ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.
статья на тему
В статье представлена актуальность интегрированного подхода в дошкольном образовании, адресная напрвленность по данному вопросу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_2.docx | 30.34 КБ |
Предварительный просмотр:
"Интегрированные занятия - как средство реализации ФГОС ДО"
Дошкольный возраст — это сензитивный период развития личности, становления ее базовых характеристик. Кроме того, в этом возрасте закладываются основы отношения человека к миру предметов, природы, миру людей, это благоприятный период для формирования компетентностей дошкольника. Приобретение и проявление ребенком ключевых компетентностей - основа успешной деятельности в период дошкольного детства и на следующих ступенях образования.
Поэтому, задача педагога, обеспечить:
- охрану и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развивать их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка, формировать предпосылки учебной деятельности;
- обеспечить вариативность, разнообразие содержания Программы и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формировать социокультурную среду, в соответствии с возрастными, индивидуальными, психологическими и физиологическими особенностями детей;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.(ФГОС ДО).
До недавнего времени в ДОУ существовала тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, включения в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания, представляющего, как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребёнком в его жизни, и, соответственно, не формирует целостного представления о мире как единой системе, где всё взаимосвязано[1]. Восприятие подобной информации сказывается и на снижении двигательной активности детей.
Одним из путей оптимизации соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников мы считаем процесс интеграции [2].
Всё это привело к активному поиску межпредметных связей, использованию их в дифференцированном обучении и воспитании. Перед нами встал вопрос об использовании интегрированного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления
данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности интегрированные занятия.
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин.
- Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
- Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно- следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
- Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
- Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
- За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.
- Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Адресная направленность.
В исследованиях В.С.Безруковой [4] и Ю.С.Тюнникова[5] определены понятия «сущностные признаки интегративного процесса» и «ключевые моменты» интеграции: «...Во-первых, имеются раннее в чем-то разобщенные элементы, во-вторых, есть объективные предпосылки для их объединения, в- третьих, объединяются посредством синтеза,...в-четвертых результатом такого объединения является система, обладающая свойствами целостности»; а также паспортные характеристики интеграционного процесса (целевые, содержательные, уровни, масштаб и формы интегративного процесса) и «процедурные характеристики» интегративного процесса, представляющие «совокупность способов, средств, приемов и форм организации, посредством которых данный интегративный процесс осуществляется».
Физиологической основой интеграции, по мнению физиологов И.М.Сеченова, И.П.Павлова и психологов Н.А.Менчинской, Г.Г.Сабуровой, А.Н.Леонтьева и др., является закономерность функционирования высшей нервной деятельности - образование временных нервных связей, возникающих под непосредственным влиянием предмета действительности или словесных раздражителей на органы чувств. Образующиеся таким образом временные связи есть система ассоциаций, которая, по мнению Ю.А.Самарина, в конечном итоге представляет собой систему знаний. Межсистемные ассоциации как основа интеграционных связей - высший этап умственной деятельности детей. Они охватывают разные системы знаний, обобщают их, позволяют взглянуть на предмет под разным углом зрения, что дает целостное представление о нем.
Разработанная И.П.Павловым и И.М.Сеченовым теория о взаимодействии всех функций организма и взаимосвязи их с окружающей средой служит подтверждением целостности восприятия окружающего субъектом и адекватного отражения различных процессов и явлений при помощи всех анализаторов. Исследования известных ученых-физиологов П.К.Анохина, В.М. Бехтерева, С.В.Кравкова по проблемам влияния комплекса искусств на детей также опираются на теорию взаимодействия анализаторов, впервые разработанную М.В.Ломоносовым, и подтверждают, что только взаимодействие анализаторов позволяет субъекту получать целостную информацию об окружающем мире.
Психологическими основами интеграции являются психические процессы, включающиеся в освоение ребенком культурного наследия как части общественно-исторического опыта. Говоря о психологической основе, мы опираемся на исследования отечественных и зарубежных психологов в области психологического развития ребенка (JI. С. Выготский,
Н.А.Бернштейн, А.А.Бодалев, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев и др.), о роли деятельности как средства культурного и социального становления личности, формирования способностей и одаренности у детей.
Дошкольный возраст определяется как период интенсивного интереса к составлению различных познавательных позиций по отношению к предмету деятельности, это время рассвета логического и образного мышления.
К старшему дошкольному возрасту мозг детей перестраивается для усвоения новой информации и по своим функциональным характеристикам уже готов к усвоению большей по объему и сложной по качеству информации. Доминирующую роль начинает играть память как средство накопления интенсивно приобретаемого в этот период личного опыта. В этом возрасте, как утверждал Л.С.Выготский, все психологические функции, их о своеобразии и развитии оказываются связанными именно с этим фактором. Заметно возрастают возможности умственной деятельности детей, происходит значительный рост обобщенности и последовательности мыслительных операций. Дети 6 лет могут выделять существенное в явлениях окружающей деятельности, сравнивать их, обнаруживать сходные и различные черты. В исследованиях НИИ дошкольного воспитания, проведенных под руководством А.В.Запорожца, Н.Н.Поддьякова, показано, что к 6-летнему возрасту интенсивно формируются разные способы практических преобразований объектов, направленные на определение и выделение их скрытых свойств. С помощью этих способов осуществляется общее обследование различных объектов и выявляются существенные связи.
Рассматривая психологические основы интеграции, С.К. Семина определяет следующие стороны психологической науки, связанные с этой проблемой:
-психология восприятия и воспроизведения эстетической культуры творческой личностью;
-психологические основы диалога культур в зависимости от своеобразия той или иной национальной культуры;
-гуманистическое направление в психологии как основа всех сторон человеческой жизни;
-ассоциативность как психологическая основа интеграции; -этнопсихология, изучающая механизмы проявления типологии национального самосознания.
Методологической базой интеллектуально-художественного воспитания является психологический принцип единства аффекта и интеллекта, выдвинутый Л.C.Выгодским. Т.е. интеграция интеллектуального и художественного циклов осуществляется с опорой на единство и взаимодействия важнейших психических образований.
Ученые доказали, что интегративное мышление - возможность человека более глубоко и широко познавать действительность. Оно предполагает гармоничное развитие обоих полушарий, данная гармония достигается большим интеллектуальным напряжением при межполушарном взаимодействии, большинство дошкольников, с потенциально заложенными способностями видения целого сегодня, как и раньше, обречены на изучение «бесполезных вещей» или «множества вещей» как независимых и непохожих друг на друга. Они могут быть хорошо осведомлены об этих вещах, но не видят связь между ними, их целостность. В итоге мы имеем ребенка знающего и, может даже, много знающего, но не понимающего. Понимающий ребенок - это прежде всего ребенок, способный увидеть целое во всем богатстве его связей и отношений, видеть элементарные связи и взаимодействие между явлениями, а также последствия, вытекающие из действия этих связей и взаимозависимостей; это ребенок, начинающий обладать способностью ощущать, осознавать, переживать «единство всего со всем». Еще мудрец Гераклит сказал: «Многознание не научат уму, и ученый - эрудит может быть дурак дураком». В результате - можно знать и не понимать. Анализ исследований по проблеме интеграции показал, что в зависимости от того, с какой целью реализуется интеграция, состав и структура интеграционного процесса могут быть различны[4].
Работая по данной теме, мне хочется сделать вывод, что любой вид деятельности можно интегрировать, нужно только чтобы темы совпадали, продумать виды переходов и слияния частей занятия. Так, например большую роль в интегрированных занятиях играет игра, с помощью которой, можно многое соединить и разрядить обстановку напряженности материала. Поэтому на интегрированных занятиях предпочтение отдается игровым методам. Но при проведении таких занятий большую роль играют и условия, предоставляемые детским садом. Так, например, большую роль в моих наработках имел хорошо оборудованный спортивный зал, который можно было переоборудовать и под «дворец», и под «лесную поляну», и под многое другое.
По данному опыту была представлена презентация. И составлен план интегрированных занятий.
Список используемой литературы
- Павленко И.Н. интегрированный подход в обучении дошкольников // Управление ДОУ. 2005. №5.
- Фомина Н.А, Интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольникорв средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004, №1.
- Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринббург, 1994.
- Безрукова В.С.Педагогическая интеграция: сущность, состав, механизмы реализации // Интеграционные процессы в педагогической теории и практике: Сб. научных трудов. Свердловск, 1990.
- Методика выявления и описания интегрированных процессов в учебно-воспитательной работе СПТУ/ Сост.Ю.С.Тюнников. М., 1986.
- Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.:МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010,-144с.
- Сажина С.Д. Технология интегрированного занятия в ДОУ: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера,2008. — 128с. - (Приложение к журналу Управление ДОУ» ).(7)
- Васюкова Н., Чехонина О. Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я. 2004. №6.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность, как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании.
Проектная деятельность, как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании....
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в дошкольном образовании.
Всвязи с изменением характера и содержания педагогического взаимодействия с ребёнком, которые предполагает стандарт, перед коллективами ДОУ встаёт задача найти такие технологии, приёмы, средства...
Тема: «Проектная деятельность как средство реализации ФГОС в ДОУ»
Проект по экологическому воспитанию в первой младшей группе «Чиполлино»...
Проектная деятельность в образовательном процессе ДОО по взаимодействию воспитателя и ПДО, как средство реализации ФГОС.
В нашем детском саду имеется педагог английского языка. Взаимодействие воспитателя с педагогами повышает качество образовательного процесса, повышает уровень престижа детского сада, а также удов...
Статья "Преемственность в системе непрерывного образования как средство реализации ФГОС".
Статья опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы реализации ФГОС дошкольного образования как условие формирования социального опыта детей», 2014г....
Интегрированное занятие как средство развития ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях ФГОС ДО
Материал может быть использован в качестве консультации для педагогов....
Проектная деятельность как средство интенсификации интегрированного обучения в условиях реализации ФГОС.
Статья о том как правильно создавть проекты в разных формах ОД...