Музыкальная терапия в ДОУ
опыты и эксперименты на тему

Куприянов Виталий Владимирович

Обобщения опыта использования музыкальной терапии в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_terapiya.docx49.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Куприянов Виталий Владимирович

Музыкальный руководитель

МАДОУ ЦРР «Умка»

г. Новый Уренгой, ЯНАО

Обобщение опыта по теме

«Музыкальная терапия в ДОУ»

1. История музыкальной терапии

     О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей эры. Теория пяти элементов (У-СИН) или теория пяти стихий (огня, воды, дерева, земли и металла) начала разрабатываться в период правления династии Чжоу (1666-266 г.г. до н. э.). Древняя китайская теория музыки ориентировалась на пятиступенный звукоряд, который отождествлял каждую ноту с одним из пяти элементов. На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных элементов, пяти внутренним органам (сердце, печень, почки, легкие, селезенка) в качестве основы для лечения болезни с помощью музыкальной терапии.

     Одним из психотерапевтических успехов Пифагора, описание которого дошло до наших дней, является усмирение им при помощи музыки греческого юноши, разъяренного изменой своей возлюбленной и хотевшего спалить ее дом. Пифагор приказал музыканту-флейтисту, находившемуся при этом, поменять музыкальный лад исполняемой музыки с фригийского (минор от ми) на спондеистский  и таким образом успокоил молодого человека.

      В античных источниках мы находим множество свидетельств, говорящих о чудесных исцелениях, достигнутых при помощи музыки. Неоплатоник Боэций в трактате «Наставления к музыке» свидетельствует, что музыканты «Терпандр и Арион из Метимны посредством пения избавили жителей Лесбоса и ионян от тяжелых болезней. А Исмений Фиванский, как говорят, избавил от страданий многих беотийцев, которых мучили сильные подагрические боли» [1, с. 127—130]. Согласно воззрениям древних, каждому ритму пульса соответствовало то или иное заболевание, а ритмы эти располагались по порядку музыкальных чисел. У средневекового итальянского теоретика музыки Джозефа Царлино мы находим свидетельства, как некто Сенократ звуками труб возвратил безумным прежнее здоровье, а Талет из Кандии звуками кифары изгнал чуму. Пророк Давид своим пением и игрой на кифаре излечил библейского царя Саула от приступов тяжелой депрессии. Пророки во время своего действа требовали, чтобы некто искусный начинал играть, ибо «при побуждении их этими сладостными звуками в них вселялась духовная благодать».

      По преданиям, суровый царь лакедемонян Ликург одобрял и даже сам сочинял музыку, и его войска никогда не шли в бой, если предварительно не были воодушевлены и подогреты звуками воинских труб и дудок.

    Знаменитый оратор Гай Гракх всегда, когда выступал перед народом, держал позади себя раба-музыканта, который звуками флейты давал ему верный тон и ритм речи, умеряя или возбуждая дух красноречия своего господина.

     Певец Орфей мог своим пением смягчить души не только людей, но даже диких зверей и птиц. Врач Асклепиад звуками музыки усмирял раздоры, а звуками трубы восстанавливал слух глухим. Пифагореец Дамон своим пением обратил юношей, преданных вину и сластолюбию, к жизни умеренной и честной. В «Одиссее» Гомера рассказывается о лечении Одиссея. Его рана от музыки и пения перестала кровоточить. Гомер указывает также, что Ахилл успокаивал свой гнев и ярость пением и игрой на лире.

      Слушание музыки, исполняемой на цитре, по мнению древних греков и римлян, способствовало процессу пищеварения. Римский врач Гален рекомендовал использовать музыку как противоядие от укусов ядовитых змей.

         Назначение музыки, — писал немецкий музыкальный теоретик Маттесон, — первоначально в том состояло, чтобы содержать нашу душу в сладком покое, или, если она утратила последний, вновь успокоить и удовлетворить ее. …Наши современные виртуозы стараются лишь увеселять и поражать своим высоким совершенством, прежние же умели делать своих слушателей печальными, живыми, гневными, влюбленными и даже бешеными, каковы музыкальные секреты в наши времена утрачены»

              Создатель фонографа, изобретатель Эдисон посвящал утренние часы музыке. Из 600 записей Эдисон выбрал около 100. И опробовал их на взрослых, пожилых и детях. Одни произведения предназначались для развития воображения, другие — для приятных воспоминаний. Была определена музыка для воспитания чувства товарищества, для пресечения детских шалостей.

Французский композитор Марена Маре лет 200 назад писал музыку, посвященную болезням. Цикл из 12 сонат был предназначен для лечения подагры, соната для альта и клавесина использовалась для сопровождения операций. И никто этому не удивлялся, в то время лечебное музицирование было модным в великосветских салонах. Врачи прописывали музыку своим пациентам от множества болезней. Предписания выполнялись легко, так как у знатных особ состояли на службе музыканты. Даже барабан мог стать «лекарем»: «Желудок любит ритм» - утверждали врачи в то время, поэтому обеды сопровождались барабанной дробью.

     Почему бурлаки пели во время работы? Оказывается, если поднимать ящики одинаковой величины и тяжести, то более легким покажется тот, который поднимали под музыку. Это заметили в старину люди, и тяжелую работу выполняли под песню.

      Даже природа реагирует на созданные человеком музыкальные произведения. Один австрийский садовод играл на скрипке каждое утро по полчаса в саду для цветов и овощей. Окраска растений отличалась яркостью, они росли быстрее, чем растения у соседей. Скрипичные концерты их «вдохновляли». Оказывается, различные звуковые волны благоприятно воздействуют на развитие клеток. На птицефабрике в Минске однажды включили магнитофон, и вдруг куры перестали кудахтать, затихли, стали «клевать» носом, задремали. Когда сменили грустную музыку на веселую, она подействовала возбуждающе. После долгих экспериментов определили, что самой благоприятной является легкая, ненавязчивая музыка. Куры хорошо растут, несутся и становятся активными, подвижными.

      Начало нынешнего этапа развития музыкальной психотерапии берет с конца 40-х годов, когда во многих странах Западной Европы и США стали организовываться музыкально-психотерапевтические общества и центры.

    Американская медицина впервые начала экспериментировать с терапевтическим использованием музыки в ХIX- начало XX в.в. но еще в 1804 году Эдвин Этли, основываясь на работах философа Жан-Жака Руссо и других мыслителей эпохи просвещения, написал книгу «Вступительный обзор о влиянии музыки на лечение болезней». В ней он показал какое «колоссальное влияние музыки оказывает на мозг, а, следовательно, и на тело». Современная музыкотерапия начинает развиваться с конца 40-х годов. В Канзасском университете Гастон была открыта первая интернатура по музыкальной терапии, а также центры при Канзасском университете и в городе Топска, где обучали использованию музыкотерапии в США.  Одно из самых первых упорядоченных применений музыки для лечения в Америке принадлежит доктору Келлогу, директору первого курорта на минеральных источниках. В его доме отдыха в широком масштабе использовали терапевтическую ценность музыки. При этом у него не было ни времени, ни любопытства, чтобы узнать, почему это происходит. Он просто видел, что польза есть, и делал все, чтобы использовать эти нетрадиционные методы терапии во имя исцеления.

      За последние полвека музыкальная терапия в Америке сделала колоссальный шаг вперед как научная дисциплина. В настоящее время в США более 5000 музыкальных терапевтов работают в больницах, восстановительных и образовательных учреждениях, детских домах, школах и т.д.

      История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же у нас имеются свои достижения в этой области. На кафедру физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12  системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой, пением приходит в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

 2. Использование музыки в работе с детьми.  Воспитание и исцеление музыкой

Кто музыки не носит сам в себе, кто холоден к гармонии прелестной, — тот может быть изменником, лгуном, грабителем, его души движения темны, как ночь, и, как Эреб, черна его душа. (В. Шекспир)

       Иногда за музыкальную терапию принимают музыкальное воспитание.

В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных, потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека.

      В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки.

     Я же рассматриваю музыкальную терапию именно как исцеление музыкой, то есть как особую форму работы с детьми с использованием музыки в самом разнообразном виде, как один из нетрадиционных методов, который ещё мало изучен, но очень эффективен в качестве средства коррекции эмоциональных и психологических отклонений. Музыкотерапия может дать возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшить эмоциональное состояние. А также может являться средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, и при лечении различных соматических и психосоматических заболеваний.

    Обычно различают ретроспективную и проспективную фазы музыкотерапии.

     Ретроспективная фаза имеет задачей натолкнуть участника на переживание, необходимости активного раскрытия внутреннего конфликта. Слушание музыки должно привести человека к конфронтации с своей внутренней жизнью. Переживания, до того остававшиеся неосознанными или только частично осознанными, преобразуются в конкретные представления. На этой фазе следует использовать музыку глубокого эмоционального содержания например, симфоническую музыку ХIХ столетия.

     В проспективной фазе возможны два подхода. Первый — разрядка психического напряжения, выражением которого может быть мышечное напряжение. Второй — развитие потребности в слушании музыки, расширение круга переживаний, стабилизация самочувствия.

      Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. Индивидуальная музыкотерапия осуществляется в трех вариантах: с коммуникативным, реактивным и регулятивным действием. В первом случае музыкальное произведение прослушивают психолог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Во втором – достигается катарсис (очищение). В третьем — снимается нервно-психическое напряжение. Все три формы могут применяться как независимо, так и в сочетании. Они представляют в известном смысле пассивную музыкотерапию. Наряду с этим существует и активная индивидуальная музыкотерапия, целью которой - является преодоление коммуникативных расстройств. Она осуществляется в виде занятия психолога музыкой совместно с ребенком.

    Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно-эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным.

   

    Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативных сферах. В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении.  В настоящее время музыкотерапия является самостоятельным психокоррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

1) психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

2) психотерапевтическое (в процессе, которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния).  Именно очищающее воздействие музыки позволяет использовать её в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

Формы музыкальной терапии:

      1. Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что ребенок в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения. Занятия направлены на моделирование положительного эмоционального состояния, релаксацию – выход, посредством музыки из травмирующей ребенка ситуации

     Активная музыкотерапия в работе с детьми используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей и взрослых, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Какая именно музыка обладает наибольшим терапевтическим эффектом?  По наблюдениям, оптимальные результаты даёт прослушивание классической музыки и звуков природы. Для занятий аутогенной тренировкой музыкальные произведения подбираются в соответствии с воздействием, оказываемым на те или иные функции, при этом могут быть предусмотрены варианты, направленные на успокоение или мобилизацию.

      Музыкотерапевт Владимир Михайлович Элькин – кандидат медицинских наук, музыкальный психотерапевт. Живет и работает в Санкт-Петербурге. Автор нескольких книг и более 70 статей. Сотрудничает с нашим психологическим центром. Использует в своей работе систему цветовой психологии (тесты Люшера)  и арттерапию (произведения музыки, изобразительного искусства , литературы)). Тест Люшера является одним из самых любимых тестов психологов. Однако, нередко его используют работодатели при подборе кадров. Это не удивительно, ведь, он несет много информации о человеке и отнимает мало времени.

Люшер разделил цвета на две категории, по 4 цвета в каждой:

  1. Основные цвета — оранжево-красный , желтый , темно-синий, сине-зеленый;
  2. Дополнительные цвета — коричневый, серый, черный, фиолетовый.

      С помощью цветовой диагностики В.М. Элькину удается сразу понять тип человека, его резервы и психологические проблемы, психологическое состояние. Многие годы исследований позволили узнать Владимиру Михайловичу Элькину, какие афоризмы, образы и мелодии  наиболее желанны и действенны у лиц предпочитающих тот или иной цвет.

3. Рекомендации по применении музыкотерапии в повседневной жизни детского сада

  1. Утренний прием в детском саду под музыку Моцарта. Будучи исключением из исключений, музыка Моцарта оказывает высвобождающее, лечебное, целительное воздействие.  Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие. Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:

1.     «Утро» (музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»).

2.     «Скерцо» (современный эстрадный оркестр)

3.     Музыкальные композиции (оркестр Поля Мориа)

4.    Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)

5.     Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр)

 

2. Музыкально-терапевтическое занятие (урок здоровья, пятиминутка здоровья, оздоровительная пауза).  

Каждое музыкально-терапевтическое занятие состоит из 3-х фаз:

1. Установление контакта.

2. Снятие напряжения.

3. Расслабление и заряд положительными эмоциями.           Соответственно, каждый из данных этапов включает в себя характерные музыкальные произведения, игры, этюды и упражнения. Музыкальные произведения нужно подобрать так, чтобы музыка контактировала с ребенком, соответствовала его эмоциональному состоянию («изопринцип» - подобная эмоция лечится подобной музыкой). То есть, если мы имеем дело с возбужденными детьми, то и акцент следует делать на возбуждающую  музыку.

      Подбор музыкального материала рекомендуется строить на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их эмоциональной нагрузки:  

     Первое музыкальное произведение формирует определенную атмосферу, налаживает контакты между взрослым и детьми, готовит к дальнейшему прослушиванию. Как правило, это спокойное произведение, которое оказывает расслабляющее действие. Например, «Аве Мария», Баха-Гуно, «Голубой Дунай», Штрауса-мл.  

     Второе произведение – по характеру напряженное, динамичное, которое проявляет общее настроение детей, несет основную нагрузку, стимулирует интенсивные эмоции, дает эмоциональную разгрузку. В частности, «Лето. Престо» из цикла «Времена года» Вивальди, «Маленькая ночная серенада» Моцарта, которые способствуют снятию агрессивных импульсов и физической агрессии.  

      Третье произведение снимает напряжение, создает атмосферу покоя. Оно обычно спокойное, релаксирующее, либо энергичное, жизнеутверждающее, дающее заряд бодрости, энергии и оптимизма. Например, «Менуэт» Баккерини, «Ода к радости» Бетховена, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова.

    3. Дневной сон проходит под тихую, спокойную музыку. Известно, что сон  рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие, особенно рекомендуется беспокойным, агрессивным детям. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:

1.     Соло на фортепиано «Ностальгия», A comme аmour (Р. Клейдерман и симфонический оркестр).

2.     П.И. Чайковский «Времена года».

3.     Бетховен, соната № 14 «Лунная».

4.     Бах-Гуно «Аве Мария».

5.     Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).

6.     Анугама «Голоса океана».  

4.  Музыка  для   вечернего   времени   способствует   снятию   накопившейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:

1.     «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).

2.     Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».

3.     Музыка для здоровья («Легкие»).

4.     Бах «Органные произведения».

5.     А.Вивальди «Времена года».

6.     Голоса природы.

    5. Музыкальные картинки: восприятие музыки осуществляется ребенком совместно с музыкальным руководителем, который в процессе слушания помогает дошкольнику мысленно шагнуть из реальной жизни в мир музыкальных образов, сосредоточиться на музыкальной картинке и в течении 3 - 5 минут побывать в мире музыкальных звуков, мелодии, общение с которыми оказывает благотворное влияние на ребенка. Используются классические инструментальные произведения, не применяемые в учебном процессе; звуки живой природы

     Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создает чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей, помогает раскрытию внутреннего потенциала ребенка в раннем возрасте.  Отдельно нужно рассказать о прослушивании музыки В.А.Моцарта. «Эффект Моцарта» был открыт в конце ХХ в. Эффект же заключается в том, что прослушивание произведений Моцарта очень положительно сказывается на развитии интеллекта ребенка. Дети, слушающие Моцарта в нежном возрасте, становятся умнее.

       4. Активные приемы музыкотерапии, задания и упражнения, используемые в коррекционной и лечебной педагогике. 

       

       Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом  коммуникации и  интеграции. Действуя на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический, она позволяет установить равновесие в деятельности нервной системы, совершенствовать дыхательную функцию, регулировать движения, корректировать темпераменты.

 Помимо обычного прослушивания музыки (пассивная форма музыкотерапии) специалисты рекомендуют использовать и множество активных приемов, заданий и упражнений, используемых в коррекционной и лечебной педагогике:  

• метод арттерапии  

• метод цветотерапии

• элементы сказкотерапии

• игротерапия

• психогимнастические этюды и упражнения

• вокалотерапия

• прием музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах  

       Так, например, детям очень нравится метод арттерапии, где они коллективно создают свои творческие продукты, которые выражают детские чувства, эмоции и переживания. На занятиях дети рисуют общие картины, клеят аппликации, лепят скульптуры из глины и пластилина, строят сооружения из кубиков и т.п., что способствует эмоциональному и моторному самовыражению, актуализации положительных эмоций, развитию творческого воображения и сближению детей.  

       Также можно использовать метод цветотерапии. Данный метод включают в себя использование различных атрибутов определенного лечебного цвета. Например,  в танцевальных композициях, в психомышечных этюдах и, просто, в музыкальноритмических движениях можно предложить  детям использовать шелковые шарфики, ленточки, косынки зеленого, синего, красного и желтого цветов, т.к. данные цветовые решения способствуют созданию хорошего, благодушного настроения, успокаивают, дают заряд положительной энергии и благотворно влияют на организм человека в целом. При рисовании музыки также использовать эти цвета.          

     Но наибольший отклик у детей вызывают элементы сказкотерапии. Так, под определенный характер музыки дети попадают в сказку, изображают героев любимых сказок и сами сочиняют собственные сказки.

     На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика).  

     Например, детям очень нравится упражнение «Танец пяти движений», которое сопровождается разными по характеру мелодиями.  Данное упражнение способствует развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки. Так, например, дети превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Хочу отметить, что даже самые обычно малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают волшебные образы.  

Практическое задание: «Танец пяти движений»:

Цель: Снятие мышечных зажимов. Развитие умения выражать свои эмоции с помощью движений. Развитие активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Материал: Диск с записью 5 мелодий: плавная музыка, импульсивная, резкая музыка или бой барабанов, хаотичный набор звуков, лирическая музыка, спокойная музыка или шум воды. Проведение: Прослушать по очереди мелодии и подумать, кто бы мог танцевать под каждую мелодию, какие должны быть движения?

1 мелодия: «Течение воды» – плавная. Движения под нее нерезкие, неторопливые, мягкие, переходящие из одного в другое.  

2 мелодия: «Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, рубящие движения.  

3 мелодия: «Сломанная кукла» – хаотичный набор звуков, обрывистые, незаконченные движения.

4 мелодия: «Полет бабочки» – лирическая, плавная мелодия, тонкие, изящные движения.

5 мелодия: «Покой» – спокойная, тихая музыка.

А теперь все 5 мелодий будут звучать без остановок. Все танцуют «Танец 5 движений».  Музыка закончилась, остановились, послушали тишину. Как бьется сердце, приложите руку к сердцу, послушайте его. Что больше всего понравилось? Кому, какие движения было приятно делать?

Также, в большой мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей метод игротерапии. Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр, так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций, и, само собой, терапевтических игр.  

    Так, например, живой интерес у детей всегда вызывают такие игры, как «Воробьиные драки», «Минута шалости», «Злые – добрые кошки»

    Игра  «Злые – добрые кошки»

    Цель: снятие общей агрессии.

     Ход: Детям предлагается образовать большой круг, в центре которого, на полу, лежит физкультурный обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения».

    Дети под спокойную музыку парами ходят по кругу.  Выбранная пара входит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, удар бубна) превращаются в злющих-презлющих кошек: шипят и царапаются. Музыка при это меняется, можно использовать композиции рок-музыки «Metallika», «AC|DC» и т.д. При этом выходить из «волшебного круга» нельзя.    Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее…», — и, изображающие кошку, делают все более и более «злые» движения. Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. На заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети «превращаются» в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

     Или, например, игра «Высвобождение гнева», где дети отдают всю свою отрицательную энергию подушке и становятся спокойными и умиротворенными. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и негативизма, а также развивают эмоциональную и познавательную сферы.  

   Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии ребенок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознанию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них.

    Также очень популярен метод вокалотерапии, особенно показана депрессивным, заторможенным, эгоцентричным детям. В работе с детьми, занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент.        Так, например, песни «Верьте в чудеса», «Будьте добры!», «С нами, друг!», «Если добрый ты…», которые выполняют все эти задачи.       Практическое задание: исполнение жизнеутверждающей песни-формулы «Я, я, я – хороший» (формула музыкального самовнушения). Цель: повышать самооценку, уверенность в себе, стойкость при неудачах, развивать  чувство коллективизма.  

Дети (педагоги) стоят в кругу, в середине круга – солист (педагог). Гладя себя, он  поет:

Я, я, я – хороший.

Я, я, я – спокойный.

Я, я, я – здоровый.

И веселый я!

Остальные дети (педагоги), держатся за руки. Следующий куплет поют все дети (педагоги), а солист (педагог) молчит.

Ты, ты, ты – хороший.

Ты, ты, ты – спокойный.

Ты, ты, ты – здоровый.

И веселый ты!

И так далее (по очереди)

Я, я – очень добрый.

Я, я – очень нежный.

Я, я – самый лучший.

Я просто чудо!

Ты, ты – очень добрый.

Ты, ты – очень нежный.

Ты, ты – самый лучший.

Ты просто чудо!

В конце песенки дети (педагоги) под музыку подходят к солисту и гладят его по спине.

 

     Использование приема музицирования на детских шумовых и русских народных музыкальных инструментах учит детей не только озвучивать при помощи музыкальных инструментов стихотворения, не только аккомпанировать тем или иным музыкальным пьесам, но и импровизировать  свои мини-пьесы, в которых они отображают свой внутренний мир, чувства и переживания, оживляют музыку своим исполнением.  Практическое задание: «Моё настроение».  

Цель: Выразить своё настроении с помощью музыки.

На столиках расположены музыкальные инструменты. Дети выбирают музыкальный инструмент и с помощью звучания передаёт своё настроение.

 

     5. Заключение. Рекомендации для педагогов и родителей по использованию музыкотерапии в совместной деятельности с детьми. 

    1. На успешность проведения занятия влияют позитивная личность педагога, владения им способами музыкального выражения-игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а так включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

   2. Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии ( от 15 минут до 45 минут), кратность применения в неделю 1-7 раз.

   3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение - искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени ( светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.

    4. Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.

     5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться- это поможет им "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка - успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.

     6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, что бы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.

     7. Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

    8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

     9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно так же восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.

    10. Желательно использовать инструментальную классическую и специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную т.к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда человек прибывающий в унынии слышит грустную музыку, это может поднять ему настроение.

    11.В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные выше, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, драматизация лечебных спектаклей - игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, цветотерапия, сказкотерапия и другие методы. Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма. Ритм. Правильно подобранный музыкальный ритм путем нормализации биологических ритмов способствует правильному перераспределению энергии, гармонии, хорошему самочувствию. Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции. · Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус. · Частотность. Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться. · Также очень важны такие характеристики, как диссонансы -дисгармоничное сочетание звуков - они возбуждают, раздражают, и консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра- и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг по принципу «25-го кадра».

   

 

Список литературы

1. Античная музыкальная эстетика. — М., 1960.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальные занятия в детском саду. М.: «Просвещение» 1984

3. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль «Академия развития», 1997

4. Музыкальное воспитание в первых общественных детских садах России. - Дошкольное воспитание, 1996 год, № 11

5. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н.. Методика музыкального воспитания, М.: - «Музыка», 1990 г. ст. «Музыкальное искусство- средство воспитания детей».

6. Шацкая В.Н. Воспитание музыкального вкуса. – М., 1947г.

7. Георгиев Ю. Музыка здоровья: Доктор мед. наук С. Шушарджан о музыкальной терапии// Клуб. – 2001. - № 6.

8. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология.- М.: NB МАГИСТР, 1993.

9. Кэмпбелл Д. Эффект Моцарта // Древнейшие и самые современные методы использования таинственной силы музыки для исцеления тела и разума. - Минск. - 1999

10. Медведева И.Я. Улыбка судьбы. Роли и характеры / И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова; художник Б.Л. Аким. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002.

11. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997.

12. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2000.

13. Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку: Методические рекомендации к занятиям с дошкольниками по слушанию музыки. – М.: Мозаика-Синтез. 2001.

14. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Педагогика, 1985.

info@radugatalantov.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Музыкальная терапия в педагогике"

Консультация на тему: "Музыкальная терапия в педагогике"....

Статья "Музыкальная терапия в детском саду"

Статья содержит материал по музыкальной терапии для педагогов ДОУ....

Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностного развития ребенка 5 - 6 лет посредством музыкальной терапии

Основная задача развивающей работы и психокоррекции – использовать доступный, понятный язык, убедительно и внушающее воздействовать на ребенка, вызывая эмоциональный отклик. Одним из методов развития ...

Статья "Музыкальная терапия для всей семьи" (консультация для родителей)

Статья  "Музыкальная терапия для всей семьи" (консультация для родителей)В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активност...

Музыкальная терапия в работе с детьми дошкольного возраста

Музыкальная терапия  дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, к...

Методическая разработка: Музыкальная терапия как основное направление работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ

Методическая разработка затрагивает важную роль музыки в работе с детьми с ОВЗ. Она основана на теоретических и практических ислледованиях в этой области (из опыта других педагогов и теоретиков), а та...

Музыкальная терапия - как средство музыкального воспитания личности.

Музыкальное воспитание можно понимать в широком или в более узком смысле.В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений...