Мои издания
статья по теме
Надеюсь данный материал поможет вам в вашей педагогической деятльности!
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Основной причиной неуспеваемости большинства учащихся является своего рода их «незрелость», недостаточная готовность к сложному процессу обучения. Чрезвычайно важно своевременное выявление такого рода незрелости детей, так как возможно более полное ее преодоление еще в дошкольном возрасте, что позволит предупредить само возникновение многих проблем.
Часто считается, что по достижении 7-летнего (а теперь даже 6-летнего) возраста вопрос готовности ребенка к школе решится сам собой, и родители бывают очень разочарованы, когда на предварительном собеседовании слышат, что их ребенок не подготовлен к школе.
Так как путь развития каждого ребенка очень индивидуален, то к школьному возрасту, дети приходят с совершенно разным багажом опыта - знаниями, умениями, навыками, привычками. Чтобы понять какова должна быть психологическая готовность ребенка к школе, необходимо знать – что из себя представляет современная школа.
Современная школа - продукт длительного исторического развития.
Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы - в игры с правилами.
Готовность к школе детей является результатом всей воспитательно-образовательной работы с детьми, осуществляемой семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста.
Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (портфель, учебники, тетради), а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Личностная готовность предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Социально – психологическая готовность включает сформированность у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Наличие гибких способов установления взаимоотношений с другими детьми, необходимых для вхождения в детское общество (действия совместно с другими детьми, умение уступать и защищаться). Этот компонент предполагает развитие у детей потребности в общении, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающейся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения. Условия воспитания ребенка в предшествующий школе период оказывают самое непосредственное влияние на уровень его готовности к школе. Оптимального уровня готовности к школе может достичь ребенок, посещающий дошкольное учреждение, в котором подготовка его к обучению в школе является одной из важных задач и осуществляется целенаправленно и планомерно. Поступающие в школу дети, не имея опыта посещения дошкольного учреждения, психологически хуже подготовлены к школе даже при высоких показателях интеллектуального развития. Это объясняется тем, что некоторые дети, не посещавшие дошкольные учреждения, пользуются более пристальным и индивидуализированным вниманием родителей. Они, как правило, обладают определенными преимуществами в познавательной сфере, но часто не имеют достаточного опыта взаимоотношений и вообще стоят на личностной позиции. Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование.
Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители первые и самые важные его воспитатели.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Литература
- Фисюкова Л.Б. «От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.» Харьков: Фолио, 1996
- Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Л.Я. «Тесты для детей» Дельта, 1997
- Нартова-Бочавер С.К., Мухортова Е.А. «Скоро в школу!» М.: 1998+
Предварительный просмотр:
Формирование патриотических чувств на основе музейной педагогики
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Известно, что детей следует приобщать к культурным традициям своего народа, а также знакомить с культурой других народов с самого раннего возраста, когда они стоят на пороге открытия и освоения окружающего мира.
Задача патриотического воспитания традиционно решается через реализацию разнообразных форм и методов работы с дошкольниками. Любовь к родному краю, дому, городу невозможно воспитать без определённых знаний о нём. Оптимальным решением построения целостного образовательного пространства, на наш взгляд, выступает музейная педагогика. Приобщение детей к культурно – историческому наследию своей страны является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Именно музейная педагогика может стать помощником в решении многих проблем воспитания культурной личности ребёнка, поможет заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, научит их правилам общения и умению жить среди людей.
Также музейная педагогика обладает большим потенциалом возможностей формирования и воспитания у дошкольников этнической культуры, так как она осуществляет такие функции, как образовательная, воспитательная, познавательная, социализирующая и др. Данное направление помогает по - новому осмыслить и оценить культурное наследие, которое на протяжении многих веков накапливалось человечеством. Музейная педагогика обладает огромным воспитательным потенциалом: воспитывает уважение и любовь к истории и культуре народов, героическим подвигам русского , хакасского и других народов, любовь к родной природе.
Приобщение детей дошкольного возраста к отечественной культуре осуществляется, прежде всего, через знакомство с фольклором, традициями, памятниками, историей, архитектурой. Предметы искусства и старины, коллекции, имеющие историческое значение сохраняются в музее. Музей стремится вызвать уважение к памятникам истории и культуры, способствует созданию их общественного значения и ценностного отношения, необходимости сохранения для будущего поколения.
Ни для кого не секрет, как велика образовательная функция музея. А для детей дошкольного возраста это особенно актуально, потому что именно в этом возрасте существенной особенностью детского восприятия является то, что дети лучше усваивают материал через осязания. Необходимым этапом развития интеллекта ребенка выступает манипулирование предметами, так как осязание дополняет и обогащает зрительную информацию.
Фундаментом педагогики музея является погружение ребенка в специально организованную среду, которая может включать в себя элементы искусства, старины, памятники природы и многое другое. Именно музей становится источником формирования интереса детей к своему народу, культуре, формирует основу нравственно-патриотического воспитания.
Детский музей - это относительно новый тип музея, предназначенный исключительно для детской аудитории, он способствует приобщению будущего поколения к историческому прошлому и культурному наследию, а также воспитанию настоящих патриотов.
В целях решения этой задачи на базе нашего детского сада были созданы мини- музеи: "Хакасия - мой край родной" и "Русская сторонка" где представлены экспонаты русской и хакасской культуры
Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о предметном мире, созданном руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов. Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях.
Большую роль мы отводим семье. Семья – частица народа, у каждой семьи своя собственная история, семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого – в истории и традиции семьи, своего народа, прошлым края и страны. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, краю, стране помогут сформировать у них бережное отношение к природе и ко всему живому, развивать интерес к традициям и промыслам, чувство гордости за достижение страны, формировать толерантность, чувства уважения к другим народам их традициям.
Большой интерес для детей и взрослых представляют выставки коллекций вещей и предметов, принадлежащих семьям воспитанников.
С большим энтузиазмом дети и родители работают над "Семейными альбомами", в которых рассказывают о себе, членах своей семьи, семейных традициях, совместных увлечениях, делах и заботах, буднях и праздниках. Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Назначение музея в ДОУ – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Считаем, что воспитание патриотических чувств дошкольников средствами музейной педагогики эффективно. В частности, создание новых экспозиций в мини - музее, экскурсии в музей, а также использование комплексных средств: художественного слова, творческой и исследовательской деятельности детей - способствуют патриотическому воспитанию.
Список литературы
1.Ванслова Е.Г.Музей и культура / Курс для начальной школы. Программа, опыт внедрения экспериментально-методическое пособие /Е.Г. Вансалова. - М., 2005.
2. Князева О.П. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О.П. Князева, М.Д. Маханева. - СПб.: Детство - Пресс, 2002.
3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной деятельностью / С.А. Козлова. - М., 2002.
4. Материалы межрегиональной научно - практической конференции "Музей и общество". - Шушенское, 2006.
5. Пантелеева Л.В. Дети и музей / Л.В. Пантелеева. - СПб.: Детство - Пресс, 2001.
Предварительный просмотр:
Формирование счётной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Н.А.Зайцева
Воронова Л.А.
г.Абакан Детский сад №204 ОАО «РЖД»
e-mail:Voronova_la@mail.ru тел. 8(3902)273156
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика – это сложная наука, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основными математическими понятиями.
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Как достичь хороших результатов и при этом сохранить здоровье детей? Учить по-другому! Самое главное – это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной и игровой форме, состоящие из разных инновационных технологий.
В течение многих лет я работала над этой темой, используя различные технологии. В результате чего пришла к выводу, что наиболее эффективный результат дает использование методов из разных типов технологий, во главе которых стоит методика Н.А.Зайцева. Методика Зайцева позволяет в полной мере реализовать индивидуальный подход к детям, дает возможность для самореализации каждого ребенка. Использование ее дает высокую результативность, а также сохраняет здоровье ребенка.
Развитию логического рассуждения и умозаключения способствуют задания на поиск недостающей фигуры, нахождение сходства фигур, рекомендованные З.А.Михайловой, развивающие игры Б.П.Никитина. Исходя из собственного опыта, я сделала вывод о необходимости создания системы обучения, позволяющей детям усвоить основные математические понятия в интересной непроизвольной форме и реализовать задачи, поставленные программой.
Таким образом, в дошкольном возрасте, сохраняя здоровье, можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей детей, а это значит, что в школе проблем с математикой у детей не будет.
Целенаправленное использование системы, состоящей из игровых технологий, будет эффективно повышать уровень овладения детьми основными математическими понятиями, что является ведущей идеей представленного опыта.
Работу по «Стосчету» я начала 10 лет назад. Обучение по Зайцеву - это обучение в игре. Раскованность обстановки (дети могут сидеть на полу, заниматься на спортивных снарядах, и это даже поощряется) - непременное условие занятий. Мы привыкли, что во время уроков дети тихо сидят за партами. На занятиях по методике Зайцева дети много двигаются: переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, прыгают, хлопают в ладоши, топают ногами. По словам Николая Зайцева, основу любой учебной игры составляют поиск и выбор. Работая по числовым таблицам и кубикам Зайцева, ребенок находится в постоянном поиске. "Играя", дети учатся. Методика Зайцева позволяет задействовать такие органы чувств, как осязание, слух, зрение..
Работа с детьми велась в три этапа. Подготовка детей к обучению осуществляется постепенно. Прежде чем приступить к данной работе, целесообразно оценить уровень математических способностей детей.
На первом этапе в основном знакомила детей с числовой лентой: считали в прямом и обратном порядке, узнавали и называли цифры. Вся работа с детьми проводилась в игровой форме.
Ко второму этапу дети уже прекрасно ориентируются в двухзначных числах, объясняют, что числа состоят из десятков и единиц. Для поддержания интереса привлекала детей к изготовлению пособий. Дети охотно играют с этим материалом, занятия проходят более интересно и весело.
В конце второго этапа дети с удовольствием играют в игру «Магазин» (считают, что купили, сколько заплатили, что дороже, что дешевле), знают возраст своих родных, кто младше, кто старше (для этого предварительно просили родителей принести эту информацию).
На третьем этапе учила детей считать в пределах ста, складывать и вычитать, придумывать задачи. Сначала это делала я, потом дети самостоятельно. Интересным было использование игры «Домино»: дети в процессе игры учились считать. Вся работа шла с усложнением – от простых заданий к более сложным.
Очень интересна работа с таблицей «Стосчёта». Дети хорошо ориентируются в двухзначных числах, читают их, записывают, знают состав числа, знакомятся с четными и нечетными числами.
Результаты работы
- дети хорошо подготовлены к школе, хорошие отзывы родителей и учителей о подготовке в области математики;
- у детей развиты логическое мышление, память, речь, смекалка, внимание, сообразительность, умение рассуждать, делать выводы;
- у детей развито умение слышать и видеть звуковой, количественный и графический образ числа.
Однако реализовать все задачи, поставленные программой только методикой Н.А.Зайцева невозможно. Параллельно со Стосчетом я включала игры разных типов, позволяющие детям освоить другие математические понятия. В игровой форме дети с удовольствием угадывают предыдущее и последующие числа, очень любят загадывать числа и отгадывать задуманное (игра «Да-Нетка»). Определяют состав числа из двух меньших чисел, решают примеры на сложение и вычитание, составляют и решают задачи. Огромное значение имеют развивающие игры Б.П. Никитина: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Какая фигура следующая». Составляют геометрические фигуры из палочек, преобразовывают их, находят недостающие фигуры, признаки сходства фигур З.А.Михайлова. Дети охотно принимают участие в этих играх и готовы играть бесконечно.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывают интерес у детей. Обычно я использую задачи и некоторые задания, а также ребусы, кроссворды. Есть у нас очень интересные игры: «Домино», «Лото», «Поле чудес», «Считай дальше», «Какое число пропущено?», «Что за чем?». Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знаний из области математики. Ребенок учится выполнять различные действия, у него развивается память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия. Самое главное – это привить ребенку любовь к познанию, создать ситуацию успеха, помочь поверить в свои силы. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.
Литература
- Арапова-Пискарева, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Программа и методические рекомендации / Н.А. Арапова-Пискарева.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-112с.
- Венгер, Л.А. Восприятие и обучение / Л.А Венгер. - М.: Просвещение, 1969 - 97 с.
- Дети у истоков математики / Т.И. Дорофеева и др. // Спецкурс: Методика обучения математике.- М.: А.П.О., 1994.- 96с.
- Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста / авт.-сост. М.П. Злобненко и др. – Волгоград: Учитель, 2009.- 110 с.
- Житомирский, В. Математическая азбука / В. Житомирский, Л. Шеврин.- М.: Педагогика, 1984.- 200с.
- Зайцев, В.В. Математика для детей дошкольного возраста: пособие для воспитателей и родителей / В.В. Зайцев.- М.: Владос, 2001.- 60с.
- Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счет. Художественное оформление. - СПб: Лань, 1997.-224 с.
- Касицина, М.Л. Дошкольная математика / М.Л. Касицина.- М.: Гном и Д, 2001.- 96с.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / под ред. Ю.Ф.Гаркуши.-М.: Секачев В.Ю., ООО «Центр гуманитарной литературы «РОН», 2001.-157с.
- Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А.М. Леушина.- М.: Просвещение, 1974.- 260с.
- Перова, М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике / М.Н. Перова. - М.: Владос, 1996.- 125с.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.- 4-е изд.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 138 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нетрадиционные формы взаимодействия с семьями дошкольников». (статья для периодического педагогического издания)
Данный материал можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Предлагаю разные виды вечеров-досугов с активным участием родителей воспитанников. В статье представлен мой опыт сис...
Статья в научном издании
В современном социуме практически все дети дошкольного возраста идут в школу читающими. Но не редко возникает проблема – ребенок, прочитав не может понять содержание прочитанного ответить на воп...
Социально-личностный проект "Издание газеты детского сада, как один из способов повышения информированности родителей". Составитель старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна
Повышению уровня информированности родителей о деятельности детского сада способствует использование в практике работы учреждения малотиражной газеты для родителей. Газета...
Проект "Издание газеты "АБВГДейка" для детей старшего дошкольного возраста с приложениями
Проект разработан с целью формирования лексико-грамматической стороны речи и развития познавательно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами технологии развития кри...
новые издания для музыкальных работников ДОУ и начальной школы
1.Импровизируем в игре, поем, ставим спектакль.Издательство ВАКО, Москваhttp://www.litres.ru/ludmila-knyazeva/improviziruem-v-igre-poem-stavim-spektakl-muzykalnyy-sbornik/2. Веселый гном. Музыка и пес...
Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующег
Учебное издание Татьяна Борисовна Филичева, Галина Васильевна Чиркина ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ Программа и методические рекомендации дл...
Конспект сюжетно - ролевой игры "Издание журнала "В гостях у Бруснички".
Цель: создание условий для саморазвития детей посредством их включения в игровую поисково-исследовательскую деятельность в рамках сюжетно-ролевой игры «Редакция журнала «В гостях у Бруснички»....
- Мне нравится (1)