РОЛЬ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У БУДУЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему
Актуальность работы
Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития.
Речевое развитие включает:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель работы: изучить методические приемы развития речи старших дошкольников через разные виды деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_rechevogo_razvitiya_u_budushchih_shkolnikov.docx | 32.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Важный показатель готовности ребенка к школе – развитие речи. Без определенного уровня развития речи обучение не просто затруднено, но практически невозможно. Однако несформированность речи встречается часто (почти у 60% первоклассников). Как правило, это - нарушение звукопроизношения, трудности звуко-буквенного анализа, бедный словарный запас, неумение вести диалог и составить связный рассказ по картинке. Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.
Актуальность работы
Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития.
Речевое развитие включает:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель работы: изучить методические приемы развития речи старших дошкольников через разные виды деятельности.
- Особенности речи у детей старшего дошкольного возраста
На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками. Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем, которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими. Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, принимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящей работе, позволяет совершенствовать его память, воображение. Задание дети выполняют тем лучше, чем значимее для них мотив предстоящей деятельности. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
В дошкольный период наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных и чаще всего незнакомых для них слов. При этом достаточно исправить ребенка, дать образец ответа и немного "поучить" его правильно произносить это слово, и он быстро введет это новое слово в самостоятельную речь.
Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. В диалоге рождается содержание, которым не обладает в отдельности ни один из партнеров, оно рождается лишь во взаимодействии. В диалоге со сверстником в наибольшей степени приходится ориентироваться на особенности партнера, учитывать его возможности (часто ограниченные) и поэтому произвольно строить свое высказывание, используя контекстную речь. Диалог со сверстником - новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития. Здесь неуместны прямые указания, учебная мотивация, жесткая регламентация. И все-таки диалогу со сверстником, как показывают исследования, нужно учить. Учить диалогу, учить языковым играм, учить словесному творчеству.
По данным Л.С. Выготского, Ф.А.Сохина, О.С.Ушаковой, дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.
- Методические приемы развития речи старших дошкольников через разные виды деятельности
Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец— правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен бытьдоступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Посколькуобразец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.
Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.
Объяснение— раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.
Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.
Оценка детской речи — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) — «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями — «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.
Наглядные приемы — показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.
Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенкаинтерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду.
Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка - моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.
Важную роль в развитии связной речи детей играют дидактические игры на описание предметов: «Скажи, какой», «Кто больше узнает и назовёт», «Угадай по описанию», «Чудесный мешочек», «Магазин игрушек».Эти игры помогают научить детей называть характерные признаки, качества, действия; побуждают к активному участию детей высказывать своё мнение; формируют умение связно и последовательно описывать предмет. Дидактические игры на формирование представлений о последовательности действий персонажей путём разгадывания соответствующих картинок-схем: «Расскажи сказку по картинкам», «Скажи, что сначала, что потом», «Я начну, а ты закончишь», «Кто знает, тот дальше продолжает».Такие игры способствуют связному рассказыванию, последовательному описанию сюжета произведения.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является, создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. По мнению О.С. Ушаковой, театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи дошкольной образовательной организации: развить художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий. При этом он знакомится с ярким выразительным народным языком, обогащает свой словарь, развивает речь, формирует внимание. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованная деятельность – это эффективный метод развития коммуникативных навыков, эмоционально волевой сферы и речи детей старшего дошкольного возраста. Данная деятельность интересна, доступна и эмоционально привлекательна детям. С помощью игровых приемов воспитатель добивается совершенствования выразительности речи ребенка. Именно театрализованные игры позволяют добиваться хороших результатов.
Формирование речевых умений детей происходит и на основе использования малых форм фольклора. Знания по развитию речи, знания малых форм фольклора дети могут получать в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, экскурсий, праздников и развлечений, во время бесед, чтения книг, в изодеятельности, в театрализованной деятельности, игровой и другой совместной деятельности. Можно знакомить ребят с рассказами, в которых рассказывается смысл пословиц. Дети знакомятся с новыми поговорками и пословицами, затем сами подбирают их по смыслу. Н. Гавриш рекомендует использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Детей старшего возраста следует приучать слышать, понимать, запоминать и использовать в речи пословицы и поговорки. Активировать в речи такие выражения как «водить за нос», «дать волю рукам», «нос повесить», «сказать – узлом завязать», «зарубить на носу». Дать представление детям о том, что пословицы и поговорки это неделимая единица, которая дает определенный смысл.
Речевые упражнения, словесные игры, чтение и обсуждение литературных произведений, инсценировки, игры-драматизации, коллективные рассказы, игры-соревнования, литературное творчество, индивидуальная работа с ребенком – все виды образовательной деятельности должны повторяться, чтобы дети могли прочно усвоить произношения звуков и слогов, новые слова и их значения, а также грамматические правила.
И ещё один важный вопрос. Могут ли занятия быть вредными для ребёнка? Могут – в том случае, если взрослый, организующий эти занятия, не учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, перегружает его учебными заданиями вместо естественного для дошкольника вида деятельности – игры.
Играйте! Игра – естественное состояние дошкольника, наиболее активная форма познания мира, наиболее эффективная форма обучения. Обучение дошкольника должно проходить как бы между прочим, в игровой ситуации, в обстановке увлекательного дела.
Для поддержания интереса к занятиям, нужно использовать разнообразные игры и пособия. На каждом занятии обязательно нужно сочетать учебные упражнения с разминками (физкультминутки, пальчиковая гимнастика, подвижная игра и всё, что вам подскажет ваша фантазия).
Нежелание ребёнка заниматься – знак того, что взрослый превысил возможности ребёнка. Ребёнок – это уменьшенная копия взрослого. Ребёнок имеет право не знать и не уметь!
От уровня подготовки дошкольников зависит успешность при дальнейшем обучении в школе.
Заключение
Дошкольное образование - это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача педагогов, работающих с дошкольниками - формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. Сегодня совершенно определенно можно выявить назревшие противоречия между общим для всех воспитанников нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями детей.
Основная цель речевого развития - доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли.
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления. К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.
Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.
Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его чувства, организует социальный опыт. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Таким образом, роль слова как важнейшей единицы языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
Список использованных источников
- Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада - М.: Мозаика-Синтез, 1999.- 37-45с.
- Безруких, М.М. Пора ли в школу? – М., 2004.
- Богославец, Л. Г. Современные педагогические технологии в доу: учеб метод пособие / Л. Г. Богославец. - Спб. Детство-пресс, 2011. - 111 с
- Бочкарева Л.П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск, ИПКПРО, 1993. – с.3
- Жуйкова,Т.П. Характеристика метода моделирования в формировании пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. -М.: Издательство Молодой ученый, 2012. -41-44с
- Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошк. воспитание.-1991.-№9
- Матюхина, М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология.-М.: Просвещение, 1984. - 12-18с.
- Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. пособие для воспитателей детского сада/ Е.И. Тихеева. - М.: 1981.- 345с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ «МЫ – БУДУЩИЕ КОСМОНАВТЫ»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье», «Социализация»....
« Роль речевого развития в познании окружающего мира»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...
Роль речевого развития у дошкольников
роль речевого развития у дошкольников...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Итоговое занятие по развитию речи «Будущие школьники»
Задачи:Образовательные-учить определять количество и порядок слов в предложении. - закрепить умение определить количество слогов в слове.- упражнять в составлении предложений с глаголами и действ...
"Роль речевого развития детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"
консультация для родителей "Роль речевого развития детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ"...
Статья на тему "Оригами как эффективное средство развития умений будущих школьников"
Статья для родителей и педагогов о роли оригами в обучении....
Ранняя профориентация старших дошкольников через познавательно-речевое развитие «Мы будущее Югры!»
Ранняя профориентация старших дошкольников через познавательно-речевое развитие«Мы будущее Югры!»...