Проект «Ходит осень по дорожкам»
проект на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида «Космос»
города Балашова Саратовской области
Проект
«Ходит осень по дорожкам»
коррекционной разновозрастной группы «Лучик»
для детей с ЗПР
(с 3 до 8 лет)
Воспитатели:
Токарева С.В.
Попова М.В.
Балашов
2016 – 2017 учебный год
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Ходит осень по дорожке» |
Состав и возраст проектной группы | 11 детей с задержкой психического развития среднего дошкольного возраста, родители, воспитатели, музыкальный руководитель |
Срок реализации | октябрь |
Типология проекта | информационный, творческий |
Образовательные области | Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие |
Актуальность | Специально организованная совместная работа работе учителя-дефектолога, воспитателя и родителей в решении коррекционных задач по преодолению недостатков при ознакомлении с сезонными изменениями в природе позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, связную речь детей. |
Цель проекта | Систематизация знаний детей с ЗПР об осенних явлениях, через организацию коррекционно-развивающего обучения. |
Задачи проекта |
|
Этапы | Организационно-подготовительный Основной Заключительный |
Характеристика деятельности участников | Учитель-дефектолог: подбор методического материала, разработка календарно-тематического планирования, составление конспектов познавательно- тематических занятий, анкетирование родителей, диагностирование детей, создание картотеки картинок-раскрасок. Воспитатели:
Родители с детьми:
Музыкальный руководитель:
|
Предполагаемые итоговые продукты проекта |
|
Необходимое оборудование: | Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром: наборы сюжетных и предметных картинок, дидактические игры, музыкальный центр, компьютер; Сенсорное развитие: развивающие игры, плоскостные геометрические фигуры, карандаши цветные, подносы для раздаточного материала, счётные палочки, материал для сравнения по величине, мяч, счетный материал . Игра с образной игрушкой: кукла, наборы игрушек: «Одежда», «Животные», «Птицы»; Игры на развитие мелкой моторики: наборы цветной бумаги, разрезные картинки, двойные бумажные трафареты, пуговицы, шерстяные нитки, цветная мозаика, прищепки, шнуровки; Конструктивные игры: природный материал, подсобный материал; строительный материал. |
ХОД ПРОЕКТА
Этап работы над проектом | Продолжительность | Формы работы с воспитанниками | Содержание работы участников проекта | Выход этапа |
Организационно-подготовительный | 1-2 неделя | индивидуальная |
|
|
Основной | 3 неделя | подгрупповая, индивидуальная | Учитель-дефектолог:
Воспитатель:
Музыкальный руководитель:
|
|
Заключительный | 4 неделя | подгрупповая, индивидуальная |
|
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Актуальность
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития, которые в недостаточной степени имеют представления о предметах и явлениях окружающей природы в разное время года, о том, как меняется природа на протяжении года, как ведут себя представители животного мира, какие причинно-следственные связи существуют в природных явлениях. Участие детей в проекте «Ходит осень по дорожке» позволит максимально обогатить знания и представления об осени, ее характерных признаках, развить творческие способности, связную речь детей.
Ведущая роль в коррекционной работе с детьми с особенностями психофизического развития, принадлежит учителю-дефектологу. Учитель-дефектолог составляет перспективный тематический план, который согласовывается со специалистами ДОУ. Все лексические темы распределены в течение календарного года. Изучение каждой лексической темы проходит одну неделю. Лексическая тема, которую учитель-дефектолог отрабатывает на своих занятиях, находит продолжение на занятиях воспитателя, в режимных моментах и в работе с родителями.
Коррекционно-развивающее обучение с детьми проводится в первой половине дня по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие» (игра с образной игрушкой), «Познавательное развитие» (сенсорное развитие, конструктивные игры, игры на развитие мелкой моторики), «Речевое развитие» (развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром) подгруппой или индивидуально. Основной формой организации коррекционно-развивающего обучения является занятие, проходящие в игровой форме. Занятия проводятся в специально оборудованном классе, где создана предметно-развивающая среда и каждому ребенку обеспечен личностно ориентированный подход.
Цель проекта: Систематизация знаний детей с ЗПР об осенних явлениях, через организацию коррекционно-развивающего обучения.
Календарно-тематическое планирование учителя-дефектолога по реализации проекта
Дата, тема | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром (непосредственно образовательная деятельность) | Сенсорное развитие (непосредственно образовательная деятельность) | Игры на развитие мелкой моторики (Совместная образовательная деятельность) | Конструктивные игры (Совместная образовательная деятельность) | Игры с образной игрушкой (Совместная образовательная деятельность) | ||
«Осень» | «Осень. Признаки осени» -обогащение и активизация словаря; образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.(20 минут) | «Один-много, сравнение множеств и установление соответствия между ними. Большой-маленький. Круг». (20 минут) | «Листопад» - обрывание листов желтой и красной бумаги на мелкие кусочки и засыпание своих дорожек. (20 минут) | Конструирование из строительных материалов «Дорожка в осенний парк». (20 минут) | «Научим куклу Дашу раздеваться после прогулки» -обучение выполнению в игре два-три знакомых действия с куклой. (20 минут) | |
«Овощи» | «Овощной магазин» -уточнение качественных признаков овощей при отгадывании загадок; согласование существительных с числительным в падеже в составе словосочетания.(20 минут) | «Сравнение чисел 3-4, счет по образцу, загадки. Времена года(осень).Слева, справа». (20 минут) | «Овощной салат» - складывание разрезной картинки из 4-6 частей. (20 минут) | Конструирование из природных материалов «Угощение для зайчика. Морковка»(из засушенных листьев).(20 минут) | «Даша едет в магазин»- развитие умения переносить знакомые действия со строительным материалом в новые игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью. (20 минут) | |
«Фрукты» | «Магазин «Фрукты» -уточнение качественных признаков фруктов при отгадывании загадок; формирование диалогической речи.(20 минут) | «Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат (находить среди множества фигур). Развитие внимания. .(20 минут) | «Сушка фруктов» - развешивание двойных трафаретов фруктов на веревочку.(20 минут) | Конструирование из строительных материалов «Заборчик для фруктового сада».(20 минут) | «Распутай путаницу» -обучение детей пользоваться предметами по назначению; правильно описывать расположение предметов. (20 минут) | |
«Грибы» | «Грибы» -уточнение названий грибов, воспитание слухового внимания, обучение ответам на вопросы распространенным предложением. (20 минут) | «Счет по образцу, сравнение чисел 4-5). Части суток. Слева, в середине, справа». (20 минут) | «Белочки и грибочки» -нанизывание пуговиц на нитку. (20 минут) | Конструирование из природных материалов «Грибная полянка»(из засушенных листьев).(20 минут) | «Поправь Петрушку»- обучению свободному общению со сверстниками; развитие слуха, внимания, ЗКР. (20 минут) | |
«Деревья» | «Деревья. Внешние признаки деревьев» -уточнение характерных внешних признаков деревьев, активизация предметного и качественного словаря по теме.(20 минут) | «Знакомство с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Закрепление знаний о круге, квадрате». (20 минут) | «Нарисуй дерево ниткой»-выкладывание веток дерева нитками, прикрепленными к стволу».(20 минут) | Конструирование из природного материала «Во поле береза стояла» (из засушенных листьев). (20 минут) | «Игра с куклой Дашей»- обучение игровым действиям по образцу; воспитание аккуратного, бережного отношения к кукле. (20 минут) | |
«Птицы» | «Внешние признаки перелетных птиц» -знакомство с характерными внешними признаками птиц, с особенностями их жизни; обучение составлению распространенного предложения по вопросам.(20минут) | «Закрепить знания о цифре 1.Большой, поменьше, маленький. Треугольник(находить среди множества фигур). (20 минут) | «Картинки из мозаики»-собирание птицы из цветной мозаики по образцу». (20 минут) | Конструирование из строительных материалов «Домик для птички».(20 минут) | «Новый домик для птички» -продолжать объединять единым сюжетом игры с образными игрушками и со строительным материалом. Подводить детей к совместным играм. (20 минут) |
«Дикие животные» | «Дикие животные»-уточнение характерных признаков внешнего вида диких животных, активизация соответствующей лексики, выделение отличительных признаков диких животных. (20 минут) | «Знакомство с цифрой 2. Вчера, сегодня, завтра. Ближе, дальше». (20 минут) | «Подарим ёжику колючки» -прищепки, трафарет ежа. (20 минут) | Конструирование из подсобных материалов «Зайчики» (из пластмассовых стаканчиков). (20 минут) | «Дикие животные. Зоопарк»-обучать различать и называть некоторых диких животных, их повадок, корма. (20 минут) |
«Одежда» | «Наша одежда» -уточнение назначения предметов демисезонной одежды, практическое усвоение правильных форм названий предметов одежды. (20 минут) | «Закрепить знания о цифре2. Короткий, длинный. Овал (находить среди множеств фигур). (20 минут) | «Украшаем платье» -продевание цветной проволоки в дырочки на трафарете.(20 минут) | Конструирование из природных материалов «Узор на шарфике» (из засушенных листьев). (20 минут) | « Осенняя одежда» (Оденем куклу на прогулку)-учить детей выбирать одежду подходящую к сезонным изменениям в природе. (20 минут) |
«Обувь» | «Наша обувь»-обогащение и активизация предметного словаря, составление простого беспредложного предложения. (20 минут) | «Знакомство с цифрой 3. Соотнесение цифры с количеством предметов. Времена года(осень)» (20 минут) | «Вот ботинки для Иринки» -шнуровка сверху вниз без перекрещивания шнурка». (20 минут) | Конструирование из строительных материалов «Гараж» .(20 минут) | «Куклы на прогулке»-развивать интерес к играм с куклой и строительным материалом. Закреплять умение играть вместе, делиться игровым материалом. (20 минут) |
План совместной деятельности учителя-дефектолога, воспитателей и родителей
Дата, тема | Воспитатели (задания для индивидуальной работы с детьми) | Родители (рекомендации) |
«Осень» |
|
|
«Овощи» |
|
|
«Фрукты» |
|
|
«Грибы» |
|
|
«Деревья» |
|
|
«Птицы» |
|
|
«Дикие животные» |
|
|
«Одежда» |
|
|
«Обувь» |
|
|
Диагностика уровня знаний по теме « Осень»
Цель: выявление уровня сформированности представлений детей об осени, изменениях происходящих в природе и жизни животных (развитие наглядно-образного мышления).
Инструкция: «У меня на столе лежат картинки, рассмотри их внимательно, и ответь на мои вопросы».
1.Назови (покажи на картинке), какое сейчас время года?
2.Что убирают люди осенью в поле, на огороде, в саду?
3.Назови и покажи овощи, фрукты, грибы (по 2-3 вида).
4.Назови и покажи животных на картинке (по 2-3 вида домашних и диких).
5. Как животные готовятся к зиме?
6.Назови и покажи птиц на картине (2 вида).
7.Куда улетают птицы осенью?
8. Назови и покажи деревья (2-3вида)
9.Что происходит осенью с листьями на деревьях?
10. Узнай, с какого дерева этот лист? (2-3 вида)
11. Одень куклу соответственно погоде и сезону.
Оценка знаний:
- 1 балл – ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос.
- 2 балла – ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
- наводящих вопросов.
- 3 балла – ребёнок не может ответить на поставленный вопрос.
Подсчёт результатов:
- 11 – 18 баллов – низкий уровень
- 19 – 25 – средний уровень
- 26 – 33 – высокий уровень
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Развиваем мелкую моторику. Т.А. Ткаченко 2007.
2. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. Т.А. Ткаченко 2010.
3. Играем пальчиками и развиваем речь. В.В. Цвынтарный1996 .
4. Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста. Е.А. Янушко2009.
5. Пальчиковая гимнастика. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова2004.
6. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Е.А. Янушко2009 .
7. Какие месяцы в году? Путешествие в мир природы. Т.А.Шорыгина 2006.
8. Развитие связной речи. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко 2005.
9. Развитие математического мышления у детей 3-4 лет. Е.В.Колесникова1997.
10.Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Л.В.Куцакова 1999.
11.Занятия с дошкольниками по конструированию из строительного материала. Л.В.Куцакова 2006.
12.Развитие речевого восприятия. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева 2007.
13.Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. И.Н.Лебедева 2009.
14.Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. С.И.Карпова 2012.
15. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет. О.А.Романович 2013.
16. Конструирование. З.В. Лиштван 1981.
17. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина 2005.
18. Ознакомление с окружающим (4-5 лет). И.А.Морозова, М.А.Пушкарева 2011
19. Настольная книга педагога-дефектолога. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко 2005.
20. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР. Н.Ю. Борякова 2007.
21. Игровая деятельность в детском саду. Н.Ф. Губанова 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Ходит осень по дорожке»
Проект «Осень» краткосрочный, групповой.Сроки проведения: Сентябрь- октябрь.Возраст участников проекта – 2 - 3 года.Тип проекта – смешанный....
Презентация проекта "Ходит осень по дорожкам".
Презентация и паспорт проекта на осеннюю тематику. Цели, задачи и план мероприятий....
Творческо - познавательный экологический проект " Ходит осень по дорожкам..."
Паспорт и презентация проекта...
Фотоотчет по краткосрочному проекту " Ходит осень по дорожке". Старшая группа.
Кракткосрочный прект "Ходит осень по дорожке" в старшей группе с фотографиями и содержанием будет полезен для воспитателей в подборе непосредственного материала для проекта по теме " Ос...
Проект «Ходит осень по дорожке»
Проект во второй младшей группе «Ходит осень по дорожке» Название проекта: «Ходит осень по дорожке»Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность проекта: краткоср...
Проект «Ходит осень по дорожке»
Краткосрочный проект в старшей группе «Ходит осень по дорожке»Паспорт проекта.Вид проекта: информационно – творческий.Продолжительность: краткосрочный.Участники: дети ...
Презентация к проекту "Ходит осень по дорожкам" в младшей группе на тему "Урожайная осень"
Презентация для детей об осеннем урожае...