Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Власова Марина Борисовна

Тема: «В гостях у бабушки Агафьи. Лекарственные растения нашего региона».

                       Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории Власова М.Б.

 

Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями Ленинградской области.

Задачи: - Формировать представления детей о разнообразии лекарственных растений (ромашка, подорожник, душица, мята, зверобой, мать-и-мачеха, иван-чай, одуванчик), их внешнем виде, целебных свойствах, месте произрастания.

- Учить распознавать целебное растение по внешнему виду, по запаху, называть его.

- Закреплять знания детей о строении растений, уточнить какие части растений используют в лекарственных целях.

- Развивать обоняние, зрительную память, внимание, способствовать активизации словаря.

- Познакомить детей с правилами сбора лекарственных растений, с правилами безопасного использования растений для организма.

- Воспитывать бережное отношение к природе, эстетическое восприятие красоты родного края.

 

Предварительная работа: наблюдения в природе за растениями в разное время года, зарисовки в дневниках наблюдений за растениями, просмотр презентации «Природа родного края», Д/и «Береги живое», «В лесу, в поле, в саду», «Собери цветок», разучивание стихов о цветах, отгадывание загадок, рассматривание фотографий растений, инсценировка сказки «Лесная аптека».

 

Материалы: Фотографии растений – ромашка, подорожник, душица, мята, зверобой, мать-и-мачеха, иван-чай, одуванчик, кукла домовенка Кузи, засушенные сборы растений, изображение бабушки Агафьи на фоне пучков с травами и книг, разрезные картинки «Состав цветка» (корни, стебель, листья, бутон, цветок, плод, семена), схема для составления рассказа о растении, листы бумаги, цветные карандаши.  Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, мы с вами недавно разучивали сценку «Лесная аптека». Помните, звери в лесу приходили к барсуку за лекарством? Кто же приходил в лесную аптеку? (Повторить с детьми 1 – 2 диалога из сказки).

- Молодцы, помните эту сказку. Но на самом деле так не бывает. Подумайте и скажите, как же лечатся звери в лесу, если заболеют? (Предположения детей. Если дети затрудняются, то воспитатель подводит их к выводу о том, что в лесу много различных растений, и больное животное со своим чутким нюхом всегда найдет среди них лекарство, полезные свойства).

- Ребята, а если мы с вами заболеем, то как мы лечимся? (Предполагаемые ответы детей: пьем таблетки, делаем уколы, вызываем врача и др.)

- Хорошо, вы знаете, что надо делать, чтобы не болеть? (заниматься спортом, соблюдать режим, правильно питаться и т. д.)

- Но, если мы все- таки заболели, можно самому лечиться? (Ответы детей). Правильно, если мы заболели, то нужно обязательно обратиться к врачу, который назначит правильное лечение, выпишет нужное лекарство. А самолечением заниматься опасно.

- Давным-давно в нашей стране жили люди. Не придумали еще тогда ни телефонов, ни телевизоров, никаких машин не было. Не было еще заводов, фабрик, магазинов, аптек и многого другого. Но наши предки жили, работали, учились разным ремеслам. Но, случалось, и болели. Как же лечились люди в давние времена? (Предположения детей).

- В давние времена люди стали наблюдать за животными, и обнаружили, что животные лечатся с помощью растений. Некоторые наши предки стали изучать растения, даже пробовать на себе их свойства. Так появились первые знания о лечебных свойствах растений. А людей, которые изучали эти свойства, записывали их в свои древние книги, стали называть травниками, целителями, знахарями.

(Звучит стук в дверь, появляется домовенок Кузя)

Кузя: - Ой, ой. Как болит животик. Я съел недавно много жареной картошки, запил ее «Кока-колой». Помогите мне, мне больно.

Воспитатель: - Ребята, может, дадим Кузе таблетку? Но мы не знаем, какую надо, мы же не врачи. Давайте вызовем врача.

Кузя: - Нет, только не врача! Отведите меня к бабуле. К моей травнице бабушке Агафье, она мне поможет. Один я не дойду через лес.

Воспитатель: - Ребята, поможем Кузе, пойдем к бабушке Агафье.

 

Физминутка:

Мы шагаем друг за другом  (ходьба по кругу, руки на плечах у впереди идущего)

Мимо речки, мимо луга.

Петлять тропинка начала    (ходьба змейкой)

Среди высоких трав.

По ней шагаем мы легко,    (ходьба, высоко поднимая колени)

Головку приподняв.

Листья желтые мелькают,   (бег врассыпную)

Словно бабочки, порхают.

Лес осенний увидали,

На полянку прибежали.      (сели на ковер).

 

(Демонстрируется изображение бабушки Агафьи в окружении пучков трав)

Воспитатель: - Здравствуйте, бабушка Агафья. Помогите, пожалуйста, Кузе, у него болит животик.

- Бабушка рекомендует Кузе попить целебного отвара и отправиться спать. (Воспитатель «поит» Кузю и уносит куклу).

- Ребята, посмотрите, сколько здесь разных сушеных травок, и все они помогают при разных болезнях. А вот и фотографии растений, они все вам знакомы. Вспомните их названия, угадав загадки.

    Он сорняк, он цветок,

От болезни мне помог.

Как присяду на диванчик,

Вспомню желтый... (одуванчик)

 

 Неприметна среди трав,

У нее спокойный нрав.

Кто полезностью гордится?-

Ароматная... (душица)

 

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой... (зверобой)

 

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах... (мяты)

 

 

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки, ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит? (Подорожник)

 

 (Демонстрируются фотографии растений - ромашка, подорожник, душица, мята, зверобой, мать-и-мачеха, иван-чай, одуванчик).

- Молодцы, вы угадали загадки о растениях, которые растут рядом с нами, мы часто их видим. А теперь попробуйте узнать по запаху всем нам знакомые растения, но они уже собраны и засушены. (Дети по запаху угадывают и называют растения).

- Хорошо, вы угадали по запаху все растения. Из этих сушеных травок готовят отвары, добавляют в чай, чтобы получить лечебный эффект. Например, листья подорожника прикладывают к ранкам, порезам. Сок этого растения останавливает кровотечение. Цветки и листья зверобоя помогают при болях в животе, отравлении. Душицу и мяту добавляют в чай, они успокаивающе действуют на организм. Отвары из ромашки или мать-и-мачехи помогают при простуде, от кашля. В листьях одуванчика очень много витамина С, который необходим для организма, особенно весной. Издавна эти растения используют при изготовлении парфюмерных средств – мыла, шампуней, духов и др.

- Ребята, а как вы думаете, если собрать растения у нас в городе, оно будет полезным? (Нет). Потому что в городских условиях растения впитывают в себя пыль, выхлопные газы от машин. И их использование даже может стать опасным, а не полезным. Попросим бабушку Агафью рассказать нам, где и когда можно собирать лекарственные травы.

- Каждое растение надо собирать вдали от города, в лесу или в поле. Некоторые растения, чтобы они имели свою лекарственную силу, надо собирать рано утром, другие, наоборот, вечером. Сушат растения не на солнце, а в хорошо проветриваемом помещении, где сухо и тепло. Не все части растений полезны, у одних пригодны только листья, у других – только цветки, у некоторых – корни. А вы знаете, из каких частей состоит растение?

Детям предлагается игра «Собери цветок» (из фрагментов группы детей собирают целое изображение растения, называют части – корни, стебель, листья, бутон, цветок, плод).

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Давайте попрощаемся с бабушкой Агафьей, поблагодарим ее за интересный рассказ. Нам пора возвращаться в детский сад.

 

Физминутка:

Мы шагаем друг за другом  (ходьба по кругу, руки на плечах у впереди идущего)

Мимо речки, мимо луга.

Петлять тропинка начала    (ходьба змейкой)

Среди высоких трав.

По ней шагаем мы легко,    (ходьба, высоко поднимая колени)

Головку приподняв.

Листья желтые мелькают,   (бег врассыпную)

Словно бабочки, порхают.

Садик свой мы увидали,

И на коврик  прибежали.      (сели на ковер).

 

- Ребята, вам понравилось в гостях у бабушки Агафьи? Мы много узнали о лекарственных растениях, какую пользу приносят всем нам знакомые цветы. Я предлагаю вам нарисовать понравившийся вам цветок.

(Свободное творчество детей).

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе. Образовательная область "Художественное творчес

Воспитатель:Гаянова Ольга ЮрьевнаКонспект непосредственно-образовательной деятельности по рисованию в подготовительной группе(нетрадиционное рисование)"В МИРЕ ЦВЕТОВ.РОМАШКА"программные задачи:Х...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе в образовательной области "Коммуникация" на тему: Белоснежка и семь гномов

Программное содержание:-Обобщить  и систематизировать знания  детей о весне.-Самостоятельно находить признаки весны.-Учить детей образовывать однокоренные слова при помощи уменьшительн...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе Образовательная область «Познание» Тема: «Путешествие в подводное царство»

Уточнить и конкретизировать знания детей о морских обитателях, об их приспособленности к жизни в воде, познакомить с «этажами» подводного царства. Формировать умение делать простейшие выводы и умозакл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе образовательная область «Экспериментирование» (технология экспериментирования) «Зачем нужна вода»

Цель:Заложить у детей основы экологических знаний, основы безопасного поведения в природе.Задачи:Образовательные:1.Дать детям понятие о разнообразии воды, зачем она нужна человеку, животным, растениям...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Познание" на тему "Путешествие в Антарктиду"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по образовательной области "Познание" на тему "Путешествие в Антарктиду"...