КОНСПЕКТ НА ТЕМУ: «Как появились сказки» Задачи: 1.Формировать звуковую выразительность речи. 2.Развивать дикцию и фонематическое восприятие. 3.Развивать коммуникативные способности детей. 4.Обогащать словарный запас слов. 5.Углублять интерес детей к сказкам. 6.Поддерживать положительное эмоциональное отношение детей друг другу. Материал: иллюстрации к сказкам, Предварительная работа: Чтение русских народных сказок «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Царевна-лягушка», «Мороз, солнце и ветер», «Снегурочка», «Василиса Прекрасная», рассматривание иллюстраций к сказкам, выставка детских работ по сказкам. Чтение авторских сказок «Двенадцать месяцев» С. Я.Маршак, «Серебряное копытце» П.П.Бажов, «Мороз Иванович» В. Ф.Одоевский, «Девочка снегурочка» В.И. Даль. Выставка иллюстраций художников в книжном уголке.
^ Ход занятия: Педагог: Сказки любят взрослые и дети. Почему Вы любите сказки? Дети: Сказки волшебные, добрые, учат нас быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми, внимательными к взрослым. Педагог: Правильно, сказки нам нравятся, потому что в них много волшебства, а ещё они нас учат быть добрыми, вежливыми, внимательными и трудолюбивыми. А знаете, как появились сказки? Дети: Сказки сочиняли люди и рассказывали своим детям. Педагог: Да, правильно. Наши предки придумали тысячи сказок. Эти сказки передавались от одного человека к другому. Сказки добрые, в каждой сказке всегда побеждает добро, а зло всегда наказывается. Сказка ложь, да в ней намёк доброму молодцу урок. Длинными, зимними вечерами люди собирались и рассказывали свои сказки. Дети эти сказки передавали своим детям, а мы узнали эти сказки от наших мам и бабушек. Эти сказки сочинял народ, поэтому их называют русские народные сказки. А есть сказки авторские, авторами этих сказок являются писатели. Сейчас проверим.
^ Первое задание: Узнай сказку по загадке. Я буду загадывать загадки, и вы будете называть сказку и её автора. Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. В скорлупе ореха девочка спала. Какая же девочка в цветке жила? (Дюймовочка, Г.Х.Андерсен.) О жадной старухе рассказ наш пойдет, А жадность, ребята, к добру не ведёт. И кончится дело всё тем же корытом, Не новым, а старым, конечно, разбитым. ( Сказка о золотой, рыбке А.С.Пушкин.) Ах ты, Петя-простота, Сплоховал немножко. Не послушался кота, выглянул в окошко. (Лиса и петушок, Русская народная сказка.) Стрела молодца угодила в болото. Ну, где же невеста? Жениться охота! А вот и невеста, глаза на макушке. Невесту зовут…(^ Царевна-лягушка, Русская народная сказка.) Из танцзала короля Девочка домой бежала. Туфельку из хрусталя На ступеньках потеряла. Тыквой стала вновь карета Кто, скажи, девчушка эта? ( Золушка, Ш.Перро.) Этот сказочный герой С хвостиком, усатый, В шляпе у него перо, Сам весь полосатый, Ходит он на двух ногах В ярко-красных сапогах. (^ Кот в сапогах, Ш.Перро.) Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне, И женился на царевне. (Емеля, По щучьему велению.) Педагог: Молодцы, все загадки угадали, и правильно отгадали названия сказок и их авторов. А теперь поиграем, (проводится физкультминутка). «Сказка даст нам отдохнуть» Сказка даст нам отдохнуть. Отдохнём и снова в путь! Нам советует Мальвина: Станет талия осиной, Если будем наклоняться Влево, вправо десять раз. Вот Дюймовочки слова: -Чтоб была спина пряма, Поднимайтесь на носочки, Словно тянемся к цветочкам. Раз, два, три, четыре, пять, Повторите-ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Красной Шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать, Проживёшь ты много лет. Раз, два, три, четыре, пять. Повторите – ка опять: Раз, два, три, четыре, пять. Дала нам сказка отдохнуть! Отдохнули? Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.) ^ Педагог: А теперь, следующее задание, попробуйте Узнать сказку по иллюстрации. На мольберт выставляется иллюстрации к сказкам (по одной) «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», « Волк и семеро козлят», «Царевна-лягушка», «Морозко». Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию. Вопросы к детям: 1.Как называется сказка? 2.Назовите героев этой сказки? 3.Чему учит нас эта сказка? 4.Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации? Педагог: Молодцы, А теперь следующие задание. Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они встречаются. 1.Алёнушка, козлёночек, купец, ведьма. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, русская народная сказка.) 2.Старик Кокованя, девчонка Даренка, кошка Мурёнка, козёл. (Серебряное копытце, П. Бажов.) 3.Старик, старуха, дочка из снега, костёр. (Снегурочка, русская народная сказка.) 4.Злая мачеха, дочь и падчерица, дед Мороз. (Морозко, русская народная сказка.) 5.Купец, дочь, кукла, мачеха, Баба Яга. (Василиса Прекрасная, русская народная сказка.) 6.Злая, скупая женщина с дочкой, падчерица, подснежники, вьюга, мороз. (Двенадцать месяцев, С.Маршак.) 7.Царь, три сына, стрела, болото. (Царевна-лягушка, русская народная сказка.) 8.Старик, две девочки, нянюшка, по труду и награда. (Мороз Иванович, В.Одоевский.) Педагог: Молодцы! Вы так много сказок знаете! А, вот вам еще одна загадка: Наступили холода. Обернулась в лёд вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медвёдь реветь: В спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? Дети: Это бывает зимой. Педагог: Правильно. А какой сейчас месяц? Дети: Сейчас месяц февраль.
Педагог: Правильно. А какие зимние месяцы вы знаете? Дети: Зимние месяцы декабрь, январь, февраль. ^ Педагог: Назовите сказки, в которых действие происходило зимой. Дети: Двенадцать месяцев (С.Маршак), Серебряное копытце (П.Бажов), Снегурочка (русская народная сказка), Морозко (русская народная сказка), Мороз Иванович (В.Одоевский), «Мороз, солнце и ветер (русская народная сказка), «Девочка снегурочка (В.Даль), «Василиса Прекрасная (русская народная сказка). ^ Педагог: Молодцы. А можете ли вы мне, Фее, нарисовать эти зимние сказки, тех героев, которые вам больше всего понравились. Дети пересаживаются в зимнюю творческую мастерскую за столы, они уже приготовлены к работе. Вначале нужно приготовить наши пальчики к рисованию (пальчиковая гимнастика): Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную лепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А ещё в снегу валялись. Ребята, перед вами лежат замечательные волшебные книжки, откройте, книжки. В книжках не хватает иллюстраций к зимним сказкам. Ребята, задание понятно? Сядем правильно спина прямая, ноги вместе, приступайте к работе. Педагог: Давайте работы развесим, и посмотрим на них все вместе. Анализ детских работ. Подошёл к концу наш Праздник сказки. Вы замечательно справились с моими заданиями. Вспомнили много интересных сказок, полных волшебства и чудес. А на память о нашей встрече я забираю Ваши сказки. Спасибо, до свидания (под музыку уходит). |