Конструирование и Сказка
методическая разработка на тему
Методическая разработка занятия по программе "Развитие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Красноярская университетская гимназия № 1 — Универс»,
детский сад «Журавушка»
Методическая разработка
Тема: «Сказка как средство конструирования образовательной программы в условиях реализации ФГОС»
Арзамасова Елена Владимировна – воспитатель
г. Красноярск
2015г.
Аннотация
Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их креативности. Умение удивляться и познавать, воображать и эмоционально воспринимать окружающий мир – необходимая основа для развития дошкольника. Этот период жизни рассматривается в педагогике как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Одним из факторов, влияющих на это является сказка, которая развивает у детей воображение, мышление, способствует формированию логических умозаключений. Предоставленная вашему вниманию разработка описывает непосредственную образовательную деятельность по интеграции сказки с другими областями для решения педагогических задач.
Введение
Данная разработка создана в контексте реализации педагогической темы в условиях реализации ФГОС. В наше непростое время, где взрослые зачастую решают свои проблемы, не находят времени и должного участия в воспитании детей, ребёнок предоставлен сам себе. Много времени уходит на игру с новыми технологическими игрушками (компьютер, тетрисы), что заставляет детей действовать шаблонно, как «робот». На мой взгляд, актуальна тема - «развитие мотивации» у детей к творчеству, переживанию эмоций, развитию воображения и особенно у детей старшего и подготовительного возраста. И меня как педагога это побудило обратиться к «старой, доброй сказке». Почти в каждой сказке затронуты главные проблемы, а именно:
- - нравственное воспитание;
- - воспитание добрых чувств;
- - речевая зарядка;
- - развитие воображения и мышления;
- - сказка и математика;
- - сказка и экология;
- - сказка развивает руки.
Конечно, не любая сказка может решать все поставленные задачи разом, одна выдвигается на главный план, а остальные остаются второстепенными, сопутствующими. Главное выбрать те задания и вопросы, которые будут важными, интересными, полезными для конкретного ребёнка и конкретной возрастной группы. Любой сказочный материал можно интерпретировать по своему: творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов, и приёмов.
Сказки важны для детей с раннего возраста. Дети, которым читают сказки, раньше начинают говорить и более грамотно строят высказывания. Сказка завораживает своим сюжетом, речевым оборотом и позволяет погрузиться в мир фантазии. В сказках поднимаются важные для ребёнка проблемы: соперничество, страх быть покинутым, о беззащитности маленьких перед большими. И если мы видим у наших воспитанников похожие проблемы, то конструирование сказки эффективное средство их преодоления. Ведь ребёнок сам принимает решение, находит свой путь, выбирает свой сюжет и героев. Например: сказка от считалки переходит в повествование, продолжается в изображение на песке или в рисунке. Создавая сказку, дети действуют в соответствии с общечеловеческими нормами поведения, и наша помощь состоит в объяснении что такое « хорошо» и что такое « плохо». Путешествуя по Сказочной стране, ребёнок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем- то ссориться, производить вокруг себя разрушения - сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребёнку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и под давлением взрослого.
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. Дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). В этом возрасте происходят изменения в представлениях о себе, существуют как образы реальных людей или сказочных персонажей («Я хочу быть таким, как Человек-Паук», «Я буду как принцесса»). У детей происходят важные изменения в речи, учатся строить игровые и деловые диалоги, стремятся задавать вопросы. Практика «анализа» текстов, сказок, работа с иллюстрациями способствует к составлению своих сказок, переделыванию сказок, написанию своих рисунков, изготовлению атрибутов к своей сказке.
В 6-7 лет ребёнок осознаёт себя как личность. Работая со сказкой дети способны давать определения некоторым моральным понятиям(«добрый герой-это такой, который, всем помогает и хорошо ко всем относится, защищает слабых», слова «экономный» и «жадный»). Своё поведение ориентирует из преставления о том, «Что такое хорошо и что такое плохо». Сказка вносит существенные изменения в эмоциональную сферу детей, их эмоции более глубоки и разнообразны по содержанию. Сложнее и богаче становится общение с взрослыми и сверстниками. Разнообразные эпитеты, высказывания, речевые обороты увеличивают объём памяти, составление наглядных схем по сказкам, работа с заместителями, построение логических цепочек развивает наглядно-образное мышление. При изготовлении атрибутов к сказке из (бумаги, теста, глины), работе с песком развивается моторика и продуктивная деятельность детей.
Сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активации функции воображения. Воображение тесно связано с эмоциями и психическими функциями: памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влияние на становление личности в целом.
Варианты конструирования сказок |
Сочинение сказок | Рассказывание сказок | Постановка сказок |
Переписывание сказок Дописывание сказок Сочинение сказок и историй | Придумывание по « кругу» Рассказ от первого лица Рассказ от третьего лица | Сказки на песке Театрализованные представления | ||
Коллаж из сказок Сказка от смешного стишка Сказка от описательной загадки Сказка от фантастических явлений |
Тематика сказок и продолжительность соответствует ФГОС и комплексно-тематическому плану, непосредственно образовательная деятельность проводится со всеми детьми или подгруппой, в зависимости от вида деятельности.
Для методической разработки я предлагаю вариант работы по направлению «Сочинение сказки» на тему «Семья»
Основная часть
Тема: «Весёлый художник»
Задачи:
- Развивать интерес к себе
- Развивать вариативность мышления и творческого воображения
- Освоить действий детализации
- Сочинить сказки с опорой на заместители
- Закрепить счёт в пределах 10, ориентировки на плоскости, знания геометрических фигур
- Развивать моторику руки через игру с песком.
Интеграция областей: Социально - коммуникативное, Познание, Физическое развитие, Художественно- эстетическое развитие, Речевое развитие.
Цель: Развитие творческих способностей через конструирование сказки.
Виды деятельности: Коммуникативная, продуктивная, игровая, двигательная.
Формы работы: Фронтально. Сочинение сказки и её проигрывание.
Средства: Краски бумага, предметы заместители, песок.
Планируемый результат: Сочинение сказки, насыщенной разнообразными действиями героев и красочных эпитетов. Появление сказки в рисунках и на песке.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1.Разминка. Ассоциация.
Дети в кругу с воспитателем. Воспитатель задаёт вопрос: «Согласны ли вы что каждый предмет, вещь и мы с вами имеем свой характер. Вот у вас ребята, какой характер (ответы детей).
Воспитатель: А могут ли вещи быть похожи на людей? (Например: мячик весёлый, постоянно в движении, не унывает). Есть среди вас такой ребёнок. (Ответы детей).
А прыгающая белочка и девочка, прыгающая на скакалке, похожи? (Ответы).
Представьте. Мальчик бежал, упал, разбил коленку и …..заплакал .
Тучки небо затянули, дождик идёт. Солнышко …..плачет.
(ассоциация) мальчик плачет, солнышко плачет.
Мальчик встал. Отряхнулся и ….улыбнулся.
Ветерок подул, тучи разогнал, солнышко выглянуло и …..улыбнулось.
(ассоциация) Мальчик улыбается, солнышко улыбается.
Комментарии: Разминка развивает интерес к себе, умение вариативного мышления, творческое самовыражение. Проводится фронтально, основная деятельность - игровая, длительность 5-7 минут.
2.Основная часть:
Воспитатель: «Ой! что за хатка - невеличка? Из овчинки рукавичка!
Плачет кто-то. Слышу я! Не помочь ли нам друзья!»
Достаёт из рукавички зайчика, он страдает и плачет.
Воспитатель: А в чём дело, зайчик?
Заяц: Я очень сильно опечален. У меня заболела мама, её ни что не радует. И я не знаю, как ей помочь.
Воспитатель: Ребята, поможем зайке в его беде. Твою маму надо взбодрить и развеселить. И для начала мы сделаем небольшую зарядку для поднятия настроения (Физкультминутка).
Мы пошли по ягоды в дальний лес.
Видимо - невидимо там чудес!
Мы видали рыжего муравья,
Повстречали белочку у ручья.
Отыскали беленький мы грибок,
Положили бережно в кузовок.
Ну. А спелой ягоды и не счесть!
Как домой воротимся, станем, есть.
Мы в лесу гуляли бы до утра,
Да уж вечер близится - спать пора.
Воспитатель: А сейчас мы с ребятами перенесём тебя зайка в мир волшебной сказки. А ты потом расскажешь своей маме. (Звон колокольчика).
Жили в одной стране краски - жёлтая, синяя, красная, белая, каждая в своём домике. (Изображаем на листе). Дом белой краски в левом верхнем углу, синей - в верхнем правом углу, жёлтой - в нижнем левом, красной – в нижнем правом углу. (Дома из разных геометрических фигур).
Воспитатель: А сколько у нас красок и домиков. (4)
Они жили каждая сама по себе, но в один прекрасный день они решили ходить друг к другу в гости, так ка устали от одиночества.
(Вместе с детьми берём краски и работаем на альбомном листе).
Желтая +синяя - зелёная
Красная + синяя - фиолетовая
Белая +чёрная - серая
Воспитатель: произошло волшебство, появились новые краски, сколько их стало(7).
А теперь давайте представим, что каждая краска, превратилась в какой ни, будь предмет или живое существо, с которым встретился наш зайка, и что вышло из этой встречи. (Используем круги заместители). Ребята, можно начну я?
«Одним весёлым, солнечным днём отправился зайка в лес за грибами для супа. Он шёл не спеша, напевая песенку и заглядывая под каждый кустик…..
После сочинения сказки воспитатель предлагает детям её зарисовать.
Комментарий: Заключительную часть НОД сложно прогнозировать, так как не знаем, какие будут персонажи и как развернётся сказка.
На следующем этапе конструирование сказки переносится на песок. Заместители заменяются фигурками. Персонажи могут быть те же, если их нет, можно изготовить с детьми, либо взять совершенно другие и модулировать новую сказку.
Длительность НОД- 15 минут, проводится фронтально, деятельность - познавательно-исследовательская, продуктивная.
3. Завершение непосредственной образовательной деятельности (релаксация)
Упражнение «Улыбка» (вдох, выдох).
1.Вдохнуть глубоко и задержать дыхание.
2.Откинуть голову назад, сделать сильный выдох, стараясь, что бы воздух долетел до потолка.
3.Опять вдохнуть и задержать дыхание.
4.При выдохе стараться улыбнуться как можно шире.
Повторить несколько раз.
Воспитатель: «Надеюсь, вам понравилось, то чем мы занимались. А сейчас попрощаемся с зайчиком и будем надеяться, что его проблема будет решена».
Заключение
Данная разработка способствует не только развитию воображения, но и общения. Каждая личность - кладезь фантазий и изобретательности. Конструирование сказки положительно влияет на активизацию резервных возможностей личности. Как часто мы слышим: «Дети не наигрались в детстве», когда они не умеют высказываться и строить логические цепочки и выводы, им даже пофантазировать сложно. Конструирование сказки поможет ребёнку стать творческой личностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД комплексное занятие по конструированию драматизация сказки «Теремок» в старшей группе
Большую часть своей жизни я посвятила работе с дошкольниками, и за это время у меня накопился достаточно большой опыт, которымя решила поделиться с дргими педагогами. Мои разработки в...

Сюжетное конструирование по сказке"Маша и медведь"
У нас в группе дети много и часто строят.От простейшего дома для матрешки до макетов известных памятников архитектуры. Конструирование относят к художественному творчеству, так как оно развивает эстет...
Конструирование по сказке "Колобок"
Конструирование по сказке "Колобок"...

Конструирование (по сказке теремок.)
Конспект занятия по конструированию в средней группе Тема: «Теремок»...

Конспект ОД по лего-конструированию на тему: «Конструирование героев сказки «Три медведя» из LEGO DACTA»
Занятие подготовлено для детей 4-5лет по лего-конструированию с целью развития способности детей к конструированию героев сказки «Три медведя» из деталей конструктора LEGO DACTA....

«Конструирование героев сказки «Три медведя» из конструктора LEGO DACTA
В рамках открытого занятие для родителей воспитанников "Интерактивного детского клуба"Солнышко.Ру" разработан конспект ООД по лего-конструированию....