Самообразование на тему: "Патриотическое воспитание детей в детском саду"
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же в содержании надо воспитывать это чувство, качество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet_po_samoobrazovaniyu.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Патриотическое воспитание
детей в детском саду»
(отчет по самообразованию воспитателя Тарадуды Г.Н.)
Тема по самообразованию «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».
Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому.
Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился экологический уклад жизни.
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же в содержании надо воспитывать это чувство, качество.
Патриотизм – это мировозрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.
Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.
Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Данный вопрос побуждает меня изучать литературу, которая поможет мне узнать опыт, наработки других педагогов.
Мной были изучены книги:
- Н.Ф.Виноградова «Наша Родина» Москва 1984г. В ней представлены произведения разных жанров, направленных на патриотическое воспитание.
- А.Д.Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г.
- Е.И.Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995г.
- Л.И.Беляева «Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста на материале Советской Армии» Москва 1977г.
- Н.В.Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Автор в своей книге представила систему работы по данной теме, охвачены все разделы (семья, детский сад, город и т.д.). использовать в работе данную книгу легко, так как материал распределен понедельно, материал постепенно усложняется, новый материал строится на закреплении пройденного.
- Е.К.Ривина «Государственная символика России» В пособии представлены конспекты познавательных бесед, сценарии досуговых мероприятий, в которых раскрываются нравственное значение. История и функции государственных символов России. Фрагменты данных конспектов можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Данная книга хороша для повышения уровня знаний педагогов.
- Р.И.Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) Москва 2007г. Данная книга удобна в работе с детьми тем, что все конспекты систематизированы в соответствии с базовыми программами детских садов. Автор предлагает нам дополнительный материал, который можно использовать для составления собственных занятий.
- Л.В.Логинова «Что может герб нам рассказать» Москва 2006г. Автор предлагает нам нетрадиционные формы работы с детьми, родителями. Цветные вклейки, игровой материал позволяет существенно расширить знания детей о родной стране. Данную книгу рекомендуется использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
- Л.А.Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, т.к. содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по теме «Мой дом – моя семья», «Русская народная культура», «Столица нашей Родины Москва», «Земля – наш общий дом», «Защитники Отечества». Хорошо то, что материал составлен педагогами, которые так же ищут способ как лучше воспитать патриотические чувства у детей.
10.Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) Москва 2007г.
Данные авторы предлагают книги для средней, старшей и подготовительной группы. Эти книги - находка для педагогов. В книгах представлены перспективное планирование, подробные конспекты занятий, утренников, развлечений. Основное содержание дополнено разным практическим материалом, который помогает в работе с детьми: пословицы и поговорки, авторские дидактические игры.
Также авторы предлагают критерии диагностики уровня знаний и навыков детей.
Изучением данной темы я занимаюсь уже три года.
Во 2-ой младшей группе основное внимание уделялось воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. В течении года я расспрашивала детей о других членах семьи и таким образом постепенно подводила детей к пониманию того, что такое семья. Ведь все мы знаем, что ознакомлению детей с «Большой Родиной» предшествует ознакомление с «малой Родиной», со своей семьёй.
Дети младшей группы с трудом представляют себе такие понятия, как «город», «страна». Поэтому в этом возрасте мы старались вызывать у детей положительные эмоции, чувство восхищения своим городом, страной. Работа заключалась в том, чтобы обратить внимание детей на празднично украшенные улицы города, к празднику дети украшали и свою группу. После праздников я беседовала с детьми о том, где дети были во время празднования, куда ходили, что видели. Такие беседы вызывают у детей чувство сопричастности с большими событиями родного города.
В средней группе работа была направлена на воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье – ведь всё это фундамент, на котором и будет формироваться чувство любви к своему отечеству. Поэтому, начиная работу по патриотическому воспитанию, мы начали с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенок должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями.
В группе мы оформили уголок «Воспитываем патриотов», где дети могут наглядно познакомиться с родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы.
На основе наглядного материала и специальных занятий я познакомила детей с родным городом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с Российским флагом.
На занятиях по рисованию и аппликации дети изображали Российский флаг, рассказывая, где его можно увидеть.
Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Поэтому зачастую нам, педагогам, приходиться воспитывать не только дошкольников, но и их родителей, объясняя им их важность в воспитании детей. Мною были проведены тематические встречи с родителями по темам:
- «О чем мечтают дети? Знаете ли Вы своих детей?»
- «День семьи».
- «Хорошо и плохо» - азбука нравственности.
Такие встречи позволяют родителям глубже узнать своих детей.
В старших группах я предложила родителям вести альбом путешественника, в котором они будут вместе с детьми зарисовывать или вклеивать фотографии тех мест, где они побывали, что видели. Возможно описывать в нем свои впечатления. Благодаря такому альбому дети смогут познакомить своих друзей с нашей большой страной, с любимым городом.
Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально –положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Эти задачи я поставила перед собой – с детьми старшей и подготовительной группы. В решении этих задач мне необходимо было дать детям – географические и природоведческие представления о Ямале, истории края, культуре, традициях народов, населяющих его. Ямальская земля – это край контрастов. Здесь такие места, где, как и много столетий назад охотник в спокойном сосредоточении читает замысловатую вязь собольих следов. Здесь время сохраняет свой темп. Их предки много столетий назад освоили Север, сделали его пригодным для жизни, создали тип хозяйства и культуры, которой позволили им существовать в крайне тяжёлых условиях. Эти немногочисленные народы сумели расселиться на огромных пространствах и обжить их. Но в отдельных местах от культуры ненцев, ханты, селькупов не осталось и следа. Там на родовых угодьях высятся буровые вышки, на местах рыболовных установлены мощные дренажные системы. Национальная культура малочисленных народов Ямала может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения к национальной культуре коренного населения Ямала становится актуальной. Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного процесса, необходим основательный теоретический и практический багаж. Сделать это оказалось нелегко, мало иллюстрированного материала, отражающего жизнь народов Севера, нет произведений народного творчества. Свою работу я начала с накопления таких материалов. В настоящее время рынок дошкольной литературы заполнен разнообразными пособиями, методическими рекомендациями по самым невероятным направлениям развития. Однако нет ни одного источника планомерного ознакомления дошкольника с особенностями культуры его малой родины. Их я находила в библиотеке, в журналах, в Интернете, в музее. Были изучены: литература энциклопедического содержания, труды местных авторов.
Для того, чтобы работать по этой теме, мною было сделано:
- Создала в группе предметно-развивающую среду.
- Подобрала соответствующую художественную литературу: сказки, сказания, легенды, приметы, пословицы, поговорки, загадки народов Ямала.
- Экскурсии в музей города «Освоение Севера», библиотеку.
- Оформила уголок Ямала.
- Подготовила видеоматериал о жизни, быте коренных народов ненцев и ханты.
- Приобрела записи песен о Севере, Ямале, о родном городе.
- Оформила папки, альбомы.
- Привлекла родителей к работе по этому направлению. Так Алистратова В.И. изготовила нам макет: «Стойбище ненцев».
- Проводила опытно-поисковую работу.
- Познакомила с символикой, картой России, флаг России, гимн, флаг и герб ЯНАО, г.Губкинский.
- Оформила фотоальбом «Наш любимый город», « Мы на Севере живем».
- Экскурсия к монументально-художественной композиции « Первопроходцам».
- Участвовала с детьми в проведении всероссийских конкурсов: « Путешествие в Африку», «Моя Родина», «Мир растений», «Космос», Пограничник», «Курская дуга».
- Участие в городских конкурсах: «Масленица пришла», «Рождественская игрушка», «Радуга профессий».
- Родители совместно с детьми составили « генеалогиче-
- ское древо семьи», также Герб семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правила поведения для воспитанных детей в детском саду" (Презентация)
Правила поведения для воспитанных детей. В детском саду. Как с ребятами дружить, Как без грусти день прожить, Как вести себя в саду, Чтоб со всеми быть в ладу. Соблюдайте тишину, Я расск...
Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду
С помощью презинтации раскрыта система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду....
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»
«Система работы по экологическому воспитанию детей в детском саду»...
Полоролевое воспитание детей в детском саду
Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации....
Конспект занятия по развитию речи по теме: "Патриотическое воспитание детей в детском саду ко "Дню Защитника Отечества" в старшей группе".
Знакомим детей с историей возникновения нашей страны и армии, с символикой нашей Родины.Воспитываем у детей патриотические чувства, эмоционально-положительное отношение к воинам –защитникам, желание п...
План самообразования по теме "Экологическое воспитание детей в детском саду"
laquo;Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окно...
Самообразование «Экологическое воспитание детей в детском саду»
Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продум...