РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа на тему

Хайбуллина Альфия Мирсаитовна

Ведущие цели рабочей программы:  

·        контроль за ходом психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья при проведении своевременной и систематической психолого-педагогической помощи

·        консультативно-методическая поддержка родителей в ходе организации воспитания и обучения ребенка с ОВЗ

·        максимально возможное, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной и бытовой сферах

 

 

 

 

 

Задачи образовательной  деятельности:

·       социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья

·       регулярное динамическое наблюдение за детьми для определения    эффективности реализации индивидуальных программ развития

·       составление индивидуальных программ развития на каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и возможностей

·       формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов деятельности

·       подготовка к школьному обучению с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка

·       взаимодействие с семьями воспитанников для обучения родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, способствующим повышению эффективности воспитания ребенка, стимулирующим его активность, формирующим его самостоятельность.

·       преодоление вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности детей, а так же развитие у детей  компенсаторных механизмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_2.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

группы компенсирующей направленности

 для детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Учитель-дефектолог:

Хайбуллина А.М.

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………………      3

1.1. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников группы .. 4

1.2 Цели и задачи  образовательной деятельности  по реализации рабочей программы ……………………………………………………………………     5

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы………………….  6

2. Содержание коррекционной  работы …………………………………… 7

3. Планируемые результаты освоения программы………………………  12

4. Условия реализации рабочей программы ………………………………16

5. Приложения ………………………………………………………………  22

1. Пояснительная записка

    Рабочая программа учителя-дефектолога, воспитателей группы компенсирующей направленности  разработана в соответствии:

с законами РФ

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

с документами Министерства образования и науки РФ

  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г.   № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

с документами Федеральных служб

  • постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г.      № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

с локальными документами

  • Уставом  МАДОУ комбинированного вида  д/с «Сказка» г. Баймак

Рабочая программа  учителя-дефектолога, воспитателей группы компенсирующей направленности разработана на основе следующих образовательных программ:

1) Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой),

2) Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»                    ( авт. Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева)

3)«Диагностика – развитие – коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью» (авт. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н.Д. Соколова).

  1.  Психолого-педагогическая характеристика воспитанников группы

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ПОСЕЩАЮЩИХ ГРУППУ

 компенсирующей направленности

        Группу для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) посещают дети, в анамнезе которых могут быть представлены 2 и более дефекта.

  • нарушение умственного развития, стойкое нарушение познавательной деятельности;
  • нарушение физического развития (это дети которые самостоятельно передвигаются, так и дети, передвигающиеся с помощью взрослого или ходунков или не передвигающиеся самостоятельно); нарушения мелкой моторики;
  • патология развития зрительных и слуховых функций;
  • генетические заболевания;
  • генетические заболевания, характеризующиеся патологией развития опорно-двигательного аппарата (дети не могут передвигаться без помощи взрослого);
  • расстройства психологического развития;
  • нарушение психических функций внимания, памяти, восприятия, мышления;
  • отмечается грубое недоразвитие сенсорной сферы;
  • грубое недоразвитие речи и всех ее функций;
  • несформированность игровой деятельности.

Контингент детей, принимаемых в группу разнообразен по физическому

и умственному развитию. Группу посещают дети разного возраста (до 7 лет).

1.2 Цели и задачи  образовательной деятельности

по реализации рабочей программы

Ведущие цели рабочей программы:  

  • контроль за ходом психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья при проведении своевременной и систематической психолого-педагогической помощи
  • консультативно-методическая поддержка родителей в ходе организации воспитания и обучения ребенка с ОВЗ
  • максимально возможное, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной и бытовой сферах

Задачи образовательной  деятельности:

  • социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
  • регулярное динамическое наблюдение за детьми для определения    эффективности реализации индивидуальных программ развития
  • составление индивидуальных программ развития на каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и возможностей
  • формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов деятельности
  • подготовка к школьному обучению с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обучения родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, способствующим повышению эффективности воспитания ребенка, стимулирующим его активность, формирующим его самостоятельность.
  • преодоление вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности детей, а так же развитие у детей  компенсаторных механизмов.

1.3 Принципы и подходы к формированию Программы

Рабочая программа  учителя-дефектолога воспитателей группы компенсирующей направленности  строится на основе следующих принципов:

  • принцип  развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
  •   принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);
  • обеспечение  единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

  • комплексно-тематический  принцип построения образовательного процесса;

  • решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;

  • построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

  • принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей;

  • принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка;

  • сотрудничество с семьями воспитанников.

2. Содержание коррекционной  работы

2.1. Система работы учителя-дефектолога, воспитателей группы

Этапы коррекционной работы с детьми

  • Сентябрь – адаптационный  период  и  углублённая  диагностика (обследование  и  заполнение   карт развития ребёнка, наблюдение  за  детьми  в  различных  ситуациях:  во  время  режимных моментов, игровых  ситуациях, при общении  с  взрослыми  и  сверстниками), индивидуальная  работа  с  детьми, а  также  составление  плана  работы  на  первое  полугодие.
  • Ноябрь-декабрь - первый этап коррекционно– развивающего  обучения.
  • Январь -  диагностическое обследование детей проводится для выявления эффективности проводимой коррекции и  внесения изменений в планирование работы с учетом результатов диагностики.
  • Февраль-май -  второй этап коррекционно – развивающего обучения .
  • Май  - контрольное диагностическое обследование детей .
  • Июнь - индивидуальная коррекционная работа с детьми.

Коррекционная  работа  с  детьми  проводится  индивидуально  или    подгруппами.

Планирование работы с детьми всех уровней осуществляется по индивидуальному коррекционно-развивающему плану, при составлении которого учитываются психические и физические возможности каждого ребенка, по всем видам деятельности, указанным в программе.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:

  • от 3 до 4 лет – 10-15 минут,  от 5 до 6 лет – 15 – 20 минут,
  • от 6 до 7 лет - 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки для детей  в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13  4-5 лет - 40 минут, для детей 6-7 лет  –до1,5  ч.

     В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут

Занятия  проводятся учителем-дефектологом, воспитателями  в  соответствии  с  расписанием  и  режимом  дня  в  данной  возрастной  группе.

2.2 Направления и программное содержание коррекционной работы

учителя – дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом

Приоритетные направления работы учителя-дефектолога, воспитателей   с детьми:

  • коррекция нарушений психомоторного и речевого развития,  
  • развитие компенсаторных возможностей детей с особыми образовательными потребностями
  • социальная адаптация детей с особыми потребностями в коллективе детей детского сада для наилучшей адаптации при обучении в разных видах школ
  • развитие коммуникативных навыков детей
  • развитие игровой деятельности
  • развитие познавательной активности

Программное  содержание  коррекционной  работы  с  детьми

Образовательные области, направления образовательной деятельности

Задачи, основное  содержание деятельности

1 подгруппа

2 подгруппа

Познавательное  развитие

Формирование элементарных математических представлений

формировать сенсорно-перцептивные способности: узнавать количество предметов, форму, величину на ощупь, зрительно; формировать ориентировочные действия по образцу и по словесной инструкции (покажи форму, величину и т.д.); знакомство с цифрой 1 и соотнесение с количеством пальцев и предметов; формирование временных представлений.

продолжать знакомить детей с цифрами в пределах 5-ти,  закреплять элементарные счетные действия; учить ориентироваться во времени, в пространстве, на листе бумаги, в тетради.

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора

развивать познавательный интерес к окружающему миру, формирование пространственных и временных представлений; знакомство с праздниками.

развивать познавательный интерес к социальному, предметному и природному миру, развивать наблюдательность; углублять представления о предметах быта, о макросоциальном окружении, о явлениях природы, праздниках; знакомить с функциональными свойствами предметов; знакомить с художественными промыслами.

Формирование сенсорных преставлений

сенсорных представлений

развивать перцептивно-познавательные способности: выделение знакомых объектов зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус.

продолжать развивать перцептивно-познавательные способности: выделение знакомых объектов зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус.

Конструирова-ние

учимся узнавать, называть. различать элементы строительных наборов; строить по образцу правильно располагая все элементы; обыгрывать постройку.  

закреплять полученные умения конструировать из строительных наборов, плоскостного конструктора и палочек; закреплять название элементов конструктора,  учить анализировать объемные и графические  образцы, располагать детали  в пространстве; продолжаем обыгрывать постройку, оречевлять процесс и результат деятельности.

Речевое развитие

Развитие речи

формировать  речевую активность и потребность в общении, развивать коммуникативную функцию речи; обогащать словарь;

развивать коммуникативную функцию речи на занятиях, в игре, в бытовых ситуациях; обогащать словарь; развивать умение задавать вопросы; обогащать опыт диалогической речи;

привлекать внимание к эмоциональному состоянию людей, развивать способность выражать свое настроение и потребности.

учить детей элементарному планированию выполнения каких-либо действий.

Чтение художествен-

ной литературы

знакомить с доступными рассказами, сказками; развивать интерес к чтению, развивать понимание прочитанного, знакомить с главными героями.

продолжать знакомить с доступными рассказами, сказками; развивать интерес к чтению, развивать понимание прочитанного, знакомить с героями произведений; разучивать стихотворения;

Игровая деятельность

развивать интерес к сюжетным играм, обогащать игровой опыт с куклой и другими игрушками, учить воссоздавать цепочку игровых действий, учить пользоваться атрибутами для игры, формировать потребность в общении, использовать речевые и неречевые средства общения.

развивать интерес к сюжетным играм, обогащать игровой опыт с куклой и другими игрушками, учить воссоздавать цепочку игровых действий, учить пользоваться атрибутами для игры, учить детей играть вместе, развивать способность брать на себя роль, использовать в игре натуральные предметы, предметы-заместители.

Формы сотрудничества с семьями воспитанников

Основными задачами в работе с родителями являются:

  • изучение, анализ и прогнозирование дальнейшей деятельности с семьями воспитанников
  • сбор информации о ребёнке (состояние здоровья, индивидуальные особенности), семейные традиции, увлечения членов семьи. Позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка и детскому саду как институту социализации
  • повышение педагогической культуры родителей.

Формы взаимодействия

  1. Родительское собрание. 2 - 3 раза в год (сентябрь, май, при  необходимости январь).

Темы: «Результаты первичного диагностического обследования развития детей. Планирование коррекционной образовательной работы на учебный год», «Результаты промежуточного мониторинга детского развития. Коррекция индивидуальных планов работы с детьми во втором полугодии», «Результаты диагностического обследования детей».

Цель:  познакомить родителей с результатами диагностического обследования детей; корректировка образовательного плана  работы с детьми по запросам родителей.

  1. Анкетирование родителей вновь поступивших детей (сентябрь  и по мере поступления). Цель: сбор анамнестических сведений о вновь поступивших детях.

  1. Индивидуальные беседы и консультации (ежемесячно и по запросам родителей).

Темы: « «Игры и упражнения направленные на развитие графомотрных навыков у  детей», «Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП», «Конструктивные игры с детьми», «Обогащение кругозора детей» и пр.

Цель:  Повышение педагогической культуры родителей. Обучение родителей способам взаимодействия с детьми в домашних условиях, знакомство с дидактическими играми и упражнениями, которые можно использовать дома при занятиях с детьми.

  1. Подготовка к культурно-массовым мероприятиям.
  • Подготовка к праздникам (декабрь, февраль, апрель).
  • Изготовление атрибутов и костюмов.
  • Подготовка к выставкам в дошкольном учреждении (по сезонам)
  1. Дни открытых дверей (по плану учреждения)
  2.  Оформление информационных стендов (по месяцам). Цель: Повышение педагогической культуры родителей.

3. Планируемые результаты освоения программы

Образовательные области, направления образовательной деятельности

Планируемые результаты

 освоения программы

Мл.  подгруппа:

Ст. подгруппа

Физическое развитие

Развитие ручной моторики

способен выполнять доступные  дифференцированные движения двумя руками

способен выполнять доступные  дифференцированные движения двумя руками

Познавательное развитие

Формирование элементарных математических представлений

Знать больше-меньше, пустой-целый, один-много.

Научить ориентировке в пространстве

ориентировке в группе и на территории сада Ориентировка в схеме тела: на себе и на кукле.

Считать до 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»; сравнивать количество предметов в группах, определять положение предметов в пространстве, двигаться в нужном направлении; определять времена года;

Формирование целостной картины мира и расширение кругозора

Называть разные предметы, которые окружают ребенка, называть диких, домашних животных, называть праздники.

Называть разные предметы, которые окружают ребенка, знать их назначение; называть диких, домашних животных и птиц; различать и называть некоторые растения, дикие, домашние животные и птицы ближайшего окружения; должны называть обобщающие понятия

Формирование сенсорных преставлений

различать свойства и качества предметов:

цвет, форму, величину- маленький- маленький,  сладкий-горький-солёный.

сравнивать  предметы по величине на основе их приложения или наложения; различать и называть геометрические фигуры; называть цвета, производить сравнение и классификацию предметов по их признакам

Конструирование

Конструировать по образцу, называть детали конструктора. Складывать

разрезную предметную картинку из трёх частей

Конструировать по образцу и по словесной инструкции. Складывать

разрезную предметную картинку из четырех- пяти частей.

Речевое развитие

Развитие речи

использовать речь  и не речевые формы взаимодействия в общении со взрослыми и сверстниками, способен понимать и  выполнять инструкции в пределах бытовой ситуации

использовать речь в общении со взрослыми и сверстниками: вступать в диалог и поддерживать его,

способен понимать и  выполнять инструкции с использованием предлогов

Чтение художественной литературы

отвечать на вопросы на понимание прочитанного, называть главных героев

отвечать на вопросы на понимание прочитанного, называть героев произведения и давать оценку их поступков

Социально-коммуникативное развитие

Игровая деятельность

Выполнять  предметно- игровым действиям с куклой, и другими игрушками, бережно относиться к игрушкам, убирать их на место

Выполнять  цепочку игровых действиям с куклой, и другими игрушками, играть вместе с детьми,  бережно относиться к игрушкам, убирать их на место

  1. Условия реализации рабочей программы

Учебно-методическое обеспечение

Образовательные области

Основные, дополнительные программы

Педагогические технологии,

методические пособия

Познавательное развитие

1.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, изд.5-ое. М: «Мозаика-Синтез», 2007

2.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

М: «Просвещение», 2003.

3.Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Диагностика-развитие- коррекция».Санкт-Петербург ЦДК проф.Л.Б. Баряева

Методическое пособие «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» Е.А. Стребелева.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии. Баряева Л.Б. СПб: Изд-во «СОЮЗ», 2002.

Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Чумакова И.В. – М: «ВЛАДОС», 2001.

Обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта решению арифметических задач. Баряева Л.Б., Зарин А.П. - СПб - 2002.

Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. Титова О.В. – М: Изд-во «ГНОМ и Д», 2004.

Развитие элементарных математических  представлений. От 0 до 3 лет. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. – СПб: «Паритет», 2003.

Занятие  по математике в детском саду. Метлина Л.С. – М: «Просвещение», 1985.

Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. Гаврилушкина О.П. – М: «Просвещение», 1991

Речевое развитие

1.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, изд.5-ое. М: «Мозаика-Синтез», 2007

2.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

М: «Просвещение», 2003.

3.Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Диагностика-развитие- коррекция».Санкт-Петербург ЦДК проф.Л.Б. Баряева

Методическое пособие «Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичева

Методическое пособие «Альбом для   логопеда» О.Б. Иншакова

Комплект тетрадей «Логопедические домашние задания для детей 5 -7 лет с ОНР» Н.Э. Теремкова

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. - М «Просвещение» 1992.

Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. Данилова Л.А., Стока К., Казицына К.Н.  - СПб - 1997.

Правильно ли говорит ваш ребенок. Максаков А.И. – М: «Просвещение» 1982.

Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитие речи. Нищева Н.В.- СПб: «Детство – Пресс», 2003.

Развитие общеречевых навыков. Чтобы чисто говорить, надо… от 0 до 3 лет. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. СПб: «Паритет»,   2003.

Развитие речи начинаем говорить. От 0 до 3 лет. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. СПб, «Паритет» 2003.

Занятия по развитию речи в специальном детском саду. Морозова И.А., Пушкарева М.А. М: «Владос», 2006.

Воспитание у детей правильного произношения. Фомичева М.Ф. – М: «Просвещение», 1989.

Социально-коомуникативное

1.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, изд.5-ое. М: «Мозаика-Синтез», 2007

2.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

М: «Просвещение», 2003.

3.Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Диагностика-развитие- коррекция».Санкт-Петербург ЦДК проф.Л.Б. Баряева

Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я-ТЫ-МЫ». Князева О.Л. М: «Мозаика-Синтез», 2003.

Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Баряева Л.Б., Зарин А.П. – СПб: изд-во «СОЮЗ», 2001.

Универсальные обучающие игрушки «Мне купили игрушку». От 0 до 3 лет. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. СПб: «Паритет», 2003.

Первые сюжетные игры малышей. Зворыгина Е.В. – М: «Просвещение», 1988

Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. Демина Е.С, Казюк Н.В. – М: ТЦ «Сфера», 2005.

 Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Левченко И.Ю., Приходько О.Г.- М: «Академия», 2001.

Оборудование  и  материалы

  1. Компьютерные презентации для фронтальных занятий.
  2. Фланелеграф с набором дидактического материала.
  3.  Валики, маты, сухой бассейн.
  4. Аудомагнитофон с подборкой детских песен.
  5. DVD - проигрыватель с подборкой детских мультфильмов по программе.
  6. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию
  • Математики
  • Восприятия и внимания
  • Развитию речи
  • Ознакомлению с окружающим
  • Ручной и мелкой моторики
  1. Картинный материал по лексическим темам.
  2. Подбор дидактических игр с использованием природных материалов для развития восприятия и мелкой моторики.
  3. Подборка дидактических игр по всем разделам программы.
  4. Дидактические  игрушки  зрительно – пространственного   гнозопраксиса: кубики, мозаика, пирамидки, матрёшки, настольный  конструктор, внутренние  и  внешние  трафареты, куклы  и  кукольная  одежда  с  большим  количеством  пуговиц, кнопок, молний; рукавички  и  перчатки  с  изображением  мордочек  животных, театральные  куклы
  5. Дидактические  ящики  с фигурками – вкладышами.
  6. Игровые  приспособления  для  шнуровки.
  7. Иллюстративный  материал, отражающий  эмоциональный, бытовой, социальный, игровой  опыт  детей.
  8. Монтессори – материалы.

                               

Примерный  перечень  игр  и  игровых  упражнений

  1. Дидактические игры и упражнения по развитию речи:
  • Развитие речевого общения
  • Обогащение пассивного и активного словарного запаса
  • Формирование грамматически правильной речи
  • Развитие делового и эмоционального общения на разных уровнях (вербального и невербального, с помощью системы символов)
  • Формирование навыков фразовой и связной речи
  1. Дидактические игры и упражнения по ознакомлению с окружающим миром:
  • Развитие представлений и живой и неживой природе
  • Развитие социальных представлений (явления общественной жизни)
  1. Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления.
  2. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию:
  • Развитие зрительного восприятия
  • Развитие слухового восприятия
  • Развитие тактильно-двигательного восприятия
  1. Дидактические игры и упражнения на развитие ручной моторики (развитие хватания, развитие соотносящих действий, развитие движений пальцев, кистей и рук).
  2. Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных количественных представлений.
  3. Дидактические игры по формированию игровых навыков и умений в сюжетной и театрализованной игре.
  4. Дидактические игры по формированию зрительного, слухового внимания.

  • Настольно – печатные:   “Домино”, “Найди  такую  же  картинку”, “Найди  лишнее”,  “Парные  картинки”,  “Чудесный  мешочек”, “Цветные  кубики”  и  др.
  • Для  формирования  слухового  и  зрительного  восприятия, внимания, памяти, зрительно – пространственных  представлений: “Где  звучит  колокольчик”, “Домино” (различные  варианты  по  форме, цвету, величине), “Закрой  окошко”, “Кто  за  кем  пришёл?”, “Лото  малышам”, “Мозаика”, “Найди  погремушку”, “Подбери  пару”, “Почини  коврик”, “Расставь  по  местам”, “Тихо – громко”, “Угадай, кто  в  домике  живёт?”, “Угадай, кто  позвал”,  “Цвет  и  форма”, “Чего  не  стало?”, “Что  делает  кукла?”, “Что  за  чем  звучало?”, “Чудесный  мешочек”, “Шарики  и  воротики”, “Зверюшки  на  дорожках”, “Кто  внимательный?”, “Кто  за  кем  пришёл?”, “Мастерская  форм”, “Найди  и  назови”, “О  чём  говорит  улица?”, “Прятки  с  игрушками”, “Телефон”, “Чего  не  стало?”, “Что  изменилось?”, “Чей  домик?”  и  др.
  • На  вызывание  речевого  подражания: “Волшебный  сундучок”, “Кормление  куклы”, “Кто  как  кричит?”, “Кто  пришёл  в  гости?”, “У  бабушки  в  деревне” , “Репка”, “Узнай  игрушку” и  др.
  • Для  развития  общей, ручной  и  артикуляторной  моторики: “Весёлый  язычок”, “Кидаем  мячики”, “Мостик”, “На  одной  ножке  вдоль  дорожки”, “Обезьянки”, “Очки”, “Самолёты”, “Птицы  и  лиса”  и  игры – потешки (“Сорока – ворона”, “Этот  пальчик – дедушка”), “Где  мы  были, мы  не  скажем, а  что  делали, покажем”, “Двое  разговаривают”, “Зайцы”, “Ладони  на  столе”, “Ловкие  пальцы”, “Лодочка”, “Лошадки”, “На  одной ножке  вдоль  дорожки”, “льчики  здороваются”, "Подбрось  и  поймай”, “Птички”, и  др., специальные  игровые  комплексы  артикуляторной  гимнастики ( для  различных  фонетических  групп).
  • Конструктивные  игры:  “Забор  из  кубиков  и  кирпичиков”, “Построим  башню”, “Спрячь  матрёшку”  и  др.
  • Для  формирования  мыслительных  операций  анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации: “Времена  года”, “Кому  что  дать”, “Кто  где  живёт”, “Назови  одним  словом”, “Найди  такое  же  количество  точек”, “Неподходящая  картинка”, “Последовательные  картинки”, “Почини  коврик”, “Составь  картинки”, “Сравни: чем  отличаются?”, “Сравни: чем  похожи?”  и  др.

  1. Приложения

Индивидуальный план работы

с ребенком, обучающимся на дому

Фамилия, имя ребенка ____________________________________________

Диагноз, заключение ПМПК _______________________________________

_________________________________________________________________

месяц

Ознакомление с окружающим

Развитие элементарных математических представлений

Развитие высших психических функций.

Сентябрь

1 неделя

адаптация

2- 3 неделя

Диагностика

Один и много. Сравнение множеств, установление соответствия между ними, большой- маленький. Круг.

Домино-вкладыши. Цвет, формы. Соотнесение. Мелкая моторика.

4 неделя

«Я и мое тело»

Количество предметов: много- мало, ни одного.

Вкладыши, цвет, форма. Мелкая моторика.

Октябрь

1неделя

«Игрушки»

Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой-маленький-поменьше. Квадрат.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

2 неделя «Овощи»

Ознакомление с цифрой 1. слева, посередине, справа. Круг.

Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

3 неделя

«Фрукты»

Цифра 1. Большой, маленький, поменьше, одинаковые.

Вкладыши. Мелкая моторика.

Рисование по шаблону.

4 неделя

 «Осень»

Цифра 2. Высоко, низко. Сравнение круга и квадрата.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

5 неделя (повторение)

Цифра 2. короткий- длинный.

Соотнесение цвета и формы.  Лепка овощей.

Ноябрь

1неделя

«Осень»

Цифра 3. соотнесение цифры с количеством предметов. Время  года осень.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

2 неделя

«Человек. Наше тело»

Цифры 1, 2, 3. высокий-низкий.

Выкладывание домика из счетных палочек. Мелкая моторика.

3 неделя

«Одежда»

Соотнесение количества предметов с цифрой. Савнение чисел 3, 4. широкий-узкий.

Мозаика.

Мелкая моторика

4 неделя

«Обувь»

Сравнение чисел 3, 4.

Счёт по образцу. Установление равенства. Положение предметов по отношению к себе.

Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

декабрь

1неделя

«Одежда, обувь»

Цифра 4. большой, поменьше, самый маленький.

Мелкая моторика.

2 неделя

«Семья»

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. внизу – вверху.

Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

3 неделя

«Дом, домашний адрес»

Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4.

Счёт по образцу. Сравнение чисел3 и 4. далеко, близко.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

4 неделя «Новогодний праздник»

Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу. Треугольник. Времена года

Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

Январь

1-2 недели – каникулы

3 неделя – диагностика

Цифра 5. слева, посередине, справа. Сравнение, установление закономерностей.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

3 неделя

«Время года - зима»

Цифра 5. сравнение чисел 4 и 5. соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро-медленно.

Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

4 неделя

«Посуда»

Порядковые числительные. Ориентировка на листе бумаги.  круг, квадрат, треугольник.

Установление последовательности событий. Мелкая моторика.

5 неделя

повторение

Зима.

Порядковые числительные. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

Февраль

1 неделя

«Зимняя одежда, обувь»

Независимость числа от величины предметов. Широкий, поуже, ещё уже, самый узкий.

Установление последовательности событий( части суток). Мелкая моторика.

2 неделя

«Домашние животные»

Счёт по образцу. Цифры 1, 2, 3, 4, 5. соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Объёмные тела: шар, куб, цилиндр.

Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

3 неделя «Домашние птицы»

Порядковые числительные. Установление соответствия между  количеством предметов и цифрой. Геометрические фигуры.

Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

4 неделя

«Домашние животные и птицы»

Установление соответствия между цифрой и количеством предметов.

Развитие внимания. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

Март

1 неделя

 «Время года- весна»

Порядковые числительные. Счёт по образцу. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Влево, вправо.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

2 неделя

«8 Марта»

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера.

Домино-вкладыши. Мелкая моторика.

3 неделя -

«Дикие животные»

Порядковый счёт. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.

«Заплаточки». Цветовое лото. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

4 неделя –

«Дикие животные»

Счёт по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. соотнесение количества предметов с цифрой.

Апрель

1 неделя «Весна»

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счёт. Ориентировка на листе бумаги.

Домино-вкладыши.

2 неделя

«Продукты»

Соотнесение количества предметов с цифрой. Счёт по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами.

«Чудесный мешочек»

3 неделя

«Продукты»

Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Слева, справа.

«4лишний»

4 неделя

«Транспорт»

Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах. Широкий-узкий. Времена года.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика

Май

1. неделя «Транспорт»

Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера.

Домино-вкладыши. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика.

2 неделя

«Улица. ПДД»

 Повторение.

«Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика.

3 неделя

«Весна»

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счёт. Ориентировка на листе бумаги.

«4лишний»

4 неделя

«Птицы»

Части суток

«Чудесный мешочек»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание рабочей программы1.      Целевой раздел рабочей программы:1.1.Пояснительная записка …………………………………………………….………1.2. Цели, задачи и принципы реализации программы ………………...

Рабочая программа учителя-дефектолога Зайцевой Екатерины Александровны «Коррекционно-развивающая работа в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»

Данная программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет) с ОВЗ (ЗПР). Срок реализации данной программы - 1 год. Программа составлена в соответствии с «Федеральным госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Обучение плаванию  детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» на 2019/20 учебный год...