«ЧЕМ СКАЗКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РАССКАЗА И СТИХОТВОРЕНИЯ».
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ НА ТЕМУ: «ЧЕМ СКАЗКА ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ РАССКАЗА И СТИХОТВОРЕНИЯ»
Программное содержание: формировать у детей общую ориентировку в звуковой системе языка, обучать звуковому анализу слов; протягивая гласные звуки; уточнять, систематизировать представления о жанровых особенностях сказки; развивать эмоциональный мир детей, чувство сопереживания героям; формировать умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Ход:
- Ребята, я знаю, что вы любите сказки, рассказы и стихи. Герои этих произведений приглашают нас в гости.
Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза и повторяйте за мной:
Наш ковер лети-лети
В сказку двери отвори.
- Посмотрите на картинку, вы знаете эту сказку?
Перед детьми иллюстрация к венгерской сказке «Два жадных медвежонка».
- Что случилось в сказке? Расскажите. (Ответы детей).
- Пора лететь дальше.
Наш ковер лети-лети
Сказку помоги найти
- Эта сказка «Лисичка-сестричка и серый волк». Как вы думаете волку было больно, когда его хвост замерз в проруби? Какие звуки он издавал? (у-у-у)
- В каком домике живет этот звук? (в красном) Почему? (ответы детей)
- Какие еще бывают звуки? (согласные) Чем они отличаются?
- Посмотрите, какую рыбу поймал волк. Помогите ему поселить звуки в домики.
Звуковой анализ слова «рыба»
- Какие же вы умники… и умницы!
- Пора лететь дальше.
Наш ковер лети-лети
И в стихи нас принеси
- А сейчас я расскажу стихотворение. Называется оно «Лошадка». Написала его Агния Барто.
Я люблю свою лошадку.
Шерстку ей гладко причешу.
Хвостик приглажу гребешком
И поеду верхом в гости.
Воспитатель выжидает реакцию детей. Если ее нет, спрашивает, хорошо ли прочитано стихотворение. Если говорят, что хорошо, просит прочитать это же стихотворение кого-то из детей. Спрашивает, одинаково ли оно прочитано, в чем разница. Выслушивает ответы детей, дополняет их. Делает вывод: есть стихи, а есть рассказы (проза — для старших детей). Стихотворения звучат складно, их можно петь, под них удобно ходить, прыгать, а с рассказами такого не бывает. Так получается потому, что в стихотворениях есть ритм и рифма — похожие слова (примеры), а в рассказах нет. Воспитатель предлагает детям походить под чтение вслух стихотворений и под чтение рассказов. Отмечает, что под стихотворения все ходят одинаково — в стихах есть ритм, а в рассказах ритма нет, и под них все ходят по-разному.
— Давайте устроим такую игру. Вы встанете на ковер, а я буду читать стихотворения и рассказы. Под стихотворения удобно ходить, поэтому, если вы слышите стихотворение, начинайте ходить, а если я читаю рассказ (прозу), стойте на месте.
Воспитатель читает несколько стихотворений А. Барто вперемешку с рассказами на те же и другие темы (по аналогии с «Лошадкой»). Закрепляет термины «стихотворение», «рассказ», термины «рифма», «проза», «поэзия».
— А как вы думаете, поэт пишет стихотворения или рассказы? Почему вы так думаете? А рассказы кто пишет? (Писатели.)
- А кто пишет сказки? Чем сказки отличаются от стихотворения? И чем сказки отличаются от рассказов?
Пора возвращаться.
Наш ковер лети-лети,
С песней нам легко в пути.
Пение песни Э. Чуриловой «В сказках – чудеса».
- Ну вот мы и дома. В каких сказках мы побывали? Чем сказка отличается от рассказа, стихотворения? (Ответы детей) Все верно. Прекрасное путешествие у нас получилось. И все потому, что вы дружные, отзывчивые, добрые. Спасибо вам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление рассказов по стихотворениям»
План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление рассказов по стихотворениям»...
Сказки, которые можно рассказать руками
Подборка сказок в помощь родителям и воспитателям...
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности По речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказа по стихотворению Татьяны Волжиной «Где чей дом?»»
Тема: «Составление рассказа по стихотворению Татьяны Волжиной«Где чей дом?»»...
Сборник рассказов и стихотворений для формирования у дошкольников представлений о Великой Отечественной войне.
тематические рассказы и стихотворения для знакомства дошкольников с ВОв....
Картотека рассказов и стихотворений о семье
В картотеке содержатся произведения о тсемье А.Барто, В.Сухомлинского, Б.Алмазова, В.Драгунского, Е.Благининой, М.Дружининой, Н.Артюховой, О.Бундур, Т.Агибаловой, Я.Аким....
Круглый стол для родителей и детей «Как написать сказку, рассказ или стихотворение» в рамках акции "Ёлочка, ёлочка живая иголочка"
Цели: повышение уровня экологического сознания дошкольников; понимание значимости проблемы сохранения хвойных лесов.Задачи: обучить работе с малыми литературными формами; укреплять де...
Картотека рассказов и стихотворений о правилах дорожного движения
Подбор литературы для чтения детям старшего дошкольного возраста о правилах дорожного движения...