РАБОЧАЯ ПРОГРАММА группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа на тему
Ведущие цели рабочей программы:
· контроль за ходом психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья при проведении своевременной и систематической психолого-педагогической помощи
· консультативно-методическая поддержка родителей в ходе организации воспитания и обучения ребенка с ОВЗ
· максимально возможное, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной и бытовой сферах
Задачи образовательной деятельности:
· социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
· регулярное динамическое наблюдение за детьми для определения эффективности реализации индивидуальных программ развития
· составление индивидуальных программ развития на каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и возможностей
· формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов деятельности
· подготовка к школьному обучению с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка
· взаимодействие с семьями воспитанников для обучения родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, способствующим повышению эффективности воспитания ребенка, стимулирующим его активность, формирующим его самостоятельность.
· преодоление вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности детей, а так же развитие у детей компенсаторных механизмов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2.doc | 208 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
группы компенсирующей направленности
для детей с ограниченными возможностями здоровья
Учитель-дефектолог:
Хайбуллина А.М.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………… 3
1.1. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников группы .. 4
1.2 Цели и задачи образовательной деятельности по реализации рабочей программы …………………………………………………………………… 5
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы…………………. 6
2. Содержание коррекционной работы …………………………………… 7
3. Планируемые результаты освоения программы……………………… 12
4. Условия реализации рабочей программы ………………………………16
5. Приложения ……………………………………………………………… 22
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учителя-дефектолога, воспитателей группы компенсирующей направленности разработана в соответствии:
с законами РФ
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
с документами Министерства образования и науки РФ
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»
с документами Федеральных служб
- постановлением Главного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»
с локальными документами
- Уставом МАДОУ комбинированного вида д/с «Сказка» г. Баймак
Рабочая программа учителя-дефектолога, воспитателей группы компенсирующей направленности разработана на основе следующих образовательных программ:
1) Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой),
2) Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» ( авт. Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева)
3)«Диагностика – развитие – коррекция: Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью» (авт. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н.Д. Соколова).
- Психолого-педагогическая характеристика воспитанников группы
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ ПОСЕЩАЮЩИХ ГРУППУ
компенсирующей направленности
Группу для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) посещают дети, в анамнезе которых могут быть представлены 2 и более дефекта.
- нарушение умственного развития, стойкое нарушение познавательной деятельности;
- нарушение физического развития (это дети которые самостоятельно передвигаются, так и дети, передвигающиеся с помощью взрослого или ходунков или не передвигающиеся самостоятельно); нарушения мелкой моторики;
- патология развития зрительных и слуховых функций;
- генетические заболевания;
- генетические заболевания, характеризующиеся патологией развития опорно-двигательного аппарата (дети не могут передвигаться без помощи взрослого);
- расстройства психологического развития;
- нарушение психических функций внимания, памяти, восприятия, мышления;
- отмечается грубое недоразвитие сенсорной сферы;
- грубое недоразвитие речи и всех ее функций;
- несформированность игровой деятельности.
Контингент детей, принимаемых в группу разнообразен по физическому
и умственному развитию. Группу посещают дети разного возраста (до 7 лет).
1.2 Цели и задачи образовательной деятельности
по реализации рабочей программы
Ведущие цели рабочей программы:
- контроль за ходом психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья при проведении своевременной и систематической психолого-педагогической помощи
- консультативно-методическая поддержка родителей в ходе организации воспитания и обучения ребенка с ОВЗ
- максимально возможное, в силу имеющихся особенностей, развитие и адаптация в социальной, учебной и бытовой сферах
Задачи образовательной деятельности:
- социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
- регулярное динамическое наблюдение за детьми для определения эффективности реализации индивидуальных программ развития
- составление индивидуальных программ развития на каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и возможностей
- формирование у детей системы знаний и обобщенных представлений об окружающей действительности, развитие познавательной активности, формирование всех видов деятельности
- подготовка к школьному обучению с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка
- взаимодействие с семьями воспитанников для обучения родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, способствующим повышению эффективности воспитания ребенка, стимулирующим его активность, формирующим его самостоятельность.
- преодоление вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личности детей, а так же развитие у детей компенсаторных механизмов.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
Рабочая программа учителя-дефектолога воспитателей группы компенсирующей направленности строится на основе следующих принципов:
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип гуманизации (признание уникальности и неповторимости каждого ребёнка, уважение к личности ребёнка всех участников образовательного процесса);
- обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей;
- принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка;
- сотрудничество с семьями воспитанников.
2. Содержание коррекционной работы
2.1. Система работы учителя-дефектолога, воспитателей группы
Этапы коррекционной работы с детьми
- Сентябрь – адаптационный период и углублённая диагностика (обследование и заполнение карт развития ребёнка, наблюдение за детьми в различных ситуациях: во время режимных моментов, игровых ситуациях, при общении с взрослыми и сверстниками), индивидуальная работа с детьми, а также составление плана работы на первое полугодие.
- Ноябрь-декабрь - первый этап коррекционно– развивающего обучения.
- Январь - диагностическое обследование детей проводится для выявления эффективности проводимой коррекции и внесения изменений в планирование работы с учетом результатов диагностики.
- Февраль-май - второй этап коррекционно – развивающего обучения .
- Май - контрольное диагностическое обследование детей .
- Июнь - индивидуальная коррекционная работа с детьми.
Коррекционная работа с детьми проводится индивидуально или подгруппами.
Планирование работы с детьми всех уровней осуществляется по индивидуальному коррекционно-развивающему плану, при составлении которого учитываются психические и физические возможности каждого ребенка, по всем видам деятельности, указанным в программе.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»:
- от 3 до 4 лет – 10-15 минут, от 5 до 6 лет – 15 – 20 минут,
- от 6 до 7 лет - 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки для детей в соответствии СанПиН 2.4.1.3049-13 4-5 лет - 40 минут, для детей 6-7 лет –до1,5 ч.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводится физкультминутка. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут
Занятия проводятся учителем-дефектологом, воспитателями в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе.
2.2 Направления и программное содержание коррекционной работы
учителя – дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом
Приоритетные направления работы учителя-дефектолога, воспитателей с детьми:
- коррекция нарушений психомоторного и речевого развития,
- развитие компенсаторных возможностей детей с особыми образовательными потребностями
- социальная адаптация детей с особыми потребностями в коллективе детей детского сада для наилучшей адаптации при обучении в разных видах школ
- развитие коммуникативных навыков детей
- развитие игровой деятельности
- развитие познавательной активности
Программное содержание коррекционной работы с детьми
Образовательные области, направления образовательной деятельности | Задачи, основное содержание деятельности | |
1 подгруппа | 2 подгруппа | |
Познавательное развитие | ||
Формирование элементарных математических представлений | формировать сенсорно-перцептивные способности: узнавать количество предметов, форму, величину на ощупь, зрительно; формировать ориентировочные действия по образцу и по словесной инструкции (покажи форму, величину и т.д.); знакомство с цифрой 1 и соотнесение с количеством пальцев и предметов; формирование временных представлений. | продолжать знакомить детей с цифрами в пределах 5-ти, закреплять элементарные счетные действия; учить ориентироваться во времени, в пространстве, на листе бумаги, в тетради. |
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора | развивать познавательный интерес к окружающему миру, формирование пространственных и временных представлений; знакомство с праздниками. | развивать познавательный интерес к социальному, предметному и природному миру, развивать наблюдательность; углублять представления о предметах быта, о макросоциальном окружении, о явлениях природы, праздниках; знакомить с функциональными свойствами предметов; знакомить с художественными промыслами. |
Формирование сенсорных преставлений сенсорных представлений | развивать перцептивно-познавательные способности: выделение знакомых объектов зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус. | продолжать развивать перцептивно-познавательные способности: выделение знакомых объектов зрительно, по звучанию, на ощупь и на вкус. |
Конструирова-ние | учимся узнавать, называть. различать элементы строительных наборов; строить по образцу правильно располагая все элементы; обыгрывать постройку. | закреплять полученные умения конструировать из строительных наборов, плоскостного конструктора и палочек; закреплять название элементов конструктора, учить анализировать объемные и графические образцы, располагать детали в пространстве; продолжаем обыгрывать постройку, оречевлять процесс и результат деятельности. |
Речевое развитие | ||
Развитие речи | формировать речевую активность и потребность в общении, развивать коммуникативную функцию речи; обогащать словарь; | развивать коммуникативную функцию речи на занятиях, в игре, в бытовых ситуациях; обогащать словарь; развивать умение задавать вопросы; обогащать опыт диалогической речи; |
привлекать внимание к эмоциональному состоянию людей, развивать способность выражать свое настроение и потребности. | учить детей элементарному планированию выполнения каких-либо действий. | |
Чтение художествен- ной литературы | знакомить с доступными рассказами, сказками; развивать интерес к чтению, развивать понимание прочитанного, знакомить с главными героями. | продолжать знакомить с доступными рассказами, сказками; развивать интерес к чтению, развивать понимание прочитанного, знакомить с героями произведений; разучивать стихотворения; |
Игровая деятельность | развивать интерес к сюжетным играм, обогащать игровой опыт с куклой и другими игрушками, учить воссоздавать цепочку игровых действий, учить пользоваться атрибутами для игры, формировать потребность в общении, использовать речевые и неречевые средства общения. | развивать интерес к сюжетным играм, обогащать игровой опыт с куклой и другими игрушками, учить воссоздавать цепочку игровых действий, учить пользоваться атрибутами для игры, учить детей играть вместе, развивать способность брать на себя роль, использовать в игре натуральные предметы, предметы-заместители. |
Формы сотрудничества с семьями воспитанников
Основными задачами в работе с родителями являются:
- изучение, анализ и прогнозирование дальнейшей деятельности с семьями воспитанников
- сбор информации о ребёнке (состояние здоровья, индивидуальные особенности), семейные традиции, увлечения членов семьи. Позиция родителей по отношению к воспитанию ребёнка и детскому саду как институту социализации
- повышение педагогической культуры родителей.
Формы взаимодействия
- Родительское собрание. 2 - 3 раза в год (сентябрь, май, при необходимости январь).
Темы: «Результаты первичного диагностического обследования развития детей. Планирование коррекционной образовательной работы на учебный год», «Результаты промежуточного мониторинга детского развития. Коррекция индивидуальных планов работы с детьми во втором полугодии», «Результаты диагностического обследования детей».
Цель: познакомить родителей с результатами диагностического обследования детей; корректировка образовательного плана работы с детьми по запросам родителей.
- Анкетирование родителей вновь поступивших детей (сентябрь и по мере поступления). Цель: сбор анамнестических сведений о вновь поступивших детях.
- Индивидуальные беседы и консультации (ежемесячно и по запросам родителей).
Темы: « «Игры и упражнения направленные на развитие графомотрных навыков у детей», «Развитие мелкой моторики у детей с ДЦП», «Конструктивные игры с детьми», «Обогащение кругозора детей» и пр.
Цель: Повышение педагогической культуры родителей. Обучение родителей способам взаимодействия с детьми в домашних условиях, знакомство с дидактическими играми и упражнениями, которые можно использовать дома при занятиях с детьми.
- Подготовка к культурно-массовым мероприятиям.
- Подготовка к праздникам (декабрь, февраль, апрель).
- Изготовление атрибутов и костюмов.
- Подготовка к выставкам в дошкольном учреждении (по сезонам)
- Дни открытых дверей (по плану учреждения)
- Оформление информационных стендов (по месяцам). Цель: Повышение педагогической культуры родителей.
3. Планируемые результаты освоения программы
Образовательные области, направления образовательной деятельности | Планируемые результаты освоения программы | |
Мл. подгруппа: | Ст. подгруппа | |
Физическое развитие | ||
Развитие ручной моторики | способен выполнять доступные дифференцированные движения двумя руками | способен выполнять доступные дифференцированные движения двумя руками |
Познавательное развитие | ||
Формирование элементарных математических представлений | Знать больше-меньше, пустой-целый, один-много. Научить ориентировке в пространстве ориентировке в группе и на территории сада Ориентировка в схеме тела: на себе и на кукле. | Считать до 5, уметь ответить на вопросы: «Сколько всего?»; сравнивать количество предметов в группах, определять положение предметов в пространстве, двигаться в нужном направлении; определять времена года; |
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора | Называть разные предметы, которые окружают ребенка, называть диких, домашних животных, называть праздники. | Называть разные предметы, которые окружают ребенка, знать их назначение; называть диких, домашних животных и птиц; различать и называть некоторые растения, дикие, домашние животные и птицы ближайшего окружения; должны называть обобщающие понятия |
Формирование сенсорных преставлений | различать свойства и качества предметов: цвет, форму, величину- маленький- маленький, сладкий-горький-солёный. | сравнивать предметы по величине на основе их приложения или наложения; различать и называть геометрические фигуры; называть цвета, производить сравнение и классификацию предметов по их признакам |
Конструирование | Конструировать по образцу, называть детали конструктора. Складывать разрезную предметную картинку из трёх частей | Конструировать по образцу и по словесной инструкции. Складывать разрезную предметную картинку из четырех- пяти частей. |
Речевое развитие | ||
Развитие речи | использовать речь и не речевые формы взаимодействия в общении со взрослыми и сверстниками, способен понимать и выполнять инструкции в пределах бытовой ситуации | использовать речь в общении со взрослыми и сверстниками: вступать в диалог и поддерживать его, способен понимать и выполнять инструкции с использованием предлогов |
Чтение художественной литературы | отвечать на вопросы на понимание прочитанного, называть главных героев | отвечать на вопросы на понимание прочитанного, называть героев произведения и давать оценку их поступков |
Социально-коммуникативное развитие | ||
Игровая деятельность | Выполнять предметно- игровым действиям с куклой, и другими игрушками, бережно относиться к игрушкам, убирать их на место | Выполнять цепочку игровых действиям с куклой, и другими игрушками, играть вместе с детьми, бережно относиться к игрушкам, убирать их на место |
- Условия реализации рабочей программы
Учебно-методическое обеспечение
Образовательные области | Основные, дополнительные программы | Педагогические технологии, методические пособия |
Познавательное развитие | 1.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, изд.5-ое. М: «Мозаика-Синтез», 2007 2.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. М: «Просвещение», 2003. 3.Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Диагностика-развитие- коррекция».Санкт-Петербург ЦДК проф.Л.Б. Баряева | Методическое пособие «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» Е.А. Стребелева. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с проблемами в развитии. Баряева Л.Б. СПб: Изд-во «СОЮЗ», 2002. Формирование дочисловых количественных представлений у дошкольников с нарушением интеллекта. Чумакова И.В. – М: «ВЛАДОС», 2001. Обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта решению арифметических задач. Баряева Л.Б., Зарин А.П. - СПб - 2002. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. Титова О.В. – М: Изд-во «ГНОМ и Д», 2004. Развитие элементарных математических представлений. От 0 до 3 лет. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. – СПб: «Паритет», 2003. Занятие по математике в детском саду. Метлина Л.С. – М: «Просвещение», 1985. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей. Гаврилушкина О.П. – М: «Просвещение», 1991 |
Речевое развитие | 1.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, изд.5-ое. М: «Мозаика-Синтез», 2007 2.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. М: «Просвещение», 2003. 3.Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Диагностика-развитие- коррекция».Санкт-Петербург ЦДК проф.Л.Б. Баряева | Методическое пособие «Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Т.Б.Филичева Методическое пособие «Альбом для логопеда» О.Б. Иншакова Комплект тетрадей «Логопедические домашние задания для детей 5 -7 лет с ОНР» Н.Э. Теремкова Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. - М «Просвещение» 1992. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. Данилова Л.А., Стока К., Казицына К.Н. - СПб - 1997. Правильно ли говорит ваш ребенок. Максаков А.И. – М: «Просвещение» 1982. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитие речи. Нищева Н.В.- СПб: «Детство – Пресс», 2003. Развитие общеречевых навыков. Чтобы чисто говорить, надо… от 0 до 3 лет. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. СПб: «Паритет», 2003. Развитие речи начинаем говорить. От 0 до 3 лет. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. СПб, «Паритет» 2003. Занятия по развитию речи в специальном детском саду. Морозова И.А., Пушкарева М.А. М: «Владос», 2006. Воспитание у детей правильного произношения. Фомичева М.Ф. – М: «Просвещение», 1989. |
Социально-коомуникативное | 1.Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, изд.5-ое. М: «Мозаика-Синтез», 2007 2.Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. М: «Просвещение», 2003. 3.Программа дошкольного образования детей с интеллектуальной недостаточностью «Диагностика-развитие- коррекция».Санкт-Петербург ЦДК проф.Л.Б. Баряева | Программа социально-эмоционального развития дошкольников «Я-ТЫ-МЫ». Князева О.Л. М: «Мозаика-Синтез», 2003. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. Баряева Л.Б., Зарин А.П. – СПб: изд-во «СОЮЗ», 2001. Универсальные обучающие игрушки «Мне купили игрушку». От 0 до 3 лет. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. СПб: «Паритет», 2003. Первые сюжетные игры малышей. Зворыгина Е.В. – М: «Просвещение», 1988 Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. Демина Е.С, Казюк Н.В. – М: ТЦ «Сфера», 2005. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Левченко И.Ю., Приходько О.Г.- М: «Академия», 2001. |
Оборудование и материалы
- Компьютерные презентации для фронтальных занятий.
- Фланелеграф с набором дидактического материала.
- Валики, маты, сухой бассейн.
- Аудомагнитофон с подборкой детских песен.
- DVD - проигрыватель с подборкой детских мультфильмов по программе.
- Картотека дидактических игр и упражнений по развитию
- Математики
- Восприятия и внимания
- Развитию речи
- Ознакомлению с окружающим
- Ручной и мелкой моторики
- Картинный материал по лексическим темам.
- Подбор дидактических игр с использованием природных материалов для развития восприятия и мелкой моторики.
- Подборка дидактических игр по всем разделам программы.
- Дидактические игрушки зрительно – пространственного гнозопраксиса: кубики, мозаика, пирамидки, матрёшки, настольный конструктор, внутренние и внешние трафареты, куклы и кукольная одежда с большим количеством пуговиц, кнопок, молний; рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, театральные куклы
- Дидактические ящики с фигурками – вкладышами.
- Игровые приспособления для шнуровки.
- Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей.
- Монтессори – материалы.
Примерный перечень игр и игровых упражнений
- Дидактические игры и упражнения по развитию речи:
- Развитие речевого общения
- Обогащение пассивного и активного словарного запаса
- Формирование грамматически правильной речи
- Развитие делового и эмоционального общения на разных уровнях (вербального и невербального, с помощью системы символов)
- Формирование навыков фразовой и связной речи
- Дидактические игры и упражнения по ознакомлению с окружающим миром:
- Развитие представлений и живой и неживой природе
- Развитие социальных представлений (явления общественной жизни)
- Дидактические игры и упражнения, направленные на развитие мышления.
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию:
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие слухового восприятия
- Развитие тактильно-двигательного восприятия
- Дидактические игры и упражнения на развитие ручной моторики (развитие хватания, развитие соотносящих действий, развитие движений пальцев, кистей и рук).
- Дидактические игры и упражнения по формированию элементарных количественных представлений.
- Дидактические игры по формированию игровых навыков и умений в сюжетной и театрализованной игре.
- Дидактические игры по формированию зрительного, слухового внимания.
- Настольно – печатные: “Домино”, “Найди такую же картинку”, “Найди лишнее”, “Парные картинки”, “Чудесный мешочек”, “Цветные кубики” и др.
- Для формирования слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно – пространственных представлений: “Где звучит колокольчик”, “Домино” (различные варианты по форме, цвету, величине), “Закрой окошко”, “Кто за кем пришёл?”, “Лото малышам”, “Мозаика”, “Найди погремушку”, “Подбери пару”, “Почини коврик”, “Расставь по местам”, “Тихо – громко”, “Угадай, кто в домике живёт?”, “Угадай, кто позвал”, “Цвет и форма”, “Чего не стало?”, “Что делает кукла?”, “Что за чем звучало?”, “Чудесный мешочек”, “Шарики и воротики”, “Зверюшки на дорожках”, “Кто внимательный?”, “Кто за кем пришёл?”, “Мастерская форм”, “Найди и назови”, “О чём говорит улица?”, “Прятки с игрушками”, “Телефон”, “Чего не стало?”, “Что изменилось?”, “Чей домик?” и др.
- На вызывание речевого подражания: “Волшебный сундучок”, “Кормление куклы”, “Кто как кричит?”, “Кто пришёл в гости?”, “У бабушки в деревне” , “Репка”, “Узнай игрушку” и др.
- Для развития общей, ручной и артикуляторной моторики: “Весёлый язычок”, “Кидаем мячики”, “Мостик”, “На одной ножке вдоль дорожки”, “Обезьянки”, “Очки”, “Самолёты”, “Птицы и лиса” и игры – потешки (“Сорока – ворона”, “Этот пальчик – дедушка”), “Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем”, “Двое разговаривают”, “Зайцы”, “Ладони на столе”, “Ловкие пальцы”, “Лодочка”, “Лошадки”, “На одной ножке вдоль дорожки”, “льчики здороваются”, "Подбрось и поймай”, “Птички”, и др., специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики ( для различных фонетических групп).
- Конструктивные игры: “Забор из кубиков и кирпичиков”, “Построим башню”, “Спрячь матрёшку” и др.
- Для формирования мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации: “Времена года”, “Кому что дать”, “Кто где живёт”, “Назови одним словом”, “Найди такое же количество точек”, “Неподходящая картинка”, “Последовательные картинки”, “Почини коврик”, “Составь картинки”, “Сравни: чем отличаются?”, “Сравни: чем похожи?” и др.
- Приложения
Индивидуальный план работы
с ребенком, обучающимся на дому
Фамилия, имя ребенка ____________________________________________
Диагноз, заключение ПМПК _______________________________________
_________________________________________________________________
месяц | Ознакомление с окружающим | Развитие элементарных математических представлений | Развитие высших психических функций. |
Сентябрь | 1 неделя | адаптация | |
2- 3 неделя Диагностика | Один и много. Сравнение множеств, установление соответствия между ними, большой- маленький. Круг. | Домино-вкладыши. Цвет, формы. Соотнесение. Мелкая моторика. | |
4 неделя «Я и мое тело» | Количество предметов: много- мало, ни одного. | Вкладыши, цвет, форма. Мелкая моторика. | |
Октябрь | 1неделя «Игрушки» | Установление соответствия между числом и количеством предметов. Большой-маленький-поменьше. Квадрат. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. |
2 неделя «Овощи» | Ознакомление с цифрой 1. слева, посередине, справа. Круг. | Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. | |
3 неделя «Фрукты» | Цифра 1. Большой, маленький, поменьше, одинаковые. | Вкладыши. Мелкая моторика. Рисование по шаблону. | |
4 неделя «Осень» | Цифра 2. Высоко, низко. Сравнение круга и квадрата. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. | |
5 неделя (повторение) | Цифра 2. короткий- длинный. | Соотнесение цвета и формы. Лепка овощей. | |
Ноябрь | 1неделя «Осень» | Цифра 3. соотнесение цифры с количеством предметов. Время года осень. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. |
2 неделя «Человек. Наше тело» | Цифры 1, 2, 3. высокий-низкий. | Выкладывание домика из счетных палочек. Мелкая моторика. | |
3 неделя «Одежда» | Соотнесение количества предметов с цифрой. Савнение чисел 3, 4. широкий-узкий. | Мозаика. Мелкая моторика | |
4 неделя «Обувь» | Сравнение чисел 3, 4. Счёт по образцу. Установление равенства. Положение предметов по отношению к себе. | Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. |
декабрь | 1неделя «Одежда, обувь» | Цифра 4. большой, поменьше, самый маленький. | Мелкая моторика. |
2 неделя «Семья» | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. внизу – вверху. | Домино-вкладыши. Мелкая моторика. | |
3 неделя «Дом, домашний адрес» | Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Счёт по образцу. Сравнение чисел3 и 4. далеко, близко. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. | |
4 неделя «Новогодний праздник» | Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу. Треугольник. Времена года | Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. | |
Январь | 1-2 недели – каникулы 3 неделя – диагностика | Цифра 5. слева, посередине, справа. Сравнение, установление закономерностей. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. |
3 неделя «Время года - зима» | Цифра 5. сравнение чисел 4 и 5. соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро-медленно. | Домино-вкладыши. Мелкая моторика. | |
4 неделя «Посуда» | Порядковые числительные. Ориентировка на листе бумаги. круг, квадрат, треугольник. | Установление последовательности событий. Мелкая моторика. | |
5 неделя повторение Зима. | Порядковые числительные. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. |
Февраль | 1 неделя «Зимняя одежда, обувь» | Независимость числа от величины предметов. Широкий, поуже, ещё уже, самый узкий. | Установление последовательности событий( части суток). Мелкая моторика. |
2 неделя «Домашние животные» | Счёт по образцу. Цифры 1, 2, 3, 4, 5. соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Объёмные тела: шар, куб, цилиндр. | Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. | |
3 неделя «Домашние птицы» | Порядковые числительные. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Геометрические фигуры. | Домино-вкладыши. Мелкая моторика. | |
4 неделя «Домашние животные и птицы» | Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. | Развитие внимания. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. | |
Март | 1 неделя «Время года- весна» | Порядковые числительные. Счёт по образцу. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Влево, вправо. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. |
2 неделя «8 Марта» | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера. | Домино-вкладыши. Мелкая моторика. | |
3 неделя - «Дикие животные» | Порядковый счёт. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. | «Заплаточки». Цветовое лото. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. | |
4 неделя – «Дикие животные» | Счёт по образцу. Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. соотнесение количества предметов с цифрой. |
Апрель | 1 неделя «Весна» | Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счёт. Ориентировка на листе бумаги. | Домино-вкладыши. |
2 неделя «Продукты» | Соотнесение количества предметов с цифрой. Счёт по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. | «Чудесный мешочек» | |
3 неделя «Продукты» | Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Слева, справа. | «4лишний» | |
4 неделя «Транспорт» | Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах. Широкий-узкий. Времена года. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика | |
Май | 1. неделя «Транспорт» | Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера. | Домино-вкладыши. Соотнесение цвета и формы. Мелкая моторика. |
2 неделя «Улица. ПДД» | Повторение. | «Заплаточки». Цветовое лото. Мелкая моторика. | |
3 неделя «Весна» | Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. Порядковый счёт. Ориентировка на листе бумаги. | «4лишний» | |
4 неделя «Птицы» | Части суток | «Чудесный мешочек» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитателя для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание рабочей программы1. Целевой раздел рабочей программы:1.1.Пояснительная записка …………………………………………………….………1.2. Цели, задачи и принципы реализации программы ………………...
Рабочая программа учителя-дефектолога Зайцевой Екатерины Александровны «Коррекционно-развивающая работа в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)»
Данная программа предназначена для работы с детьми подготовительной группы (6-7 лет) с ОВЗ (ЗПР). Срок реализации данной программы - 1 год. Программа составлена в соответствии с «Федеральным госуд...
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 5 до 6 лет Б
Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) 5-6 лет...
Рабочая программа воспитателей по реализации адаптированной основной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи) группы компенсирующей направленности от 6 до 7 лет Б
Адаптированная основная оьразовательная программа для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) от 6 до 7 лет...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«Обучение плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» на 2019/20 учебный год...