитая вода, полностью просочилась сквозь песок).
Во-вторых, мощно развивается «тактильная» чувствительность как основа развития «ручного интеллекта».
Игра "Отпечаток" - показ различных вариантов оставления следов на песке и их детализация .
Давайте положим наши руки на поверхность, при этом стараемся сильно не нажимать, чтобы остался отпечаток вашей руки. Посмотрите, на что похож отпечаток, если сейчас его дорисовать?
- Птица, цветок, солнышко:
Дорисуйте свои ладошки и посмотрите, что у вас получилось.
- Сказочная птица, красивый цветок, яркое солнышко:
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
Я предлагаю поиграть со мной.
Игра направлена на развитие внимания и памяти. « Кто спрятался»?
( по периметру песочницы расставляются фигурки животных).
Просьба запомнить, и отвернутся, фигурки закапываются в песок. По памяти нужно воспроизвести. По желанию.
В-четвертых, совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
Так же я предлагаю сочинить со мной сказку и поиграть на песке.
По очереди каждый педагог составляет предложение к сказке, и оно проигрывается.
А теперь наши герои устали и хотят отдохнуть, давайте отправим их обратно в коробку. А когда будим закрывать коробку, то загадаем желание снова вернуться в чудесный мир песка.
В песочной терапии множество ещё не раскрытых возможностей, как обучающих, так и коррекционных, возможностей, как для ребенка, так и для воспитателя. Занимаясь в песочнице, мы вместе делаем удивительные открытия, учимся друг у друга.
Благодарю за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс педагога психолога по песочной терапии "Песочный мир чудес"
Мастер-класс по пескотерапии...
Родительское собрание (Мастер-класс) для родителей «Использование песочной терапии на занятиях по развитию эмоциональной и познавательной активности».
Цель: Познакомить родителей с возможностями песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной активности дошкольников.Задачи:Дать определение песочной терапии.Познакомить родителей с играми, ...
Выступление на конференции "Возможности применения песочной терапии при развитии познавательной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто не может рассказать о своих переживаниях и страхах, а поскольку игра с песком происходит в конт...
МАСТЕР – КЛАСС для воспитателей «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми»
мастер-класс для воспитателей...
Мастер-класс "Использование экрана для песочной терапии на логопедических занятиях".
Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы...
Мастер-класс для педагогов «Применение песочной терапии в речевом развитии дошкольников»
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизнен...
мастер класс на воспитатель года "Песочная терапия"
1 слайд : "Мастерская педагога" "Песочеая терапия"2 слайд: Цель:повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов в использовании песочной терапии. Задачи:совер...