Конспект интегрированного занятия " Мир бумаги"
учебно-методический материал (старшая группа) по теме
В занятие используются различные методы и приемы для раскрытия темы. В процессе занятия дети ознакомятся с историей возникновения бумаги, с ее свойствами, а также продемонстрируют свои навыки и умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_bumagi.docx | 32.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного логопедического занятия
по теме «Мир бумаги»
Подготовила: Матькина Н.А
Конспект логопедического занятия
по теме «Мир бумаги»
Коррекционные - образовательные цели:
- Активизировать и обогащать номинативный и предикативный словарь детей по теме «Деревья»;
- Упражнять в умении образовывать существительные ед. ч. и мн. ч.
- Закреплять навык образования относительных прилагательных;
- Развивать связную речь детей;
- Развивать мелкую моторику (приемами сминания и скручивания);
- Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Коррекционные – развивающие цели:
- Развивать произвольное внимание;
- Развивать зрительную и слуховую память;
- Закреплять пространственную ориентацию.
Коррекционно – воспитательные цели:
- Воспитывать чувство эмпатии;
- Формировать бережное отношение к природе, лесу, деревьям;
- Воспитывать у детей умение внимательно выслушивать ответы товарищей, дополнять их, проявлять самостоятельность при выполнении заданий.
Задачи:
- Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с бумагой;
- Формировать и поддерживать интерес к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.
- Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств;
- Обобщить знания детей о значении бумаги;
- Развивать связную речь детей посредством полных ответов на вопросы;
- Воспитывать у детей бережное отношение к предметам из бумаги.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций деревьев, их
листьев. Исследовательский семейный мини – проект «Как сделать бумагу в домашних условиях?», Беседы на тему «Лес - наше богатство», «Наши зеленые друзья», Рассказ воспитателя о происхождении бумаги.
Оборудование и материалы:
- Коллаж «Лесная поляна с пеньками и обгоревшими деревьями»;
- Раскраски с изображением деревьев;
- Презентация «История бумаги»;
- Презентация семейного проекта «Как сделать бумагу в домашних условиях?»
- «Билетики» с изображением листьев;
- Материалы для опытов «Свойства бумаги»;
- Образцы бумаги для выставки «Виды бумаги»;
Ход занятия.
Организационный момент
Воспитатель: Мы с вами, ребята, говорили очень много о предметах, которые делают из дерева. Значит, о каких?
Дети: О деревянных.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас в группе какой - то сундук. Давайте откроем его и посмотрим, что же там. Обратите внимания, из чего сделан наш сундук? Он какой? (Деревянный). В этом сундуке есть лишние вещи, сделанные из других материалов. Давайте их найдем и отложим.
Дети рассматривают содержимое и откладывают в сторону ненужное. Остаются только вещи, сделанные из древесины.
Воспитатель: Догадайтесь, чего не хватает. (Дети определяют, что не хватает бумаги.) А вы хотели бы посетить в музей бумаги? Если вы хотите отправиться туда, то надо обязательно получить «билетики» и ответить на вопрос: С какого дерева листик?
Воспитатель раздает билетики - картинки с изображением листьев.
Заходят в группу, где их встречает экскурсовод.
Экскурсовод: Здравствуйте ребята! Предъявите ваши билетики, пожалуйста.
Дети отдают билетики и называют свой листик (Это липа, лист–липовый)
Экскурсовод: Мы с вами, ребята, находимся в музее, и сегодня я вам расскажу и покажу очень много интересного. Приглашаю вас к первому экспонату. Усаживайтесь поудобнее…
Дети рассаживаются на коврик
Начало экскурсии. Первый экспонат - презентация « История бумаги»
Рассказ по презентации
Презентация «История бумаги»
Слайд 2. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В течение многих лет наши предки искали материал для письма. Древние люди рисовали на камнях, и на стенах скал.
Слайд 3. В древнем мире писали на сырых глиняных или залитых воском дощечках, выдавливая буквы острой палочкой. Наши далёкие предки сушили их на солнце или обжигали в огне.
Слайд 4. Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски, смазывали клеем, сушили на солнце. Египтяне писали на папирусе.
Слайд 5. Позже люди придумали писать на пергаменте, который изготавливали из кожи домашних животных.
Слайд 6. Более лёгким и надёжным материалом для письма стало дерево. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Их называли берестяные грамоты. На Руси писали на бересте специальными палочками.
Слайд 7. Первую бумагу изготовил китаец Цай Лунь в 105 г. н.э. Вот как делали бумагу в Китае. Сначала измельчали и смешивали с водой бамбук, кору и тряпки. Затем варили смесь. Полученную массу разравнивали, а затем сушили.
Слайд 8. Сейчас бумагу изготавливают из натуральных растительных волокон на специальных станках.
Слайд 9. Основным сырьем для производства бумаги является дерево, и самые подходящие деревья сосны, ели, березы.
Слайд 10. На фабрике машины сдирают с них кору.
Слайд 11. Измельчают в щепки. Щепки сортируют по размеру и отправляют в варку.
Слайд 12. Варят дерево в специальных машинах.
Слайд 13. Бумажная масса попадает в бумагоделательную машину. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков.
Слайд 14. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.
Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Мы с вами узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет к нам. В изготовление каждого листочка бумаги вложен труд многих людей.
Экскурсовод: А теперь, я вас приглашаю к следующему экспонату мини выставка « Виды бумаги».
В на столике разложены различные виды бумаги: альбомная, газетная, папиросная, картонная, бархатная, гофрированная, промокательная, глянцевая, туалетная. Рассматривание самодельной бумаги. Экскурсовод знакомит детей с новыми для них видами бумаги и образует новые для детей относительные прилагательные. Дети закрепляют уже знакомые относительные прилагательные.
Экскурсовод: Вот сколько нового мы узнали о бумаги. Сколько видов бумаги, оказывается, существует, и используют ее для разных целей. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру « Бывает, не бывает»
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, топаете ногами. Будьте внимательными. (Слова: книга, стакан, стул, обувь, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
Экскурсовод: Молодцы, ребята! А теперь, я приглашаю вас в лабораторию, мы узнаем с вами, какими же свойствами обладает бумага.
Опыты на определение свойств бумаги.
Дети вместе с экскурсоводом наблюдают за свойствами бумаги. Комментируют действия, обогащая глагольный словарь (складывается, мнется, промокает, шуршит, режется, горит (не демонстрирует горение, а рассказывает), скручивается, склеивается, красится).
Экскурсовод: Я предлагаю вам самим испытать свойства бумаги. Мы будем делать с вами жучков из бумаги.
Детям раздается материал, и вместе изготавливают жучков
Развитие мелкой моторики. Изготовление жуков приемом сминания и скручивания бумаги. Дети сминают бумагу в объемный шарик, а усики делают приемом скручивания.
Воспитатель: Мы хорошо потрудились, и предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка
«Станем мы деревьями»
Станем мы деревьями сильными, большими
Ноги – это корни, их поставим шире. (Ноги на ширине плеч)
Чтоб держали дерево, падать не давали. (Ставят один кулак на другой)
Из глубин подземных воду доставали. (Наклоняются, складывают ладони чашечкой)
Наше тело – ствол могучий, (проводят ладонями вдоль тела вниз)
Он чуть – чуть качается. Покачиваются из стороны в сторону
И своей верхушкой острой, Складывают ладони шалашиком
В небо упирается. Поднимают соединенные руки над головой
Наши руки - ветки, крону образуют. Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.
Вместе им не страшно, если ветры дуют. Качают головой. Качают поднятыми руками
Экскурсовод: Молодцы ребята! Давайте вернемся к нашим жучкам. А скажите, где живут жучки и всякие насекомые?
Ответы детей
Обратите внимания на эту картинку! Что на ней изображено? Что там случилось?
(перед глазами детей картинка - коллаж «Лесная поляна с пеньками и обгоревшими деревьями»)
Воспитатель: Скажите, что случилось в лесу? Почему так случилось? Что же нужно делать, чтобы сохранить лес? Обсуждение.
(рассматривание картотеки изготовленной детьми, экологические знаки - «Чего нельзя делать в лесу?»)
Воспитатель: Куда же поползут наши жуки, если лес погиб? Что должны сделать люди, когда срубят дерево или лес сгорит?
Дети: Должны посадить деревья, кусты
Воспитатель: Давайте вместе посадим наш лес! И отпустим наших жуков на лесную полянку. А какие деревья мы с вами знаем? Ответы детей…
На столе лежат раскраски деревья,
дети по очереди наклеивают деревья на лист.
Воспитатель: Чем мы с вами засадили лес сначала? А чем потом? (хвойные, лиственные).
Экскурсовод: Теперь в такой большой чудесный лес можно отпустить наших жуков. ( Дети помещают на рисунок свои поделки). Наша экскурсия подошла к концу. Вам понравилось? А на память о нашем музее мы вручаем вам памятные подарки! До свиданья друзья.
(Вручение детям памятных подарков – бумажный блокнот)
Рефлексия
Воспитатель: Молодцы ребята! А какие добрые дела мы сегодня совершили? Где побывали? Что нового мы узнали и увидели о бумаге? Как нужно обращаться с деревьями? Расскажите, почему надо охранять, беречь лес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в подготовительной к школе группе, тема «Из чего делают бумагу»
Познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью....
конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и конструированию из бумаги
Материал подготовлен для занятия с детьми логопедической группы....
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и ручным трудом в подготовительной группе. Тема: "Из чего изготавливают бумагу»
Программное содержание: познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного отношения к бумаге, на связь охраны леса с повседневной жизнью. Закрепл...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и конструированию из бумаги во второй младшей группе, тема "Бумажная фея"
занятия по ознакомлению с окружающим миром и конструированию из бумаги...
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и конструированию из бумаги во второй младшей группе, тема «Бумажная фея»
Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание).Познакомить детей с использованием бумаг...
Конспект интегрированного занятия "Свойства бумаги"
Конспект интегрированного занятия...
Конспект интегрированного занятия по проекту «Бумага». Ознакомление с окружающим миром и конструирование из бумаги во второй младшей группе «Бумажная фея».
На сегодняшний день дошкольники много времени проводят за компьютерными играми и просмотром мультфильмов, что приводит к недостаточной степени развития мелких и крупных мышц...