Доклад на семинар по педагогическому мониторингу в новом контексте образовательной деятельности.
материал на тему

Хайитова Елена Александровна

Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной области

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на семинар по педагогическому мониторингу в новом контексте образовательной деятельности.

Хайитова Е.А.

     Добрый день уважаемые коллеги. Я являюсь воспитателем старшей группы. И сегодня хочу вас  познакомить  с  моделью педагогической диагностики индивидуального развития ребёнка разработанным на основе ФГОС  ДО  автором,  которой является кандидат психологических  наук    Ю.А. Афонькина.,  на старший дошкольный возраст. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ я использовала:

- наблюдение

- изучения продуктов деятельности детей

- несложные эксперименты

-беседы

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.

Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «очень хорошо!», « ты молодец!», « я, вижу, у тебя всё замечательно получается!». Но прежде чем приступить к наблюдению, мне необходимо было изучить те показатели, которые характеризуют разные уровни эффективности педагогических воздействий по каждой образовательной области и ее содержательным направлениям. В диагностическом  журнале собраны карты оценки уровней эффективности педагогического воздействия по пяти образовательным областям: (социально – коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно- эстетическое развитие; физическое развитие).

       Для примера мы возьмём карту оценки эффективности  педагогического воздействия  по « познавательному развитию». Карта групповая, в ней прописаны семь критериев, которые выдвигает автор.

       Критерий – это признак на основании,  которого делается оценка.

       Критерии определяются на основе соотнесения данных наблюдений с показателями: высокого; среднего; низкого и низшего. Если не все показатели  совпадают, то выделяют промежуточные уровни: низший/низкий; низкий/средний; средний/высокий.

       Первый критерий звучит таким образом: «Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации».

Второй «Формирование познавательных действий, становление сознания».

Третий «Развитие воображения и творческой активности».

Четвёртый «Формирование первичных представлений о себе, о других людях».

Пятый «Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, об их свойствах и отношениях».

Шестой «Формирование первичных представлениях о малой родине и Отечестве, представлений  о социо- культурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. О планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира».

Седьмой «Формирование первичных представлений об особенностях природы».

Для наглядного примера я хочу с вами разобрать один критерий «Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации» по уровням эффективности педагогического воздействия. Но,  для начало давайте вспомним, что такое педагогическое воздействие?

Это действие педагога, направленное к ребёнку и достигшее его, то есть передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения к младшему.

Давайте послушаем как автор - Ю.А. Афонькина  выделяет уровни:

Высокий уровень эффективности педагогического воздействия.

Проявляет разнообразные познавательные интересы ( к миру предметов и вещей, миру социальных отношений и своему внутреннему миру), при восприятии нового пытается понять суть происходящего установить причинно- следственные связи. Вопросы имеют преимущественно причинно- следственный характер, отражают попытки понять существенные связи и отношения в окружающем мире; внимательно выслушивает ответы, соотносит их с системой имеющихся знаний, представлений и суждений.

Средний уровень эффективности педагогического воздействия.

Преимущественно проявляет познавательные интересы к миру физических явлений. Вопросы имеют причинно- следственный характер, сочетаются с уточняющими вопросами; ответы выслушивает с интересом, выдвигает свои версии ответов, может настаивать на них, ориентируется на собственный опыт или житейские представления.

Низкий  уровень эффективности педагогического воздействия.

Проявление познавательных интересов не устойчивые, преобладают предметно- ориентированные, утилитарные интересы( интересы обладание предметами или удовлетворении своих утилитарных нужд). Задаёт вопросы , преимущественно отражающие обыденные, обиходные связи и отношения; может не проявлять интереса к ответам; настаивает на своих версиях ответов, нередко противореча очевидным фактам).

    Низший  уровень эффективности педагогического воздействия.

Познавательные интересы не оформлены, не дифференцированы; реагирует на новизну, но когда новизна восприятия проходит, теряет интерес к происходящему, быстро пересыщается. Задаёт вопросы редко; в вопросах отражает то, что воспринимает непосредственно, в данный момент. Удовлетворяется кратким констатирующимся ответом; может не соглашаться с ответом, противореча очевидным фактам.

А сейчас уважаемые педагоги, прослушав уровни, представьте своих воспитанников и попробуйте соотнести ваше педагогическое воздействие на каждого ребёнка. Не забудьте, что ваше мнение это субъективно, а для эффективности вам необходимо будит проконсультироваться со вторым воспитателем и специалистами, которые имеются в детском саду. И уже поле этого вы сможете дать более объективную оценку ребёнка.

    После заполнения карты оценки эффективности педагогического воздействия, следующим этапом моей работы является, заполнения профиля эффективности педагогических воздействий  на каждого ребёнка.

  Профиль заполняется в виде графика: где с лева указаны уровни, а внизу критерии. Выстраивается график индивидуального развития ребёнка на начало учебного года и конец. Чтобы мы смогли просмотреть динамику развития ребёнка. Графики  прорисовывают разными цветами.

Если вы меня спросите, нужна ли мне как педагогу диагностика? Да! Необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются, предупредить возможные проблемы в обучении, мы предполагаем, что ранняя диагностика и правильно подобранные методы воздействия дают отличные результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система педагогического мониторинга для оценки усвоения образовательной программы

Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, ориентированная на обеспечение управления, позволяющая судить о сост...

Система педагогического мониторинга для оценки усвоения образовательной программы

Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или ее отдельных элементах, ориентированная на обеспечение управления, позволяющая судить о сост...

Доклад на семинаре – практикуме Педагогическая технология «Социальная акция – одна из форм педагога по успешной социализации ребенка – дошкольника»

Доклад на семинаре – практикумеПедагогическая технология «Социальная акция – одна из форм педагога по успешной социализации ребенка – дошкольника»...