Заседание родительского клуба «Семейный лад» на тему «Эмоциональное благополучие ребенка. Что это такое?»
консультация (младшая группа) на тему
В конспккте представлены разнообразные формы взаимодействия с родителями на тему "Эмоциональное благополучие ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_blagopoluchie_semeynyy_lad.docx | 32.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание родительского клуба «Семейный лад» на тему
«Эмоциональное благополучие ребенка. Что это такое?»
Елшина Ольга Алексеевна
педагог-психолог
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 «Ладушки»
Цель: Создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами.
Задачи:
- Формировать представление родителей о значимости эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления здоровья
- Создание условий для обмена семейным опытом, для обсуждения наиболее актуальных проблем воспитания детей
- Стимулирование желания родителей применять полученные знания на практике.
Используемые материалы и оборудование:
- Кукла на руку «Привет»
- Материал к игровому упражнению «Мое сердце» (большое сердце из картона, маленькие сердца зеленого, синего, черного и красного цветов по количеству участников)
- Рисунки (домашнее задание)
- Бланки к тесту «Страхи в домиках», ручки по количеству участников
- Памятки «Наказывая, подумай: зачем?»
- Аудиозапись песни «Песня про семью»
- Презентация «Эмоциональное благополучие ребенка. Что это такое?»
- Видеоролик «Эмоции детей»
- Мультимедийная установка, ноутбук.
Предварительная работа:
1.Объявления в группах раннего возраста о намечающемся заседании родительского клуба «Семейный лад»
2. Анкета для родителей «Эмоциональное развитие ребенка»
3.Домашнее задание – совместный рисунок мамы и ребенка
4. Информационная консультация в родительских уголках «Эмоциональный мир дошкольника»
Ход мероприятия
То грустный, то веселый, то хмурый, то смешливый
Бывает и ребенок и взрослый человек.
Мы можем огорчаться: - Какой денек дождливый!
Мы можем восторгаться: - Какой красивый снег!
Когда приходят гости, мы хлопаем в ладоши,
А улетают птицы – вздыхаем мы с тобой.
Вот через лужу мостик – доволен им прохожий!
Кто строил, тот по праву гордиться сам собой.
Нам многое на свете дается в ощущенье:
Забавные курьезы, провалы и успех.
Бывают достиженья, бывает удивленье,
Бывают счастья слезы, бывает горький смех..
Педагог-психолог: Добрый вечер! Сегодня мы вновь собрались на заседании нашего семейного клуба. На сегодняшнем заседании мы поговорим о такой серьезной теме, как "Эмоциональное благополучие ребенка”.
Разминка «Приветствие»
Педагог-психолог: А чтобы в нашей группе каждому участнику было комфортно, я предлагаю познакомиться. Будем передавать наш «Привет» (кукла на руку) по кругу и говорить, чья вы мама и в какую группу ходит ваш ребенок.
Педагог-психолог: Я хочу задать вам вопрос: Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка? (высказывания родителей)
Педагог-психолог: Абсолютно верно было замечено, что эмоционально благополучный ребенок чаще всего спокоен, улыбчив, в хорошем настроение и физически здоров. А какие же эмоции присущи детям раннего возраста? Я приготовила для вас небольшой видеоролик на эту тему, который так и называется «Эмоции детей».
Мини-лекция «Здоровье и ребенка и его эмоциональное состояние»
Педагог-психолог: В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется?
Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.
Анализ анкет для родителей.
Вам были предложены анкеты на тему эмоционального развития ребенка. После обработки анкет, мы увидели, что…
1.На вопрос «Что значит эмоциональное благополучие в семье?» ответили так:
- родители любят детей – 61%
- родители знают, чем интересуются дети, что их беспокоит – 69%
- родители уважают мнение детей, их переживания – 54%
- родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении – 30%
- наличие семейных традиций – 38%
- наличие увлечений у членов семьи – 23%
- наличие обязанностей по дому – 15%
2.Как складываются у вашего ребенка взаимоотношения со взрослыми?
- благополучно – 69%
- иногда бывают конфликты – 23%
- обижается на взрослых за то, что наказывают или что-то не разрешают – 23%
- неблагополучно – 0%
3.Как вы разрешаете конфликтные ситуации с ребенком?
- настаиваю на своей точке зрения – 23%
- ищу компромисс – 84%
- иду на поводу у ребенка – 15%
- обращаюсь за помощью к другим членам семьи – 7%
4.Как ваш ребенок проявляет себя в отношениях с другими детьми?
- уравновешенный – 30%
- терпеливый – 15%
- уступчивый – 23%
- приветливый – 54%
- вспыльчивый – 7%
- склонный командовать – 7%
5.Как влияют отношения между детьми и родителями на общение в детском саду?
- прямого влияния не оказывают – 7%
- благополучие семейных отношений облегчает его жизнь в детском саду – 84%
- сущность семейных отношений еще недостаточно понятно ребенку – 0%
Педагог-психолог: Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка? (ответы родителей). Я обобщила их в следующие 8 причин
- Нарушение режима дня
- Несогласованность требований к ребенку
- Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту
- Изобилие информации
- Неблагополучное состояние в семье
- Желание родителей быть с ребенком в местах массового скопления людей. Это означает то, что для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие "взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.
- Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так.
- Эмоциональное благополучие может нарушить и то, что ребенок не получает достаточно любви и ласки от своих родителей, особенно от матери.
Игровое упражнение «Мое сердце»
Педагог-психолог: Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из этих причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка. (на столах нарезаны сердечки зеленого, синего, черного и красного цвета).
- Если есть одна причина, то возьмите одно зеленое сердечко и приколите его на сердце, которое на доске.
- Если две причины, то возьмите синее сердечко и приколите его.
- Если 3,4 и более причин, то возьмите черное сердечко и тоже приколите его.
- Красное сердечко возьмет тот, у кого нет ни одной причины, нарушающего благополучие ребенка.
– Что же мы видим? ……
Педагог-психолог: Перед Вами висят рисунки, которые Вы нарисовали дома с вашими детьми (это было домашнее задание). Расскажите, сколько времени Вы находились со своим ребенком, какое участие он принимал в рисовании. Какой у него был эмоциональный настрой и т.д. (рассказ 2 – 3 родителей).
Педагог-психолог: Очень хорошо, когда ребенок находится около или вместе с родителями, у него спокойно на душе, он знает, что его любят. Но когда у ребенка нарушается эмоциональное благополучие, он становится подозрительным, чего-то боится, чего-то страшится, т.е. у ребенка появляется детская тревожность. Одним из ее проявлений является детский страх.
Какие детские страхи вы знаете или слышали о них? (родители перечисляют страхи)
Педагог-психолог: На самом деле ученые выявили 29 возрастных страхов. Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских детей эта норма доходит до 15 страхов.
Игра-тест «Страхи в домиках»
Педагог-психолог: Я хочу предложить Вам игру "Страхи в домиках” На самом деле это тест, который Вы можете провести со своими детьми и выявить, чего же боится Ваш ребенок.
У вас черный и красный домики. В черном домике живут страшные страхи (т.е. то, чего вы боитесь), а в красном – нестрашные (то, чего не боитесь). Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того дома, в который вы его поселите, (маленькие дети показывают на домик пальчиком, а взрослый в это время записывает номера).
1. когда остаешься один;
2. нападения;
3. заболеть, заразиться;
4. умереть;
5. того, что умрут твои родители;
6. каких-то детей;
7. каких-то людей;
8. мамы или папы;
9. того, что они тебя накажут;
10. Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовища. (У школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы - вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
11. перед тем как заснуть;
12. страшных снов (каких именно);
13. темноты;
14. волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15. машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16. бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17. когда очень высоко (страх высоты);
18. когда очень глубоко (страх глубины);
19. в тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
20. воды;
21. огня;
22. пожара;
23. войны;
24. больших улиц, площадей;
25. врачей (кроме зубных);
26. крови (когда идет кровь);
27. уколов;
28. боли (когда больно);
29. неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом);
30. сделать что-либо не так, неправильно (плохо - у дошкольников);
31. опоздать в сад (школу);
Педагог-психолог: Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме.
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
- медицинские страхи- боль, уколы, врачи, болезни;
- страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
- страх смерти (своей);
- боязнь животных ;
- страхи сказочных персонажей;
- страх темноты и кошмарных снов;
- социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
- пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;
Наличие большого количества разнообразных страхов у ребенка - это показатель преневротического состояния . После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Данный акт успокаивает актуализированные страхи.
Педагог-психолог: Народная мудрость гласит "Все болезни от нервов”. Врачи – педиатры отмечают, что резкий рост у детей психологических заболеваний и их количество из года в год растет. Психологический дискомфорт подтачивает здоровье. Мы живем с детьми в век стресса – и все же многое в решении этого вопроса зависит от нас с вами. Мы, взрослые, должны и обязаны беречь наших детей, создавать в семье, в детском саду такой психологический климат, в котором ребятишкам было бы хорошо и спокойно.
Мини-лекция «Мама-терапия. Что это такое?»
Педагог-психолог: Изучив огромное количество источников по теме эмоционального комфорта ребенка, совершенно точно можно сказать, что между маленьким ребенком и его матерью существует тесная эмоциональная связь, которая закладывается чисто биологически, на стадиях беременности и кормления грудью. Голос матери становится чем-то вроде внутреннего голо а самого ребенка, поэтому он воздействует на него сильнее любого лекарства и любого психолога. И если этот голос постоянно одобряет, поддерживает, дает установку на счастье, здоровье, то все психоэмоциональные процессы приходят в норму. Именно поэтому любая мать может стать целителем своего ребенка.
Психиатр Борис Зиновьевич Драпкин создал уникальную методику лечения детских недугов и неврозов – «мама-терапию». Эта программа состоит из 4 блоков: «Витамины материнской любви» (настраивание ребенка на общую психоэмоциональную волну); «Физический блок» (установка на физическое здоровье); «Психический блок» (установка на нормальное психическое развитие) и «Блок народной медицины». (фразы на слайд)
Нужно подойти к кроватке ребенка через 20-30 минут после засыпания, слегка притронуться к его ручке или головке и произносить сначала мысленно, а затем вслух фразу за фразой каждого блока. Старайтесь делать это медленно, со всей силой своего материнского убеждения, как бы посылая ребенку «волны любви».
Повторять процедуру нужно каждый день. Программа рассчитана на 2 месяца. Изменять формулировки и переставлять фразы местами не стоит, так как именно приведенная последовательность доказала свою эффективность. Вся программа абсолютно позитивная, Вы просто пробуждаете в своем ребенке желание быть хорошим, счастливым, здоровым и закрепляете уверенность в том, что это возможно. Важно правильно выбрать время для передачи своей любви. Во время бодрствования дети отвлекаются, поэтому лучше всего заниматься этой методикой, когда малыш спит, он прекрасно запомнит, что мама говорила. Каждую фразу нужно прочитать трижды. Ни высокая температура, ни какие-либо другие проявления болезни у ребенка противопоказаниями не являются. А вот если сама мама не в форме: заболела, взвинчена – тогда сеанс лучше отменить. Или его может провести бабушка с материнской стороны, у них это тоже неплохо получается.
Педагог-психолог: Итак, как же можно воспитать и вырастить ребенка эмоционально благополучным?
Уважаемые родители, помните, для того, чтобы воспитать психологически здорового ребенка, нужно приложить немало трудов и усилий, а именно:
• Старайтесь больше времени уделять сыну или дочери;
• Гуляйте, играйте дома, на свежем воздухе в семейные игры;
• Читайте книги вместе, вместе обсуждайте их героев;
• На своем примере показывайте значимость своей семьи;
• Доверяйте своему малышу свои «секреты», переживания;
• Учите сопереживать человеку, попавшему в беду, тому у кого неприятность, горе;
• Учите находить выход из трудностей, согласно правилу «Не навреди»;
• Формируйте адекватную самооценку;
• Постарайтесь стать самым близким другом;
• Учите дорожить друзьями;
• Учите ребенка быть внимательным к окружению;
• Старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов;
• Ограничьте общение с семьями, ведущих асоциальный образ жизни!
Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание, а не порицание и ваша усталость после трудного рабочего дня!
Педагог-психолог: А еще я хочу вам посоветовать, что можно сделать вместе с вашим ребенком, чтобы счастливые воспоминания детства остались на всю жизнь:
- Пускать солнечные зайчики.
- Наблюдать, как прорастают семена.
- Вместе скатиться с высокой ледяной горы.
- Смотреть на звезды.
- Вырезать гирлянды бумажных человечков.
- Показывать театр теней.
- Слушать пение птиц.
- Построить шалаш.
- Наблюдать восход и закат.
- Любоваться лунной дорожкой.
- Смотреть на облака и придумывать, на что они похожи.
- Сделать флюгер и ловушку для ветра.
- Светить в темноте фонариком.
- Кормить птиц.
- Делать секретики.
- Запускать воздушного змея.
- Построить замок из песка. Закапываться в песок
- Сидеть в темноте, при свечах.
- Выдавливать формочками печенье.
- Наряжать елку.
Родителям раздаются памятки «Наказывая, подумай: зачем?»
Звучит «Песня про семью», родители разглядывают рисунки, прощаются друг с другом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание родительского клуба по теме: "Защита прав и достоинств маленького ребенка"
Предлагается материал родительского собрания по теме: "Защита прав и достоинств маленького ребенка",где родители будут ознакомлены с основными документами по правам ребенка, им предлагается просмотрет...
Заседание родительского клуба на тему:«Плохой аппетит у ребенка? Ищем причины и боремся с ними!»
Участие в конкурсе организованным сайт Огонек – портал. Номинация конкурса Тематическая разработка «Здоровое питание»С родителями рассмотрим проблему плохого аппетита у детей и попро...
Сценарий заседания родительского клуба "Граматейка" на тему "Агрессивный ребенок"
Об агрессивности нельзя судить лишь по её внешним проявлениям, необходимо знать её мотивы и сопутствующие ей переживания. Выявление мотивов и условий агрессивного поведения детей необходимо как для ег...
Заседание родительского клуба «Семейный Очаг».
Заседание родительского клуба «Семейный Очаг». Тема: «Искорка добра».Цель: создать доброжелательную обстановку; способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей добр...
Заседание родительского клуба в подготовительной логопедической группе на тему: «Роль эмоций и их значение в жизни ребенка»
Форма проведения: семинар-практикум Воспитатели СП «Детский сад Сказка»ГБОУ гимназии им.С.В. Байменова г. ПохвистневоСтадник И.В.Люфт Е.В.Учитель-логопед Тимофеева М.Г.Педагоги-психологи Игнатова...
Конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады приветствовать Вас на собрании нашей группы. Все мы с вами разные, но у нас есть общее – это наши дети наш детский сад, наша группа, наше постоянно...
Заседание родительского клуба «Лото семейного благополучия»
Конспект заседания родительского клуба Тема: «Лото семейного благополучия» (с использованием игры)...