Игра,как способ развития способностей малыша, преодоления конфликтов и достижений психологического баланса
статья на тему
Предварительный просмотр:
«Игра, как способ развития способностей малыша, преодоления конфликтов и достижений психологического баланса».
Подготовила:
Астахова Н.И.
Воспитатель 1К.К.
МБДОУ «ЦРР- детский сад №7»
Аннотация
Цель доклада -раскрыть значимость игры в развитии ребенка дошкольного возраста, как одной из сторон личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.
Актуальность:
в современном мире человек постоянно подвергается нервным перегрузкам. К перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим заболеваниям приводят негативные переживания, которые не всегда могут быть выражены в социально приемлемой форме. Стресс оказывает влияние на все сферы жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельности, на взаимоотношения в семье. Особенно подвержены стрессовым ситуациям дети, подростки, люди с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием, непониманием со стороны окружающих, современной проблемой – зависимостью от различных гаджетов и других электронных устройств.
Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности.
Введение
Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в нежном, детском возрасте. Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство? Оказывается это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.
Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. Начиналось все с рисования: малыш рисует свой дом, свою семью и таким образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. А, как известно, первый шаг к любому решению проблемы – назвать ее. Пока ребенок не умеет определять объективно весь мир, он отражает в своих безобидных играх свое психическое состояние и уровень умения общаться с другими детьми. До сих пор рисунок является неплохим тестовым контролем детского эмоционального настроения и одним из занятий игротерапии.
Психолог и разработчик методов игротерапии М Панфилова сделала вывод о том, что с помощью игры можно научить детей правильно строить диалог, влиять на психику малышей, убавлять их гиперактивность и агрессию.
Основной, самой доступной и эффективной игровой терапией считается ролевая, а проще говоря – игра в куклы. Все наши детки любят давать куклам имена реальных людей, которые их окружают, чаще всего, своей семьи. К примеру, девочка говорит, что эта кукла будет мамой, а вот та – папой. При игре не только опытный врач, но и сам родитель может выяснить, что тревожит ребенка, что ему нравится, а что – нет. «Мама» с «папой» дружно ходят за ручку – эмоциональная обстановка в семье благоприятная; куклы дерутся или ребенок не желает с ними дружить – уже наличие конфликта. Строя свой собственный домик, ребенок подсказывает те вещи, которых ему не хватает в реальности, или говорит о своих страхах и комплексах.
Мало выяснить проблему – с помощью игровой терапии можно подсказать крохе правильное поведение, объяснить определенную ситуацию или даже вылечить только зарождающуюся психотравму. Ведь с возрастом наши «ужастики детства» принимают непоправимые обостренные формы, хотя избавиться от них реально до 4-х лет от роду.
Уже в два года дети с удовольствием играют в прятки, жмурки, в добрых и злых героев и пятнашки. Для чего? Во-первых, физическое движение, а во-вторых, избавление от страхов. Дети по очереди оказываются «пойманными» своими страхами, а потом и «ловящими» свой страх. Если «зайчик» убегает от кровожадной «лисы», он выплескивает свою боязнь в игре, а потом, становясь «лисой», побеждает ее окончательно. В науке роль зайчика называется снятием эмоционального накала, а роль лисы – коррекцией внутренних страхов. В то же время в таких занятиях игротерапии происходит выход накопившейся агрессии, которую ребенок постепенно учится контролировать. Знаменитые «гуси-лебеди», «казаки-разбойники» или «стрелялки» дают возможность выхода негатива. Ребенок оказывается в роли доброго героя, а потом и злого, учась сопереживать и понимать оппонента. Во-вторых, участвуя в активных событиях, малыш учится с помощью игротерапии общению. Это начало умения общаться, воспринимать в игре других ребят и расширять свой объективный мир (М. Панфилова «Игротерапия общения»).
Термин «игровая терапия» был предложен именно Мелани Кляйн.
Игротерапию одной из первых стала применять Анна Фрейд в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондона во время второй мировой войны. Если ребенок имел возможность выразить в игре свои переживания, то он освобождался от страха, и пережитое не развивалось в психологическую травму.
А. Фрейд обнаружила, что игра является важным фактором становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным.
Вслед за З. Фрейдом Термина Гуг-Гельмут стала одним из первых терапевтов, утверждающих, что игра является наиболее ответственным моментом в психоанализе ребенка, и предложившая детям, с которыми проводилась игротерапия, игрушки для того, чтобы они могли выразить себя.
Основные цели коррекционного воздействия в психоаналитической игротерапии
1. Установление аналитической связи, эмоционально позитивного контакта между ребенком и взрослым, позволяющего игротерапевту осуществлять функции интерпретаций и трансляций ребенку символического значения детской игры; принимать участие в игре ребенка и организовывать в игре актуализацию и проигрывание значимых для ребенка конфликтов.
2. Катарсис - форма эмоционального реагирования, приводящая к преодолению негативных эмоциональных переживаний и освобождению от них.
3. Игра предоставляет две возможности для катарсиса, свободное выражение чувств и эмоций ребенка и вербализация чувств.
В современной отечественной науке технологии использования элементов игротерапии представлены в исследованиях А. В. Захарова, М. И. Чистяковой, М. Э. Вайнер, Г. А. Широковой, Л. Костиной.
Итак,игротерапия - метод лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих эмоциональными нарушениями. В основе различных методик лежит признание игры важным фактором развития личности.
Игротерапия выполняет следующие функции:
- коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
- релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему;
- воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
- развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;
- обучающую - обогащение информацией об окружающем мире.
Игры стимулируют психическую и физическую активность пассивных детей, организуют возбудимых, содействуют повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создают благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти, воображения.
Успешность игрового коррекционного воздействия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств. Сначала в игре, а потом и в реальной жизни для ребенка становится доступным: определение конкретных целей своих поступков; выбор из множества вариантов адекватных средств достижения целей; предвидение конечного результата своих действий и поступков; принятие на себя ответственности за свое поведение и поступки; отклик адекватными эмоциями на чувства и эмоциональные состояния других людей, на события и явления окружающей действительности. В этом и состоят основные признаки произвольности поведения.
Виды игровой активности
Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, так как большинство таких детей имеет двигательные нарушения.
Дидактические игры - одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе их дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь.
В сюжетных и ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. При этом они действуют с различными предметами: сравнивают их, сопоставляют, отвлекаются от одних качеств и дополняют воображением другие, используют одни предметы в качестве других. Это способствует совершенствованию ощущения и восприятия, развитию мышления, воображения. Дети берут на себя роли (т.е. представляют себя другим лицом), совершают действия, диктуемые логикой роли, и тормозят действия, противоречащие ей. Это способствует развитию воображения, тренирует волю, в результате чего дети приобретают навыки произвольного поведения и совместной деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры могут быть созданы такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и с помощью которых можно обогащать знания детей, их речевой запас. В ходе игры ребенок познает мир и усваивает общественный опыт, у него воспитывается стремление к учению, к различным видам труда, умение и желание трудиться, а также моральные чувства и качества. Ребенок усваивает правила общественного поведения, овладевает нормами поведения в быту и общественных местах.
Театрализованные игры - это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако, они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от педагога режиссирования, а от ребенка - проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и проведение, и соответствующая мимика,
дополняющая игру голоса.
нДля детей с нарушением интеллекта конструктивные игры служат средством развития восприятия формы, объема, размеров различных предметов.
В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная ориентация, а так же мелкая моторика.
Практические приемы игротерапии.
Начинать игровые занятия с ребёнком можно с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия. Например: «Подойди ко мне дружок, соберемся все в кружок. Мы за руки все возьмемся, и друг другу улыбнемся. Здравствуй друг-2раза. Здравствуй, весь наш дружный круг!» Посмотрим, в чём могут помочь эти игры:
обеспечить эмоциональную разрядку – снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма;
уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества;
улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения;
освоить групповые правила поведения;
наладить контакт между родителями и детьми;
развить ловкость и координацию движений.
В своей практической деятельности я использую игру, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в игре отражаются характеристики интеллектуального развития, особеннонсти личности и характера, а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность игротерапии заключается в том, приемы могут использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп. Среди моих воспитанников бывают дети, имеющие проблемы в эмоциональной сфере (высокий уровень тревожности и агрессии, низкий уровень самооценки и общительности). В течение года я провожу занятия с детьми, с применением разных видов игротерапии, которые способствуют коррекции агрессии, тревожности, общительности. После повторной диагностики результаты меняются: снижается проявление негативных эмоций, тревожность, повышаетя самооценка, общительность и оптимизм детей.
Какие же цели и задачи я ставлю в работе с дошкольниками, используя игротерапию?
Цель: Помочь ребенку начать осознавать себя и существование в своем мире.
Задачи:
- стимулировать активность, самостоятельность, инициативу детей в придумывании содержания игры.
- формировать собственное мировоззрение, отношение к себе и окружающим.
- воспитание гармоничной личности, умеющей свободно адаптироваться в социуме.
Ниже приведены примерные игровые задачи-приемы:
Игры направлены на коррекцию страхов.
1. “Маленькое привидение” (Лютова Е. К., Монина Г. Б.)
Цель: Научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.
Содержание: “Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такие движения
(педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и
поизносить страшным голосом звук “У”. Если я буду тихо хлопать, вы
будете тихо произносить звук “У”, если я буду громко хлопать, вы будете
пугать громко. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только
слегка пошутить”. Затем педагог хлопает в ладоши. “Молодцы! Пошутили и
достаточно. Давайте снова станем детьми!”
2. “Волшебные шарики” (Павлова Я. А.)
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Содержание: Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и
сделать из ладошек “лодочку”. Затем он вкладывает каждому ребенку в
ладошки стеклянный шарик – “болтик” – и дает инструкцию: “Возьмите шарик
в ладошки, согрейте его, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и
ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди
расскажите о чувствах, которые возникли у нас во время выполнения
упражнения.
3. “Мой хороший попугай”
Цель: игра способствует развитию чувства эмпатии, умения работать в
группе.
Содержание: Дети стоят в кругу. Затем взрослый говорит: “Ребята! К нам в гости прилетел попугай. Он хочет с нами познакомиться и поиграть. Как вы думаете, что мы можем сделать, чтобы ему понравилось у нас, чтобы он захотел прилететь к нам снова? Дети предлагают: “Говорить с ним
ласково”, “Научить его играть и т. д. Взрослый бережно передает кому-либо
из них плюшевого попугая (мишку, зайца). Ребенок, получив игрушку,
должен прижать ее к себе, погладить, сказать что-то приятное, назвать
ласковым именем и передать (или перебросить) попугая другому ребенку.
Игру лучше проводить в медленном темпе.
«Смелые мыши»
Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просы
пается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.
«Злые - добрые кошки»
По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку), добрые кошки ласкаются и мурчат.
«Ругаемся овощами, фруктами, ягодами»
Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «Ты – капуста». В ответ : «А ты – редиска» или «А ты – слива» и т.д. Игра останавливается, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «Ты - колокольчик», «А ты – розочка».
«Капризная лошадка»
Игра способствует коррекции упрямства, негативизма, агрессии. Педагог рассказывает сказку про лошадку, и вместе с ребёнком они сопровождают сказку действиями: «В одной далёкой стране жила лошадка по имени Лу. Она очень любила брыкаться и капризничать. Мама говорила ей: «Покушай свежей травки, доченька» «Не хочу, не буду», - говорила Лу. Она капризничала и цокала копытцами. Ещё она брыкалась вот так. Когда она вдоволь набрыкалась и наупрямилась, то стала довольной и весёлой. Она весело скакала и ржала: «Иго – го!»
Заключение
Когда взрослые играют с детьми, они сами как будто попадают в своё детство, становятся более непосредственными в общении, начинают лучше понимать своих детей.
Игра имеет исключительное значение для психического развития ребёнка. Она позволяет ему сохранять и приобретать психическое здоровье, определяет его отношения с окружающими, готовит к взрослой жизни. Игра помогает ребёнку приобрести определённые навыки в той или иной деятельности, в том числе и в общении, усвоить социальные нормы поведения, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. Игра обладает лечебным действием, избавляет от психотравмы, позволяя пережить травмирующие жизненные обстоятельства в облегчённой форме.
Вывод
Отправная точка начала игротерапии – это полное принятие индивидуальности ребёнка. Уважайте его желания, не заставляйте его играть насильно, сделайте так, чтобы игра приносила радость. Дозируйте эмоциональную нагрузку на ребёнка, наблюдайте за его самочувствием.
Список литературы
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995
Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М.: Смысл, 2001.
Бернштейн Н.А. Очерки физиологии движений. М., 2002
Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006.
Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: ЭКСМО, 2003.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.; Воронеж: МПСИ, 1998.
Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М., Прогресс, 1988.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М.: ЧеРо, 1998 (или более поздние издания).
Глейтман Г. Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. Спб.: Речь, 2001.
Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология. В 7 т.т. Под ред. Братуся Б.С. Т.4. М.: Академия, 2007.
Джеймс У. Психология. М., Педагогика, 1991.
Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.: Тривола, 1995 (или более поздние издания).
Ждан А.Н. История психологии: от античности до наших дней. 2008 г.
Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., УРАО, 1998
История психологии. ХХ век. Хрестоматия. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 2003
Левин К. Динамическая психология. Избранные труды. М.: Смысл, 2001.
Леонтьев А.А. Деятельный ум. - М.: Смысл, 2001.
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2002.
Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., Смысл, 2003.
Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
М.Панфилова «Игротерапия общения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Двигательная активность на прогулке. Подвижная игра, как способ развития творческого мышления и воображения дошкольников»
ВведениеВ настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу нужны личности творческие, гармонично развитые, активные ...
Опыт работы по теме "Дидактическая игра как способ развития речи детей в условиях ДОУ"
Есть множество методик обучения детей раннего возраста, детей дошкольного возраста и подготовки их к учебной деятельности. Считаю, что полноценную учебную деятельность можно сформировать л...
«Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста ».
Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста.Содержание.ВведениеОсновная частьЗаключениеЛитератураПриложенияВведение. Одним из показателей хорошего физического и...
Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»
Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУЫППЫ"
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ "ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУЫППЫ" ...
Пальчиковые игры: веселый способ развития моторики у малышей
В детстве каждое движение имеет огромное значение для развития моторики. Пальчиковые игры - это не только увлекательное занятие, но и эффективный споссоб развития мелкой моторики у детей дошкольного в...
Пальчиковая игра-как способ развития речи малыша.
Пальчиковые игры стимулируют внимание и воображение ребенка, учат сопоставлять речь и движения рук.Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопров...