Музыкальный фольклор как средство приобщения детей к традиционной культуре
материал на тему
Рассказывается о необходимости приобщения детей к народному фольклору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_folklor_kak_sredstvo_priobshcheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta_k.docx | 14.68 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к
к традиционной культуре.
Любое общество заинтересованно в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе не возможно не только его развитие, но и самосохранение. Сохранение, передача и степень восприятия этого опыта зависит во многом от принятого в обществе стиля воспитания подрастающего поколения. Поэтому в последнее время в педагогике активно развивается этнокультурологическое направление, развитие действенных сил народных традиций.
Г.С.Виноградов в своей работе «Страна детей» отмечал особую соотнесенность фольклора и детского мироощущения, где все направленно на реализацию внутренне присущей ему потребности «исканий высокой радости»
Частью народной культуры является фольклор – важнейший элемент, составляющий ее историю, ее действующее лицо, отражающий с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой – определенные циклы человеческой жизни, времен года, трудовых занятий.
Фольклор(анг.folk-lore – народная мудрость) – 1) произведение устного народного творчества(былины, песни, частушки); 2) в настоящее время под фольклором часть исследователей понимает культуру нецивилизованных народов или примитивную общинную культуру, устное народное творчество либо художественную культуру какого-либо народа.
Э.Алексеев в своей работе «Фольклор в контексте современной культуре писал: «Фольклор есть специфическая область духовной культуры, которая:
- представляет собой неспециализированное и внутриситуационное художественное творчество,
- существует как устно передаваемая традиция, определяющая вариантно – множественный тип художественной продукции;
- проявляет себя как коллективное сознание, ориентированное на непосредственное неформальное общение.
Мы согласны с А.Каргиным, который писал: «Фольклор – бытовая традиционная для этноса духовная философско-эстетическая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации.
Музыкальный фольклор – вокальное, инструментальное , вокально-инструментальное и музыкально – танцевальное творчество народа.
Целью организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является приобщение детей к традиционной народной культуре, что способствует формированию интереса и отзывчивости детей при восприятии произведений фольклора, овладением основами музыкально-фольклорной деятельности.
Процесс приобщения осуществляется через включение детей в художественно- образную систему народной культуры с целью овладения ее нормативно – ценностными категориями. В основе методики:
- игра как основной вид деятельности детей;
- наглядность как ведущий педагогический метод;
- традиционные методы народной педагогики: подражание, совместные действия, копирование, диалог, побуждение к действиям и творческим проявлениям.
- детское творчество как важнейший этап процесса усвоения традиции, способ самореализации ребенка.
Методика приобщения детей к традиционной культуре включает в себя:
- учет традиционной последовательности действий в обучении основам фольклорной традиции, возрастных особенностей и индивидуальных возможностей детей
- применение различных способов разучивания музыкальных произведений малых фольклорных форм (попевок, прибауток, потешек);
- вовлечение элементов творчества;
- вовлечение детей в игровую деятельность.
В работе мы опираемся на традиционный опыт передачи и наследования культурного опыта, обучение строится на целенаправленном обучении детей основам традиционной народной культуры.
Обучение детей началам народной культуры опирается на ощущение ими жанровой специфики фольклора, которая аккумулирует характерные признаки произведений , присущие ему средства художественной выразительности в единстве музыкального строя, поэтики, функциональности. Использование жанров фольклора в качестве художественных эталонов позволяет ребенку структурировать фольклорное пространство, выделять опорные характеристики, в результате сравнения с которыми вновь услышанного материала происходит его узнавание и усвоение.
Подведя итог вышесказанному, отметим, что приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре возможно при выполнении следующих условий: фольклор рассматривается как важнейшее средство; методика обучения опирается на принципы народной педагогики; учитываются возрастные возможности детей; комплексный подход осуществляется посредством освоения детьми характерных свойств фольклора (устность, вариатизм, традиционность); создана атмосфера сотворчества в освоении фольклора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детский музыкальный фольклор как средство приобщения к истокам русской народной культуры в дошкольном образовании
Доклад на конференции...
"Музыкальный фольклор как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской культуры" Методические рекомендации
В авторском методическом пособии предлагаются советы и рекомендации для решения задач по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуре средствами музыкального фольклора....
«Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Фольклер в ДОУ...
музыкальный проект «Народный фольклор, как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
музыкальный проект для детей 4-5 лет...
Статья "Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Фольклор для детей дошкольного возраста. ...
Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей в истокам русской народной культуры
В настоящее время в современном российском обществе происходит переосмысление ценностных ориентиров. Поэтому возрос интерес к народному музыкальному искусству. Народная культура - как источник развити...
Педагогический проект на тему: «Фольклор как средство приобщения детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях»
Актуальность. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у детей высокой художественн...