Консультация для воспитателей "Адаптация ребёнка к условиям общественного воспитания"
консультация на тему

Любовь Николаевна Борисова

Мы, воспитатели, должны глубоко понять сущность процесса адаптации (привыкания) ребёнка к условиям общественного воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                          Консультация для воспитателей

 «Адаптация ребёнка к условиям общественного воспитания»

   В настоящее время накоплен большой положительный опыт организации приёма детей в детские учреждения.

   Мы, воспитатели, должны глубоко понять сущность процесса адаптации (привыкания) ребёнка к условиям общественного воспитания.

   В.А.Сухомлинский писал:  «… твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим  воспитателем , и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребёнка». Эти качества души должны раскрыться в воспитателе при общении к вновь поступившим детям.

   Для того, чтобы управлять процессом адаптации, педагогу необходимо знать возрастные особенности детей и учитывать их в своей работе. Прежде всего,  надо помнить, что организм маленького ребёнка характеризуется функциональной незрелостью.  Приспособляемость  к изменившимся условиям   среды несовершенна, вследствие чего малыш подвержен различным заболеваниям.  Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе. Забота о здоровье детей, его укреплении является одной из главных задач детского учреждения. Особенно подвержены заболеваниям те малыши, которые только что поступили в детский сад. Группа детского сада – это множество контактов, более неблагоприятная среда и, если организм ребёнка не закалён, он быстро может заболеть. Поэтому родители должны закаливать ребёнка до прихода в детский сад.  Воспитатель, со своей стороны, должен особенно внимательно отнестись к новым детям: соблюдать все правила гигиены, тщательно одевать каждого малыша на прогулку, не допускать, чтобы малыш брал в рот игрушки.

   Как правило, только к полутора годам некоторые дети приобретают привычку проситься на горшок, а приходящие из семьи дети, нередко не владеют этой привычкой и в более старшем возрасте. Случается, что дети, которые приучены к опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения.

     Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную  одежду, иначе она может стать причиной заболевания.

     К 1,5 – 2 годам некоторые дети могут есть самостоятельно.  Однако дети 2- 3 года жизни не умеют сами есть не только жидкую, но и густую пищу. Их надо первое время кормить, постепенно формируя необходимые навыки приёма пищи, опрятности,  гигиены.

    В первые годы жизни ребёнка происходит бурный темп их физического и психического развития. И этот темп накладывает отпечаток и на физическое состояние ребёнка, и на его поведение. При поступлении ребёнка в детский сад воспитатель должен учитывать эту особенность. Иначе, если условия развития и воспитания ребёнка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движений, словаря, действий с предметами и т.п. задача воспитателя заключается в том, чтобы предотвратить негативные явления, создать условия для нормального поступательного развития ребёнка.

   Процесс становления взаимоотношений ребёнка со сверстниками также длителен и непрост. Начинается он с кратковременных действий рядом с другими детьми, совместных действий. И только потом эти совместные действия становятся длительнее.

   Психическое развитие происходит в процессе деятельности, содержание и характер которой на протяжении детства меняются, совершенствуются.  На протяжении первых лет жизни меняется и характер действий с игрушками.  Дети второго года жизни с большим удовольствием занимаются разборными игрушками: разбирают и собирают пирамидку и т.д.  дети третьего года жизни действуют с предметами  более разнообразно.  Воспитатель должен знать потребности  и возможности детей в организации игровых действий. Например,  трехлетнего ребёнка, если он расстроен, можно занять инерционной игрушкой: играя с ней, он отвлечётся от беспокоящей мысли об отсутствующих родных.

   Эмоции детей первых лет жизни характеризуются неустойчивостью.  Ели ребёнок сыт, ухожен и  содержание деятельности, в которую он включён, его удовлетворяет, он спокоен, активен, улыбается.  Резкое изменение условий жизни может вызвать у него испуг, слёзы. Следует иметь ввиду, что маленькие дети эмоционально заражены.  Плачущий ребёнок может вызвать плач и у остальных детей.  Малыши очень чутко реагируют и на состояние окружающих взрослых.  Поэтому у воспитателя должен быть спокойный, ровный настрой, который благоприятствует созданию хорошего настроения у детей.  Раздражение, дурное расположение духа как бы передаётся  и детям.  Важным условием поддержания  положительного эмоционального  состояния ребёнка является их занятость.  Разумная занятость ребёнка – одно из важных условий создания у него радостного, бодрого настроения. Отрицательное эмоциональное состояние выражается у детей не только плачем,  но и рядом беспорядочных движений рук и ног.  Достаточно бывает заинтересовать его игрушкой, рассказом, чтобы он успокоился и даже начал смеяться.

     Дети первых лет жизни быстро утомляются, что ведёт к различным изменениям в их поведении: появляются признаки негативного отношения к взрослым, к детям. Поэтому обязательным условием предупреждения переутомления является организация режима дня.  Принимая ребёнка в группу, следует интересоваться,  сколько и как он спал дома, в соответствии с этим вносить необходимые изменения в его режим.  Переутомление может способствовать возникновению невроза.  В новой обстановке ребёнок чувствует себя напряжённее, скованнее, не может сориентироваться, что ему делать, как поступать в новых условиях, не засыпает,  отказывается от еды, выходит из режима.  Ребёнка может напугать большое количество взрослых и детей в группе, громкий голос няни, резкие звуки и т.д. Он «застывает», становится бездеятельным, плаксивым.  Поэтому речь воспитателя должна быть чёткой, эмоционально выразительной, негромкой, грамматически правильной.

   В период адаптации особенно важно обратить внимание на уровень речевого развития ребёнка. Воспитатель должен выяснить, на сколько ребёнок понимает то, о чём с ним говорят, каков словарный запас, как он умеет пользоваться словами при общении со взрослым, при ответах на его вопросы. Без этого невозможен тесный контакт воспитателя с ребёнком, затрудняется взаимопонимание, уменьшается возможность расширения ориентировки ребёнка в окружающем.  Воспитатель должен развивать и закреплять потребность и желание ребёнка говорить.

   Не менее важно знать и индивидуальные особенности детей. в возрасте 2-3лет ребёнок уже имеет свой собственный индивидуальный опыт поведения, общения с окружающими, свои потребности и желания, привычки, умения и навыки. Всё это необходимо принимать во внимание в процессе воспитания, и в особенности в период привыкания малыша к жизни в детском саду. Чтобы узнать индивидуальные особенности вновь поступившего ребёнка, воспитатель должен побеседовать с  родителями, посещать ребёнка на дому, наблюдать за новеньким в разные отрезки дня и в разных ситуациях.   Это поможет воспитателю правильно оценить его индивидуальные особенности и направить его поведение в нужное русло.

   Каковы же причины индивидуальных различий детей? это различия в условиях жизни детей и их воспитании. Ведь именно условия жизни и воспитание определяют развитие ребёнка и являются его движущими силами.  Не следует забывать, что на поведение и развитие маленького ребёнка накладывает отпечаток и состояние его здоровья.  Как правило, ослабленные дети труднее адаптируются к новым условиям. Они чаще заболевают, труднее переносят разлуку с близкими.  На поведение детей накладывает отпечаток и состояние нервной системы ребёнка.  Вот поэтому и необходим индивидуальный подход.  Если мы, воспитатели, будем игнорировать типологические особенности нервной системы ребёнка в период адаптации в детском саду, то это может привести к изменению в его поведении.

   Вначале нужно изучить все привычки поступившего ребёнка.  Это будет не сразу.  Поведение ребёнка под влиянием сложившихся привычек  приобретает индивидуальный характер.

    Опыт общения ребёнка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации в условиях детского сада. Поэтому воспитатель должен знать содержание потребности ребёнка в общении, что является ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических взаимодействий на ребёнка в адаптационный период.

   Воспитатель должен установить контакт уже в первый день.   Но если у ребёнка не сформирован опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя реагирует негативно: плачет, вырывается из рук и т.п.  в таком случае целесообразно разрешить маме побыть в группе.  В её присутствии ребёнок успокаивается,  начинает  интересоваться игрушками. Воспитатель должен  ласково обращаться к малышу, даёт игрушку, хвалит одежду и т. д.  дети, имеющие опыт общения с посторонними людьми, легко идут на контакт с воспитателем.  Но воспитатель обязан так встретить новенького, чтобы не разочаровать его ожидания: проявить к нему внимание, заменить ему на время близких, не дать почувствовать себя чужим, беспомощным.

  И так, в период адаптации детей к условиям общественного воспитания воспитатель свою работу должен организовать, опираясь на следующие педагогические правила:

  • Необходимо учитывать органические потребности ребёнка в еде, питье ,туалете, сне. Если ребёнок отказался от завтрака, необходимо раньше других накормить его обедом.
  • Необходимо приучать ребёнка ко всему новому постепенно, зная его привычки.
  • Необходимо единство и постоянство требований со стороны всех лиц, воспитывающих ребёнка.
  • Требования, предъявляемые к ребёнку, должны быть посильны и выполнимы.
  • Необходимо создавать установку у ребёнка на все предстоящие режимные моменты: «Сейчас Катенька будет кушать»,  «Серёжа будет спать». «Вот так! Молодцы!».
  • Все режимные процессы должны проводиться спокойно, без лишней суеты, без причинения ребёнку неприятных ощущений.
  • Нельзя ребёнка заставлять длительно ожидать чего-либо. Так, посадив его за стол, надо сразу подать ему пищу.
  • Со дня поступления в детское учреждение важно приучать ребёнка к активному участию в режимных процессах. Ели у ребёнка нет необходимых для его возраста навыков, их необходимо формировать, или восстановить утраченные.
  • В формировании культурно-гигиенических навыков необходимо учитывать уровень их развития и в зависимости от этого дифференцировать приёмы и методы педагогического воздействия (использовать показ, совместные действия с ребёнком, упражнение в действии, неоднократное его повторение и т.д.).
  • При формировании режима и культурно-гигиенических навыков важно соблюдение таких принципов, как преемственность, последовательность, постепенность в усложнении требований, предъявляемых к ребёнку, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей.

   Важным фактором, влияющим на характер поведения ребёнка в процессе адаптации, является личность самого воспитателя. С момента поступления в детское учреждение ответственность за жизнь и здоровье ребёнка несёт воспитатель. Воспитатель должен любить детей, быть внимательным и отзывчивым по отношению к каждому ребёнку, уметь привлечь ребёнка, организовать его внимание.

    Воспитатель должен уметь наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогических воздействий.  Он должен проектировать развитие формирующейся личности каждого ребёнка, управлять поведением детей в сложный для них адаптационный период к условиям детского учреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская гостиная на тему:«Интеграция взаимодействия дошкольного учреждения и современной семьи на этапе адаптации детей к условиям общественного воспитания"

Предложенный конспект родительской гостиной соответствует современным требованиям, носит практико-ориентированный характер и может быть использован для эффективного взаимодействия педагогов с семьями ...

Проект организации взаимодействия с родителями на этапе адаптации детей к условиям общественного воспитания "Первые шаги"

Наш многолетний опыт работы  позволил выработать алгоритм взаимодействия с семьей на одном из самых трудных и важных этапов развития ребенка – в период его адаптации к условиям общественного восп...

ГБДОУ детский сад №134 Выборгского района Санкт- Петербурга Выступление-доклад «Охрана здоровья ребёнка в условиях семейного воспитания как современная педагогическая проблема» Иванова Светлана Евгеньевна

ГБДОУ  детский сад №134 Выборгского района  Санкт- Петербурга     Выступление-доклад «Охрана здоровья ребёнка в условиях  семейного воспитания как современная педаго...

Формирование оснований нравственного поведения в условиях общественного и семейного воспитания

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться н...

Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания

Взаимодействие ДОУ с учреждениями социума по вопросам адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания...

Проект взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей 2-3 лет к условиям общественного воспитания "Первые шаги".

Ра    Данный проект поможет молодым специалистам  во взаимодействии со всеми  членами семьи, включая самого ребенка и его бабушек и дедушек на протяжении первого года посещения реб...

Консультация " Чем занять ребёнка в условиях самоизоляции?"

Как комфортно организовать пространство?...