Проект "Издание газеты "АБВГДейка" для детей старшего дошкольного возраста с приложениями
проект (подготовительная группа) по теме
Проект разработан с целью формирования лексико-грамматической стороны речи и развития познавательно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами технологии развития критического мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта работы воспитателя
МДОБУ № 221 «Сказка» г. Орска» Дунаевой А.Л.
Темой нашего проекта является: «Формирование лексико-грамматической стороны речи детей в процессе издания газеты»
Цель: Формировать лексико-грамматические стороны речи детей. Развивать познавательные и творческие способности детей.
Задачи:
1. Расширять и активизировать словарь детей
2. Развивать способности к поисковой деятельности:
– определению задач из поставленной проблемы
– планированию этапов своей деятельности
– выбору материала
– умению аргументировать свой выбор
– развивать желание экспериментировать
3. Продолжить учить детей использовать ранее полученные знания при
решении познавательных и практических задач:
- создать оригинальный продукт детской деятельности в виде газеты;
- свободно пользоваться иллюстративным и фото, печатным дидактическим материалом при решении поставленных задач;
- развивать описательную речь;
- расширить знания об издательском деле, техническом оборудовании для
типографии, печати.
4. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков
5. Развивать у детей литературные навыки
6. Развивать у детей способность к словотворчеству, придумыванию
заголовков
7. Совершенствовать стиль партнерских отношений, воспитывать эстетический вкус, внимание, усидчивость, аккуратность.
В соответствии требований ФГТ, работая по календарно-тематическому принципу, реализовывая еженедельно какую-либо лексическую тему, мы проводили речевые и познавательные занятия, занятия по изодеятельности, продуктивную деятельности, ссылаясь на эту тему. Встал вопрос, как интегрировать все виды деятельности. После познавательной экскурсии на почту, ребята заинтересовались, а как вообще «рождается» газета? Видя их неподдельный интерес, у нас возникла идея решить проблему интегрирования путем метода проектной деятельности. Мы провели анкетирование родителей и выяснили, что периодические издания есть в каждой семье. 50% - выписывают газеты, 50% - покупают периодику в киосках «Роспечати». После этого мы совершили экскурсию к киоску «Роспечати», где дети выяснили, какую печатную продукцию можно еще приобрести. Так появилась сюжетно-ролевая игра «Почта». Целью которой было продолжить знакомить со спецификой работы каждого сотрудника почты. Для этой игры создавались атрибуты, писались письма, рисовались отравительные открытки. Познакомившись с Орскими изданиями, встал вопрос, как и где в Орске печатают газеты. С помощь родителей были организованы экскурсии в издательство «Орский вестник» и типографию. Целью этих экскурсий было познакомить с профессиями, спецификой работы каждого из сотрудников издательства. Появилась потребность в создании с-р игры «Издательство». Стали выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный, чтобы продуктивно его использовать.
В результате появились 2 способа издания газеты. Тот, который мы вам представили и в виде брошюры. Для этого изготавливались атрибуты: микрофоны, компьютер, клавиатура, диктофоны. Мы помогали в распределении ролей, помогали спланировать деятельность, систематизировать информацию. На следующем этапе мы оказывали практическую помощь: давали необходимые рекомендации, следили за выполнением техники безопасности в работе с аппаратурой, контролировали процесс издательской и печатной деятельности. Дети в свою очередь учились: брать интервью, производить фотосъемку, отбирать необходимую информацию, совместно готовить газету к выпуску: делится мнениями, советоваться, вносить изменения и предложения (по желанию, в случае необходимости), делать вывод по завершении работы над газеты. На этом же этапе активное участие принимали и родители в подборе информации, картинок, написании статей. При активном участии педагогов, детей и родителей создавался мини-музей печати.
После издания газеты проводилась презентации, на которой дети рассказывали о теме и содержании газеты, представляли газету гостям. При участии родителей, детей и нас – воспитателей оформлялись стенды, организовывались слайд-шоу.
Сегодня мы вам представили технологию работы на последнем этапе нашей проектной деятельности.
В результате реализации этого проекта произошли качественные изменения в развитии детей. Ребята научились определять задачи, планировать этапы, аргументировать свой выбор. Появилось желание экспериментировать. Научились свободно пользоваться иллюстрированным, фото и печатным материалом. У детей развились способности к словотворчеству, придумыванию заголовков, литературные навыки. Совершенствовался стиль партнерских отношений.
Предварительный просмотр:
Этапы проектной деятельности: «Издание газеты «АБВГДейка»
с элементами технологии развития критического мышления
Вид проекта: среднесрочный групповой познавательный проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 6-7 лет.
Продолжительность проекта:1 месяц (с 14 января 2013г. по 18 февраля 2013г.).
Участники проекта: дети подготовительной группы № 6 «АБВГДейка» МДОБУ № 221 «Сказка» г.Орска, воспитатель группы –Дунаева А.Л., родители воспитанников.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество».
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Деятельность родителей | Приёмы ТРКМ |
№1 подготовительный | - анкетирование родителей - подводящий диалог - знакомство с Орскими периодическими изданиями: «Орская хроника», «Орский вестник», «Орская газета», журнал «Особый» | - заполнение анкет - помощь в организации экскурсий - подбор Орской периодики - подготовка в создании музея газеты | - корзина идей и понятий; - синквейн (газета, журнал, почта, типография); - верные – неверные суждения; - лови ошибку. | |
- экскурсии на почту, киоск «Роспечать», типографию «Орский вестник» | ||||
№2 выявление проблемы | - формулируют проблему в игровой ситуации - определяет задачи - определяет конечный продукт | - вживаются в сюжетно-игровую ситуацию - осознают и личностно обозначают проблему - принимают задачи проекта | корзина идей и понятий; - синквейн (газета, журнал, почта, типография); - верные – неверные суждения; - 6 шляп мышления. | |
№3 организация работы над проектом | - помощь в распределении ролей в сюжетно-ролевой игре «Издательство» -систематизирует информацию - помогает спланировать деятельность - решает задачу организации деятельности | - систематизируют информацию - планируют совместную деятельность - распределяются по ролям | Обыгрывание дома - интервью - написание писем | - синквейн (издательство, редактор, корреспондент, корректор); - кластер «Типография»; - 6 шляп мышления.
|
№ 4 практическая деятельность | - организовывает работу над проектом - оказывает практическую помощь - дает необходимые рекомендации - следит за выполнением техники безопасности в работе с аппаратурой - контролирует процесс издательской и печатной деятельности | - берут интервью, фотосъемка - отбирают необходимую информацию - совместно готовят газету к выпуску: делятся мнениями, советуются, вносят изменения и предложения (по желанию, в случае необходимости) - делают вывод по завершении работы над газетой | - подбор информации, картинок, стихов, литературных произведений - помощь в создании музея газеты | - 6 шляп мышления; - Кластер «Эти удивительные кошки» |
№ 5 презентация деятельности | - помогает делать презентацию газеты - приходит на помощь в случае затруднения - подводит детей к формированию вывода - организовывает слайд-шоу | - готовят презентацию газеты (составляют рассказ о газете) - представляют газету гостям - делают вывод о решении проблемы | - помощь в организации презентации газеты - оформление стенда, музея газеты | - синквейн (презентация, газета, журнал, издательство, почта). - 6 шляп мышления. |
№ 6 обсуждение выпуска нового номера газеты |
Дунаева Анна Леонидовна
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познавательно-творческий проект
Татьяна взором умилённым На доченьку свою глядит И всё в ней кажется бесценным Всё душу мамину живит: Участники проекта дети логопедической группы № 6 "АБВГДейка" МДОБУ № 221 "Сказка"
Татьяна взором умилённым На доченьку свою глядит И всё в ней кажется бесценным Всё душу мамину живит: Участники проекта воспитатель логопедической группы № 6 "АБВГДейка" МДОБУ № 221 "Сказка" Дунаева Анна Леонидовна
Татьяна взором умилённым На доченьку свою глядит И всё в ней кажется бесценным Всё душу мамину живит: Участники проекта родители логопедической группы № 6 "АБВГДейка" МДОУ № 221 "Сказка"
Цель проекта Формирование лексико-грамматической стороны речи. Развитие творческих и познавательных способностей детей в процессе издания газеты. Формирование ключевых компетентностей у дошкольников
Задачи проекта 1 . Формировать лексико-грамматическую сторону речи: Продолжать учить подбирать несколько различных определений к объекту. Учить распространять предложения путем введения однородных определений. Учить правильно строить предложения, согласовывая все его члены в числе и роде. Учить правильно строить вопросительные предложения. Продолжать учить составлять описательный рассказ. Развивать монологическую и диалогическую речь. Уточнять и активизировать словарь детей.
Задачи проекта 2. Развивать способности к поисковой деятельности: Определять задачи из поставленной проблемы. Планировать этапы своей деятельности. Подбирать материал. Уметь аргументировать свой выбор. Развивать желание экспериментировать.
Задачи проекта 3. Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач: Создавать оригинальный продукт детской деятельности в виде газеты. Свободно пользоваться иллюстративным, фото, печатным и дидактическим материалом при решении поставленных задач. Расширять знания об издательском деле, техническом оборудовании для типографии, печати.
Задачи проекта 4. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков. 5. Развивать у детей литературные навыки, способность к словотворчеству, придумыванию заголовков. 6. Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Этапы проекта 1. Мотивационный 2. Когнитивный 3. Практический
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей Деятельность родителей № 1 подготови-тельный - анкетирование родителей - диалоговая беседа - знакомство с Орскими периодическими изданиями - экскурсии - заполнение анкет - помощь в организации экскурсий - подбор Орской периодики - подготовка в создании музея газеты Мотивационный
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей Деятельность родителей Мотивационный № 2 выявление проблемы - формулируют проблему в игровой ситуации - определяет задачи - определяет конечный продукт - вживаются в сюжетно-игровую ситуацию - осознают и личностно обозначают проблему - принимают задачи проекта
Когнитивный Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей Деятельность родителей № 3 организация работы над проектом - помощь в распределении ролей в сюжетно-ролевой игре «Издательств» -систематизирует информацию - помогает спланировать деятельность - решает задачу организации деятельности систематизируют информацию -планируют совместную деятельность - распределяются по ролям Обыгрывание дома : - интервью - написание писем
Практический № 4 практическая деятельность - организовывает работу над проектом - оказывает практическую помощь - дает необходимые рекомендации - следит за выполнением техники безопасности в работе с аппаратурой - контролирует процесс издательской и печатной деятельности - берут интервью, фотосъемка - отбирают необходимую информацию - совместно готовят газету к выпуску: делятся мнениями, советуются, вносят изменения и предложения (по желанию, в случае необходимости) - делают вывод по завершении работы над газетой - подбор информации, картинок, стихов, литературных произведений - помощь в создании музея газеты Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей Деятельность родителей
Практический Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей Деятельность родителей № 5 презентация деятельности - помогает делать презентацию газеты - приходит на помощь в случае затруднения - подводит детей к формированию вывода - организовывает слайд-шоу - готовят презентацию газеты (составляют рассказ о газете) - представляют газету гостям - делают вывод о решении проблемы - помощь в организации презентации газеты - оформление стенда, музея газеты № 6 обсуждение выпуска нового номера газеты
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра «Почта»
Примерный объем знаний. Что делают на почте и кто на ней трудится; расширение словаря (бланки, печать, штемпель, адресат, корреспонденция, главпочтамт, индекс, почтовый ящик).
Необходимые для игры атрибуты. Конверты, бланки, штамп, журналы, открытки, сумки для почтальона, телефон-автомат, переговорный пункт.
Работа в НОД: по ознакомлению с окружающим миром — экскурсия на почту; по развитию речи — рассказ воспитателя о путешествиях, которые совершают письма; по ознакомлению с художественной литературой — чтение «Почты» С. Маршака; по изобразительной деятельности — рисование по теме «Мы играем в почту», изготовление способом аппликации поздравительных открыток; по конструированию — постройка телефона-автомата, телеграфного устройства; по ручному труду — изготовление конвертов, квитанций, бандеролей; дидактические игры «Разговор по телефону», «Путешествие письма».
Работа вне НОД: наблюдение за трудом взрослых во время посещения почты; работа в книжном уголке (рассматривание соответствующих иллюстраций).
Работа с родителями: привлечение ими детей к отправлению писем и открыток родственникам и друзьям, посещение почты вместе с детьми.
Использование сюрпризных моментов: торжественное • открытие нового почтового отделения; поздравления, которые получил детский сад в связи с каким-нибудь праздником; Дед Мороз забыл в группе свой мешок с подарками и адресами детей.
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать диалоговую речь детей
Роли | Ролевые действия |
Почтальон | Берёт на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по домам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик |
Клиент | Отправляет посылки; покупает конверты, газеты и открытки; занимает очередь; отправляет денежные переводы. Соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь. |
Оператор | Принимает посылки, денежные переводы; продаёт газеты и журналы; сортирует письма, газеты, журналы |
Шофёр | Подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки; привозит посылки и бандероли; забирает посылки и бандероли, отвозит их на железную дорогу. |
Зав. почтой | Контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки; выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру путёвку или лист-задание; благодарит служащих почты за хорошую работу |
Построение ролевого диалога
Заведующая | Клиенты | Оператор | Шофёр | |
Почтальон | Даёт указания о выполнении работы. | Получает письма, газеты, журналы, открытки. | Выдаёт газеты, журналы, письма, открытки | Подвозит почтальона |
Оператор | Даёт указания о работе с клиентами. | Отправляет посылки, бандероли, письма. | Помогает в отправлении посылок, бандеролей | Привозит посылки, бандероли, корреспонденцию |
Клиент | Общаются. | Занимает очередь. | Принимает посылки, бандероли. Упаковывает их. | |
Шофёр | Выдаёт зарплату. | Отдаёт посылки и бандероли для дальнейшей пересылки |
Сюжетно-ролевая игра «Шофёры»
Задачи: помогать детям, налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать диалоговую речь детей.
Роли | Ролевые действия |
Шофёр | Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их. |
Пассажир | Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит. |
Бензозаправщик | Заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек |
Милиционер | Регулирует движение, штрафует водителя за нарушение, делает замечания шофёру, пассажиру |
Водитель др. машины | Перевозит груз, рулит, ведёт машину. |
Построение ролевого диалога
Диспетчер | Шофёр другой машины | Пассажир | |
Шофёр | Даёт указания об отправлении машины. | Оказывает взаимопомощь. | Спрашивает о том, на какой остановке выйти. |
Пассажир | Посылает контролёров | Пересаживает на другую машину. | Беседует о поездке. |
Бензозаправщик | Устанавливает очередь. | ||
Милиционер | Выполняет указания работников милиции. | Соблюдает правила дорожного движения, поведения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложение 6.2. к Программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение включасет в себя описание пособий, используемых в работе по данной программе....
Приложение 6.3 к программе «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Приложение содержит подробное описание методики обследования речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Дидактические игры и по основным разделам программы для детей старшего дошкольного возраста (приложение к индивидуальным маршрутам развития ребенка)
Игры направлены на обучение и закрепление знаний по ознакомлению с окружающим, развитию элементарных математических представлений, развитию речи, чтению художественной литературы лепке, аппликации....
Программа "Русские забавы. Русские народные праздники, как средство художественно-эстетического развития детей старшего дошкольного возраста" (в приложении сценарии праздников)
Программа по приобщению дошкольников к традиционным русским народным праздникам...
КАРТОТЕКА БУРЯТСКИХ НАРОДНЫХ ИГР для детей старшего дошкольного возраста (приложение к парциальной программе социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста «Приобщение к основам культуры народов Прибайкалья»)
Использование в игровой деятельности народных бурятских игр позволяет педагогам и родителям приобщить детей старшего дошкольного возраста к самобытной культуре бурят, коренных жителей Прибайкалья...