Духовно - нравственное воспитание дошкольников
статья на тему
Воспитание должен быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_doshkolnikov.docx | 19.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Сила влияния нравственного выше всяких сил.
Н.В.Гоголь
Воспитание должен быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Современный воспитательный идеал – это высоконравственный, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества, как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно – нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Каковы же наши традиционные источники нравственного воспитания?
Воспитание – слово русское, воспитание всегда на Руси было первично, являло суть образования личности, а душа была признана объектом педагогического влияния. Возрождая изначальный смысл духовного воспитания, опираясь на мудрость народной традиции, взращенной на христианской любви, педагогика обретает величайший педагогический дар – дар воспитывать души человеческие. Педагогика ищет свои особые пути к воспитанию добротой и справедливостью, ответственностью и доверием, воспитание творчеством и красотой, воспитание искренней созидающей любовью.
Понятие духовность относится к разряду трудно определяемых, личностно сокровенных, как сокровенна душа каждого человека. В современной педагогической науке, как и в обществе в целом еще нет достаточно полного осознания и определения этих понятий, однако духовность как устремленность к высшему, как некий высокий нравственный ориентир, символизирующий силу духа человека, его веру в возвышенное и земное, выбирает в себя всю полноту и гармонию человеческого бытия. Воспитание любви к России, своему народу, своему краю, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям.
Задачи:
- воспитывать любовь к родному краю, уважение к защитникам Отечества;
- знакомить с русской традиционной культурой;
- изучать мировую художественную литературу;
- воспитывать уважение к культуре других народов.
Для того, чтобы у детей формировалось ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символики, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
Необходимо:
- изучать наиболее значимые страницы истории страны.
Познакомить:
- с начальным представлением о правах и обязанностях человека, гражданина.
А в дошкольном возрасте одна из первых задач: формировать
- ценностное отношение к семье, воспитывать любовь к дому, родителям, близким.
Дети получают начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями;
- нравственно – этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
В сотрудничестве с родителями мы даем детям знания о традициях своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношении к ним.
Воспитываем у детей трудолюбие, развиваем в детях умение видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь ее.
Красота души педагога России рассматривается как уникальное национальное достояние нашей страны. От гуманности его мышления, уровня сознания, интеллекта и глубины культуры зависит умение в столь сложное время происходящих в стране глобальных перемен не только передать детям все богатство мировой и отечественной культуры, но и научить их беречь его, развивать духовные традиции многонациональной России. Результатом эффективности педагогической деятельности в условиях современного подхода к образовательному процессу является интегративное новообразование, раскрывающееся как готовность педагога к духовно – творческому осмыслению содержания образования, углубления и расширения его смысловых границ на основе высших идеалов общечеловеческих ценностей, ведущих к поиску новых форм, методов, технологий, а собственно к образовательному процессу как жизнетворчеству.
Литература:
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010.
- История педагогики/ под ред. М.Ф.Шабаевой. – М.: Просвещение, 1981.
- Курак Е.А. Созидая, не разрушайте. – М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект Тема: «Формирование духовно-нравственных представлений о матери у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) По курсу «Технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе православных ценностей и традиций»
Цель проекта Формирование духо...
Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".
Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...
Городской семинар "Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и культурному наследию родного края"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645530","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29645641","attributes":{"alt":"","class"...