Подвижная игра, как способ развития речи у детей в раннем детстве
консультация по развитию речи (младшая группа)

Чмыхова Ольга Борисовна

В статье представлены практические материалы для родителей малышей 2-3 лет с целью профилактики задержки речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_malyshey.docx20.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Подвижная игра, как способ развития речи у детей в раннем детстве»

Все мы хотим, чтобы наш ребенок по возрасту развивался, рано заговорил, читал стишки, быстро всему учился, был послушным и, вообще, радовал родных и близких своими успехами.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Но, к сожалению, не все дети вписываются в эту придуманную нами схему. Часто можно услышать от взволнованных родителей малышей: «Ровесники моего ребенка уже вовсю лопочут, болтают без умолку, а мой нет…». Многие родители и даже специалисты ошибочно полагают, что если нет речи у ребенка, то нужно методично и неистово развивать речь. Но дело все в том, что речь-это верхушка айсберга, это сложная интегративная функция мозга, которая сигнализирует нам о каких-то проблемах в нервной системе.

С момента рождения и до 7 лет у ребенка идет активнейшее созревание сенсорных систем (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), а период от 1,5 до 3 лет считают наиболее эффективным для развития собственно речевой функции. Чтобы все сенсорные системы правильно работали, мозг ребенка должен ежесекундно перерабатывать миллионы ощущений, поступающие из окружающего мира. А поступают ощущения не только от глаз и ушей, но и от всего тела. Природой задумано так, что для развития ребенок должен много двигаться и осваивать мир через движение, через новые физические навыки. У маленького ребенка еще не сформировано абстрактное мышление, поэтому единственный способ познания окружающего мира - это перемещение своего тела в пространстве. Создав условия для двигательной активности своего ребенка, мы способствуем созданию основы для более зрелых и сложных этапов развития малыша.

Если вы хотите помочь малышу заговорить, то необходимо понять простую вещь: речь ребенка развивается только через движение. Сначала малыш овладевает осознанным движением, и только потом появляются попытки вербализации, то есть оречевления собственных действий. Невозможно форсировать основополагающие этапы развития и пассивно ожидать, когда малыш заговорит. Или, наоборот, довериться безоговорочно, разрекламированным «горе-специалистам», наводнившим просторы Интернета. Ваш малыш должен сначала в полном объеме овладеть движениями собственного тела, что поможет сформироваться более мелким движениям артикуляционного аппарата в дальнейшем. По данным многих исследователей (М.И. Лисиной, С.Ю. Мещеряковой, Д.И. Бойковой                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    и др.) подавляющее большинство «неговорящих» детей имеют проблемы с координацией, равновесием и ловкостью, произвольностью выдоха и вдоха,  что наглядно иллюстрирует факт запаздывания таких детей  в двигательном развитии.

Интересно ли вам, как сейчас воспринимает мир ваш малыш?

  • К 2 годам у вашего малыша значительно расширились границы познания окружающего мира;
  • Очень активно обогащается и развивается деятельность;
  • Появилась фраза, используемые слова обретают ритмический рисунок;
  • Ребенок воспринимает взрослого уже как партнера;
  • Появляется основание у ребенка для речевого общения со взрослым по поводу предметов;
  • Голосовой контакт взрослого в ходе совместных действий организует ориентировку ребенка, помогает выделить компоненты ситуации, увидеть поведение взрослого и артикулирование взрослым обозначающего предмет слова;
  • Голосовой контакт на данном этапе развития для ребенка-это носитель информации и главная предпосылка развития речевой функции;

Это еще раз подчеркивает ту неоценимую помощь, которую вы, родители, можете оказать своему малышу.                                      

«Что же я могу сделать для моего малыша?»,-спросите вы. Очень многое, ведь вы для него сейчас вся Вселенная, тот мир, который может быть пугающим, а может быть добрым и ласковым. Вспомните, когда вы в последний раз играли со своим малышом в подвижные игры?

 Давайте будем играть с малышом с удовольствием и пониманием крайней важности процесса для дальнейшего развития и становления речи.

Игры с мячом

  • Кидать мяч (взрослому, в корзину, вверх, об пол, в мишень);
  • Ловить мяч (прямо, сбоку, сверху, стоя на стульчике, на балансире);
  • Перекидывать мяч между собой и ребенком (при этом эмоционально сопровождая броски словами «бах», «бум», «лови», «кидай»)
  • Сбивать мишень мячом (или использовать кегли);
  • Катать мяч по полу сидя друг к другу, отталкивая рукой («толкай», «кати»);
  • Отталкивать ногами фитбол;
  • Забивать мяч ногами в воротики, мишень
  • Подбрасывать вверх и ловить;
  • Кидать об стену и ловить;
  • Кидать об пол и ловить руками;

Полоса препятствий

       Выполняет много функций: развивает координацию, улучшает равновесие, улучшает переключаемость, стимулирует активные точки на стопах, укрепляет связочный аппарат голеностопных суставов). Здесь нет предела вашей фантазии, можно использовать все, что угодно.

Средства для создания полосы препятствий: канат, ортопедические коврики, веревки, скрученные полотенца, свернутое одеяло, швабра, подушки разных размеров, стулья, скамейки, мягкие и пластиковые игрушки и другое.

Это упражнение можно сопровождать веселой музыкой, а если использовать одну и ту же мелодию, то уже при первых звуках, ваш малыш будет бежать на старт. Это особенно актуально для малышей с нарушением понимания речи и когда необходимо сформировать хоть какие-то произвольные движения.

Балансир или босу(полусфера)

Ставьте малыша на балансировочную доску или полусферу, при этом держите его за одну ручку. Самых маленьких можно посадить на попку, покружить и покачать. Чтобы ребенку было легче устоять на доске или полусфере, ребенок должен быть в удобной обуви. На несколько секунд убирайте свои руки, давая возможность малышу самому поймать равновесие. Доказано, что ежедневное использование в игре балансира или полусферы, значительно повышает эффективность работы головного мозга. Чтобы ребенку было интересней, а также для улучшения произвольной саморегуляции, хорошо использовать счет или любую потешку. Пока вы считаете или проговариваете потешку, ребенок должен удержаться на доске. Со временем, можно удлинять текст считалки или потешки, тем самым удлиняя и произвольное движение. Особенно важно для гиперактивных малышей.

Тропинка здоровья (хождение по ортопедическим коврикам)

Использование ортопедических ковриков (самодельных или специальных) оказывает не только массажный эффект, но и способствует более качественному формированию речевых навыков, повышению устойчивости внимания, снижению утомляемости. Для создания позитивного эмоционального настроя у малышей, ходьбу можно сопровождать рифмованными текстами.

Прыжки

  • Прыжки на месте (вместе с мамой, сначала я потом ты)
  • Прыжки по коврикам (по прямой и в разнобой)
  • Прыжки с продвижением вперед (за руки, за одну руку, самостоятельно)

Удержание равновесия, ощущение средней линии тела

В качестве линии можно использовать канат, веревку, скрученные в жгут полотенца, покрывало.

Ползание

Наиважнейший этап формирования межполушарных связей и зрительно-пространственного восприятия. Необходимо стимулировать малыша к ползанию на четвереньках, по-пластунски.

  • Проползи через туннель, сооруженный из стульев;
  • Проползи через «живой» туннель, сооруженный из взрослых;
  • Покатайся «бревнышком» (ручки и ножки прямые, перекатывает взрослый)
  • Гонки на четвереньках;
  • Покатай игрушку на спине, передвигаясь на четвереньках;

Пальчиковые игры

У деток с задержкой речевого развития, как правило, движения пальчиками неуверенные, им с трудом даются разные позы из пальчиков. Пальчиковая гимнастика является базовым упражнением для всех детей с проблемами формирования речи. Предложить раздаточные материалы для родителей.

Игры на развитие дыхания

Игры на развитие дыхания выполняют две важнейшие функции: способствуют формированию речевого выдоха и повышают тонус мозговой деятельности.

  • Дути-бол (задуваем легкий мячик или скомканный кусочек бумажки в импровизированные воротики);
  • Дуем на перышко, султанчик, вертушку, ватку, пенопласт;
  • Надуваем мыльные пузыри;
  • Сдуваем пену с ладошки;
  • Дуем через соломинку в мыльную воду, создавая пышную пену;
  • Дуем в дудочки, флейты, свистульки;
  • Задуваем свечу;
  • Сдуваем с ладошки манку, муку и прочие сыпучие продукты;

Простые советы для внимательных родителей

  • Помните, что в игре со своим малышом вы партнер, избегайте директивного тона;
  • Показывайте, как надо выполнить упражнение, не заставляйте, ищите способы увлечь;
  • Все совместные действия сопровождайте речью («Лови», «Дай мячик», «Кидай вверх»);
  • Радуйтесь каждой новой фразе малыша, возможности воспроизвести им ритмический рисунок нового слова-это сейчас главное для ребенка, а произношение правильное сформируется чуть позже.
  • Провоцируйте на речевую активность, избегая фразы «Повтори за мной» («Где мячик?», «Куда положить кубик?»)»
  • Поощряйте речевую активность;
  • Радуйтесь каждому шагу вашего малыша, каждой маленькой победе, ведь этот путь вы проходите вместе

Такие несложные игры помогут вашему малышу укрепить базовый сенсомоторный уровень развития, который лежит в основе высших психических функций, в том числе и речи.

Список использованной и рекомендуемой литературы

  • Волков Б.С., Волкова Н.В. «Учим общаться детей раннего возраста», Москва, 2013
  • Гирилюк Т.Н. «Комплексная помощь детям раннего возраста с задержкой психомоторного и речевого развития», ж-л «Медработник», 2010, № 7
  • Танцюра С.Ю. «Вместе с малышом» игры и упражнения для развития речи детей 2-4 лет, СПБ, 2014
  • Образцова Т.Н. «Подвижные игры для детей», Москва, 2020
  • Курысь В.Н., Баршай В.Н. и др. «Подвижные игры», Москва, 2019
  • *

.                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игры-занятия по развитию речи для детей группы раннего возраста на тему: «Магазин игрушек»

Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность....

Пальчиковые игры -эффективный способ развития речи у детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...

Проект "Подвижные игры как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"

Данный проект составлен для детей старшей компенсирующей группы (с тяжелыми нарушениями речи). В работе над проектом использовали подвижные игры, направленные на речевое...

«Пальчиковые игры – эффективный способ развития речи у детей дошкольного возраста»

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...

Пальчиковые игры - эффективный способ развития речи у детей младшей группы

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные о...

Презентация «Дидактические игры как способ развития речи у детей раннего возраста».

Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации за игровыми действиями...

Подвижная игра, как способ развития речи у детей в раннем детстве

Консультация для родителей детей раннего возраста о развитии их речи через подвижную игру...