Проект "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что неблагоприятная экологическая обстановка в районе (скученность промышленных предприятий), что негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения, в особенности детей. Незнание правил поведения детей в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм». Потребительское отношение к природе и стереотипность мышления. Дети не задумываясь срывают цветы, уничтожают объекты живой природы, а взрослые при этом проявляют равнодушие.
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 51.1 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………3 1. Теоретическое обоснование проблемы экологического воспитания детей дошкольного возраста……………………..…………………………7 | |
1.1 Понятие экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста…………………………………………………...7 | |
1.2. Экспериментирование как необходимое условие развития личности детей старшего дошкольного возраста………………………….9 | |
2. Организация экспериментальной деятельности в процессе экологического воспитания в старшей группе детского сада…………….12 | |
2.1. Организация экспериментальной деятельности детей в ДОУ "Мечта"………………………………………………...12 2.2. Продукт проекта «Разработка перспективного плана по экспериментальной деятельности в старшей группе»………………..…..15 | |
Заключение…………………………………………………………………...26 | |
Список литературы………………………………………………………..…27 |
ВВЕДЕНИЕ
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума».
В. Сухомлинский
В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием и развитием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём.
Наблюдения показывают, что у современного ребенка, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и природы. Поэтому возникает ряд противоречий. В системе и подготовке молодого поколения к рациональному использованию, ответственному отношению к природе важное место принадлежит ОДО, которое можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном окружении, знакомство его с целостной картиной мира и формирования научно-обоснованного нравственного и эстетического отношения к миру.
Одним из средств экологического воспитания детей дошкольного возраста является экспериментирование, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Ж.Ж.Руссо, К.Д.Ушинский и многие другие. Особенности деятельности экспериментирования были изучены в целом ряде исследований М.И.Лисиной, С.Л.Новоселовой, А.Н.Поддьякова. Н.Н.Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид деятельности в период дошкольного детства, чью основу составляет познавательное ориентирование. Чем разнообразнее и интенсивнее опытно-экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и интеграцию образовательных областей с экологическим содержанием по ГОС ДО.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что неблагоприятная экологическая обстановка в районе (скученность промышленных предприятий), что негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения, в особенности детей. Незнание правил поведения детей в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм». Потребительское отношение к природе и стереотипность мышления. Дети не задумываясь срывают цветы, уничтожают объекты живой природы, а взрослые при этом проявляют равнодушие.
Цель: систематизировать материалы исследований и практический опыт по вопросу формирования экологического воспитания посредством опытно - экспериментальной деятельности и выделить особенности методики организации экспериментирования и опытов с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме опытно-экспериментальной деятельности. Дать характеристику экспериментирования и опыта, как средства экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть основные методические требования к организации системы работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием экспериментов и опытов.
3. Подобрать разнообразные примеры проведения опытно- экспериментальной деятельности.
Объект проекта: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
Предмет проекта – опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаемые результаты:
- развитые исследовательские умения, соответствующие возрасту детей,
- более глубокое усвоение предметного содержания;
- высокая способность к концентрированию знаний из разных областей;
- развитие творческого мышления;
- эмоциональная увлеченность детей в экспериментальную деятельность, интерес к происходящему.
Продукт проектной деятельности: перспективный план по экспериментальной деятельности.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие экологического воспитания в развитии детей дошкольного возраста
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание - это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовой основой является традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой», смысл которого состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи. В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому - ознакомление с природой приняло природоохранную окраску .
Взаимодействие человека с природой - второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей - социальной экологии, экологии человека - не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.
Цель экологического воспитания дошкольников - формирование начал экологической культуры - базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Таким образом, экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В основе экологического воспитания - адаптированные на школьный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Формирование начал экологической культуры - это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.
В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. С принятием законов ПМР "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента ПМР по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития". Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.
Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.
1.2. Экспериментирование как необходимое условие развития личности детей старшего дошкольного возраста
Эксперимент (от лат experimentum - проба, опыт) - исследовательская стратегия, которая предусматривает целенаправленное наблюдение за определенным процессом в условиях регламентированных изменений отдельных характеристик условий его протекания.
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Введению термина «экспериментирования» наука обязана Пиаже Ж.: он проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимосвязях с другими объектами.
Детское экспериментирование - это активно - преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты. «Это истинно детская деятельность, которая возникает в раннем возрасте и интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста без помощи взрослого и даже вопреки его запретам».
По мнению Поддьякова Н.Н., «детское экспериментирование», как и экспериментирование вообще, развивает новую сторону мыслительной деятельности – «умение оперировать неясными знаниями».
Ребенок – дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию. Как доказал Н.Н. Поддъяков лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем.
«Джон Дьюи рассматривал исследовательскую деятельность как особый вид детской деятельности в контексте «что-нибудь делать». Связывал исследовательскую деятельность с инстинктами, присущими ребенку от природы».
Эксперименты классифицируются по разным принципам.
– по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек;
– по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.;
– по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные;
– по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;
– по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические;
– по продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.);
– по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические;
– по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;
– по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями),сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам);
– по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач;
– по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.
Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.
Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей старшего дошкольного возраста: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую.
Вводя соответствующие инновации в ОДО, необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
- природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
- социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого), формы взаимодействия людей друг с другом;
- познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
- лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами;
- личностный: узнает свои личные возможности;
- волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
- поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Таким образом, включая детей в процесс поиска причины того или иного физического явления, создаются предпосылки формирования у дошкольника новых практических и умственных действий. Результатом детского экспериментирования выступает приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
2.1. Организация экспериментальной деятельности детей в ДОУ
Для организации проектной деятельности разработан план методики экспериментальной деятельности детей. Так как мы рассматривали эту проблему в контексте экологического воспитания, наш проект поможет более эффективно включить экспериментирование в образовательный процесс дошкольного учреждения. Как уже было оговорено выше, именно экспериментирование позволяет повысить интерес к занятиям по экологическому воспитанию.
Ожидаемые результаты внедрения методики:
· Конспекты систематических занятий с детьми по экологическому воспитанию.
· Действующие уголок природы и уголок экспериментирования в группе детского сада.
· Высокий уровень познавательного интереса к природе.
· План диагностики экологической воспитанности дошкольников
Эксперимент не должен идти отдельным звеном в этой среде. Здесь все взаимосвязано. Алгоритм построения деятельности таков:
· Занятие (познание нового)
· Наблюдение (сравнение, анализ)
· Проведение экспериментов
· Построение выводов по проведенным опытам
· Закрепление изученного с помощью игры
Важна постоянная опора на ранее узнанный материал, поэтому, пройдя одну тему нельзя забывать про нее, и полностью переключаться на следующую. Дети должны сами провести анализ и вспомнить то, что они изучали ранее.
«Познание природы экспериментальным путем»
Свою работу по развитию экспериментальной деятельности с детьми мы построили по трём взаимосвязанным направлениям:
1.Живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.). Выявляя потребность растения в воздухе, пытались понять, как происходит процесс дыхания у растений: смазывали одну сторону листа вазелином, наблюдали и делали вывод, что те листочки, которые были смазаны вазелином с нижней стороны погибли. Наблюдали за состоянием растений в зависимости от полива и сделали вывод, что растения без воды жить не могут. В феврале провели цикл опытов «посадка лука», «посев и проращивание семян», «необходим ли свет растениям?», проверяли скорость таяния снега в зависимости от измерения температуры.
2.Неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).
В занимательных опытах и экспериментах выявляли свойства воды: прозрачная, не имеет формы, не запаха, не имеет вкуса. Пытались обнаружить воздух в окружающем пространстве при помощи полиэтиленового пакета, соломинки и банки с водой, резиновой груши и других предметов. Выявляли материалы, которые взаимодействуют с магнитами, дети пытались выявить свойства магнита. Интересные опыты проводили со снегом и льдом, например, «защитные свойства снега»: вода в трёх сосудах зарывается в снег на разной глубине, где вода быстрее замёрзнет и почему? Нравится детям проводить опыты с песком: как можно сделать песчаный конус? Получается ли тоннели из сухого песка?
3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразовании предметов и явлений др.). Закрепляли представления детей об органах чувств, их назначении(уши-слышать, нос определяли запах, пальцы – определяли форму, структуру поверхности, язык – определяли на вкус). Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно-мыслительный, преобразовательный).
При выборе темы соблюдались следующие правила:
-тема должна быть интересной ребёнку, должна увлекать его.
-тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые полезные знания, умения и навыки).
-тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
В условиях детского сада мы использовали только элементарные опыты и эксперименты, их элементарность заключается:
Во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
В-третьих, они практически безопасны.
В-четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
При проведении опытов придерживались следующей структуры:
-постановка проблемы;
-поиск путей решения проблемы;
-проверка гипотез, предположений;
-обсуждение увиденных полученных результатов;
-формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Важное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития. Обосновала содержание уголка экспериментирования:
1.Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)
2. Мерные ложки.
3. Сита и воронки разного материала, объема.
4. Резиновые груши разного объёма.
5. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
6. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
7. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, кусочки коры,) и т.п.
8. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
9. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
10. Контейнеры с песком и водой.
11. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
12. Часы песочные.
13. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
14. Клеёнчатые фартуки, нарукавники, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки, где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
2.2. Продукт проекта «Разработка перспективного плана по экспериментальной деятельности в старшей группе»
Данное планирование выполнено в личностно-ориентированной модели образования культурологического типа и предполагает создание дидактических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Предлагаемое содержание интеллектуально-познавательной деятельности направлено на первоначальное овладение детьми обобщенными способами действий в постижении смыла физических явлений.
Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.
Задачи:
• создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;
• развитие познавательных интересов;
• развитие мыслительных процессов; самостоятельности;
• воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
• формирование толерантности.
Предполагаемый результат:
• формирование интеллектуальных впечатлений;
• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;
• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.
вид деятельности, тема | задачи, цели, содержание | оборудование | Работа с родителями | ||
СЕНТЯБРЬ Экспериментирование с воздухом 1.«Соломенный буравчик» | Помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как можно использоваться сила воздуха (движения) | Материал: Сырые картофелины. Оборудование: По две соломинки для коктейля (для каждого ребенка) | Беседа: « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни старших дошкольников». Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников. | ||
2. «Парашют» | Помочь выявить, что воздух обладает упругостью, понять, как можно использоваться сила воздуха (движения) | Материал: Емкость с песком. Оборудование: Парашют, игрушечные человечки | |||
Экспериментирование с водой. 3. « Фильтрование воды» | Познакомить с процессами очистки воды разными способами | Материал: Речной песок, крахмал | |||
4. «Бережем воду» | Вода | Материал: Три стакана: два с грязной водой, один с чистой водой, фильтр один с чистой водой, фильтр из воронки и ваты | В уголок « ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ»: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности. | ||
ОКТЯБРЬ Наблюдение за жизнью растений 1.«Куда тянутся корни» | Помочь установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды | Материал: Два растения в горшках с поддоном | |||
2. «В погоне за светом» | Установить, как растение ищет свет. | Материал: Картонная коробка с крышкой и перегородками внутри в виде лабиринта: в одном углу - картофельный клубень, в противоположном - отверстие. | Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской активности детей. | ||
Экспериментирование с песком 3. «Удивительный песок» | Познакомить детей со свойствами песка и глины: цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить | Материал: Сухой и влажный песок, прозрачная вода | |||
4. «Сухая и влажная почва» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву, фиксировать результаты исследований | Материал: Две стеклянные баночки (одна с сухой, другая с влажной почвой) | Консультация: «Игра или экспериментирование». Цель: Рассказать родителям о том, что экспериментирование, как и игра, является ведущим видом деятельности дошкольников. | ||
НОЯБРЬ Экспериментирование с предметами 1. «Земля-магнит» | Помочь выявить действия магнитных сил Земли | Материал: Вода, растительное масло Оборудование: Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан, обычные иголки. | Домашнее задание: Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса. | ||
2. «Земля на глобусе» | Развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли. Расширять представления об атмосфере Земли, четырех сторонах света (север, юг, запад, восток) и их сокращенных обозначениях. | Оборудование: Глобус, энциклопедия « Мир вокруг», фотографии с изображениями Земли из космоса. | Домашнее задание: выполнить схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта. | ||
3. Полярное сияние | Оборудование: шарики, пластмассовые палочки, бумажные бабочки, шерстяная ткань. | Оборудование: магнит, металлические опилки, 2 листа, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги | |||
4. «Портрет Земли – карта» | Развитие способности понимать знаково – символические обозначения карты Земли. Формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта; познакомить с современными картами, условными обозначениями на них. | Оборудование: Карта полушарий, большой атлас Земли, схематичное изображение линии горизонта, сторон горизонта. | |||
ДЕКАБРЬ 1.«Как работает термометр»
| Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров. | Оборудование: Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка; репродукции картин профессиональных художников с изображением пейзажей в разное время года. | Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития». | ||
2.« Как не обжечься» | Помочь выяснить, что предметы из разных материалов нагреваются по-разному (теплопроводность материалов) | Материал: емкость с горячей водой Оборудование: одинаковые по размеру емкости из разных материалов: керамики, дерева, пластмассы, металла, алюминиевая ложка. | |||
3.«Мы пишем книгу» | Совершенствовать графические умения, побуждать участвовать в коллективном создании книги, учить, что от отношения к работе зависит ее результат. | Оборудование: бумага, краски, кисточки, карандаши, фломастеры, картон, клей, ткань, нитка, игла. | |||
4.« Разведчики» | Учить пониманию того, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно. | Материал: зеркала | Консультация: «Значение опытно-экспериментальной деятельности в психическом развитии ребенка» | ||
ЯНВАРЬ Экспериментирование с солнечным светом 1. «Передача солнечного зайчика» | Помочь понять, как можно многократно отразить свет и изображение предмета, то есть увидеть его там, где его не должно быть видно. | Оборудование: зеркала, схема многократного изображения. | Консультация: «Соблюдение правил безопасности». | ||
2. «Радуга на стене» | Познакомить с механизмом образования цветов. | Оборудование: граненое стеклышко | |||
3.«Как образуется тень» | Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. | Оборудование: Фонарик, предметы с разной степенью прозрачности. | |||
4 «Свет повсюду» | Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные – это солнце, луна, костер, исскуственные – изготовленные людьми лампа, фонарик, свеча | Оборудование: Настольная лампа, непрозрачные предметы, фонарик, свеча, сундучок с прорезью. | |||
ФЕВРАЛЬ 1.«Где же пятый океан». | Показать зависимость живых объектов природы от воздуха. | Материал: Перфокарты с живыми и неживыми объектами природы, цветные карандаши. | Анкетирование родителей: цель - выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей. | ||
2.«Как обнаружить воздух» | Материал: Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить). | ||||
3.«Вертушка». | Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение) | Материал: Вертушка, материал для ее изготовления на каждого ребенка: бумага (квадрат из альбомного листа), ножницы, палочка, гвоздик | |||
МАРТ Человек 1. «Выяснение причины храпа человека» | Помочь выяснить причины храпа человека | Оборудование: вощеная бумага, ножницы, линейка. | Консультация: «Соблюдение правил безопасности». Цель: Познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома | ||
2. «Зрачок глаза меняет размер в зависимости от освещенности» | Показать, как зрачок глаза меняет свой размер в зависимости от освещенности. | Оборудование: зеркало | |||
3. « Острота слуха и ее изменение при разных ситуациях» | Проверить хороший ли слух у детей, не повреждена ли перепонка. | Оборудование: магнитофон, запись музыки | |||
4. «Осязательный центр человека» | Сравнить температуру воды в нескольких емкостях. | Материал: емкость с водой – холодной, тёплой, горячей. | |||
АПРЕЛЬ 1.«Смена дня и ночи» | Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. | Оборудование: модель Земли – глобус, фонарик, картинки с изображением различных времен суток, детская энциклопедия. | Беседа: «Как организовать эксперимент в виде игры». Цель: Дать знания о том, как организовать предметно – развивающую среду для проведения игр-экспериментов. | ||
2.«Покорение космоса». | Учить самостоятельно определять алгоритм деятельности. Работать с различными материалами | Оборудование: краски, кисточки, предметы круглой формы, план – схема Солнечной системы. | |||
3.«Электричество» | Познакомить детей с понятиями «электричество», где живет и как оно помогает человеку. | Оборудование: шарики, пластмассовые палочки, бумажные бабочки, шерстяная ткань. | |||
4.«Как увидеть молнию» | Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе. | Материал: кусочки шерстяной ткани. Оборудование: воздушный шар, рупор | |||
МАЙ Экспериментирование со звуком 1.«Источник звука» | Познакомить детей с понятием «звук». Подвести к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. | Оборудование: Детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, ложки, погремушка, деревянная линейка, стакан, газета. | |||
2. «Спичечный телефон». | Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии. | Оборудование: два спичечных коробка, тонкая длинная нить, иголка, две спички. | |||
3. «Поющая струна» | Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звуков) | Оборудование: проволока без покрытия, деревянная рамка | |||
4.«Где живет эхо?» | Подвести к пониманию возникновения эхо | Оборудование: аквариум, банка, ведро, ткань, веточки, мяч. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа над проектом позволила убедиться в том, что главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
Работа над данным проектом доказала что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребёнка. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем - в школьные годы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. И.Бабаевой. Санкт-Петербург. Издательство «Детство-Пресс». 2002
- Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ [Текст]/ Т.М. Бондаренко- Воронеж: Учитель, 2002.- 159с.
- Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников [Текст]/ О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина.- М.: Творческий центр, 2001.- 188с.
- Зарипова, А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду. [Текст]/ А. Зарипова // Дошкольное воспитание.- 1994. - №7-С. 43-48.
- Иванова, А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений [Текст]/ А.И. Иванова- М.: Творческий центр, 2003.- 56с.
- Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст [Текст]/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. - М.: Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
- Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Работа с детьми средней и старшей групп детского сада: Методическое пособие. [Текст]/ С.Н. Николаева.- М.: Просвещение, 2000.-208 с.
- Николаева С.Н. [Текст] Парциальная программа «Юный эколог»
- Организация экспериментальной деятельности дошкольников: методические рекомендации. [Текст]/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003.
- Чехонина, О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности [Текст] / О. Чехонина.// Дошкольное воспитание.- 2007.- №6.-С.13-16
Шемаханова, О.А. Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении дошкольников с окружающим миром [Текст] / О.А. Шемаханова// Дошкольная педагогика. – 2011. -№4 – С.25-29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....
Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Проект "Наша Родина- Россия" и его реализация....
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности
Актуальность детского экспериментирования в том, что – это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний....
Педагогический образовательный проект « Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности»
«...детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входя в него как творцы красоты». В. А....
"Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности направленной на ознакомление с героическим прошлым нашей Родины"
В материале содержится описание опыта работы по нескольким блокам, направленным на ознакомление детей с героическим прошлым нашей Родины...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Необходимость изучения методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно мето...
Проект "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности"
Систематизация исследований и практический опыт по вопросу формирования экологического воспитания посредством опытно - экспериментальной деятельности и выделения особенностей методики организаци...
- Мне нравится (1)