Интегрированное занятие по рисованию для детей старшего возраста «Золотая осень»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Григорьева Наталья Николаевна

Семинар–практикум педагогов дополнительного образования по изобразительной деятельности г. Белгорода

Профессиональный стандарт педагога как способ установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности (в рамках реализации программы стажировочной площадки)

 

Дата: 14 ноября 2014 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар–практикум педагогов дополнительного образования по изобразительной деятельности г. Белгорода

Профессиональный стандарт педагога как способ установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности (в рамках реализации программы стажировочной площадки)

Дата: 14 ноября 2014 года

Григорьева Наталья Николаевна, музыкальный руководитель

Особенности организации образовательной работы в условиях введения ФГОС ДО

Новые стандарты российского образования предъявляют высокие требования к уровню развития творческой личности воспитателя, что является в современных условиях актуальной проблемой, требующей поиска различных подходов, приемов и технологий для ее решения.

Основные направления:

Содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

  • Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • Соответствия условий, требований, методов возрасту  и особенностям развития;
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального благополучия);
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой;
  • формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических, эстетических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности.

Содержание взаимоотношений с детьми по ФГОС ДО обеспечивает развитие личности, способностей и мотивации детей в различных видах деятельности и охватывает различные образовательные области, в числе которых - художественно-эстетическое развитие.

Художественно-эстетическое развитие предполагает формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительная деятельность, музыка).

Художественно-эстетическая  деятельность может осуществляться успешно, если будут реализованы следующие значимые аспекты:

  • Тесная связь с искусством.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
  • Взаимосвязь обучения и творчества, как фактор формирования творческой личности.
  • Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности.
  • Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
  • Создание эстетической развивающей среды.

При подготовке и проведении интегрированного занятия по рисованию для детей старшего возраста «Золотая осень», были учтены и реализованы вышеперечисленные вопросы. Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей выразилась через призму двух важнейших видов искусств ИЗО (рисования) и Музыки.

Занятие проводилось  с детьми подготовительной группы.

Задачи обучения в подготовительной группе.

  • Формировать основы художественной культуры;
  • Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;
  • Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, композиции на темы окружающей жизни;
  • Познакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;
  • Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира, совершенствовать изобразительные навыки и умения;
  • Учить создавать сюжетные композиции;
  • Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения.

Приведенные выше аспекты являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального общего образования, успешной адаптации к условиям жизни в общеобразовательной организации и требованиям образовательной деятельности; степень реального развития аспектов и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования может существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка

Общеизвестно, успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач. У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам. Подготовка и проведение интегрированного занятия по рисованию для детей старшего возраста «Золотая осень» велась с учетом вышеизложенных аспектов.

Деятельностный подход в художественно-эстетическом развитии

В основе развития лежит не пассивное созерцание окружающей действительности ребенком, а активное и непрерывное взаимодействие с ней.

При подготовке и проведении интегрированного занятия по рисованию для детей старшего возраста «Золотая осень» непосредственная образовательная деятельность  реализовалась через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

Таким образом, образовательная деятельность выступила как сотрудничество педагога и ребенка, что способствовало развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента образовательной деятельности.

Интегрированное занятие по рисованию для детей старшего возраста

«Золотая осень»

Методические рекомендации

Одним из приоритетных направлений работы детского сада является художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, рисования.

В основе интегрированных занятий -  принципы взаимосвязи, близости содержания ведущих тем. Интегрированный подход к современному образованию предполагает изменение содержания и методов обучения, которые обеспечивают актуальность ведущих интегрированных принципов: личностного восприятия, личностной ответственности за свою деятельность.

Организация учебно-воспитательного процесса в современных инновационных условиях требует от педагога совершенствования практической деятельности путем поиска новых ценностных приоритетов в определении содержания, форм и методов организации познавательной деятельности детей.

Задачи:

продолжать детей знакомить с жанрами изобразительной деятельности: пейзажем, натюрмортом, портретом;

закреплять изобразительные умения (рисование фломастерами, цветными карандашами, гуашью) на основе различных техник рисования, способов выразительности и средств;

воспитывать чувство прекрасного, интерес к картинной живописи, продолжать учить составлять  по плану краткий описательный рассказ по картине.

Материалы, инструменты, оборудование: листы формата А-4 с готовым фоном, краски Гуашь, различные печатки, фломастеры, цветные карандаши, кисти, баночки с водой, влажные салфетки, 6 мольбертов, репродукции картины И. Левитана «Золотая осень», И.Т. Хруцкого «Натюрморт».

Содержание занятия:

Педагог: Здравствуйте, дорогие гости, ребята. Сегодня у нас волшебное и загадочное занятие.

Звучит волшебная музыка

Педагог: (педагог одевает осенний венок) В кого я превратилась? 

Дети: ответ детей

Осень: Да, я  осень, приглашаю вас всех в свое царство.

Я осень золотая в гости к вам пришла.

Палитру осенних красок с собою принесла.

Краски разбросала

На деревья , на кусты,

На цветы и  на плоды.

И горят они все ярче

Словно летние костры

Осень удивительное время года.

        Мною восхищались поэты, художники и композиторы и поэтому писали стихотворения, картины, музыку.

На слайде изображена репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»

Осень: Посмотрите на репродукцию картины И. Левитана. Здесь изображена осенняя природа, он назвал свою картину «Золотая осень»

А вот как об осени писал поэт Бунин.

Музыкальный руководитель:

Лес точно терем расписной

Зеленый, золотой, багряный

Веселой пестрою стеной

Стоит над солнечной поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой

Как вышки елочки темнеют

А между кленами синеют…

Осень: Какими цветами осень  раскрасила лес, поэт Бунин отобразил наше внимание на осенних красках в своем стихотворении.

Дети: ответ детей

Осень: Ребята, в каком жанре художники изображали природу?

Ребенок:

- А мы об этом сейчас споем.

Звучит музыкальная фонограмма, дети исполняют песню про пейзаж

Дети: Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,-

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Звучит сказочная мелодия (слайд- анимация падающих листьев)

Осень: Падают, падают листья

Наступает листопад (педагог разбрасывает листья)

Ребята, я превращаю вас в осенние листья

По показу Осени дети исполняют танец с листьями

Осень: Давайте соберем осенний букет из листьев и поставим в вазу.

Дети и Осень составляют композицию из осенних листьев

Осень: Какая у нас красивая  получилась осенняя композиция из листьев и вазы. Обратите внимание на репродукцию картины И. Т. Хруцкого. Здесь осенняя композиция выполнена из грибов и овощей.

Ребята, а в каком жанре художники  воспевают красоту  обыкновенных предметов ?

Ребенок:

-А мы сейчас об этом споем.

Звучит музыкальная фонограмма, дети исполняют песню про натюрморт

Дети: Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,-

Знай, что это натюрморт.

Осень: Какое у меня отличное  настроение!

Звучит волшебная мелодия, слышится шорох  осенних листьев

Осень: Мне кажется что этот зал неожиданно превратился в художественную мастерскую, а вы ребята стали художниками (музыка стихает). А если художник хочет нарисовать человека, что получится. Давайте поиграем и проверим  (каждый ребенок смотрит в портретную рамку). Что нам для этого понадобилось (

Дети: нам понадобилось изображение человека

Осень: Ребята, а в каком жанре  художники изображают конкретного человека?

Ребенок: Об этом мы тоже споем.

Звучит музыкальная фонограмма, дети исполняют песню про портрет

Дети: Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь из нас,-

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз.

Или летчик, балерина,

Или Колька твой сосед,-

Обязательно картина называется портрет.

Осень: Сегодня маленькие художники-волшебники  вы можете выбрать и написать в любом жанре свою картину: пейзаж, натюрморт или  портрет осени, а также в своих рисунках  передать свое настроение.

Перед работой разомнем свои пальчики.

Проводится управление-разминка

Скоро будем рисовать

Надо пальчики размять

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинаем рисовать.

Дети выбирают жанр, в котором они будут рисовать. Приступают к работе.

Звучит негромкая мелодия

Педагог оказывает индивидуальную помощь детям

В конце работы дети демонстрируют свое произведение

Осень: Ребята, перед нами получилась по магии волшебства  картинная галерея. Каждый маленький художник  в своих картинах передал свои мысли и чувства и хочет нам об этом рассказать.

Но вначале обратим еще раз  свое внимание на осенний пейзаж И. Левитана.

Картина называется «Золотая осень», потому что в этой картине с удивительной силой воплощена  вся поэзия русской осени, с ее чистейшим прохладным воздухом, светлыми  далями, с шорохом золотистого листа.

На переднем плане мы видим  березы, одетые в желтые платья, которые блестят на фоне голубой  лазури и  тихую речку. На заднем плане лес, точно терем расписной. Эта картина  меня радует своими золотыми осенними днями.

Звучит волшебная музыка.

Осень снимает венок.

Педагог: Волшебство закончилось! Ребята мы опять все  оказались в зале. На этом наше путешествие в царство волшебной осени закончилось.

Дети под музыку покидают зал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие песочного рисования для детей с задержкой психического развития на тему: «Никакой страшный зверь, не войдет в эту дверь»

Занятие на закрепление знаний дошкольника по сказкам А.С.Пушкина с применением песочного рисования...

Конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Золотая рыбка»

Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида золотой рыбки. Познакомить с отрывком из «Сказки о золотой рыбке» А. С. Пушкина....

Конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Уж небо осенью дышало…»

Учить детей откликаться на поэтичность стихотворных строк А. С. Пушкина...

Конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Золотая осень»

Цель. Учить передавать свое впечатление от осенней красоты природы. Развивать художественно-творческие способности....

Интегрированное занятие по рисованию для детей старшего возраста

Интегрированное занятие по рисованию для детей старшего возраста «Золотая осень»...

Конспект занятия по рисованию для детей старшей группы " Осень"

Задачи:1) Учить детей отображать в рисунке осенний пейзаж, рисовать разные виды деревьев, (береза, дуб, сосна) продолжать изображать траву и листья2) Закрепить навыки работы кистью, . Определять прави...

Интегрированное занятие по рисованию для детей старшей группы "Сказка ложь да в ней намёк"

Цель: Знакомство с народными сказками и народными промыслами Урала"...