Социализация детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
статья на тему
Одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно развивается в дошкольном возрасте, - произвольность, т.е. способность владеть и управлять своем поведением. Произвольность поведения – решающее условие готовности ребенка к школьному обучению. Как показывает практика, основная трудность в обучении шестилетних детей заключается не в том, что они недостаточно развиты или не хотят учиться, а в том, что у них отсутствуют (или недостаточно развиты) произвольные формы поведения: ребята не могут спокойно сидеть на уроке, постоянно отвлекаются. Очевидно: учить и учиться в такой ситуации очень трудно. Но формирование произвольного поведения необходимо не только для подготовки ребенка к школе. Произвольность поведения проявляется в самых разных аспектах его жизни: и в выполнении указаний взрослого, и в умении планировать свои действия, и в соблюдении моральных норм и правил поведения, и в способности сосредоточится на каком–нибудь деле и довести его до конца, и в общей дисциплинированности, организованности поведения и пр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социализация детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей дошкольного возраста в
сюжетно-ролевой игре
Одно из важнейших качеств личности, которое интенсивно развивается в дошкольном возрасте, - произвольность, т.е. способность владеть и управлять своем поведением. Произвольность поведения – решающее условие готовности ребенка к школьному обучению. Как показывает практика, основная трудность в обучении шестилетних детей заключается не в том, что они недостаточно развиты или не хотят учиться, а в том, что у них отсутствуют (или недостаточно развиты) произвольные формы поведения: ребята не могут спокойно сидеть на уроке, постоянно отвлекаются. Очевидно: учить и учиться в такой ситуации очень трудно. Но формирование произвольного поведения необходимо не только для подготовки ребенка к школе. Произвольность поведения проявляется в самых разных аспектах его жизни: и в выполнении указаний взрослого, и в умении планировать свои действия, и в соблюдении моральных норм и правил поведения, и в способности сосредоточится на каком–нибудь деле и довести его до конца, и в общей дисциплинированности, организованности поведения и пр.
Многие воспитатели считают, что послушания и дисциплинированности следует добиваться строгостью и требовательностью. Однако излишняя строгость и принуждение, даже если и оказывают эффект, очень вредны для развития личности по крайней мере в двух аспектах. Во – первых, ребенок запугивается, подавляется активностью, он лишается инициативы, превращается в автоматического исполнителя чужой воли. Во-вторых, такое послушание вынужденное, навязанное, в других условиях, без контроля взрослого, превращается порой в свою противоположность – оборачивается ярко выраженной импульсивностью, расторможенностью. Дело в том, что приказами, наказаниями и страхом можно добиться подчинения, но нельзя научить ребенка управлять собой, своим поведением. Произвольность как важнейшее качество личности, которое только и может обеспечить целенаправленность, организованность, дисциплинированность, воспитывается совсем другим путем и в других условиях.
Основная черта произвольного поведения – его осознанность, или сознательность. Чтобы управлять каким-либо своим действием или движением, нужно обязательно это действие или движение чувствовать, осознавать, т.е. знать о нем.
Если рассмотреть в этом отношении поведение дошкольника, заметим, что очень часто дети действуют неосознанно. Будучи предоставленными самим себе, во время свободных игр они всегда погружены в какие-либо действия с предметами – одни катают машинки, другие занимаются с куклами, третьи перекладывают кубики. Но, как правило, ребята не отдают себе отчета, что именно и как они делают, потому что их собственные действия как бы проходят мимо их сознания: у этих детей нет определенной цели или способа, дети не знают, что как и для чего они делают. Если спросить ребенка, что он делал всего пол часа тому назад. Он в лучшем случае скажет: «Играл».
Чтобы знать о своих действиях, сознавать их, необходимо увидеть, что, как и зачем я что-то делаю, что будет потом и что было раньше. Но чтобы «отойти от себя» на минимальную дистанцию, следует иметь какую-то точку опоры. Эта точка опоры должна быть в самом ребенке, в его сознании, не сливаясь при этом с его конкретными сиюминутными действиями. И вот когда ребенок сможет с этой внутренней точки опоры посмотреть на свои сиюминутные действия и как-то отнестись к ним (с точки зрения задуманной цели, или данного обещания, или правила действия), можно говорить об осознании собственных действий. А их осознание же делает возможным и управление и овладение ими, т. е. Произвольное поведение. До тех пор, пока ребенок полностью включен в наличную ситуацию, не способен осознать свои действия и как-то отнестись к ним, и остается «рабом» воспринимаемой ситуации, а его поведение – импульсивным и непроизвольным.
Для дошкольного возраста суть формирования произвольного поведения состоит в преодолении зависимости ребенка от воспринимаемой, наглядной ситуации. Например, если ребенок видит куклу, он подойдет к ней и возьмет в руки, если под ноги попадется мячик, поднимет или толкнет ногой, если на столе лежит конфета, потянет ее в рот. Сами вещи, находящиеся в поле зрения, как бы диктуют, что надо делать; окружающая ситуация руководит и управляет его движениями и действиями. Эта зависимость от зрительного поля, ситуативность или непроизвольная поведения – серьезная помеха при обучении не только дошкольников, но нередко и младших школьников. В самом деле, если ребенок отвлекается на любой предмет или любой шум, все объяснения воспитателя или учителя пройдут мимо. Порой такой ученик очень хочет учиться, старается не нарушать дисциплину, он не владеет собой. Его действиями руководят другие предметы, и преодолеть это руководящее действие он не в силах. Осознание собственных действий, преодоление непосредственного ситуативного поведения и составляют основу овладения собой.
Л.С. Выготский показал, что истоки произвольного поведения ребенка, как и сознания, нельзя искать в его самостоятельной, индивидуальной деятельности. Сам ребенок, в какие бы замечательные и комфортабельные условия его ни помещали, никогда не сможет научиться управлять собой и не овладеет своим поведением. Более того, он никогда не почувствует необходимости в этом, как и в том, чтобы осознать свои собственные действия, посмотреть на себя со стороны. Говоря о развитии произвольности и осознанности поведения дошкольников в детском саду, мы должны прежде всего подумать о том, как может воспитатель помочь детям осознать себя и свое поведение, ставить перед собой элементарные цели и достигать их, управлять собой, преодолевать импульсивность своего поведения.
В психологии принято положение о том, что основное средство формирования сознания и произвольности – это речь. Именно благодаря речи ребенок способен посмотреть на себя как бы со стороны, рассматривает себя и свои действия как некоторый объект, который можно изменить, преобразовать. Речь помогает ребенку овладеть собой через планирование своего поведения. Только благодаря речи возможно связывание действий во времени – из рядя разрозненных, бессвязных эпизодов жизнь постепенно превращается в единый, связный процесс.
Но если речь такое универсальной средство для овладения своим поведением, для сознания себя, почему же мы тогда имеем столько проблем с произвольностью и самосознанием у некоторых дошкольников? Ведь большинство из них в четыре-шесть лет хорошо владеют речью в общении со взрослыми и со сверстниками, прекрасно понимают речь других, легко разговаривают сами, успешно занимаются на занятиях по развитию речи. Но при этом дети совершенно не могут планировать свое поведение, часто отвлекаются; слабо развито сознание, весьма поверхностное и приблизительное представление. Дело в том, что речь, даже если она достаточно хорошо развита, может долгое время оставаться ситуативной. Все высказывания включаются в сиюминутные действия; речь при этом как бы вплетается в конкретную ситуацию и поэтому не может служить средством ее преодоления, а значит, и осознания себя. Это приводит к выводу: далеко не всякое речевое общение помогает ребенку осознать себя, овладеть собой. Для этого нужно внеситуативное общение, которое может оторвать его от конкретно воспринимаемых предметов, позволит осознать свои действия.
Речевое общение, носящее формальный, абстрактный характер и совершенно не связанное с практической деятельностью детей, не может быть средством формирования произвольного, осознанного поведения. Таким средством становится только такое речевое общение, которое включено в деятельность, соответствует интересам детей и в то же время не совпадает с сиюминутными действиями и дает определенную точку опоры для их осознания.
Первым шагом на этом пути может стать дидактическая игра, которую можно рассматривать как своеобразную форму общения взрослого с детьми. Педагог одновременно является и организатором, и участником. Каждая даже самая простая игра обязательно имеет правила, которые организует и регулируют действия. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанность, импульсивную активность, ситуативность поведения. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по их доброй воле, поскольку при игре необходимость выполнения правил очевидна. Дети быстро убеждаются в том, что нарушение правил идет им во вред, поэтому постепенно привыкают следить за своим поведением, управлять своими движениями.
Особенно важна роль дидактической игры в младшем дошкольном возрасте, когда серьезный внеситуативно-личностные разговоры еще недоступны детям, когда они еще не могут сами поставить перед собой конкретные цели и сознательно достигать их. Если правила поведения, постоянно декларируемые взрослым, обычно плохо усваиваются детьми и не отражаются на их поведении, то правила игры которые становятся необходимым условием интересной совместной деятельности, просто и естественно входят в их жизнь, становятся регулятором деятельности.
Естественному усвоению правил способствует также то, что игровые действия осуществляются совместно и одновременно. Подражательность одного играющего другим играющим и воспитателю помогает ему быстро освоить требования. К тому же, чувствуя поддержку сверстников, ребенок начинает смотреть на себя как бы их глазами, что конечно же облегчает его усилия, делает их осмысленными и нужными для всех. И, наконец, третье условие, облегчающее играющим управление своим поведением: многие их этих игр имеют сюжетно-образный характер, где движения служат средством выполнения игровой роли. Активность воображения дошкольников помогает им, обеспечивает естественное принятие игровой роли и выполнение связанных с ней требований.
Несмотря на кажущуюся примитивность и простоту, каждая требует от участника определенных усилий. Во-первых, движений, во-вторых, действовать строго по сигналу, преодолевать некоторые внутренние препятствия (страх быть пойманным, желание побежать или схватить любой привлекательный предмет). Преодоление этих внутренних препятствий - серьезный шаг в развитии произвольного поведения. И что особенно ценно - это преодоление происходит не по приказу и принуждению старшего а добровольно, по желанию самого ребенка. Именно поэтому эта маленькая победа над собой которая внешне выглядит всего-навсего как выполнение игровых правил, приносит детям так много радости и удовлетворения.
Дидактическая игра как средство формирования произвольного поведения не теряет своего значения на протяжении всего дошкольного возраста. Понятно, что с возрастом правила игр все более усложняются, предъявляют все более серьезные требования к внешней и внутренней деятельности детей. Важно помнить: необходимо постепенно подготавливать детей к выполнению этих правил и требований, идти от простых игр к все более сложным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры.
Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово “игра” ассоциируется с чем-то неповторимы...
Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»
Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...
Опыт работы « СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ СЮЖЕТНО - РОЛЕВУЮ ИГРУ»
Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, ещё не познанного ребёнком окружающего пространства. Когда произносишь слова «давайте играть», сразу устанавливается т...
"Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры"
Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Игровая деятельность – ведущая деяте...
Консультация для воспитателей "Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно - ролевой игры"
Консультация для воспитателей«Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно – ролевой игры» В современном мире проблема социального развития подрастающего по...
Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
Игра имеет огромное значение для общего психического развития ребенка. Именно в игре поведение ребенка впервые превращается в волевое, он сам начинает определять и регулировать свои действия, создават...
Социализация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Роль игры в развитии ребенка.
Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово “игра” ассоциируется с чем-то...
- Мне нравится (1)