Экологические прогулки в старшей группе
презентация к уроку (старшая группа) на тему

Вершинникова Анна Александровна
Сегодня мой небольшой рассказ о том, как проходят прогулки в группе старшего до-школьного возраста. 
Формы и методы работы с детьми во время прогулки разнообразны:
1. Наблюдения
2. Трудовая деятельность
3. Индивидуальная работа 
4. Самостоятельная деятельность детей
5. Подвижные игры
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskie_progulki.doc52.5 КБ
Office presentation icon ekologicheskie_progulki.ppt1.35 МБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК» с/п д/с №16

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОГУЛКИ В

СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ

Подготовила

воспитатель

Вершинникова Анна

Александровна

г. о. Отрадный  

Актуальность экологического образования детей дошкольного возраста  заключается в том, что большинство современных детей редко общаются с природой. В наше время, большинство родителей, уделяет мало времени своим детям. К сожалению, дети много времени проводят за компьютером и телевизором, пассивно поглощая готовую информацию, не всегда полезную для них. Дети очень редко бывают на природе, не соприкасаются с ней, это лишает их возможности познать, почувствовать ее не только глазами, но и другими органами чувств. Общаясь с природой, дети могли бы не только получить психологическую разгрузку, но и получить положительный эмоциональный настрой, укрепить свое здоровье.  

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается каждый день. В нашем городе, на территории детского сада можно найти интересные объекты природы: деревья, травы, насекомые, птицы и другие объекты живой и неживой природы.

В детском саду для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе. 

Задачи прогулок:

  1. Расширять представления о растительном и животном мире;
  2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;
  3. Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
  4. Учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме листьев, цветам, плодам. Называть 5-6 деревьев, 2-3 кустарника, 5 травянистых растений (лесных, луговых, садовых), по 5 видов ягод, грибов;
  5. Учить различать и называть домашних животных и их детёнышей, диких зверей и их детёнышей; уточнять представления детей об их повадках, условиях жизни;
  6. Учить различать и называть 5 – 6 видов птиц, 8 – 10 насекомых, 5 – 6 видов рыб и земноводных.

Сегодня мой небольшой рассказ о том, как проходят прогулки в группе старшего дошкольного возраста.

Формы и методы работы с детьми во время прогулки разнообразны:

1. Наблюдения

2. Трудовая деятельность

3. Индивидуальная работа

4. Самостоятельная деятельность детей

5. Подвижные игры

НАБЛЮДЕНИЯ

Окружающая жизнь и природа дают возможность для организации интересных и разнообразных наблюдений. По ходу наблюдений осуществляется работа и по развитию речи ребёнка: разучивание стихотворений, составление рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение проводится с целой группой детей, с подгруппами, а также с одним ребенком. Одних воспитатель привлекает к наблюдениям, чтобы развить внимание, память, сосредоточенность на наблюдаемом объекте, у других вызывает интерес к природе или общественным явлениям. Наблюдения вызывают у детей интерес, у них возникает ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей, способствует формированию основ экологической культуры дошкольников.

Цель: формирование представлений об объектах и явлениях окружающего мира, установление свойств и качеств, структуры и внешнего   строения предметов, причин изменения и развития объектов.

Чаще всего тематика наблюдений связана с темой недели. Например:

Тема недели «Здравствуй, Осень!»

Неживая природа:

  1. Наблюдение за сезонными изменениями.

Цель: формировать понятия о смене времён года; уточнять представления об особенностях каждого сезона.

2. Солнце – источник тепла и света.

Цель: Дать представление о том, что Солнце является источником света и тепла. 
Развивать умения мыслить, рассуждать, доказывать. Воспитывать бережное отношение к природе.

Мир растений

 3. Наблюдения за рябиной.                                                                                                                Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.                                                                                         4. Наблюдения за деревьями и кустарниками.                                                                                              Цель: продолжать знакомить с деревьями и кустарниками на территории ДОУ; формировать бережное отношение к растениям.

Животный мир

5. Наблюдения за кошкой                                                                                                                      Цель: закреплять знания о том, что кошка — домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки; воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

Труд взрослых.

6. Наблюдения за работой дворника.                                                                                

Цель: расширять знания о труде взрослых осенью; воспитывать уважение к труду.

                                                                                                                   

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Так, осенью дети собирают семена цветов, урожай на огороде, собирают сухие листья и ветки для поделок, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.

   Трудовые задания должны быть посильны детям и вместе с тем требовать от них определенных усилий. Воспитатель следит, чтобы они выполняли свою работу хорошо, доводили начатое дело до конца.

 Цель: воспитывать положительное отношение к трудовым обязанностям, развивать соответствующие навыки и умения; прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.

  1. Уборка участка от опавших листьев.

  Цель: учить создавать радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.

2. Сбор семян цветов.

Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.

3. Сбор урожая в огороде.

Цель: учить выкапывать овощи; воспитывать желание трудиться в коллективе.

4. Пересадка цветущих растений с участка в группу. 

Цель: учить осторожно выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки; воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки.

5. Очистка участка от веток и камней.

Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.

6. Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок.

 Цель: учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев.

7. Подметание дорожек, уборка мусора.

Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща; убирать инвентарь после труда в определенное место.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

Во время прогулок воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других - упражнение в равновесии, для третьих - спрыгивание с пеньков, перешагивание через деревья, сбегание с пригорков. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: отработка звукопроизношения, заучивание стихов, беседа по рекомендации учителя – логопеда. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

1. Игра «Где что зреет?» 

Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.

2. Игра  «Цветочный магазин»

 Цель: закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других. Научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.

3. Игра «Угадай по описанию»

Цель: Воспитывать у детей умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.

4. Игра  «Какая это птица?»

Цель: Закрепить знания детей о том, какие звуки издают птицы, учить чётко произносить звук «Р».

5. Игра «Птички»

Цель: Упражнять детей в умении согласовывать свои слова и действия, активизировать речь детей.

6. Игра «Через ручеёк»

Цель: Развивать у детей чувство равновесия, внимание.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей организуется воспитателем в разных условиях.

Во время прогулок ведутся индивидуальные наблюдения. Важно будить самостоятельную мысль детей, приучать замечать новое, привлекать имеющийся опыт.

Для этого следует поддерживать самостоятельные наблюдения, задавать вопросы, давать пояснения, учить наблюдать.

ПОДВИЖНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Подвижные игры экологического характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т. д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...

Занятие по экологическому воспитанию в старшей группе «Прогулка в лес»

интегрированное занятие для детей старшей группы...

Конспект прогулки в старшей группе «Путешествие по экологической тропе»

Программное содержание: вызвать интерес к окружающему миру;закрепить знание детей о сезонных изменениях в жизни растений;расширять представление об овощах, особенностях их произрастания и хранения;фор...

Сценарий экологического праздника в старшей группе «Лесная прогулка»

Цель: Закрепить у детей знания о правильном поведении в лесу и на природе. Научить бережному отношению к природе и друг к другу.Ход праздника:Персонажи: Лесная Фея ( педагог)Мальчишка Гришка (ребенок,...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ВОКРУГ ЗИМА»

Конспект зимней прогулки в страшей группе ДОУ. От цели и задач к подробному описанию прогулки....

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....

Конспект прогулки по Экологической тропе для старшей группы.

Конспект разработан для помощи педагогу в работе по экологической тропе....