Музыкальный фольклор как средство приобщения детей к традиционной культуре
материал на тему

Сорокина Елена Владимировна

Рассказывается о необходимости приобщения детей к народному фольклору.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальный фольклор как средство приобщения детей дошкольного возраста к      

                                           к традиционной культуре.

          Любое общество заинтересованно в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе не возможно не только его развитие, но и самосохранение. Сохранение, передача и степень восприятия этого опыта зависит во многом от принятого в обществе стиля воспитания подрастающего поколения. Поэтому в последнее время в педагогике активно развивается этнокультурологическое направление, развитие действенных сил народных традиций.

        Г.С.Виноградов в своей работе «Страна детей» отмечал особую соотнесенность фольклора и детского мироощущения, где все направленно на реализацию внутренне присущей ему потребности «исканий высокой радости»

        Частью народной культуры является фольклор – важнейший элемент, составляющий ее историю, ее действующее лицо, отражающий с одной стороны, крупнейшие события в жизни народа и государства, с другой – определенные циклы человеческой жизни, времен года, трудовых занятий.

          Фольклор(анг.folk-lore – народная мудрость) – 1) произведение устного народного творчества(былины, песни, частушки); 2) в настоящее время под фольклором часть исследователей понимает культуру нецивилизованных народов или примитивную общинную культуру, устное народное творчество либо художественную культуру какого-либо народа.

         Э.Алексеев в своей работе «Фольклор в контексте современной культуре писал: «Фольклор есть специфическая область духовной культуры, которая:

           - представляет собой неспециализированное и внутриситуационное  художественное творчество,

          -  существует как устно передаваемая традиция, определяющая вариантно –  множественный тип художественной продукции;

           - проявляет себя как коллективное сознание, ориентированное на непосредственное неформальное общение.

           Мы согласны с А.Каргиным, который писал:  «Фольклор – бытовая традиционная для этноса духовная  философско-эстетическая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в результате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации.

          Музыкальный фольклор – вокальное, инструментальное , вокально-инструментальное  и музыкально – танцевальное творчество народа.

           Целью организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста является приобщение детей к традиционной народной культуре, что способствует формированию интереса и отзывчивости детей при восприятии произведений фольклора, овладением основами музыкально-фольклорной деятельности.

          Процесс приобщения осуществляется через включение детей в художественно- образную систему народной культуры с целью овладения ее нормативно – ценностными категориями. В основе методики:

          - игра как основной вид деятельности детей;

         - наглядность как ведущий педагогический метод;

         - традиционные методы народной педагогики: подражание, совместные действия, копирование, диалог, побуждение к действиям и творческим проявлениям.

       - детское творчество как важнейший этап процесса усвоения традиции, способ самореализации ребенка.

        Методика приобщения детей к традиционной культуре включает в себя:

      - учет традиционной последовательности действий в обучении основам фольклорной традиции, возрастных особенностей  и индивидуальных возможностей детей

     - применение различных способов разучивания музыкальных произведений малых фольклорных форм (попевок, прибауток, потешек);

      - вовлечение элементов творчества;

      - вовлечение детей в игровую деятельность.

       В работе мы опираемся на традиционный опыт передачи и наследования культурного опыта, обучение строится на целенаправленном обучении детей основам традиционной народной культуры.

       Обучение детей началам народной культуры опирается на ощущение ими жанровой специфики фольклора, которая аккумулирует характерные признаки произведений , присущие ему средства художественной выразительности в единстве музыкального строя, поэтики, функциональности. Использование жанров фольклора в качестве художественных эталонов позволяет ребенку структурировать фольклорное пространство, выделять опорные характеристики, в результате сравнения с которыми вновь услышанного материала происходит его узнавание и усвоение.

       Подведя итог вышесказанному, отметим, что приобщение детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре возможно при выполнении следующих условий: фольклор рассматривается как важнейшее средство; методика обучения опирается на принципы народной педагогики; учитываются возрастные возможности детей; комплексный подход осуществляется посредством освоения детьми характерных свойств  фольклора (устность, вариатизм, традиционность); создана атмосфера сотворчества в освоении фольклора.

     

     

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкальный фольклор как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской культуры" Методические рекомендации

В авторском методическом пособии предлагаются советы и рекомендации для решения задач по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуре средствами музыкального фольклора....

Музыкальный фольклор, как средство приобщения детей в истокам русской народной культуры

В настоящее время в современном российском обществе происходит переосмысление ценностных ориентиров. Поэтому возрос интерес к народному музыкальному искусству. Народная культура - как источник развити...

Педагогический проект на тему: «Фольклор как средство приобщения детей с ОВЗ к истокам русской народной культуры на музыкальных занятиях»

Актуальность. Внедрение элементов фольклора в практику музыкального воспитания, изучение традиций и обрядов своего народа является важнейшим звеном в процессе формирования у детей высокой художественн...