К вопросу развития социального интеллекта у ребёнка
статья (подготовительная группа) по теме
В данной статье рассматривается понятие социального интеллекта и его особенностей у детей дошкольного возраста, а также способы его диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К вопросу развития социального интереса у ребёнка
В условиях современной действительности с постоянно изменяющейся социокультурной ситуацией возникает необходимость развития и использования человеческого потенциала. Возрастают требования к самостоятельности, инициативе, предприимчивости человека, к его пониманию и интерпретации не только происходящих вокруг социальных изменений, но и собственного поведения и поведения других людей. Необходима мобилизации личностных ресурсов и нахождения нужных средств и действий для достижения успешного социального взаимодействия, развитие умения правильного понимания и интерпретации происходящих в мире социальных событий.
Первой ступенью на пути формирования личности, отвечающей данным требованиям общества, является детский сад, где с расширением круга общения у ребенка развивается чувствительность, социально-перцептивные способности. Эти способности определяются как социально-психологическое свойство личности, возникающее в процессе ее взаимодействия с другими людьми и обеспечивающее адекватное отражение психических состояний человека, его свойств, качеств и отношений. Поэтому одной из важнейших задач детского сада, как модели общества, должна стать адаптация к изменившимся условиям и требованиям, а также к новым формам взаимодействия со сверстниками и не только, социализация ребенка и формирование его социальной компетентности. Показателем социальной компетентности детей является психическое образование, которое в современной психологии принято называть социальный интеллект. Основная функция социального интеллекта - "понимание самого себя и себе подобных в постоянном видоизменении психических состояний и межличностных отношений, прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретация поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений"[1]. Развитие социального интеллекта является одним из важнейших условий успешной социальной адаптации детей.
«Являясь когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности, социальный интеллект обеспечивает самопознание, саморазвитие и самообучение, умение прогнозировать и планировать развитие межличностных событий и представляет собой четкую, согласованную группу ментальных способностей, определяющих успешность социальной адаптации».[2]
Т.о. социальный интеллект - системное качество личности, сочетающее комплекс интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, обусловливает интерпретацию информации и поведения, позволяет прогнозировать развитие межличностных ситуаций, проявлять гибкость к социальному взаимодействию и принятию решений.
Его формирование происходит путем интериоризации – присвоения продуктов общественного опыта, освоения определенных позиций, ролей и функций. В социальном интеллекте присутствует момент, который кардинальным образом отличает его от других видов интеллекта, этот момент заключается в возможности обращения к внутреннему опыту.[3]
Для диагностики социального интеллекта необходимо подобрать ряд методик, позволяющих изучить уровень развития отдельных компонентов, входящих в структуру социального интеллекта, таких, как:
- социальный интерес;
- эмпатия;
- социальная память;
- способность к прогнозированию;
Необходимо учитывать возраст детей, их эмоциональное состояние, это позволит исследователю найти оптимальные пути для успешного вхождения в детский коллектив и создаст доверительную атмосферу внутри него. За исследователем остается выбор того, какие цели в выполнении тех или иных заданий будут поставлены перед детьми. Одним из вариантов мотивирования детей к сотрудничеству, является налаживание с ними личного контакта. После расположения их к себе с помощью несложных игр, демократической манеры общения мотивацией добросовестного выполнения заданий для детей становятся ваши дружеские отношения.
Исследования социального интеллекта дошкольников показало, что социальные интересы у большинства детей проявляются слабо. Практически все ребята предпочитают живому общению общение с техникой (телефон, компьютер, телевизор) и лишь небольшое количество указывают в своих интересах игры с друзьями и увлечения опосредованным образом относящиеся к социальному интересу.
Диагностика эмпатии проводится на различном материале: литературном, художественном, по фотографиям. Обычно эмпатия развита и у мальчиков и у девочек с незначительной разницей и находится на среднем уровне. Дети без труда распознают основные эмоции (радость, грусть, страх и т.д.) и дают им определения, тогда как более тонкие чувства, которые они, без сомнения, переживали не находят у них отклика (безразличие, спокойствие, стыд и т.п.). Из этого следует вывод, что не смотря на широкий спектр эмоций и чувств, которые успели пережить дошкольники, многие из них остаются для детей не осознанными, что приводит к неумению вербального самовыражения, а также к непониманию подобных, тонких чувств у литературных героев и окружающих людей.
В неразрывной связи с эмпатией находится способность к прогнозированию. Как и эмпатия, она находится на среднем уровне развития. Многие дети с трудом могут продолжить сюжет картины, однако встречаются и довольно подробные и логичные ответы, а также ответы, которые можно отнести к разряду фантазии, оторванной от действительности. Это может быть связано с тем, что диагностика проводилась на художественном материале, т.е. на картинах. Возможно, их анализ и интерпретация затруднены из-за отсутствия работы воспитателей по обучению восприятия предметов искусства. А между тем, искусство является одним из источников развития социального опыта, а следовательно и социализации. Ведь в какой бы роли ни выступил человек – в роли творца или в роли воспринимающего произведение искусства, это обогащает личность и способствует развитию коммуникативных навыков.
Используя характеристики низкой и высокой оценки социального интеллекта Е.Б. Моргунова, среди которых:
Низкие оценки
- плохое понимание причинно-следственных связей поведения, конфликтное разрешение проблем, неадекватное восприятие себя и плохая ориентация в нормах поведения;
- слабое владение невербальными средствами общения (мимика, пантомимика), ориентация на вербальные способы общения, ошибки в интерпретации слов;
- отсутствие гибкости в изменяющиеся ситуации поведения;
- плохая адаптация к различным системам взаимоотношений людей,
Высокие оценки
- Предвосхищение поступков людей. Хорошее понимание чувств, мыслей, и намерений людей. Четкое выстраивание стратегии своего поведения для достижения цели.
- Правильная оценка состояний, чувств и намерений людей по их мимике, позам, жестам.
- Высокая чувствительность к оттенкам взаимоотношений, правильное понимание речи. Быстрое нахождение правильного тона.
- Умение анализировать сложные ситуации. Понимание логики развития ситуации, высокая чувствительность к изменению смысла. Успешность получения ясной картины ситуации при неполных данных.[4]
Можно провести первичную оценку социального интеллекта, не прибегая к сложным методикам.
Т.о. для повышения оценки социального интеллекта старшим дошкольникам необходимо обеспечить успешную интериоризацию, расширение и обогащение опыта общения, проводить коммуникативные и сплочающие тренинги, которые позволят им лучше понимать себя и окружающих по вербальным и невербальным признакам. Конечно, не стоит забывать и о креативности, развивая которую, мы сможем добиться гибкости в поведении и оригинальности мышления в различных нестандартных ситуациях, что и обеспечит успешное взаимодействие с окружающими.
[1] Межличностное общение. Учебник для вузов (В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша) Автор - В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша Издательство – Питер 2001г. Стр. 64
[2] Рахманкулова С.А.
[3] Д.В. Ушаков, 2004
[4] Е.Б. Моргунов, Ж.А. Денисова Организационное поведение Москва 2004г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/18/picture-211522-1379497845.jpg)
Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста
Развитие социального интеллекта дошкольников как условие, необходимое для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста...
Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики.
Развитие социального интеллекта и инициативы дошкольников в социальной сфере посредством патриотического воспитания и музейной педагогики....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/04/picture-375147-1388858990.jpg)
Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта и инициативы в социальной сфере детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации на тему: «Моя мама лучше всех!» в подготовительной группе.
Этот материал разработан в помощь педагогу в воспитании у детей старшего дошкольного возраста чувства любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, формирование бережно...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/18/picture-1421833-1663510954.jpg)
Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию
В статье освещен воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления социального интеллекта и социального прогнозирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного в...
Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию
В статье освещен воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления социального интеллекта и социального прогнозирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного в...
Воспитательный потенциал детской художественной литературы в развитии социального интеллекта и способности к социальному прогнозированию
В статье освещен воспитательный потенциал литературных произведений в решении задач становления социального интеллекта и социального прогнозирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного в...
"Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации технологии "Социальные акции"
В разроботке описаны этапы работы проведения "Социальных акций"...