Закрепление у детей речевых навыков на занятиях, в свободной деятельности.
консультация на тему
Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час.
Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные тетради тех детей, с которыми он занимался утром.
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с
ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой – ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью – сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_grammaticheskiy_stroy.doc | 104 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
группы компенсирующей направленности
Закрепление у детей речевых навыков
на занятиях, в свободной деятельности.
Учитель-логопед:
Хайбуллина А.М.
Закрепление у детей речевых навыков
на занятиях, в свободной деятельности.
Индивидуальные занятия по заданию логопеда проводятся воспитателем во время второй половине дня, сразу же после дневного сна, то есть примерно с 15-ти часов и до полдника. Это так называемый логопедический час.
Воспитатель занимается индивидуально с теми детьми, фамилии которых логопед записал в специальной тетради для вечерних заданий. Такая тетрадь заполняется ежедневно. Кроме того, логопед передаёт в группу заполненные тетради тех детей, с которыми он занимался утром.
Очень важно, чтобы во время индивидуального занятия воспитателя с
ребёнком все остальные дети их не отвлекали, были заняты тихими играми. Лучше всего для этой цели подходят настольные и настольно-печатные игры. А если воспитатель при их распределении учитывает особенности каждого ребёнка, то такая игра одновременно даёт и обучающий эффект. Например, если у ребёнка трудности с мелкой моторикой – ему следует предложить собрать мозаику или нанизать бусы, если трудности с конструктивной деятельностью – сложить по образцу разрезанные картинки или специальные кубики и т. п.
Занятия с детьми лучше проводить в специально оборудованном
логопедическом уголке. Здесь устанавливается большое зеркало, в котором могут отразиться лица ребёнка и воспитателя одновременно. Кроме того, здесь же желательно иметь изобразительный материал для закрепления звуков [Р], [РЬ], [Л], [ЛЬ], свистящих и шипящих звуков.
Занимаясь с ребёнком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание
всего фонетического материала по тетради должно происходить с обязательным выделением закреплённого звука голосом – произноситься утрированно.
Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребёнка. Занятие может быть продолжено лишь после того, как ребёнок всё скажет правильно. Весь речевой материал воспитатель должен проговаривать громко, чётко, медленно и добиваться того же от малыша.
Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причём очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребёнка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания в группе), замкнутость, отрицательное отношение малыша к воспитателю, к обучению в целом.
Манеры исправления ошибок в речи детей вне занятий и во время занятий отличаются друг от друга. Так, во время игр и бытовой деятельности не
следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-то из них, лучше это
делать незаметно для остальных. Например, во время игры один из ребят
говорит другому: «У всех куклов сними туфли, неси без туфлев». Воспитатель, используя небольшой перерыв в игре, подзывает к себе этого ребёнка и предлагает ему послушать правильный и неправильный варианты сочетания слов («всех куклов» или «всех кукол», «без туфлёв» или «без туфель»). А затем спрашивает: «Как лучше сказать?». И только потом просит повторить правильную фразу.
Если же ошибка встречается в обращении к воспитателю, то можно
реагировать так: «Ты же можешь правильно сказать, ну-ка попробуй!» или «Я не понимаю тебя. Подумай и скажи правильно».
Теперь об исправлении ошибок на занятиях. Здесь, во-первых, ограничено время и долгие, пространные выяснения того, как лучше сказать, со стороны воспитателя неуместны. Во-вторых, внимание детей приковано к речи отвечающего и незаметно, исправить его ошибки невозможно, да и не нужно. И, в-третьих, занятия, в отличие от случаев спонтанного неконтролируемого ребёнком общения, должны проходить при максимальной мобилизации внимания отвечающего, с установкой на грамотную, чёткую речь.
В связи со сказанным, ошибки в ходе занятий должны фиксироваться
воспитателем моментально («Неверно», «Неправильно», «Не так сказал»). К исправлению грамматических неточностей привлекаются все дети. Сам же воспитатель исправляет грамматическую ошибку ребёнка только тогда, когда большинство детей не смогли этого сделать.
Ошибки в произношении также следует фиксировать и исправлять по ходу ответа. Например, если ребёнок неправильно произнёс звук [P], воспитатель может предложить ему: «Повтори за мной, выделяя звук [P], слова: стРоить, гоРка, собиРать, игРать».
Может случиться и так: одному из ребят очень хочется ответить, а
воспитатель заранее знает, что сложное по слоговой структуре слово
(милиционер, пододеяльник, водопроводчик) малыш не произнесёт и это вызовет у остальных смех. Следует предложить ребёнку сказать ответ воспитателю на ухо, а затем похвалить малыша за старание.
Для того чтобы дети на всех занятиях говорили внятно и с
наименьшим количеством фонетических ошибок, воспитатель должен своей очень чёткой, достаточно громкой и не торопливой речью задавать тон.
Процесс нормализации речи и угасание патологического рефлекса возможны только при повышенном внимании ребёнка к речи окружающих и свое собственной. Естественно, что такая работа требует от воспитателя терпения, такта, собранности и постоянной изобретательности.
Грамматика, по словам К. Д. Ушинского, это логика языка. Грамматическая правильность речи, есть не только знания, но и привычка выражать свои мысли правильно в речи и на письме. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. В любом знаменательном слове совмещаются два значения – лексическое и грамматическое. Лексическое значение носит основа слова. Грамматическое значение выступает как добавочное к лексическому и выражает различные отношения к другим словам, к лицу, совершающему действия, отношение говорящего к сообщаемому. Отвлекаясь от конкретных значений слов и предложений, грамматика получает большую абстрагирующую силу, возможность типизировать явления языка.
Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. дают такое определение грамматики:
"Грамматика – это формальный строй языка (словообразование, морфология и синтаксис), образующий вместе с фонетикой и лексикой его целостную систему".
По определение Розенталя Д. Э.:
Грамматика – это раздел языковедения, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложений, включающий в себя две части – морфологию и синтаксис.
А грамматический строй речи - это строение слов, словосочетаний и предложений, присущее данному языку.
Таким образом, формирование грамматического строя речи у ребёнка включает в себя работу над морфологией, словообразованием, синтаксисом, формированием грамматических обобщений.
Морфология – это грамматическое учение о слове. Сюда входят учение о структуре слова, формах словоизменения, способах выражения грамматических значений, а также учение о частях речи и присущих им способах словообразования. Синтаксис – это раздел грамматики, изучающий строй связной речи и состоящий из 2 основных частей – учения о словосочетании и предложении . Центральным понятием синтаксиса является предикативность как выражение отношения содержания к действительности, или сказуемость. Она выражается глагольными формами наклонения и времени. Конструирование, развёртывание предложений опирается на механизмы упреждающего синтеза речи, на языковое чутьё, на интуицию для завершения начатого предложения.
Характеристика развития грамматического строя речи
у детей в норме.
Для функции речетворчества "критическим" периодом развития является первые три года жизни ребёнка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребёнок овладевает главными грамматическими формами языка, накапливает большой словарный запас. К 1 году ребенок понимает значения многих слов и начинает произносить первые слова. После полутора лет у него появляется простая фраза (из 2-3 слов), которая постепенно усложняется. Собственная речь ребенка становится все более правильной фонематически, морфологически и синтаксически. В 3 года ребенок переходит к овладению развернутой фразовой речи. Он уже пользуется грамматическими категориями, как род, число, время, лицо, употребляет простые и сложные предложения. В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности
Крупнейший специалист в вопросах становления детской речи А. Н. Гвоздев говорил о том, что ещё до начала сознательного изучения грамматики каждый ребёнок в ходе своего речевого развития проходит этап "дограмматического усвоения языка". Это значит, что ребёнок, не имеющий никакого понятия ни о склонении, ни о суффиксах, приставках и предлогах, уже привыкает правильно употреблять грамматические формы в своей устной речи. Если этот этап пройден полноценно, то и в школе ученик спокойно овладеет грамматическими правилами, потому что они самым естественным образом "лягут" на уже усвоенные им и практически ставшие для него привычными нормы устной речи. И наоборот, ребёнок почувствует себя полностью беззащитным, если этот этап пройден им недостаточно полноценно. Ведь как он говорит, так и будет писать.
Усвоение грамматического строя речи ребёнком – это дифференциация (разделение, вычленение) по слуху и запоминание языковых представлений о том что, когда и как используется в речи: приставка, суффикс, окончание слова, союз, предлог, части речи, и использование полученных знаний-представлений в своей речевой практике.
В своей книге «Вопросы изучения детской речи» Гвоздев А.Н. выделил этапы развития нормальной детской речи (последовательность появления в речи ребенка различных видов предложений, словосочетаний, частей речи и их грамматического оформления). Им раскрыты закономерности усвоения слоговой структуры слов, звуков родного языка, их сочетаний. Это его исследование показывает, что нормальное развитие детской речи представляет собой очень сложный и многообразный процесс, что дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем языка, слоговой структурой слова, звукопроизношением и т.д., одни языковые группы усваиваются детьми раньше, другие – значительно позже. Поэтому на различных стадиях развития нормальной детской речи одни элементы языка оказываются уже усвоенными, а другие – еще неусвоенными или усвоенными частично.
В таблицу «Схема системного формирования различных сторон языка у ребенка с нормальным развитием речи» занесены данные: о синтетическом и аналитическом развитии предложения у детей, о частях речи и способах их грамматического оформления, слоговой структуре слов, звукопроизношении и стечении согласных. В предлагаемых таблицей группировках представлены этапы овладения ребенком различными сторонами родного (русского) языка по периодам формирования у него грамматического строя речи от 1 года 3 месяцев до 7 лет:
1. этапы первого периода – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней: - «время однословного предложения» - 1г.3мес. – 1г.8мес.; - «время предложений из нескольких слов-корней» - 1г.8мес.– 1г.10мес.;
2. этапы второго периода – период усвоения грамматической структуры предложения: - «время формирования первых слов» - 1г.10мес. – 2г.1мес.; - «время использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (падежные окончания существительных, личные окончания глаголов)» - 2г.1мес. – 2г.3мес.; - «время усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений» - 2г.3мес. – 3г.; 3. третий период – период усвоения морфологической системы русского языка -3г.– 7л. Каждый период развития детской речи характеризуется определенными типами предложений, количеством слов в них, характером грамматических связей, звукопроизношением и т.п., например:
- второй этап первого периода характеризуется тем, что ребенок начинает соединять отдельные аморфные слова-корни в двухсловные предложения. Однако эти предложения грамматически никак не оформляются, хотя и конструируются самостоятельно. Отличительной чертой второго этапа первого периода является то, что в словаре больше существительных, которыми ребенок пользуется в исходной, неизменяемой форме. В большинстве двухсловных предложений название действий опускается или заменяется специальными «детскими» словами (Мишка бух).
- на втором этапе второго периода идет формирование грамматического строя речи, осуществляется рост предложения до 3-х слов. Появляются разные виды простого предложения, слова в предложениях начинают приобретать грамматическое выражение. Но и на этом этапе присутствует много грамматически неоформленных предложений. Предложение начинает получать свое аналитическое развитие, то есть в предложениях начинают появляться слова, изменяемые в зависимости от их синтаксической роли. Этот этап отличается от последующих тем, что в нем нет прилагательных, служебных частей речи и многие слова остаются еще морфологически неразложимыми.
По таблице можно сказать, что каждому уровню развития предложения соответствует определенный уровень развития грамматического строя речи, наличие тех или иных частей речи. Закономерно по отношению к расширению объёма предложения идет овладение словоизменением, словообразованием. Графы по горизонтали в таблице – это представление о формировании элементов речи на определенном этапе ее становления, а вертикальные столбцы дают представление о последовательности формирования отдельных компонентов речи детей.
Таким образом, таблица отражает схему закономерного поэтапного формирования различных структур языка в их тесной связи и взаимообусловленности, от первых детских слов до того момента, когда родной язык в его устной форме считается усвоенным. Отечественные лингвисты, психологи, психолингвисты одним из ярких показателей нормального развития речи считают овладение детьми навыками словообразования. В соответствии с пониманием термина "словообразование" его рассматривают не только как основной путь и средство пополнения словарного состава языка новыми словами, но и как механизм создания производных слов. Их появление в речи ребенка указывает на значительное продвижение в познании действительности и языка, т.е. отражает переход на новый уровень когнитивного и языкового развития. На основании своего исследования А.Н.Гвоздев характеризует дошкольный возраст как период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующейся усвоением типов склонений и спряжений. Начало овладения словообразованием относится к периоду детского "словотворчества", когда 3-4 летний ребёнок, играя в слова, образует множество "детских неологизмов" (слова сформированные в соответствии с языковыми закономерностями). Дети усваивают разнообразные способы словообразования и учатся ими пользоваться: суффиксальным (учить – учитель), префиксальным (писать – переписать), смешанным (застольный, разбежаться) способами. До 3-х лет дети учатся образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысла слов (береза – березка – березонька). В дошкольном возрасте усваиваются: суффиксы для обозначения женского пола, суффиксы действующего лица, суффиксы отвлеченного действия, суффиксы для обозначения детенышей, суффиксы для обозначения собирательности. Особая трудность у детей при усвоении суффиксов, изменяющих значение слова, например -ниц, -щик (профессии).
Усвоение суффиксов определенной категории происходит не сразу, а растягивается на довольно длительный период. Например: - суффиксы действующего лица: –щик, -ник отмечены в возрасте 3 г 3 мес. - 3 г 6 мес.; –ец (3 г 6 мес. - 3 г 9 мес.), -тель (3 г 9 мес. -5 л), -арь, -ун (5 л - 5 л 6 мес.), -ух, -х, -к, -ач (6 л - 6 л 6 мес.);
- суффиксы для обозначения детенышей: -еныш отмечен в 3 года 9 мес. – 4 года, –ят (4 г 4 мес. - 4 г 8 мес.), -ат (5 л - 5 л 6 мес.), -енчик, -ята (5 л 6 мес. - 6 л), - онак, (-енак) (6л – 6л 6 мес.). К концу 5-го года жизни дети при нормальном речевом развитии усваивают в морфологической стороне – согласование слов, образование сравнительной степени прилагательных, способы словообразования (существительных суффиксальным способом, глаголов с помощью приставок). В речи активно используются предлоги и союзы. Ребёнок знает стихи, сказки, легко передаёт содержание картинки, рассказа. В этом возрасте развиваются и дифференцируются пространственные и временные представления, в связи, с чем появляются слова, обозначающие эти понятия: сегодня, завтра, вчера, близко, далеко, вверху, внизу и другие. К 5 годам дети овладевают всеми типами склонения существительных, то есть правильно употребляют существительные и прилагательные во всех падежах и числах. Отдельные трудности касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы, колесов, деревов). Различение смысловых оттенков глаголов (бежал – забежал – убежал) и прилагательных (умный – умнее – умнейший) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания, умение догадываться о значении незнакомого слова. На 6-том году жизни словотворчество становится менее интенсивным, формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи. Производное слово строится на основе внутреннего анализа, то есть основывается на сложной речемыслительной деятельности. Формируется анализ сообщений, речи других и собственной речи. Инновации свидетельствуют: ребёнок не воспроизводит готовую форму, он активно, самостоятельно её образовывает. Старшие дошкольники продолжают усваивать те грамматические формы, усвоение которых вызывает у них трудности: - согласование прилагательных и существительных (особенно среднего рода),
- образование трудных форм глагола в повелительном наклонении и др. - даются сочетания с несклоняемыми словами: "хотел выпить кофе", "играл на пианино", - уточняется правильное употребление "трудных" глаголов (одеть – надеть, класть – положить) при этом внимание детей обращается на слова-антонимы. Овладение словообразованием заканчивается лишь к 7 годам. До начала школьного обучения ребёнок должен овладеть такими наиболее распространёнными способами словообразования:
1. образование новых слов при помощи уменьшительных суффиксов: -ик, -ечк-, -ок-, -ышк- и др.;
2. образование глаголов при помощи приставок: при-, у-, в-, пере- и т.д.;
3. образование относительных прилагательных от имен существительных (из чего сделано);
4. образование притяжательных прилагательных от имен существительных (обозначают принадлежность чего-то определенному человеку или животному).
В определённой временной последовательности появляются в речи детей предлоги. Так, например, по некоторым данным, ребёнок в возрасте 2 лет использует всего 4 предлога, а в возрасте от 6 до 7 лет – от 20 до 22. Уже к 3-4 годам дети правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги у, в, на, под, с, из, к, за, по, после, свободно пользуются ими в своих высказывания.
Уже к 4-ём годам ребёнок в норме должен овладеть всеми типами склонений и спряжений и перестать путать окончания слов. Это происходит не одномоментно, и поэтому примерно до 4-х лет ребёнок "имеет право" на неправильное употребление окончаний, предлогов и прочие ошибки в речи.
Однако в норме даже эти неправильности подчинены определённым и характерным для языка (русского) закономерностям. Своеобразие становления у ребёнка грамматического строя речи позволяют понять две типичные особенности:
1) сначала ребёнок усваивает наиболее употребительные грамматические формы. Например, у имен существительных множественного числа наиболее употребительные окончания –ы, -и, значительно реже встречаются окончания –а, -я и тем более –ья. Поэтому, усвоив формы множественного числа типа столы, кошки, ребёнок употребляет эти окончания и во всех других случаях (домы, деревы). То же самое происходит и с падежными окончаниями: если режу ножом, то и ем ложком; если на столе, то и на шкафе; если пять столов, то и пять зеркалов;
2) очень характерно для детской речи сохранение основы слова при различных его видоизменениях. Во многих глаголах эта основа действительно сохраняется, например: читать – читаю, считать – считаю, стирать – стираю и т. д. Усвоив эту закономерность, ребёнок распространяет её на все однотипные слова (рисовать – рисоваю, танцевать – танцеваю), в том числе и на существительные (день – дени, ковёр – коверы).
Наиболее типичные ошибки в грамматическом оформлении речи у дошкольников:
- употребление прошедшего времени глаголов только в женском роде (с окончанием на "а"). И мальчиками, и девочками;
- образуют падежные окончания существительных по какому-нибудь уже усвоенному образцу (стулы, стулов – в 3 года). Когда в речи появляется творительный падеж, ребёнок долгое время образует его по шаблонной схеме путём присоединения к корню имени существительного окончания -ом независимо от рода существительного: иголком, ложком;
- в употреблении сравнительной степени имён существительных. В этом случаи опять чётко проявляется подражание "ранее усвоенной форме". Мы говорим: длиннее, сильнее, беднее и т.д. Не удивительно, что дети говорят: хорошее, короткее и т. д.;
- при образовании прилагательного заключаются, во-первых, в стремлении сохранять неизменной основу слова: не сразу усваивают чередование корневых согласных (чья голова, хвост). Во-вторых, используя при словообразовании "правильные" суффиксы, употребляют их неуместно. Например, по аналогии с прилагательными гусиная, утиная образуются и прилагательные слониная, китиная.
Тот же частотный принцип сказывается и при чередовании согласных в корне слова, в частности в именах существительных. Здесь ребёнок также упорно старается сохранить прежнюю основу: если ухо, то говорит ухи. У петуха хвост должен быть петухиный, а не петушиный, у медведя – медведий, а не медвежий.
Это значит, что классы слов с соответствующими им грамматическими отношениями ещё не чётко разделены, они имеют пока примитивно обобщённый характер. В норме эти ошибки не носят стойкого характера и быстро исчезают при показе детям правильных образцов, если они задерживаются у ребёнка после 4-х лет, то это говорит об отставании в его речевом развитии.
Усложнение содержания речи ребёнка ведёт к усложнению структуры предложений. В речи детей рано появляются простые распространенные и сложные предложения (исследования Г. Ляминой, В. Ядэшко). Сложные предложения дети начинают употреблять очень рано в 2-х летнем возрасте. Раньше других у них появляются бессоюзные предложения со значением одновременности, последовательности и противоположности действий, затем – с союзами и, то, а (2 г.5 м.), потому что (2 г.), чтобы (до 3 л.).
После 3 лет происходит интенсивное овладение сложными предложениями, соединительными союзами. В период после 3-х лет усваивается до 61% союзов из общего числа усвоенных (союзы и союзные слова что, коли, куда, сколько, который, как, чтобы, в чем, хотя, ведь, все-таки, или, оттого что, зачем, почему, отчего). С возрастом дети употребляют всё более распространенные предложения. Так, например, 26 % детей в возрасте от 3 до 4 лет употребляют предложения из 6-10 слов. В речи детей от 5 до 6 лет число таких предложений возрастает до 43 %. Их усвоение показывает интенсивное развитие связных форм речи. В 4-е года дети пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространённая форма высказывания в этом возрасте – простое распространённое предложение ("Я стану большим сильным дядей").
Совершенствование грамматического строя происходит в связи с развитием связной речи. К 5-тилетнему возрасту, дети в основном уже прочно усваивают те обороты речи, которые используют взрослые, теперь они тонко выделяют различные грамматические формы и свободно ориентируются в том, какую из них и когда нужно применить ("Потом, когда мы пошли домой, нам дали подарки: конфеты, яблоки, апельсины"). Их лексика обогащается синонимами, антонимами, развиваются механизмы координации между дыханием, артикуляцией, что обеспечивает достаточную плавность речевого высказывания. К концу 5-го года жизни высказывания ребенка начинают напоминать короткий рассказ. К 6-7 годам доля сложных предложений в устной речи достигает 20-25 %.
Усваивая существенные нормы и правила языка, ребёнок, даже в норме, допускает в своей речи многочисленные грамматические ошибки (аграмматизмы), которые объясняются рядом причин: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии. Многие грамматические погрешности вызваны особенностями местного говора, диалектической речью окружающих. Синтаксические ошибки более устойчивы, чем морфологические и сохраняются иногда даже к моменту поступления ребёнка в школу.
Итог усвоения грамматического строя русского языка, которого ребенок достигает к концу дошкольного возраста, Гвоздев А.Н. характеризует так: "Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком является очень высоким».
Таким образом, можно утверждать, что речь стремительными темпами развивается в первые годы жизни человека и уже к 5-ти годам в основном заканчивается её естественное становление. Это связано с изменением стоящих перед детьми в дошкольном возрасте задач, появлением новых видов деятельности, усложнением общения с взрослыми и сверстниками, расширением круга жизненных связей и отношений, в которые включён ребёнок. Необходимо отметить большие индивидуальные различия в сроках развития фразовой речи детей. Эти сроки в известной степени предопределены генетической программой развития, зависят от пола, слуха, темперамента ребёнка, и в значительной степени – от окружения и педагогического воздействия.
Ребёнок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, будет испытывать затруднения в усвоении учебного материала в школе. Так как в процессе усвоения грамматических значений у детей формируются грамматические навыки.
Овладение грамматическим строем речи это подготовка детей к обучению в школе. В ходе овладения грамматикой у ребёнка развиваются все другие стороны речи. Воспитывается привычка говорить грамматически правильно. Ребёнок практически овладевает грамматическим строем речи, на основе подражания речи взрослого, и постепенно, вначале механически, а затем и осмысленно выбирая наиболее правильную форму речи, так как это обусловлено сложностью грамматических форм русского языка, несовершенством нервной системы ребёнка и от уровня развития речи взрослого.
В заключение хочется назвать необходимые условия, которые должны быть обеспечены для успешного овладения ребёнком грамматическими нормами языка в дошкольном детстве:
1) позаботиться о правильной языковой среде, если окружающие ребёнка взрослые говорят неправильно, то также будет говорить и ребёнок;
2) всячески избегать двуязычия в период становления у ребёнка речи, поскольку в этом случае он будет полностью дезориентирован – не поймёт, каким языковым нормам следовать;
3) избегать в присутствии ребёнка торопливой, неряшливой речи, которую он не может четко воспринять, а значит, и использовать как полноценный образец для подражания;
4) особое внимание обращать на чёткость произнесения окончаний слов и предлогов самими взрослыми людьми, поскольку эти элементы нашей речи в большинстве случаев являются безударными, а значит и неопределённо слышимыми;
5) постараётесь увлечь ребёнка игрой "в слова", сделав это для него интересным и даже радостным занятием, которое ему нравится и вызывает у него только положительные эмоции.
Выполнение всех этих элементарных условий предупредит появление у ребёнка многих школьных проблем. Отсюда очевидно значение своевременного и достаточно хорошего овладения детьми речью, а именно грамматическим строем, своевременно начатой коррекционной работы по устранению её нарушений.
Доклад на методическое объединение: «Система работы по формированию грамматического строя речи у дошкольников».
Особенности развития грамматического строя речи
у дошкольников с нормальным речевым развитием.
Учитель-логопед:
Хайбуллина А.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Развитие творческих способностей детей на музыкальных занятиях через театрализованную деятельность.
использование театрализованных игр на музыкальных занятиях поможет педагогам решить многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художес...
Консультация для педагогов "Развитие речи детей на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности"
Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыв...
Консультация для педагогов "Формирование связной речи и речевого дыхания на занятиях и в свободной деятельности"
Консультация будет интересна как опыт работы по формированию связной речи у дошкольников....
Консультация для педагогов "Закрепление у детей речевых навыков на занятиях, в режимных моментах"
Закрепление у детей речевых навыковна занятиях, в режимных моментахВопросами исправления недостатков речи детей в детском саду занимается прежде всего логопед. Однако сформировать, правильную ре...
Консультация для педагогов ДОУ "Развитие связной речи детей в процессе совместной и свободной деятельности в д/с"
Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлени...
Образная речь как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в свободной деятельности
Развитие речевого творчества старших дошкольников посредством дидактических игр....
Развитие речевой активности у дошкольников в свободной деятельности
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым ус...