Использование ИКТ в работе с дошкольниками на музыкальных занятиях
статья на тему

Чернышева Наталья Николаевна

Организация образовательной деятельности с применением ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx19.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

    Где же ИКТ могут помочь современному педагогу в его работе?
1.Подбор иллюстративного материала к занятиям,
родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
2.Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3.Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов
4.Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
5.Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
6.Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
7.Использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
8.Оформление буклетов, визитных карточек группы, материалов по различным направлениям деятельности.
9.Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей.
10.Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ.
11.Для проведения праздников создаются тематические презентации.

     Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) по освоению детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» основной общеобразовательной программы с применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с традиционными методами обучения, на наш взгляд, улучшает результат образования, и помогает решить ряд задач:
• сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
• существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
• обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГОС ДО;
• активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;
• развить интегративные качества дошкольника.

   Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.
  Так, в разделе «Слушание музыки» используются мультимедийные презентации. С этой целью создан целый ряд мультимедийных презентаций в программе Power Point в соответствии с комплексно-тематическим планированием по освоению детьми младшего и старшего дошкольного возраста образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» основной общеобразовательной программы.
Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник, как часть утренника.
  Используя мультимедийные презентации, в первую очередь, необходимо позаботиться о соблюдении санитарно-гигиенических норм, а именно очень важно, чтобы расстояние до экрана составляло не менее 50 см, изображение было чёткое. При создании электронной презентации необходимо определить стиль презентации, подобрать фон, обработать иллюстрации, и конечно самое важное помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка.
  С целью эффективного методического сопровождения интегративных форм развивающей непосредственно образовательной музыкальной деятельности разработана и активно используется в практической деятельности серия мультимедийных учебно-методических пособий «Игровая теория музыки». При создании мультимедийных пособий использовались следующие компьютерные программы:
• ProShow Product (программа для создания видео);
• Pinnacle Studio 14 (для редактирования видео, добавления музыки, переходов, анимации и различных эффектов);
• Audacity (программа с расширенными возможностями для записи и редактирования цифрового аудио);
• Format Factoru (многофункциональный конвертер мультимедиа файлов);
• PM Nero6 (программа записи на электронный носитель).


  Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому мною создана картотека электронных иллюстрации и презентаций к различным песням, требующим пояснения к тексту. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.
  Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов.
  Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ. Разработан комплект музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Зайцы на полянке», «Кого встретил колобок», «Музыкальные птенчики», «Три цветка» и др.
   Музыкально-дидактические игровые пособия с аудио приложениями предназначены для организации самостоятельной и совместной деятельности детей 5–7 лет, направлены на накопление опыта восприятия музыки, формирование представлений о музыкальных звуках и их свойствах, развитие музыкального слуха у детей, ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, творческого процесса, инициативы, свободы выбора, развитие коммуникативных качеств. Используются в индивидуальной работе для закрепления полученных знаний по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
  Таким образом, информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.

 ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации
Подразумевается использование:
информации в электронном формате:
• текст, видео, аудио,
• анимация, изображение
информационных носителей:
• DVD, CD, флэш-памяти
мультимедиа:
• игровые компьютерные программы, презентации и др.
аудиовизуального оборудования:
• компьютера, ноутбука,
• ЖК-телевизора, проектора,
• интерактивной доски

     По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
• компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
• компьютер является отличным средством для решения задач обучения;
• постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;
• компьютер предоставляет возможность реализации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста. В процессе деятельности каждый ребенок выполняет задания своего уровня сложности и в своем темпе;
• компьютер очень "терпелив" во взаимоотношениях с ребенком, никогда не ругает его за ошибки, а ждет, пока он сам исправит недочеты, что создает в процессе обучения необходимую "ситуацию успеха".


  Примеры тем музыкальных мультимедийных презентаций:

Подготовительная к школе группа

Русские композиторы: «М.Глинка», «П.Чайковский», «Н.Римский-Корсаков», «А. Даргомыжский», «С. Рахманинов», «М. Мусоргский», «С. Прокофьев», «А. Хачатурян», «Г. Свиридов», «Д. Шостакович», «Д. Кабалевский»

Зарубежные композиторы: «В.А. Моцарт», «А. Вивальди», «Э. Григ», «И.С. Бах»Россия «Музыка души», «Колокола», «Этот День Победы», «Русь Православная»
Музыкально-литературные композиции «Музыка и поэзия», «Весенние мотивы», «Сказочные образы в музыке и поэзии», «А.С. Пушкин и музыка», «Мой город Омск», «Зима-волшебница»

Познавательно-тематические вечера: «Традиции и обычаи русского народа», «Крещенские гадания», «Масленица», «Русские посиделки», «Весёлая ярмарка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях

На мастер-классе педагогом предложенны задания: соединить ритм произносимых слов с музыкально-ритмическими движениями, речевые игры с музыкальными инструментами, активное слушание, упражнения на разви...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО»

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ДОО»...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников на музыкальных занятиях в ДОУ. «Разнообразных звуков простота»

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления об изучаемом объекте, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды....

Мастер- класс «Использование логоритмических упражнений для речевого развития дошкольников на музыкальных занятиях»

Внедрение новых педагогических и здоровье-сберегающих технологий в процесс музыкального образования в детском саду является одной из основных целей работы....

«Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»

Цель мастер-класса:  Познакомить педагогов с инновационной техникой развития музыкально-ритмических навыков у детей дошкольного возраста «body percussion»  Практическая...

статья «Развитие музыкально – ритмических способностей дошкольников на музыкальных занятиях с использованием техники body percussion»

laquo;Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других».Б.Асафьев...