«Состояние работы коллектива ДОУ по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
учебно-методический материал (младшая группа) на тему
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.
Многие ученые подчеркивают роль дошкольного возраста в интеллектуальном развитии человека. Знания, данные в занимательной форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_znakomit_detey_s_sots._normami.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Как знакомить детей с социальными нормами и правилами.
Мир вошел в новый век. Каким он будет? Во многом это зависит от нас и от тех основ, которые мы заложили в сознание сегодняшних малышей. Именно этим будет определяться духовное и материальное благосостояние государства и общества.
Многочисленные экономические, социальные, экологические и другие проблемы, стоящие не только перед нашей страной, но и перед всем миром, по сути имеют один общий корень и могут быть сведены к одной общей проблеме – проблеме человека.
Мы знаем, каков человек, такова и его деятельность, таков и мир, который он создаёт. Что же определяет, характеризует человека, да и общество в целом, прежде всего? Культура человека и общества. Это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкий кругозор и сознание, образованность и просвещённость, интеллигентность и цивилизованность, внутреннюю утончённость и творческую активность. Всё это определяет внутренний мир человека, от которого зависит его жизнедеятельность. Становиться ясно, что многие, если не все проблемы нашей жизни связаны с бездуховной, безнравственной, невежественной, а следовательно разрушительной деятельностью человека непосредственно вытекают из общего кризиса культуры. Именно поэтому задачи нравственного воспитания и вопросы культуры должны стоять на первом месте.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Воспитатель формирует такие важные черты, как любовь к родному краю, доброжелательность, уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.
Детский сад формирует у детей определённые нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям; проявляется культура поведения. Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми. Правила, в силу своей конкретности, становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.
Очень важно с раннего детства формировать уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребёнок вступает в определённые отношения с родными, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской и заботой, создавая атмосферу тепла, защищённости, доброжелательности. Поэтому важно формировать правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним.
Важно также сформировать нормы поведения, отражающие отношения к сверстникам (умение проявить отзывчивость, доброжелательность, желание играть и заниматься вместе). Воспитатель должен поощрять совместную деятельность детей, воспитывать приветливость, умение сопереживать, сочувствовать, желание порадовать, уступить.
Большое место в воспитательной работе занимает формирование у детей норм поведения в общественных местах и, прежде всего в самом детском саду. В этих нормах проявляется уважение к окружающим, умение учитывать состояния других людей, считаться с ними, занимаясь своей деятельностью, не мешать окружающим. В детском саду воспитывается бережное отношение к вещам. Оно включает в себя формирование представлений о том, что каждая вещь является результатом труда и поэтому небрежное отношение с ней может свидетельствовать о неуважительном отношении к людям труда. Воспитывая ребят бережливыми педагог, вместе с тем, предупреждает проявления скупости, жадности, стремление беречь только своё, небрежно относясь к чужому.
В дошкольном возрасте дети уважают нормы поведения, отражающие положительное отношение к труду. Воспитатель развивает у детей понимание необходимости труда, воспитывает чувство ответственности за порученное дело.
Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам важно обеспечить единство педагогических требований дошкольного учреждения и семьи. Целесообразно периодически обсуждать с родителями уровень нравственного развития их детей, отмечая положительное, выделяя конкретные задачи для совместного из решения.
При знакомстве с социальными нормами и правилами можно использовать следующие игры, упражнения, беседы, занятия:
- Занятие «Чем можно порадовать маму?» - занятие способствует углублению у детей чувства привязанности и любви к самому близкому человеку – маме;
- Занятие «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Маленькие помощники» - занятие формирует нравственное поведение в общении с незнакомыми людьми, развивает связную речь;
- Занятие «В магазине самообслуживания» - формирует представление о правилах поведения в общественных местах, учит умению речевого общения в смоделированной ситуации;
- Беседа «Семейная фотография» - также способствует чувству семейной сплочённости;
- Беседа «Что такое дружба?» - учит детей видеть, понимать и оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения;
- Беседа «Как быть послушным» - воспитывает в детях умение общаться с незнакомыми людьми
- Беседа «На меня в обиде мама» - учит находить правильный выход из конфликтной ситуации
- Психологических этюд «Любящие родители» - способствует чувству семейной сплочённости;
- Подвижная игра «Курица и цыплята» - игра показывает заботливое отношение мамы к своим детям, создаёт положительный эмоциональный настрой у детей;
- Подвижная игра «Не намочи ноги» - даёт возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку;
- Дидактическая игра «Не поделили игрушки» - учит благополучно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромиссное решение;
- Дидактическая игра «Не обзывайся» - с помощью этой игры детям объясняется необходимость соблюдения основных правил общения друг с другом и отрицательные последствия привычки давать клички сверстникам.
- Дидактическая игра «Грязи нет! Пыли нет!» - приучает помогать своим родным в работе по дому, учит совместной деятельности и общению;
- Дидактическая игра «Маленькие помощники» - учит детей радовать своих родных, оказывать им посильную помощь, воспитывает желание помогать близким людям, общаться в процессе совместной деятельности;
- Игра-драматизация «Что такое хорошо, и что такое плохо» - формирует представление у детей о плохих и о хороших поступках в поведении, умение правильно оценивать себя и других, учит видеть положительные и отрицательные качества персонажей;
- Игра-драматизация по сказке «Два жадных медвежонка» - учит оценивать героев, сопереживать им, вести себя правильно в затруднительных случаях;
- Игра-драматизация «Узнай себя» по серии стихотворений М. Ивенсен – учит оценивать свои поступки, поступки товарищей, сравнивая их с поступками персонажей литературных произведений, поощряет стремление детей избавиться от отрицательных, нежелательных привычек, учит подражать положительным героям;
- Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу» - знакомит детей с правилами поведения на улице. В транспорте, в общественных местах;
- Сюжетно-ролевая игра «Автобус» - развивает социальное поведение, навыки правильного общения в транспорте, фантазию, речь;
- Сюжетно-ролевая игра «День рождения Незнайки» - знакомит с правилами гостеприимства, учит согласовывать свою деятельность с деятельностью других людей, воспитывает чувство доброжелательности, участия, вырабатывает умение дарить и принимать подарки.
За короткий период дошкольного детства ребенок усваивает многие способы поведения и общения. Он чутко присматривается к поведению взрослых и сверстников, подражает их речевым особенностям, манерам, жестам, у него появляются довольно устойчивые привычки. Он интенсивно развивается физически, интеллектуально и нравственно. Ярко проявляется его стремление к общению со сверстниками. Уже на третьем году жизни малыша не удовлетворяют игры в одиночку, он ищет общения со сверстниками, испытывает потребность к совместной с ними деятельности. Ребёнок, подражая, усваивает многие правила поведения. Формирование нравственного поведения дошкольника должно проходить под руководством взрослых.
Основная задача — воспитывать у него организованное поведение в соответствии с общепринятыми правилами, руководствуясь которыми он может самостоятельно устанавливать контакты со сверстниками, управлять своими желаниями.
Каковы пути и средства воспитания у детей нравственного поведения?
Маленькому ребенку прививают те навыки, о которых говорится в программе детского сада и которые связаны с выполнением режима (все делать вовремя, в нужном темпе, согласованно с другими детьми); с самообслуживанием и гигиеническими требованиями (самостоятельно умываться, есть, раздеваться и одеваться и др.). Ребенок должен усвоить необходимый порядок действий и их характер в каждой конкретной ситуации, иначе у него не выработается положительный стереотип поведения.
Обучение как один из ведущих методов воспитания помогает усвоить определенный объем конкретных навыков и умений, от которых зависит поведение ребенка, его организованность, самостоятельность, упорядоченность и осмысленность действий.
Усваивая необходимые навыки, ребенок знакомится с правилами поведения. Благодаря правилам ребенок должен уяснить, осмыслить, как надо вести себя с взрослыми и сверстниками дома и в детском саду, на улице и в общественных местах.
С этой целью ребенка обучают правилам, общения и речевого этикета, правилами, помогающим строить отношения со сверстниками и окружающими людьми, правилам вежливости, поведения за столом, на занятиях, в процессе совместной деятельности и др. С правилами знакомят постепенно, в естественных ситуациях, с учетом возраста детей. По мере взросления ребенка постепенно расширяется и круг правил, усваивая которые он дополнительно расширяет и конкретизирует свои знания о уже известных.
Например, воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: «Как вести себя на занятиях»; «Как вести себя на улице, в транспорте»;
«Как вести себя во время разговора с взрослыми»;
«Правила дружной игры»; «Правила дружной работы»; «Правила вежливости» и др. Важно, чтобы и в семье выполнение любого правила было обязательным.
Вводя любое правило, надо разъяснять его смысл. Взрослые обычно обосновывают свои требования: не сложил аккуратно свои вещи — и теперь они будут мятыми, а ты будешь выглядеть неопрятно; если игрушки и книги кладут на место, то их не приходится, искать и они выглядят как новые; не убрал после себя постель — это придется сделать за тебя маме.
Ребенка недостаточно лишь познакомить с правилом, полезно еще и показать способы его выполнения. Воспитатель рассказывает родителям, что в детском саду обычно отмечают положительное поведение не только тех детей, которые всегда ведут себя примерно, но и каждого, кто заслужил это. Важно, чтобы каждый воспитанник чувствовал, что может стать в чем-то примером для других: «Коля проявил вежливость»; «Вера всегда аккуратна»; «Люба никогда не отнимает игрушки»; «Боря сегодня поздоровался приветливо и громко, так что слышали все ребята». Это вселяет в детей веру в свои возможности, подтягивает их. Для ребенка немаловажно, что скажет о его поведении товарищ.
Дети, усвоившие то или иное правило, требовательно относятся к его выполнению другими. Для прочного усвоения правил необходим систематический контроль за поведением ребёнка в игровой, учебной, трудовой деятельности, в повседневной жизни, в общении со сверстниками и взрослыми. Когда ребенок прочно овладеет культурой поведения, то он будет вести себя так, как его учили, и в отсутствие воспитателя.
Культура поведения ребенка проявляется не только в умении здороваться, прощаться, извиняться, благодарить, но и в способности быть доброжелательным, общительным, с уважением относиться к окружающим.
Педагоги и родители добиваются этого, внимательно следя за соблюдением правил поведения детьми, не допуская отклонений от них
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы "Роль сказки в формировании элементарных математических представлений у дошкольников"
Опыт работы был представлен на региональном уровне в рамках проведения краевого конкурса "Воспитатель года Кубани - 2011"....
выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
«Состояние работы коллектива ДОУ по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Выступление на педагогическом совете «Состояние работы коллектива ДОУ по формированию элементарных математических представлений у дошкольников»
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»
Цель: повысить собственный теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, изучить актуальность использования игровых приёмов при формировании элементарных математических пре...
ПОВЫШЕНИЕ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГОВ ДОУ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Практика начальной школы доказывает – залог успешности обучения математике – в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в умении педагогов ДОУ дать ус...