Проект "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Образцова Вита Владимировна

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что неблагоприятная экологическая обстановка в районе (скученность промышленных предприятий), что негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения, в особенности детей. Незнание правил поведения детей в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм». Потребительское отношение к природе и стереотипность мышления. Дети  не  задумываясь  срывают  цветы, уничтожают объекты живой природы,  а взрослые при этом проявляют   равнодушие.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект51.1 КБ

Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………3

1. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста……………………..…………………………7

       1.1 Понятие экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста…………………………………………………...7

      1.2. Экспериментирование как необходимое условие развития личности  детей старшего дошкольного возраста………………………….9

2. Организация экспериментальной деятельности в процессе экологического воспитания в старшей группе детского сада…………….12

2.1. Организация   экспериментальной деятельности детей  в ДОУ "Мечта"………………………………………………...12

2.2. Продукт проекта «Разработка  перспективного плана по экспериментальной деятельности в старшей группе»………………..…..15

Заключение…………………………………………………………………...26

Список литературы………………………………………………………..…27

ВВЕДЕНИЕ

«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир Природы с безграничным  богатством явлений, с неисчерпаемой  красотой.

Здесь в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский

В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём.

Наблюдения показывают, что у современного ребенка, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и природы. Поэтому возникает ряд противоречий. В системе и подготовке молодого поколения к рациональному использованию, ответственному отношению к природе важное место принадлежит ОДО, которое можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном окружении, знакомство его с целостной картиной мира и формирования научно-обоснованного нравственного и эстетического отношения к миру.

Одним из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста является экспериментирование, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.        При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований М.И.Лисиной, С.Л.Новоселовой, А.Н.Поддьякова. Н.Н.Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид деятельности в период дошкольного детства, чью основу составляет познавательное ориентирование. Чем разнообразнее и интенсивнее опытно-экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и интеграцию  образовательных областей с экологическим содержанием по ГОС ДО.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что неблагоприятная экологическая обстановка в районе (скученность промышленных предприятий), что негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения, в особенности детей. Незнание правил поведения детей в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм». Потребительское отношение к природе и стереотипность мышления. Дети  не  задумываясь  срывают  цветы, уничтожают объекты живой природы,  а взрослые при этом проявляют   равнодушие.

Цель: систематизировать материалы исследований и практический опыт по вопросу формирования экологического воспитания  посредством опытно - экспериментальной деятельности и выделить особенности методики организации экспериментирования и опытов с детьми старшего дошкольного возраста.        

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по теме опытно-экспериментальной деятельности. Дать характеристику экспериментирования и опыта, как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

2. Раскрыть основные методические требования к организации системы работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов и опытов.

3. Подобрать разнообразные примеры проведения опытно- экспериментальной деятельности.

Объект проекта: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Предмет проекта  – опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.                                                                                                                      

Предполагаемые результаты:

- развитые исследовательские умения, соответствующие возрасту детей,

- более глубокое усвоение предметного содержания;

- высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;

- развитие творческого мышления;

- эмоциональная увлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.

Продукт проектной деятельности: перспективный план по экспериментальной деятельности.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску .

Взаимодействие человека с природой - второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии, экологии человека - не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.

Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

Таким образом, экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.

В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов ПМР "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента ПМР по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития". Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.

Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.

Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

1.2. Экспериментирование как необходимое условие развития личности  детей старшего дошкольного возраста

Эксперимент (от лат experimentum - проба, опыт) - исследовательская стратегия, которая предусматривает целенаправленное наблюдение за определенным процессом в условиях регламентированных изменений отдельных характеристик условий его протекания.

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Введению термина «экспериментирования» наука обязана Пиаже Ж.: он проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.

Детское экспериментирование - это активно - преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты.  «Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам».

По мнению Поддьякова Н.Н., «детское экспериментирование», как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – «умение оперировать неясными знаниями». 

Ребенок – дошкольник сам по себе  является исследователем, проявляя живой интерес к  исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Как доказал Н.Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.

«Джон Дьюи рассматривал исследовательскую деятельность как особый вид детской деятельности в контексте «что-нибудь делать». Связывал исследовательскую деятельность с инстинктами, присущими ребенку от природы».

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

– по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек;

– по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.;

– по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;

– по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;

– по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические;

– по продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.);

– по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;

– по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

– по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);

– по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач;

– по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей старшего дошкольного возраста: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.

Вводя соответствующие инновации в ОДО, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:

  • физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
  • природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
  • социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
  • познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
  • лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
  • личностный: узнает свои личные возможности;
  • волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
  • поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Таким образом, включая детей в процесс поиска причины того или иного физического явления, создаются предпосылки формирования у дошкольника новых практических и умственных действий. Результатом детского экспериментирования выступает приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

2.1. Организация   экспериментальной деятельности детей  в ДОУ

Для организации проектной деятельности разработан план методики экспериментальной деятельности детей. Так как мы рассматривали эту проблему в контексте экологического воспитания, наш проект поможет более эффективно включить экспериментирование в образовательный процесс дошкольного учреждения. Как уже было оговорено выше, именно экспериментирование позволяет повысить интерес к занятиям по экологическому воспитанию.

Ожидаемые результаты внедрения методики:

· Конспекты систематических занятий с детьми по экологическому воспитанию.

· Действующие уголок природы и уголок экспериментирования в группе детского сада.

· Высокий уровень познавательного интереса к природе.

· План диагностики экологической воспитанности дошкольников

Эксперимент не должен идти отдельным звеном в этой среде. Здесь все взаимосвязано. Алгоритм построения деятельности таков:

· Занятие (познание нового)

· Наблюдение (сравнение, анализ)

· Проведение экспериментов

· Построение выводов по проведенным опытам

· Закрепление изученного с помощью игры

Важна постоянная опора на ранее узнанный материал, поэтому, пройдя одну тему нельзя забывать про нее, и полностью переключаться на следующую. Дети должны сами провести анализ и вспомнить то, что они изучали ранее.

«Познание природы экспериментальным путем»

Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми мы построили по трём взаимосвязанным направлениям:

1.Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.). Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали и делали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны погибли. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. В феврале провели цикл опытов «посадка лука», «посев и проращивание семян», «необходим ли свет растениям?», проверяли скорость таяния снега в зависимости от измерения температуры.

2.Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).

В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Интересные опыты проводили со снегом и льдом, например, «защитные свойства снега»: вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?

3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразовании предметов и явлений др.). Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении(уши-слышать,  нос определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус). Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный).

При выборе темы соблюдались следующие правила:

-тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.

-тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).

 -тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.  

В условиях детского сада мы использовали только элементарные опыты и эксперименты, их элементарность заключается:

Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

В-третьих, они практически безопасны.

В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

При проведении опытов придерживались следующей структуры:

-постановка проблемы;

-поиск путей решения проблемы;

-проверка гипотез, предположений;

-обсуждение увиденных полученных результатов;

-формулировка выводов;

Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную   деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.

Важное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Обосновала содержание уголка экспериментирования:

1.Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)

2. Мерные ложки.

3. Сита и воронки разного материала, объема.

4. Резиновые груши разного объёма.

5. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.

6. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.

7. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, кусочки коры,) и т.п.

8. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.

9. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.

10. Контейнеры с песком и водой.

11. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

12. Часы песочные.

13. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

14. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.

2.2.  Продукт проекта «Разработка  перспективного плана по экспериментальной деятельности в старшей группе»

Данное планирование выполнено в личностно-ориентированной модели образования культурологического типа и предполагает создание дидактических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Предлагаемое содержание интеллектуально-познавательной деятельности направлено на первоначальное овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смыла физических явлений.

Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

Задачи:

• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

• развитие познавательных интересов;

• развитие мыслительных процессов; самостоятельности;

• воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;

• формирование толерантности.

Предполагаемый результат:

• формирование интеллектуальных впечатлений;

• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

вид деятельности,

тема

задачи, цели,

содержание

оборудование

Работа с родителями

СЕНТЯБРЬ

Экспериментирование с воздухом

1.«Соломенный буравчик»

Помочь выявить, что воздух  обладает упругостью, понять, как можно использоваться сила воздуха (движения)

Материал: Сырые картофелины.

Оборудование: По две соломинки для коктейля (для каждого ребенка)

Беседа: « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни  старших дошкольников».

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

2. «Парашют»

Помочь выявить, что воздух  обладает упругостью, понять, как можно использоваться сила воздуха (движения)

Материал: Емкость с песком.

Оборудование: Парашют, игрушечные человечки

Экспериментирование с водой.

3. « Фильтрование воды»

Познакомить с процессами очистки воды разными способами

Материал: Речной песок, крахмал

4.  «Бережем воду»

Вода

Материал: Три стакана: два с грязной водой, один с чистой водой, фильтр

один с чистой водой, фильтр из воронки и ваты

В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ»: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

ОКТЯБРЬ

Наблюдение за жизнью растений

1.«Куда тянутся корни»

Помочь установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды

 Материал: Два растения в горшках с поддоном

2. «В погоне за светом»

Установить, как растение ищет свет.

Материал:  

Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу - картофельный клубень, в противоположном - отверстие.

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской  активности детей.

Экспериментирование с песком

3. «Удивительный песок»

Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить

Материал: Сухой и влажный песок, прозрачная вода

4. «Сухая и влажная почва»

Учить определять  и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований

Материал: Две стеклянные баночки

(одна с сухой, другая с влажной почвой)

Консультация: «Игра или

экспериментирование».

Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников.

НОЯБРЬ

Экспериментирование с предметами

1. «Земля-магнит»

Помочь выявить действия магнитных  сил Земли

Материал: Вода, растительное масло

Оборудование: Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан, обычные иголки.

Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

2. «Земля на глобусе»

Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света (север, юг, запад, восток) и их сокращенных обозначениях.

Оборудование: Глобус, энциклопедия       « Мир вокруг», фотографии с изображениями Земли из космоса.

Домашнее задание: выполнить схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

3. Полярное сияние

Оборудование: шарики, пластмассовые палочки, бумажные бабочки, шерстяная ткань.

Оборудование: магнит, металлические опилки, 2 листа, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги

4. «Портрет Земли – карта»

Развитие способности понимать знаково – символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них.

Оборудование: Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта.

ДЕКАБРЬ

1.«Как работает

 термометр»

 

Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров.

Оборудование: Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка; репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года.

Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

2.« Как не обжечься»

Помочь выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов)

Материал: емкость с горячей водой

Оборудование: одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла, алюминиевая ложка.

3.«Мы пишем книгу»

Совершенствовать графические умения, побуждать участвовать в коллективном создании книги, учить, что от отношения к работе зависит ее результат.

Оборудование:  бумага,  краски,  кисточки, карандаши,  фломастеры, картон, клей, ткань, нитка, игла.

4.« Разведчики»

Учить пониманию того, как  можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно.

 Материал: зеркала

Консультация:

«Значение опытно-экспериментальной деятельности в психическом  развитии ребенка»

ЯНВАРЬ

Экспериментирование с солнечным светом

1. «Передача солнечного зайчика»

Помочь понять, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно.  

Оборудование: зеркала, схема многократного изображения.

Консультация: «Соблюдение правил безопасности».

2. «Радуга на стене»

Познакомить с механизмом образования цветов.

Оборудование: граненое стеклышко

3.«Как образуется тень»

Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение.

Оборудование: Фонарик, предметы с разной степенью прозрачности.

4 «Свет повсюду»

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные – это  солнце, луна, костер, исскуственные – изготовленные людьми лампа, фонарик, свеча

Оборудование: Настольная лампа, непрозрачные предметы, фонарик, свеча, сундучок с прорезью.

ФЕВРАЛЬ

1.«Где же пятый океан».

Показать зависимость живых объектов природы от воздуха.

Материал: Перфокарты с живыми и неживыми объектами  природы, цветные карандаши.

Анкетирование родителей: цель - выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей.

2.«Как обнаружить воздух»

Материал: Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

3.«Вертушка».

Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

Материал: Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага (квадрат из альбомного листа), ножницы, палочка, гвоздик

МАРТ

Человек

1.  «Выяснение  причины храпа человека»

Помочь выяснить  причины храпа человека

Оборудование: вощеная бумага, ножницы, линейка.

Консультация:  «Соблюдение правил безопасности».

Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома

2.  «Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности»

Показать, как зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещенности.

Оборудование: зеркало

3.  « Острота слуха и ее изменение при разных ситуациях»

Проверить хороший ли слух у детей, не повреждена ли перепонка.

Оборудование: магнитофон, запись музыки

4.  «Осязательный  центр человека»

Сравнить температуру воды в нескольких емкостях.

Материал: емкость с водой – холодной, тёплой, горячей.

АПРЕЛЬ

1.«Смена дня и ночи»

Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

Оборудование: модель Земли – глобус, фонарик, картинки с изображением различных времен суток, детская энциклопедия.

Беседа:

«Как организовать эксперимент в виде игры».

Цель: Дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр-экспериментов.

2.«Покорение космоса».

Учить самостоятельно определять алгоритм деятельности. Работать с различными материалами

Оборудование: краски, кисточки, предметы круглой формы, план – схема Солнечной системы.

3.«Электричество»

Познакомить детей с понятиями «электричество», где живет и как оно помогает

человеку.

Оборудование: шарики, пластмассовые палочки, бумажные бабочки, шерстяная ткань.

4.«Как увидеть молнию»

Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе.

Материал: кусочки шерстяной ткани.

Оборудование: воздушный шар, рупор

МАЙ Экспериментирование со звуком  

1.«Источник звука»

Познакомить детей с понятием «звук». Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Оборудование: Детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, ложки, погремушка,  деревянная линейка, стакан, газета.

2. «Спичечный телефон».

Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

Оборудование: два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички.

3. «Поющая струна»

Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звуков)

Оборудование: проволока без покрытия, деревянная рамка

4.«Где живет эхо?»

Подвести к пониманию возникновения эхо

Оборудование: аквариум, банка, ведро, ткань, веточки, мяч.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работа над проектом позволила убедиться в том, что главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.

Работа над данным проектом доказала что  экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем - в школьные годы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. И.Бабаевой. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс». 2002
  2. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ Т.М. Бондаренко- Воронеж: Учитель, 2002.- 159с.
  3. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст]/ О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина.- М.: Творческий центр, 2001.- 188с.
  4. Зарипова, А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. [Текст]/ А. Зарипова // Дошкольное воспитание.- 1994. - №7-С. 43-48.
  5. Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений [Текст]/ А.И. Иванова- М.: Творческий центр, 2003.- 56с.
  6.   Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст]/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
  7. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Методическое пособие. [Текст]/ С.Н. Николаева.- М.: Просвещение, 2000.-208 с.
  8. Николаева С.Н. [Текст]  Парциальная программа «Юный эколог»
  9. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. [Текст]/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.
  10. Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности [Текст] / О. Чехонина.// Дошкольное воспитание.- 2007.- №6.-С.13-16

 Шемаханова, О.А. Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром [Текст] / О.А. Шемаханова// Дошкольная педагогика. – 2011. -№4 – С.25-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности

Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний....

Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»

«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....

"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности направленной на ознакомление с героическим прошлым нашей Родины"

В материале содержится описание опыта работы по нескольким блокам, направленным на ознакомление детей с героическим прошлым нашей Родины...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Необходимость изучения методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно мето...

Проект "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности"

Систематизация исследований и практический опыт по вопросу формирования экологического воспитания посредством опытно - экспериментальной деятельности и выделения особенностей методики организаци...