Формирование профессиональной компетентности педагога в процессе самообразования
методическая разработка по теме
Чтобы не отстать от времени, педагог постоянно должен совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения, тем самым обеспечить возможность для своего развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
07.12.2016
Семинар «Формирование профессиональной компетентности педагога в процессе самообразования
Л.В.Трусова, старший воспитатель
2 слайд. «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания… считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим» (Константин Сергеевич Станиславский).
Ученые утверждают, что знания, которыми располагает человечество, удваиваются каждые 10 лет. Чтобы не отстать от времени, педагог ДОУ должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего развития.
3 слайд. Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.
Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
- осуществляется добровольно;
- осуществляется сознательно;
- планируется, управляется и контролируется самим человеком;
- необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.
Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
4 слайд. Самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога. Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
Желание творчества. Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарно-тематическому плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека».
Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводят ребенка в образовательную организацию, объединение, к конкретному педагогу.
Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим быть обидно.
Материальное стимулирование. Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.
Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
5 слайд. Данная деятельность включает в себя несколько этапов: Рассмотрим данные этапы.
1 этап – выбор направления самообразования.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т. д.
2 этап – выбор темы самообразования.
Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый педагог выбирает тему самообразования, исходя из своих потребностей и методической темы, над которой планирует работать педагогический коллектив. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение эффективности обучения и воспитательного процесса.
6 слайд. Критерии отбора темы по самообразованию.
1. Новизна
2. Актуальность
3. Соответствие современным достижениям науки
4. Стабильность
5. Возможность использования опыта другими педагогами и учреждениями дополнительного образования детей
6. Оптимальность опыта
7 слайд. 3 этап – формулировка цели и задач самообразования.
Целями самообразования могут быть:
- повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
- изучение и внедрение новых педагогических технологий;
- изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования.
8 слайд. 4 этап – определение круга источников информации.
Учитывая, что педагог самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
телевидение;
газеты, журналы;
литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
материалы сети Интернет;
видео, аудио информация на различных носителях;
платные курсы;
семинары и конференции;
мастер-классы;
мероприятия по обмену опытом;
экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
курсы повышения квалификации;
уроки коллег;
путешествия и т. д.
9 слайд. 5 этап – составление плана самообразования.
На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
название темы;
цели;
задачи;
предполагаемый результат;
этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчета по проделанной работе.
10 слайд. 6 этап – определение результата самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования воспитателя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результатами самообразования на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:
разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
разработка и проведение открытых НОД по собственным, новаторским технологиям;
создание комплектов педагогических разработок;
разработка модели образовательного процесса;
оформление выступлений педагогов по итогам работы и обмену опытом;
составление картотеки по проблеме;
составление перспективные планы работы с детьми;
организованы выставки работ детей и педагога по теме самообразования;
проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме); и т. д.
11 слайд. 7 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета (результативность).
Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.
У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом, поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
«Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…» (К. И. Чуковский).
12 слайд. Воспитатель 21 века - это:
Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
• Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
• Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
• Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Анкета
«Оценка реализации потребностей педагогов в развитии»
Уважаемые педагоги!
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
№ п/н | Вопрос | Балл |
1. | Я стремлюсь изучить себя | |
2. | Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами | |
3. | Возникшие препятствия стимулируют мою активность | |
4. | Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя | |
5. | Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время | |
6. | Я анализирую свои чувства и опыт | |
7. | Я много читаю | |
8. | Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам | |
9. | Я верю в свои возможности | |
10. | Я стремлюсь быть более открытым человеком | |
11. | Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди | |
12. | Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты | |
13. | Я получаю удовольствие от освоения нового | |
14. | Возрастающая ответственность не пугает меня | |
15. | Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе |
Анкета
«Оценка реализации потребностей педагогов в развитии»
Уважаемые педагоги!
Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 – если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 – скорее соответствует, чем нет;
3 – и да, и нет;
2 – скорее не соответствует;
1 – не соответствует.
№ п/н | Вопрос | Балл |
1. | Я стремлюсь изучить себя | |
2. | Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами | |
3. | Возникшие препятствия стимулируют мою активность | |
4. | Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя | |
5. | Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время | |
6. | Я анализирую свои чувства и опыт | |
7. | Я много читаю | |
8. | Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам | |
9. | Я верю в свои возможности | |
10. | Я стремлюсь быть более открытым человеком | |
11. | Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди | |
12. | Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты | |
13. | Я получаю удовольствие от освоения нового | |
14. | Возрастающая ответственность не пугает меня | |
15. | Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе |
Подсчитайте общую сумму баллов:
55 и более баллов – вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии;
От 36 до 54 баллов – у вас отсутствует сложившаяся система развития;
От 15 до 35 баллов – вы находитесь в стадии остановившегося развития.
Подсчитайте общую сумму баллов:
55 и более баллов – вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии;
От 36 до 54 баллов – у вас отсутствует сложившаяся система развития;
От 15 до 35 баллов – вы находитесь в стадии остановившегося развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, ко...
Методические разработки по теме "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование" методические разработки, анкеты и таблицы для анализа...
Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. Совершенствова...
Доклад к семинару "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
Доклад к семинару "Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"...
ИТОГОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения через самообразование»
Одним из основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов. Руково...
«Формирование профессиональной компетентности педагога ДОО по самообразованию»
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену...
Педагогический совет «Развитие профессиональных компетентностей педагогов в процессе непрерывного образования (самообразования)»
Представлена актуальность выбранной темы, профессиональные компетентности воспитателя ДОО и предложены варианты организации Деловой игры по тематике педагогического совета....