Веселые пальчики
методическая разработка (младшая группа) на тему

Улучшение памяти, внимания, координации и мелкой моторики, что воздействует на умственное развитие ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы

для 1мл. группы «Птенчики»

«Веселые пальчики»

На 2016-2017 учебный год

Разработали воспитатели :                                                            

                        Черникова О.В.

                         Казакова О.А.    

Пояснительная записка

Исследования ученых доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование речи происходит  из-за двигательных импульсов, передающихся от рук, а точнее от пальчиков. Чем активнее и точнее движения пальцев, тем быстрее он начинает говорить.

Еще в дошкольном возрасте большое внимание уделялось упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторике и координации движения руки.

Поэтому в дошкольном возрасте большое внимание уделяют мелкой моторике. В плане кружковой работы отражено содержание по развитию мелкой моторики. Пальчиковые Игры очень эмоциональны, интересны и  увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры дают возможность воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Так же игры формируют добрые взаимоотношения между детьми и  между взрослым и ребёнком. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д.

Цель кружка:

Улучшение памяти, внимания, координации и мелкой моторики, что воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь

Задачи кружка:

Развивать речь детей с помощью пальчиковых игр (обогащать словарь детей, формировать умение строить предложения, добиваться правильного и четкого произношения слов).

Развивать в пальчиковых играх тактильную чувствительность, зрительно–двигательную координацию движений, умение соотносить предметы в пространстве. С помощью игры и упражнений направить на развитие мелкой моторики и двигательных навыков.

 Развивать умение подрожать взрослому, понимать смысл речи, повышать речевую активность.

Расписание кружка:

один раз в неделю

Объекты программы

  • Дети 2-3 лет.

Методы:

  • Игровой метод .
  • Наглядный метод .
  • Практический – показ способов действия с предметами.

Формы организации деятельности:

  • групповая;
  • индивидуальная.

Ожидаемые результаты:

- Активизация речи детей, пополнение словаря.

Форма отчета:

• Диагностика (Май),фото отчет.

Сентябрь.

Занятие 1.

«Дружные пальчики»

Пальчик, пальчик, где ты был?

(пальчики сгибаются в кулачок и разгибаются)

С этим пальцем в лес ходил.

С этим пальцем щи ворил.

С этим пальцем кашу ел.

С этим пальцем песни пел.

()на каждую строчку загибается один пальчик)

 «Семья»

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — Я.

Вот и вся моя семья.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Октябрь.

Занятие 3.

«Осенние листья»

Занятие 4.

«Наша группа»

В нашей группе все друзья.

(ритмично стучать кулачками по столу)

Самый младший-это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юля,

Это Даша.

(разжимаем кулочки, начиная с мизинчика)

«Качели»

Задрожали ветви елей.

Мы в восторге от качелей.

Мы летаем вверх и вниз,

Вместе с нами веселись.

Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз.

Ноябрь.

Занятие 5.

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая

Да веселая

(ритмичные хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят,

(загнуть большие пальцы на обеих руках)

Два учится хотят,

(загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются.

(загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки питаются.

(загнуть безымянные пальцы)

Две Ульянки в люльке качаются.

(загнуть мизинцы)

Занятие 6.

«Веер»

Солнце светит очень ярко,

И ребятам стало жарко.

Достаем красивый веер —

Пусть прохладою повеет.

Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

Декабрь.

Занятие 7

. «Белка»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Занятие 8.

«Елочка»

Перед нами елочка (сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»)

Шишечки, (показывают кулачки)

Иголочки, (указательные пальцы)

Шарики, (пальцы сжимают в круг)

Фонарики, (показывают «фонарики»)

Зайчики, (показывают «ушки зайца»)

И свечки, (прижимают ладони и пальчики друг к другу)

Звезды, (прижимают ладони с раздвинутыми пальцами)

Человечки. (ставят средний и указательный пальцы на колени)

Январь.

Занятие 9.

«Кисточка»

Мягкой кисточкой покрашу

Стульчик, стол и кошку Машу.

Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.

«Встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики — «Ура!»

В детский сад идти пора!

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Занятие 10.

«На работу»

Большой палец встал один.

Указательный — за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все — «Ура!»

На работу им пора.

Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого. А со слов «Встали братцы все.» — широко расставить пальцы в стороны.

Февраль.

Занятие 11.

«Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде —

Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю

Я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Занятие 12.

«Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька для ежат,

(поочередно загибают пальцы на правой руке)

Эта долька для стрижат,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

А для волка - кожура.

(Разводят руки.)

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь кто куда.

(имитируют бег пальцами по столу)

Март.

«Детки»

Занятие 13.

Раз-два-три-четыре-пять!

Будем пальчики считать —

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

. «Тетери».

(Русская народная потешка)

Как на нашем на лугу

(Разводим руки в стороны, изображая простор.)

Стоит чашка творогу.

(Ладони вместе – горстью.)

Прилетели две тетери,

(Машем пальчиками обеих рук, «слетаемся» с разных сторон в середину.)

Наклевались, улетели.

(Указательный и средний палец –клювы – тыкают в сложенную

горстью вторую ладонь.)

Апрель.

Занятие 16.

 «ГРОЗА»

Капли первые упали,
Пауков перепугали.

(слегка постучать двумя пальцами каждой руки по столу)
(внутренняя сторона ладони опущена вниз;
пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,
показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей.

(постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

(скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной; махать пальцами, сжатыми вместе)

Дождь полил как из ведра,

Разбежалась детвора.

(сильнее постучать по столу всеми пальцами обеих рук)

(указательный и средний пальцы обеих рук бегают по столу, изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает.

А потом из тучи солнце
Вновь посмотрит нам в оконце!

(нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
(барабанить кулаками, а затем похлопать в ладоши)
поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Занятие 17

«Кошка и мышка»

Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.

И легонько их сжимает -
Мышку так она пугает.
(
пальцы обеих рук сжимать в кулак и положить на стол лодонями вниз; затем медленно разжать кулаки, разводя пальцами в стороны, показывая как кошка выпускает коготки)

Кошка ходит тихо-тихо,
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.

(ладони рук лежат на столе: локти разведены в разные стороны; кошка правая рука крадется: все пальцы правой руки медленно шагают вперед. Мышка левая рука убегает).

Май.

Занятие 18.

«Капуста»

Мы капусту рубим-рубим.

(двигают прямыми ладонями вверх-вниз)

Мы капусту солим-солим.

(поочередно поглаживают подушечки пальцев)

Мы капусту трем-трем,

(потирают кулачок о кулачок)

Мы капусту жмем-жмем.

(сжимают и разжимают кулачок)

Занятие 14.

«Шалун»

Сорока ворона кашу варила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

Литература:

1.«Пальчиковые игры для детей» - С. О. Ермакова., 2009 г.

2.«Забавы для малышей» - М. Ю. Картушина., Москва «Творческий центр», 2007 г.

3.«Озорные пальчики» - муз. занятие И. В. Бодраченко, журнал «Музыкальный руководитель» №8, 2007 г.

4.«Пальчиковые игры для малышей» - Д. А. Костраба, журнал «Музыкальный руководитель» №5, 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Веселые пальчики"

Цель: развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук и активной речи, подготовка руки к письму дошкольника по средствам пальчиковой гимнастики. Задачи:Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук...

Рабочая программа кружка "Веселые пальчики"

Омская область, Павлоградский район, р. п. Павлонрадка. МБДОУ «Детский сад «Солнышко», группа «Светлячок».Руководитель кружка Остапенко Виктория Викторовна, воспитатель\  1. Пояснительн...

Досуг на тему: "Солнышко и веселые пальчики"

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики....

Кружок "Веселые пальчики" по нетрадиционному рисованию с детьми 3-го года жизни.

в пояснительной записке описываются этапы организации кружка; разнообразные  методы которые использутся на кружковых занятиях. Данная работа рекомендуется для использования в своей практике педаг...

Экспериментально-исследовательский проект «Веселые пальчики»

Актуальность. В настоящее время рядом исследователей (М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова – Фомина и др.) доказано, что на становлении детской речи положительно сказывается развитие мелко...