Духовно - нравственное воспитание дошкольников
статья на тему

Воспитание должен быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее  и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Сила влияния нравственного выше всяких сил.

Н.В.Гоголь

Воспитание должен быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее  и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основным содержанием духовно – нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Каковы же наши традиционные источники нравственного воспитания?

Воспитание – слово русское, воспитание всегда на Руси было первично, являло суть образования личности, а душа была признана объектом педагогического влияния. Возрождая изначальный смысл духовного воспитания, опираясь на мудрость народной традиции, взращенной на христианской любви, педагогика обретает величайший педагогический дар – дар воспитывать души человеческие. Педагогика ищет свои особые пути к воспитанию добротой и справедливостью, ответственностью и доверием, воспитание творчеством и красотой, воспитание искренней созидающей любовью.

Понятие духовность относится к разряду трудно определяемых, личностно сокровенных, как сокровенна душа каждого человека. В современной педагогической науке, как и в обществе в целом еще нет достаточно полного осознания и определения этих понятий, однако духовность как устремленность  к высшему, как некий высокий нравственный ориентир, символизирующий силу духа человека, его веру в возвышенное и земное, выбирает в себя всю полноту и гармонию человеческого бытия. Воспитание любви к России, своему народу, своему краю, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям.

Задачи:

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к защитникам Отечества;

- знакомить с русской традиционной культурой;

- изучать мировую художественную литературу;

- воспитывать уважение к культуре других народов.

Для того, чтобы у детей формировалось ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символики, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.

Необходимо:

- изучать наиболее значимые страницы истории страны.

Познакомить:

- с начальным представлением о правах и обязанностях человека, гражданина.

А в дошкольном возрасте одна из первых задач: формировать

- ценностное отношение к семье, воспитывать любовь к дому, родителям, близким.

Дети получают начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;

- нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими  и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.

В сотрудничестве с  родителями мы даем детям знания о традициях своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношении к ним.

Воспитываем у детей трудолюбие, развиваем в детях умение видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь ее.

Красота души педагога России рассматривается как уникальное национальное достояние нашей страны. От гуманности его мышления,  уровня сознания, интеллекта и глубины культуры зависит умение в столь сложное время происходящих в стране глобальных перемен не только передать детям все богатство мировой и отечественной культуры, но и научить их беречь его, развивать духовные традиции многонациональной России. Результатом эффективности педагогической деятельности в условиях современного подхода к образовательному процессу является интегративное новообразование, раскрывающееся как готовность педагога к духовно – творческому осмыслению содержания образования, углубления и расширения его смысловых границ на основе высших идеалов  общечеловеческих ценностей, ведущих к поиску новых форм, методов, технологий, а собственно к образовательному процессу как жизнетворчеству.

Литература:

  1. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
  2. История педагогики/ под ред. М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1981.
  3. Курак Е.А. Созидая, не разрушайте. – М., 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...