Эссе "Воспитатель в условиях реализации ФГОС"
методическая разработка на тему
Эссе "Воспитатель в условиях реализации ФГОС"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatel_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
«…не мыслям, а мыслить надо учить».
Иммануил Кант.
В настоящее время в системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. В связи с введением стандартизации в ДО, наиболее значимыми я считаю такие изменения как: создание инновационного образовательного пространства в ДОО; создание равных условий для разностороннего развития детей, имеющих разные возможности; формирование новой модели выпускника детского сада на основе развивающего взаимодействия ребенка со взрослым и со сверстниками. Обучение должно войти в жизнь ребенка через ворота игры.
До введения ФГОС ДО на первый план выдвигалась задача воспитания в ребенке стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. Сейчас перед дошкольными педагогами стоит новая задача: сформировать перед школой компетентную, креативную, социально-адаптированную личность; способную ориентироваться в информационном пространстве; умеющую отстаивать свою точку зрения; способную продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. После дошкольной жизни у каждого ребенка (в том числе детей с ограниченными возможностями) должна появиться мотивация (желание) к обучению в школе.
Воспитатель - как непосредственный участник, как субъект образовательного процесса, остается центральной и значимой фигурой в формировании творчески активной (креативной) личности дошкольника. Формирование новой модели выпускника детского сада влечет за собой изменение функций педагога и содержания педагогического взаимодействия с ребенком, т.е. изменяется подход к программе, условиям и результатам преподавания. Теперь педагог является организатором интеллектуального поиска, эмоциональных переживаний и практических действий ребенка. Поэтому профессионализм педагога должен определяться высоким уровнем его педагогической компетентности: воспитатель должен владеть огромным багажом знаний и элементов инновационной деятельности; умением доступно и интересно преподносить материал. А также, обладать личностными качествами: педагогическим тактом, добротой, отзывчивостью, чувством юмора, умением создать комфортный микроклимат, интересом к личности ребенка и многим другим.
В связи с введением ФГОС ДО в детский сад пришло множество инноваций: методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамических изменений в личностном развитии ребенка. Наш детский сад является экспериментальной площадкой, и у нас уже полным ходом идет работа по введению СТАНДАРТОВ в образовательный процесс. Вначале инновационные преобразования казались нам снежным комом, несущимся на нас с большой, непреодолимой силой откуда-то сверху. Но, благодаря созданию в детском саду единой системы управления инновационной деятельностью; расширению степени участия сотрудников в управлении развитием д/с; созданию нормативно-правовой базы и системы непрерывного образования и самообразования педагогов (курсы повышения квалификации, ИКТ); индивидуализации форм и методов методической работы в зависимости от уровня профессионального мастерства педагогических работников (творческие группы, опережающие группы, стажерские площадки и т.д.); использованию активных методов обучения педагогов (мастер-классы, педагогические ринги, педагогические проекты, презентации и др.) - ФГОС постепенно входят в нашу повседневную образовательную жизнь.
Первоначальная и главенствующая задача, которая встала перед коллективом – это необходимость разработки собственной Примерной образовательной программы ДОУ. Но, благодаря слаженной и оперативной работе организованной на базе нашего детского сада творческой группе, данная задача была решена успешно.
Внедрение в работу Примерной образовательной программы, методических разработок и пособий в соответствии с ФГОС положительно сказывается на разработке и реализации рабочих программ, педагогических технологий, программ индивидуального и педагогического поиска и т.д.
Однако есть и отрицательный момент. Такой аспект, как переполненность возрастных групп (до 30-35 человек), к сожалению, затрудняет введение и реализацию инновационных идей и принципов, активных методов и процессов. Педагог не имеет возможности в полной мере взаимодействовать с детьми, увидеть и почувствовать каждого воспитанника.
Воспитатели положительно восприняли все инновации. Теперь в центр образовательной системы поставлена личность и новые подходы к ней, отвергающие принуждение, основанные на индивидуализации и гуманно-личностных технологиях сотрудничества и партнерства. Грамотно организованная педагогом экспериментально - исследовательская деятельность должна способствовать формированию у ребенка исследовательского типа мышления посредством эвристических бесед, моделирования, погружения, подражания, постановки и решения вопросов и ситуаций проблемного характера, опытов и т.д. Технология проектирования призвана включить в сферу межличностного и межгруппового взаимодействия детей и взрослых, развить и обогатить детский социально-личностный опыт. В образовательном процессе педагоги теперь используют как новые технологии, так и уже знакомые элементы образования, доказавшие свою эффективность: игровые методы, интеграционный принцип, здоровьесберегающие технологии, ТРИЗ, ИКТ и др.
Особенно трепетно мною и коллегами восприняты требования по изменению традиционной формы НОД с детьми. Необходим переход от информационно-технологического принципа, где прописан каждый шаг деятельности ребенка и взрослого - к игровому, многогранному и объемному взаимодействию с ребенком в системе «ребенок – педагог - сверстник», приветствующему максимальное использование инновационных и активных методов педагогического взаимодействия, более индивидуализированному и нацеленному на раскрытие собственного потенциала каждого ребенка. Привычные стереотипы очень трудно ломать. Большинство педагогов имеют приличный педагогический опыт, поэтому организация НОД в нетрадиционной, игровой форме дается нам с некоторыми затруднениями. В преодолении этой проблемы нам помогают методические рекомендации и пособия, разработки специалистов, которыми постоянно пополняется библиотечный фонд нашего детского сада.
Я полагаю, что дальнейшее взаимодействие всех звеньев системы дошкольного образования, овладение педагогами инновационной педагогической деятельностью и вовлечение родителей в педагогический процесс приведет к обновлению и улучшению качества образовательного процесса, к развитию творческих и познавательных способностей у дошкольников и к формированию предпосылок учебной деятельности на этапе завершения дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеграция и реализация образовательных областей в условиях реализации ФГОС
Статья представляет описание опыта интеграции таких образовательных областей как речевое развитие (логопедия) и музыкальное развитие...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.
Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...
Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО
ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивае...
Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"
Опыт работы по реализации инновационного образовательного проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...
Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"
Афиши и билеты к опыту работы по реализации проекта "Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО"...
Презентация к опыту работы по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ФГОС ДО»
Презентация к опыту работы по реализации инновационного образовательного проекта «Внедрение технологии проектной деятельности по созданию анимационной мультипликации в условиях реализации ...