Экспериментальная деятельность
статья на тему
«Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов. Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_atest.docx | 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
По мнению Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов. Необходимо включить детей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов».
Особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок знакомясь с объектом, в процессе взаимодействия с ним, осуществляет практические действия выполняющие познавательную, ориентировочно – исследовательскую функцию, тем самым создаются условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе».
Объект:
Процесс развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет:
Роль экспериментирования и исследования в развитии познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, через создание развивающей среды и подбор картотеки заданий по экспериментально- исследователской деятельности .
Задачи:
1. Анализ методической литературы и существующих программ.
2. Изучить теоретические аспекты темы
3. Создать развивающую среду, составить картотеку заданий и рабочую программу с целью развития у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Понятие «экспериментирование» понимается как особый способ практического освоения действительности, направленный на создание таких условий, в которых предметы и явления окружающей действительности наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.
Цель экспериментального обучения, по мнению Н.Г.Черниловой, которая рассматривает экспериментальное обучение как развивающее, состоит в том, чтобы создать условия, при которых дети:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
-приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
-развивают системное мышление.
Изучив имеющуюся литературу по детской опытно – экспериментальной деятельности, я решила адаптировать этот материал к детям нашей группы и подобрала картотеку опытов и экспериментов, составила тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей и с постепенным усложнением познавательных задач, четко определила для себя структуру занятий.
В программах дошкольного образования до 90-х г.г. не уделяли экспериментированию должного внимания, а зачастую просто игнорировали его. Эти программы основывались лишь исключительно на принципе словесного транслирования информации от педагога к ребенку.
Весьма интересной мне кажется гипотеза Н. Н. Поддъякова, которую он сформулирован на основе обобщения своего богатого фактического материала в 1997 году, о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования своей гипотезы он приводит многочисленные доказательства:
Некоторые дети не любят играть; но это не значит, что они бездействуют, они предпочитают заниматься каким-либо делом, отличным от игры, а их психическое развитие протекает нормально. И только при лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.Фундаментальным доказательством ведущей роли экспериментирования в детской деятельности является тот факт, что экспериментально-исследовательская деятельность пронизывает все сферы деятельности ребенка, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
- Постановка проблемы;
- Поиск путей решения проблемы;
- Проверка гипотез, предположений;
- Обсуждение увиденных полученных результатов;
- Формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
На предварительном этапе я объяснила своим исследователям, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». И в этом нам помогают карточки- символы
- Подумай самостоятельно
- Спроси у другого человека
- Посмотри в книгах
- Посмотри по телевизору
- Получи информацию у компьютера
- Понаблюдай
- Проведи эксперимент
- Свяжись со специалистами
Выделяется четыре этапа исследования.
- Первый этап - выбор темы.
- Второй этап - постановка вопросов.
- Третий этап - проведение исследования.
- Четвертый - подведение итогов.
Cистематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей старшего возраста с окружающим миром через детское исследование и экспериментирование будет способствовать качественному изменению уровня знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..
Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...
Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»Конспект НОД в средней группе по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный магнит»
Дети наблюдают как магнитные силы проходят через воду, бумагу, картон....
Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.
Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...
Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...