«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность».
Никитина Вера Петровна
Структурное подразделение (детский сад)
ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка
Дошкольники по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
Содержание Программы, основой для которой является федеральный государственный образовательный стандарт, охватывает определенные направления развития и образование детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие; речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Конкретное содержание указанных образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности).
Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»( Р.Эмерсон).
В старшем дошкольном возрасте экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и с этическими правилами в жизни общества. Всем известно, что важным критерием в подготовке ребенка к школе является воспитание у него внутренней потребности в знаниях. И экспериментирование как нельзя лучше формирует эту потребность через развитие познавательного интереса.
На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме:«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность".
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Требования нового стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В стандартевыделены следующие целевые ориентиры: «Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способен выбирать род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности».
Учитывая практическую значимость метода экспериментирования для всестороннего развития ребенка, в своей работе поставила перед собой следующие цели и задачи.Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
развитие у детей представления о химических свойствах веществ;выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, звук, температура, состояние веществ;развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);
- Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
- Развитие у детей познавательных способностей:
мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;способов познания путем сенсорного анализа.
- Развитие ребенка в социально-личностном направлении: развитие коммуникативности;совершенствование самостоятельности, наблюдательности;развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Активизировать работу по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.
Свою работу по развитию познавательной активности детей черезэкспериментальную деятельность я строила исходя из следующихпринципов:
- Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
- Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так же в одной из ведущих деятельностей –игре;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
- Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- обеспечивает гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
- Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
- Принцип активного обучения:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
- Принцип креативности:
- поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
- Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Свою деятельность в данном направлении я начала с изучения методической литературы, связанную с экспериментированием. Разработала перспективный план работы с детьми на основе следующих программ: "Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста» Г.ПТугушева., Чистякова А.Е; «Неизведанное рядом» (опыты эксперименты для дошкольников) О.В. Дыбина; Из чего сделаны предметы (Игры- занятия для дошкольников) О.В. Дыбина; «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Прохоровой. В методическую копилку вошли конспекты занятий, картотека, фототека, создан уголок экспериментально-исследовательской деятельности.
Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми строю по трём взаимосвязанным направлениям:
- живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.).
- неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, тепло и др.).
- человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.).
В ФГОС особое место отводится созданиюпредметно-развивающей среды, так как она имеет немаловажное значение в развитии детской активности. Хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка. В созданном мною уголке экспериментирования содержится:
- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма, мерные ложки, сита и воронки, формы для изготовления льда, пипетки, трубочки,
- гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
- природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа и т.п.
- бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки) и т.п.
- увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
- контейнеры с песком и водой.
- рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
- часы песочные.
- бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
Грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.
Содержание работы по экспериментально-исследовательской деятельности реализуется в следующих трех блоках педагогического процесса:
- специально организованная образовательная деятельность с включенными опытами по заданной теме (НОД);
- совместная деятельность воспитателя с детьми, совместные проекты с родителями;
- свободная самостоятельная деятельность детей.
В своей работе я использую как традиционные методы, так и инновационные. Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
- Наглядные (наблюдения, иллюстрации, просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях и др.).
- Словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклорных материалов).
- Практические методы (игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры).
Использую инновационные технологии воспитания и обучения дошкольников. В процессе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в следующих формах: была оформлена серия наглядной информации для родителей, проведены индивидуальные и групповые консультации, использовала раздаточный материал в виде памяток и рекомендаций, совместные досуги, обмен опытом.
Родители принимали активное участие в пополнении полочки умных книг познавательной литературой и детскими энциклопедиями. Тематическая подборка книг соответствует изучаемым объектам, и располагается, в специально оформленном литературном центре, где кроме книг подобраны картины, иллюстрации, познавательные игры.
Информацию о накопленном мною положительном опыте открыто представляю педагогическому сообществу внутри детского сада.
Воспитателям детского сада представила проекты "Волшебница вода", «Эта удивительная глина», начала работу по проекту «Золотой» песок Балашейки», в которых большую часть проекта составляет работа по экспериментальной деятельности.
С целью распространения положительного педагогического опыта, планирую разместить опыт работы, его описание на личном сайте.
Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – токов и мир, который он создает вокруг себя.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность», я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении эффективен для развития познавательной активности детей, а также способствует развитию мышления, формирует элементы научного мировоззрения, помогает применить самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач(проблем).
Актуальность работы очевидна: педагоги современного образовательного процесса призваны с особой внимательностью относиться к новым педагогическим технологиям, изучать закономерности педагогического процесса, выявлять эффективность этих методов обучения.
Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод в образовании как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону развития у детей познавательной активности в соответствии с новыми стандартами государственного образования
Список используемой литературы:
Дыбина О.В. , Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с,- (Программа развития).
Дыбина О.В. Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 64 с.
Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80 с.
Новиковская О.А. Сборник развивающихся игр с водой и песком для дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2006. – 64 с.
Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.»Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие» – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 128с.
Дыбина О.В. Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М: Педагогическое общество России,2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"
В буклете рассматривается работа с детьми в детском саду по экспериментальной деятельности....
Опыт работы на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"
В статье представлен опыт работы по развитию детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. Особое внимание уделяется способам и методам работы педагога с детьми по данной т...
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Рабочая программа Кружка "Любознайка", по теме: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"...
Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...
Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность".
Буклет для родителей "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность"....
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность...
Консультация для воспитателей «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Общие правила для совершенствования методики учебных исследований в детском саду....