Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, посредствам познавательно - исследовательской деятельности.
методическая разработка на тему

Абгарян Евгения Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, посредствам

 познавательно - исследовательской деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 1. Введение                                                                                          

1.1 Актуальность                                                                            

1.2 Анализ внешней среды                                                             

1.3 Анализ внутренней среды                                                        

1.4 Проблема                                                                                    

2. Основная часть

2.1 Целеполагание                                                                       

2.2 Задачи проекта                                                                          

2.3 Ожидаемый результат                                                                

2.4 Реализация проекта

2.5 Ресурсное обеспечение                                                            

2.6 Мониторинг проекта                                                              

3. Заключения. Выводы                                                                  

 Список литературы                                                                                         

 

 

 

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

1.1   Актуальность

 Природа хрупка и ранима. В настоящее время безжалостно загрязняются и становятся безжизненными водоёмы, обедняются флора и фауна – всё это тревожный сигнал, призывающий разумно относиться к окружающему нас миру. В связи с этим, тема экологического воспитания подрастающего поколения становится актуальной как никогда.                                                                                  

В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников.

Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников

 Ведь именно в  дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания, где не мало важную роль играет не только знание взрослого, но и его личный пример. Осознанное отношение к природе проявляется в разнообразной деятельности экологического характера.

Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов, он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

 - образовательная деятельность,

- опытно-экспериментальная деятельность,

- игры, развлечения,

- наблюдения и экскурсии,

- работа с родителями,

- природоохранные акции.

 

 

 

1.2 Анализ ситуации

 Благоприятные факторы

Неблагоприятные факторы

Политические

Подкрепленная законодательная база:

·        Конвенция о правах ребенка;

·        Конвенция дошкольного образования;

·        Закон «Об образовании» РФ и МО;

·        ФГОС;

·        наличие вариативных программ ДОУ, адаптированных к ФГОС;

·        Типовое положение о ДОУ;

 

·        Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе;

·        потребительское отношение людей к природным ресурсам  и ухудшение экологии;

·        родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию своих детей, недооценивая положительное влияние природы  на полноценное и гармоничное развитие детей дошкольного возраста;

·        ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых.

Экономические

Ежемесячное премирование (компенсационные и стимулирующие выплаты) в ДОУ по результатам профессиональной деятельности педагогов;

 

Недостаточное техническое и материальное обеспечение педагогического процесса в ДОУ

Социальные

·        Повышение уровня экологической образованности родителей воспитанников;

·        активность родителей в оказании помощи в работе с детьми;

 

·        Во многих семьях нет условий, обеспечивающих экологическое воспитание детей: отсутствие у родителей свободного времени для проведения культурного досуга с ребенком на природе; невозможность содержания домашних питомцев;

·        Разнородность социального статуса родителей.

1.3  Анализ внутренней среды

  

Сильные стороны

 

Слабые стороны

 

Программно – методическое обеспечение

Программы и технологии:

·        Программа «Детство»;

·        Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»;

·        Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации, 2008

Методическое обеспечение:

·        учебно-методическая литература, подписные и периодические издания.

·        Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.

·        Развивающий видеоматериал для занятий с детьми дошкольного возраста «Двенадцать месяцев» Из-во: СГУ –ТВ 2008г.

·        Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;

·        отсутствие экологических знаний и педагогического  опыта у родителей воспитанников.

Материально – техническая база

·        Предметно – развивающая среда отвечает современным требованиям;

·        уголки природы в группах;

·        экологическая тропа на участке детского сада;

·        огород на  участке;  огород на окне

·        наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

·        библиотечка книг с экологическим содержанием

 

 

 

 

1.4 Проблема

 

       Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

       Таким образом, проблема экологического образования подрастающего поколения - актуальная и главная задача ДОУ.

      В теоретических основах экологического воспитания дошкольников (П.Г.Саморукова, С.Н.Николаева, Н.А.Рыжова и др.)   указывается на необходимость максимально использовать данный период детства, так как в это время ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

 Процесс это сложный и длительный , поэтому, целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

 Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.

 

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

2.1 Целеполагание.

 Цель проекта: Формирование системы  осознанно-правильных экологических представлений о природе у детейдошкольного возраста,  создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры

 

2.2 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

·        Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей. 

·        Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;

·        Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;

·        Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;

·        Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;

·        Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

·        Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

·        Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

 

 

Дети

 

Педагоги

 

Родители

 

·        У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

·        Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

·        У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

·        Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

·        Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

·        Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.

·        Пополнится развивающая среда в группе.

·        Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей

·        Обогащение уровня экологических знаний родителей.

·        Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

·        Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

·        Возможность участвовать в совместных экологических проектах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4.   ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 

 1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

 (февраль 2016 г.)

  2 этап –практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

  (февраль 2016 – май 2017.)

  3 этап – оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

 (май 2017 г.г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Повышение собственной профессиональной компетентности

Изучение программно-методического материала по направлению работы

Февраль  2016 г.

Знакомство с новыми технологиями:

Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа  М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья»

Обеспечение образовательного процесса методическим материалом

Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического материала

Обогащение эколого - игровой среды

·        Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

·        создание Экологической тропинки на участке детского сада; 

·        наблюдения, экскурсии на экологической тропе;                                                

·        создание аудио- видеотеки «Любимые питомцы», «Звуки природы», «Голоса природы»;

·        создание коллекции презентаций экологического направления;

·        пополнение  уголков дидактические, экологические, имитационные игры, игры-путешествия;                                      

·        эколого-познавательные праздники и развлечения

·        выпуск экологической газеты «Прикоснись к природе сердцем»

По плану

·        Создание сборника наблюдений на прогулке,  включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

По плану

·        Пополнение уголка природы макетами: «Времена года», «Обитатели природных зон», «Домашние животные», «Дары леса»;

По плану

Педагогическое просвещение родителей

Анкетирование  родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома

По плану

Проведение консультаций

По плану

Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома

В течение года

ПРАКТИЧЕСКИЙ

Выявить уровень развития экологической воспитанности детей 4-6 лет

Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей 5-7 лет по методике  С.Н.Николаевой

Февраль 2016г.

Реализация поставленных задач

Составление перспективного плана проведения НОД ,образовательной деятельности, наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников 5-7 лет

Февраль 2016 г.

Проведение образовательной деятельности в соответствии с перспективным планом работы

По плану

Разработка конспектов НОД с использованием экологического материала

Февраль – март  2016 г.

Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке,  включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки

В течение года

Проведение экологических праздников  «День птиц», «День Земли»,

По плану

Индивидуальная работа с детьми на прогулке

По плану

Работа с педагогами

Консультация для педагогов: «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников». 

Открытые занятия и мероприятия

По плану

Выступление на педагогическом совете

По плану

Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием

Март

2016 г.

Работа с родителями

Участие в акции «Кормушки для птиц»

 

 

 

 

 

В течение года

Родительское собрание в группах «Воспитание любви к природе»

Облагораживание и озеленение территории детского сада

 

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Прикоснись к природе сердцем»

Посещение родителями НОД

 

ОЦЕНОЧНЫЙ

Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей 4-6 лет

Мониторинг качества экологического образования детей 4-6 лет

Май

2017 г.

Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей 5-7 лет по методике С.Н.Новиковой

Май

2017 г.

Оценка эффективности работы педагога

Подведение итогов работы

 

Май

2017 г.

Презентация проекта (на педагогическом совете)

Май

201 г.

Определение перспектив работы

 

Оценка эффективности работы с родителями

Анкетирование

Май 2017г.

Обобщение опыта семейного воспитания

 

Апрель - май 2013 г.

 

                                                                       

 

 

                          

 

2.5  Ресурсное обеспечение

 Кадровый потенциал:

ü Педагоги

ü Родители

ü Дети

ü Инструктор по физическому воспитанию

ü Музыкальный руководитель 

 

Материально-техническая база:

ü Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

ü уголки  природы в группах;

ü экологическая тропа на территории детского сада;

ü огород на  территории ДОУ;

ü огород на окне;

ü наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы,  слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

ü библиотека книг с экологическим содержанием;

ü костюмы животных, растений.

 

Методическое:

ü теоретическая и методическая литература,

ü периодическая печать,

ü материалы по передовому педагогическому опыту.

 

Информационное обслуживание проекта:

ü Интернет-сайты (сайт ДОУ; странички воспитателей в социальной сети )

ü Выпуск фотоотчетов;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6 МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Оценка результативности проекта происходит на основании по методике «Диагностики экологической воспитанности детей» С.Н.Новиковой.

Цель мониторинга:  выявить уровень экологической воспитанности детей 4 – 6  лет

Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:

·        Познавательный интерес к природе и ее изучению;

·        Проявление гуманного отношения к природе;

·        Знания и представления об окружающей природе;

·        Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;

·        Практические умения и навыки по охране природы (наблюдение в природе; умение ухаживать за обитателями уголка природы,объектами природы).

 

Критерии наблюдений за детьми:

·        Частота проявлений бережного отношения;

·        В каких случаях проявляется и на что направлено.

 

Шкала оценок:                                   Общие показатели:

В (высокий уровень) - 3 балла                           55 – 63 балла

С (средний уровень)  - 2 балла                          30- 55  баллов

Н (низкий уровень)  - 1  балл                             55 – 63 балла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

ВЫВОДЫ:

По результатам диагностики на начальном этапе, мы сделали следующие выводы: дети с низким уровнем развития экологической воспитанности показали незнание практических навыков и умений по охране природы, дали мало правильных ответов об окружающей природе (знания не оформленные, отрывчатые), испытывали затруднения в ответах, даже получая помощь взрослого,  чувствовали себя неуверенно, Эти дети не проявляют интереса к изучению и охране окружающей среды.

  У детей, показавших   средний уровень развития экологической воспитанности, побуждения к изучению природы, гуманному отношению к ней - неустойчивые, ответы детей были нечеткими, с большинством диагностических заданий эти дети справляются с помощью взрослого. Стоит отметить, что дети со средним уровнем вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем развития экологической воспитанности…

Дети с высоким уровнем развития экологической воспитанности справились со всеми диагностическими заданиями без помощи взрослого, показали содержательные знания об окружающей природе, , показали оригинальность суждений, сообразительность.

 По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития, дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.

  Средний уровень  –  показали 53% процента продиагностированных детей. Причём, если в старшей группе 47% детей показали средний уровень, то в подготовительной к школе группе – 53%.   

  Низкий уровень –   развития экологической воспитанности показали 33% пропродиагностированных детей, при этом особо высокий процент низкого уровня наблюдался в старшей группе – 40%, в подготовительной -28%.

   Высокий уровень –     развития экологических знаний выявлен у 15% детей 5-7 лет; причём, как в старшей, так и в подготовительной группе примерно на одном уровне ( 13% - старшая; 16% - подготовительная).

Таким образом, анализ результатов  начальной (констатирующей) диагностики, подтвердил необходимость целенаправленной педагогической работы для повышения уровня экологической воспитанности детей 5-7 лет  через экологизацию образовательного  процесса и организацию предметно – развивающей среды: реализацию проекта «Будь природе другом». что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к   объектам окружающей природы.

После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы. Цель диагностики- выявление динамики уровня сформированности экологической воспитанности детей 5-7 лет.

 Анализ полученных результатов, позволил сделать вывод, что уровень  экологической воспитанности детей 5-7 лет изменился.

 Количество детей с высоким уровнем развития экологической воспитанности  резко увеличился – 60% из общего числа ( старшая группа – 53%, подготовительная – 68%). Эти дети справились со всеми диагностическими заданиями без помощи взрослого, показали содержательные знания об окружающей природе, сообразительность.  выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Своим ответам они добавляли эмоциональность. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось оригинальность суждений, отсутствие трафаретности в высказываниях. Дети подготовительной группы подтвердили свою готовность к обучению в школе.

Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности  изменился за счет того, что часть детей перешли в группу детей с высоким уровнем, а дети с низким уровнем овладели некоторыми знаниями и умениями экологического характера, начали проявлять познавательный интерес, проявлять гуманное отношение к природе: 40% из общего числа; по группам – старшая – 47 %, подготовительная – 32%.

Детей с низким уровнем  развития экологической воспитанности на   конец года не осталось.  При участии в диагностике в конце учебного года дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.

 

Таблица 1

Сравнительные данные по выявлению уровня  экологической воспитанности детей старшей группы (всего   детей)

УРОВНИ

Февраль 2016 год

Май 2016год

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

ВЫСОКИЙ

 

 

 

 

СРЕДНИЙ

 

 

 

 

НИЗКИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Таблица 2

 Сравнительные данные по выявлению уровня экологической воспитанности детей старшей группы ( всего  детей)

УРОВНИ

Сентябрь 2016 год

Май 2017год

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

ВЫСОКИЙ

 

 

 

 

СРЕДНИЙ

 

 

 

 

НИЗКИЙ

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Сравнительный анализ данных за 2012 – 2013 гг.

УРОВНИ

СРОКИ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

%

%

%

2016 год

 

 

 

2017 год

 

 

 

Динамика

На   увеличился

детей перешли на высокий уровень

На   уменьшился

 

Из таблицы видно, что наблюдается положительная динамика развития экологической воспитанности у детей.

Результаты проведенной нами работы по развитию экологической воспитанности у детей подтвердила результативность проведённой проектной деятельности.

Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития экологической воспитанности у детей был качественно и количественно выше, чем в начале года. Детей с низким уровнем развития на конец года не осталось, вырос процент детей с высоким уровнем развития по данному направлению. Проведенная в течение года работа   по экологическому воспитанию детей 5-7 лет привела к следующим результатам:

- дети стали  больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

 - у детей сформировались  первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней, 

- у детей выработались  первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

Таким образом, работа по реализации проекта способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования   экологической культуры, которая проявляется  в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было  обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:

-  педагогам  повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

-  родителям  понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту,  приобретению их детьми  умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения

Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка  и реализация системы мероприятий по организации  экологизации  предметно – развивающей среды в группах. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.

В течение года родители принимали активноеучастие  в обогащение предметно – развивающей среды в группах. Родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.

Важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы ,на участке, участие в городском конкурсе «Хочу всё знать», проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.

Таким   образом,  при   системном,  комплексном   проведении  намеченной   работы   можно   достичь   намеченных   целей:

1.     Воспитание   любви   и   уважения   к  растениям, природе    в   целом.

2.     Воспитание  осознанного  бережного   отношения   к    объектам  природы. 

3.     Формирование   умения   и   желания    прогнозировать   свои  действия   по   отношению   к   окружающей  среде.

4.     Формирование   навыков   экологически   грамотного   и          безопасного   поведения   в  природе.

Наш  проект   способен  при   целенаправленной  деятельности   педагогов   и   родителей   помочь   детям  осознать  себя   взрослыми людьми,    спасающими  и   оберегающими  природу родного края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ЛИТЕРАТУРА

      

1. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

2. Горькова Л.Г, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

3.     Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ.- Волгоград: Учитель, 2008

4. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

5. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

6. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С.Н.Николаевой .-М, 2005

7.     Коломина В.Н. Воспитание  основ экологической культуры в детском саду: ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

8. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

9. Молодцова  Л.П.  Игровые  экологические занятия с детьми.- Минск «АСАР», 2001.

10.  Масленникова О.М, Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. -Волгоград: Учитель, 2011

11. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

12. Николаева С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.

13.  Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.

14.  Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

15. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.

16. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.

17. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.

18. Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва  LINKA – PRESS 1998.

19.  Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/  ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002

20. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.

21. Рыжова Н.А.,  Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.

22. Соломенникова О.А.  Экологическое воспитание в детском саду.- М:Мозаика-Синтез,2008

23.  Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.

24.  В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич  «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.

25. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011

26. Интернет-ресурсы.

27. Видеоматериал «Двенадцать месяцев» СГУ ТВ, 2008г

 

ЛИТЕРАТУРА  ДЛЯ  ДЕТЕЙ

1.     Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006

2.     В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011

2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир. Часть1 - 2, - М., Издательство: Баласс, 2006

3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009

4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon innovatsionnaya_deyatelnost.ppt2.74 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г.Волгодонска Проект инновационной деятельности гр. № 9 «Чебурашка» «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, посредствам познавательно - исследовательской деятельности.»

Слайд 2

Актуальность Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников Ведь именно в дошкольном возрасте начинается становление осознанно правильного отношения к объектам природы. Правильное понимание строится на основе знаний особенностей жизни живых существ, их взаимодействия со средой обитания, где не мало важную роль играет не только знание взрослого, но и его личный пример. Осознанное отношение к природе проявляется в разнообразной деятельности экологического характера. Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов, он содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта

Слайд 3

Проблема Государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды. Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе, могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Процесс это сложный и длительный , поэтому, целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Слайд 4

Цель проекта Формирование системы осознанно -правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры

Слайд 5

Задачи проекта Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе; Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них; Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле; Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране; Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе; Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Слайд 6

План работы по внедрению проекта Повышение собственной профессиональной компетентности Обеспечение образовательного процесса методическим материалом Обогащение эколого - игровой среды Педагогическое просвещение родителей Выявить уровень развития экологической воспитанности детей 4-6 лет Реализация поставленных задач Работа с педагогами Работа с родителями Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей 4-6 лет Оценка эффективности работы педагога Оценка эффективности работы с родителями

Слайд 7

Экологическое воспитание по программе «Детство» в рамках ФГОС . Цели экологического воспитания по программе «Детство». • Расширение и углубление представлений о природе. • Освоение навыков и умений по уходу за животными и растениями и отдельные способы охраны природы • Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде и здоровью • Воспитание эстетических чувств, связанных с красотой природы.

Слайд 8

В экологическом воспитании детей широко используется классификация методов обучения по источникам знаний (наглядные, словесные, практические) .

Слайд 9

Познавательно – исследовательская деятельность

Слайд 10

Сроки и этапы реализации проекта 1 этап – подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов; (февраль 2016 г.) 2 этап –практический: собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; (февраль 2016 – май 2017.) 3 этап – оценочный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций. (май 2017 г.г.)

Слайд 11

Ресурсное обеспечение Методическое обеспечение теоретическая и методическая литература, периодическая печать, материалы по передовому педагогическому опыту.

Слайд 12

Условия реализации проекта Создание единого образовательного пространства Совершенствование профессиональной компетентности педагогов Повышение компетентности родителей

Слайд 13

Формы работы Совместные детско-родительские занятия Создание фонда материалов, обеспечивающих работу родителей с детьми в домашних условиях Проведение мастер-классов, мини-лекций, семинаров-практикумов, тренингов умений

Слайд 14

Продукт Картотека образцов алгоритма изготовления элементов квиллинга. Картотека консультаций для родителей и педагогов. Картотека упражнений для развития мелкой моторики. Фото мастер - классов по изготовлению разных видов детских работ с помощью техники «квиллинг». Фото-выставка «Ловкие пальчики». Перспективный план работы кружка «Самоделкин» по развитию навыков аппликации (с элементами тестопластики) для детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 15

Ожидаемые результаты Дети Педагоги Родители У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым. У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы. Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы. Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. Пополнится развивающая среда в группе. Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей Обогащение уровня экологических знаний родителей. Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. Создание единого образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. Возможность участвовать в совместных экологических проектах

Слайд 16

Критерии оценки результатов проекта Оценка результативности проекта происходит на основании по методике «Диагностики экологической воспитанности детей» С.Н.Новиковой. Цель мониторинга: выявить уровень экологической воспитанности детей 4 – 6 лет Критерии сформированности экологической воспитанности у детей: Познавательный интерес к природе и ее изучению; Проявление гуманного отношения к природе; Знания и представления об окружающей природе; Восприятие красоты природы и желание любоваться ею; Практические умения и навыки по охране природы (наблюдение в природе; умение ухаживать за обитателями уголка природы,объектами природы). Критерии наблюдений за детьми: Частота проявлений бережного отношения; В каких случаях проявляется и на что направлено.

Слайд 17

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Необходимость изучения методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно мето...

"Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности и в повседневной жизни"

В настоящее время очень остро встала  проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени  остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной...

«Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности и в повседневной жизни»

В настоящее время очень остро встала  проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени  остановиться, оглянуться вокруг, понаблюдать за родной...

Презентация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность»

Использование проектной деятельности не только расширяет возможности предоставления информации, но и активно вовлекает детей в процесс познания, обеспечивая реализацию индивидуальн...

План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»

laquo;Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»...

Проект "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности"

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что неблагоприятная экологическая обстановка в районе (скученность промышленных предприятий), что негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровь...