План-конспект "Путешествие в опытную лабораторию"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
методическая разработка комплексно-тематического плана на сентябрьдля страшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_s_eor_1_voda.docx | 21.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №138 городского округа Самара
443115, г. Самара, ул. Тополей, 16; тел/факс 8 (846) 925-95-49, e-mail:mdou138@ yandex.ru
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
с дошкольниками в старшей группе
Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОПЫТНУЮ ЛАБОРАТОРИЮ»
Составила и провела
О.Б. Кабанова,
воспитатель
МБДОУ №138
г.о. Самара
Дата проведения:
октябрь 2015 г
Самара, 2015
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
с дошкольниками в старшей группе
«ПУТЕШЕСТВИЕ В «ЛАБОРАТОРИЮ ОПЫТОВ»
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
Познавательное развитие:
- развивать любознательность и познавательную мотивацию детей в процессе бесед «Жизнь и вода на Земле», «Какая разная вода», «Что такое лаборатория», «Почему соль и сахар боятся воды», «Безопасность во время опытов», «Как правильно слушать запахи», «Что стало с лучком»;
- развивать проблемное мышление детей посредством д/и «Хорошо-плохо», «Кому нужна вода», «Сравни цвет жидкостей»;
- способствовать обогащению целостной картины мира у детей посредством ознакомления с познавательными материалами по теме «Вода на Земле»;
- развивать воображение и аналитическое мышление детей посредством проведения опытов, экспериментов;
- способствовать развитию творческой активности детей посредством изобразительной деятельности (нетрадиционные формы и материалы рисования);
- формировать представления детей о качествах и свойствах объектов и веществ посредством эксперимента «Что растворяется в воде»;
- формировать представления детей о свойствах воды посредством проведения опыта «Качества воды»;
- развивать восприятие (осязание, обоняние) детей в процессе опыта «Качества воды»;
- закреплять знания детей о характерных признаках предметов посредством отгадывания загадок по темам: «Вода», «Песок», «Продукты питания»;
Художественно-эстетическое развитие:
- способствовать становлению эстетического восприятия окружающего мира в процессе ознакомления с видеоматериалами, иллюстрациями;
- создавать условия для реализации индивидуальных творческих замыслов детей;
Речевое развитие
- обогащать активный словарный запас посредством д/и «Хорошо-плохо», бесед «Почему соль и сахар боятся воды», «Что стало с лучком»;
- развивать навык детей в составлении сложных предложений (сложноподчиненных) в процессе аргументирования идеи;
- развивать навык детей согласования прилагательных с существительными в роде и числе посредством проведения дискуссии «Качества воды»;
Социально-коммуникативное развитие:
- способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий в процессе проведения опытов;
- развивать навыки совместной деятельности детей в команде посредством командных д/и и опытов;
Методы и приемы:
по способам передачи и получения информации:
- Практические: дидактическая игра, рисование нетрадиционным методом, опыт, эксперимент, наблюдение.
- Наглядные: демонстрация картин, иллюстраций, показ видеоматериалов.
- Словесные: беседа, дискуссия, загадывание загадок, ответы на вопросы, аргументация вывода
Материалы и оборудование:
Видеопроектор, ЭОР (видео) «Волны моря на прибрежной зоне», «Горный ручей», «Бескрайний океан», глобус, мольберт с нарисованной на нем голубой каплей, 4 капли синего цвета, 4 капли красного цвета, 9 медицинских шапочек, стол для опытов с двумя стаканами с водой, одним стаканом с молоком, 8 кистей, 4 баночки с красной краской, картинка формата А5, 8 чайных ложек, 8 стаканов с водой, 4 блюдца, покрытые салфетками – с сахаром, с солью, с подсолнечным маслом, с песком, 8 кистей, 12 банок с красками, 8 стаканов с водой, мольберт с пейзажем, 14 картинок животных, растений, неживой природы.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
| д/и «Хорошо-плохо» Цель: развитие проблемного мышления, обогащение активного словаря д/и «Кому нужна вода» Цель: развитие проблемного мышления, навыка совместных действий Д/и «Сравни цвет жидкостей» Цель: развитие проблемного мышления |
| Беседа «Жизнь и вода на Земле» Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации Беседа «Какая разная вода» Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации Беседа «Что такое лаборатория» Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации Беседа «Почему соль и сахар боятся воды» Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование представлений о качествах и свойствах веществ, обогащение активного словарного запаса Загадки о продуктах питания и песке Цель: закрепление знаний о характерных признаках веществ Беседа «Безопасность во время опытов» Цель: формирование элементарных представлений о безопасности Беседа «Как правильно нюхать» Цель: формирование элементарных представлений о безопасности Беседа «Что стало с лучком» Цель: развитие аналитического мышления, обогащение активного словарного запаса Дискуссия «Качества воды» Цель: развитие навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе |
| Рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов Цель: способствование становлению эстетического восприятия окружающего мира Опытно-экспериментальная деятельность Цель: развитие познавательной мотивации, развитие навыков совместной деятельности в команде, способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий |
| Проведение опытов под руководством педагога Цель: уборка рабочего места после проведения опытов |
| Изодеятельность Цель: создание условий для реализации индивидуальных творческих замыслов |
Логика образовательной деятельности
Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Игра «Одарим друг друга хорошим настроением» Педагог предлагает детям встать в круг и «подарить» друг другу улыбку и хорошее настроение. | Воспитанники улыбаются друг другу, держась за руки | Сформировано положительное эмоциональное и психическое состояние детей |
Педагог беседует с детьми на тему «Жизнь и вода на Земле». Примерные вопросы: 1. Зачем нужна вода на планете Земля? 2. Сколько места занимает вода, глядя на глобус? | Воспитанники отвечают на вопросы педагога и задают вопросы сверстникам о воде на планете | Развиты навыков связной монологической речи, актуализированы и закреплены знания о воде |
Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Педагог предлагает детям разделиться на 2 команды: красные и синие капельки. Первой команде предлагает вспомнить, чем хороша и полезна вода. Второй – чем опасна и плоха вода. И аргументировать свой вывод и идею. | Воспитанники по очереди перечисляют, чем вода может помочь или быть опасна и прикрепляют с ответом красные и синие капельки на мольберт. | Развиты навыки проблемного мышления, обогащен активный словарь по теме «Вода», сформирована готовность детей к совместной деятельности в команде |
Педагог приглашает воспитанников в «путешествие» по «лаборатории интересных открытий». Беседа на тему «Что такое лаборатория» Примерные вопросы: 1. Что такое лаборатория? 2. Чем там занимаются? 3. Кто там работает? | Дети перемещаются в зал №1. Воспитанники отвечают на вопросы педагога о лаборатории, надевают шапочки и халаты. | Развиты навыки любознательности и познавательной мотивации, актуализированы и закреплены знания о лаборатории, закреплено положительное отношение к труду ученого в лаборатории |
Педагог предлагает детям рассмотреть видеоролики на экране телевизора и проводит беседу «Какая разная вода» Примерные вопросы: 1. Что делает вода? 2. Какая вода сейчас? | Воспитанники рассматривают изображение водопада, реки и моря, называя качества каждого водного ресурса. Воспитанники выясняют первое качество воды – «жидкая». | Развиты предпосылки к пониманию мира воды, сформированы представления о качествах и свойствах воды, сформулировано первое качество воды - жидкая |
Беседа «Безопасность во время опытов». Примерные вопросы: 1. Почему нужно быть внимательным и осторожным во время опытов? 2. На что нужно обратить внимание при проведение опыта? Наблюдение «Сравни жидкости». Педагог предлагает детям провести опыт самим, рассматривая картинку через стаканы с молоком, водой и окрашенной в красный цвет водой. Педагог вешает на мольберт схему качества воды – «прозрачность». | Дети перемещаются в зал №2. Воспитанники подходят к столу опытов и проводят исследование, сравнивая воду с молоком и окрашенной в краску воду, рассматривают картинку через три стакана с разными жидкостями. Воспитанники приходят к выводу и аргументируют его: второе качество воды - она не имеет цвета. | Сформированы основные понятия безопасного поведения, элементарные представления о свойствах воды при помощи опытно-экспериментальной деятельности, обогащен активный словарь, сформирована готовности детей к совместной деятельности в команде, сформулировано второе качество воды – бесцветная |
Беседа «Как правильно нюхать». Примерные вопросы: 1. Как нужно вдыхать аромат? 2. Как правильно подносить вещество к носу? Педагог предлагает детям провести опыт по определению запаха воды. Педагог вешает на мольберт схему качества воды – «без запаха». | Дети проводят опытно-экспериментальную деятельность с запахами и выясняют, третье качество воды – она не имеет запаха. | Сформированы основные понятия безопасного поведения при вдыхании запахов, обогащен активный словарь, сформированы представления детей о качествах и свойствах веществ при помощи опытно-экспериментальной деятельности, сформулировано третье качество воды – без запаха |
Педагог предлагает детям переместиться в третий зал. Педагог загадывает загадки про соль, сахар, подсолнечное масло и песок. Педагог проводит беседу на тему «Почему соль и сахар боятся воды». Примерные вопросы: 1. Что происходит в воде с сахаром? 2. Как ведет себя в воде соль? Педагог предлагает проверить правильность высказываний опытным путем. Педагог помогает детям сформулировать четвертое качество воды – она растеряет или не растворяет вещества. | Дети перемещаются в зал №3. Воспитанники рассматривают материалы на столе для опытов. Некоторые из них накрыты салфетками. Дети отгадывают загадки и снимают салфетки с материалов. Воспитанники беседуют с педагогом и высказывают свои предположения. Дети проводят опытно-экспериментальную деятельность по растворению в стакане с водой сахара, соли, масла и песка. Дети делают вывод, что соль и сахар растворяются, песок оседает, а масло держится на поверхности воды, и формулируют качество воды - она растеряет некоторые вещества, аргументируя. | Сформированы представления детей о качествах и свойствах веществ при помощи опытно-экспериментальной деятельности, обогащен активный словарь, сформулировано четвертое качество воды – растворяет и не растворяет вещества |
Педагог предлагает детям перейти в 4 зал лаборатории. Появление персонажа Царица Воды, которая предлагает детям «расколдовать морских животных» (Изобразительная деятельность «Расколдуй морских животных»). | Дети пребывают в зал №4 лаборатории и встречаются с «Царицей Воды». Дети закрашивают белую поверхность листа с нанесенными парафином контурами морских обитателей красками и кистями, поролоном. На листах проявляются белые очертания морских обитателей. Воспитанники называют обитателей морей. | Созданы условия для реализации индивидуальных творческих замыслов |
Дидактическая игра «Кому нужна вода» Педагог предлагает детям выбрать из множества картинок те, на которых изображены все, кто не может прожить без воды. | Дети выбирают нужные картинки и крепят их на картину с рекой и объясняют, почему выбранному существу нужна вода. | Развиты навыки проблемного мышления, закреплены навыки совместных действий, связной монологической речи, аргументации и формулирования выводов |
Беседа «Что стало с лучком». Примерные вопросы: 1. в каком сосуде лучок живет? 2. что стало с лучком в сосуде без воды? 3. почему так произошло? Педагог предлагает детям взглянуть на результат опыта, который начался неделю назад. Педагог помогает детям сформулировать вывод – без воды жизни нет. Вывешивает схему пятого качества воды – биологическая ценность воды. Педагог и дети провожают «Царицу Воды» | Ребята рассматривают 2 стакана: в одном луковичка с водой, во втором – без воды. Ребята делают вывод о ценности воды для всего живого. Дети формулируют и аргументируют пятое качество воды – без воды жизни нет. | Развиты навыки аналитического мышления, обогащен активный словарный запас, закреплены представления о свойствах объектов окружающего мира |
Педагог проводит итоговую беседу. Примерные вопросы: 1. Вам понравилось «путешествие»? 2. Что вам показалось сложным? 3. Как вы оценили свои ответы в беседах? | Дети рассматривают схемы качества воды, вспоминают проводимые опыты и называют качества воды, делятся впечатлениями о сделанном. | Закреплены представления о свойствах объектов окружающего мира, навыки связной монологической речи, созданы условия для благоприятного психологического состояния детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лаборатория Горелкина" (опытно - эксперементальная деятельность по пожарной безопасности)
Формирование представлений у детей о пожароопасных предметах, показат детям, как быстро загораются предметы из различных материалов, какие средства можно использовать при тушении. Наглядный показ, как...
Совместная опытно-экспериментальная деятельность родителей и детей подготовительной группы «Лаборатория ученого Галилео»
Программное содержание: • Закрепить и уточнить знания детей о воде, о ее состояниях; • Продолжать знакомить детей со свойствами магнита, сырого яйца в воде; • Формировать ум...
Проект создания опытно - экспериментального центра Детская лаборатория"
Проект создания центра в старшей группе...
Конспект занятий по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группы "Фруктовая лаборатория"
Цель: Закреплять знание детей о здоворовом образе жизни. Закреплять знания о свойствах воздуха. Развивать логическое мышление. Вызвать интерес к эксперементированию.Оборудование: Ёмкость для вод...
Проект «Развитие любознательности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-исследовательской деятельности и экспериментирования - «Лаборатория маленьких волшебников».
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,приобретают способности сами ставить вопросыи получать на них фактические ответы,оказываясь на более высоком умственноми нравственном уровне в сравнении с теми,...
Опытно- экспериментальная деятельность в детском саду мини- лаборатория «Любознайка» (старший дошкольный возраст)
Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению....
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в разновозрастной группе «Радуга» от 4 до 6 лет «Фруктовая лаборатория»
Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, установление причинно-следственной зависимости, умение делат...