Тема: «Я – пешеход, я - пассажир». Отчет по самообразованию
материал (старшая группа) на тему
Улица для ребенка — это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность. В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchyot_po_samoobrazovaniyu.docx | 30.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Я – пешеход, я - пассажир».
Выходя на улицу,
Приготовь заранее,
Вежливость и сдержанность,
А главное, внимание!
Введение.
Актуальность. Улица для ребенка — это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений (машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов и др.), насыщенный интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность. В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем - либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.
Именно в младшем возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения
Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию.
Цель:
Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по формированию знаний о ПДД у детей старшего возраста.
Задачи:
1. Развивать мыслительную деятельность детей.
2. Формировать культуру поведения в условиях дорожного движения.
3. Стимулировать развитие психофизиологических качеств ребенка, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения.
4. Формировать у детей самооценку, самоконтроль и самоорганизацию в сфере дорожного движения.
5. Научить детей правильно и безопасно вести себе на улицах и дорогах города.
6. Воспитывать культуру поведения.
В настоящее время в детских садах совершенствуются формы, методы обучения правилам безопасного поведения на дорогах. Успешно реализуются разные инновационные общеобразовательные программы.
Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду должно не только уменьшить тяжелые последствия опасного поведения ребенка на дорогах и возможности попадания его в ДТП. Особое внимание следует уделить безопасности дорожного движения таким образом, чтобы они могли приспосабливаться к тем обстоятельствам дорожного движения, с которыми им придется столкнуться в будущем. Обучение правилам безопасного поведения на дорогах должно стать составной частью более широкого воспитательного подхода, призванного обучать детей бережно относиться к основным ценностям жизни и осторожно себя вести не только на дорогах, но и во всех повседневных текущих делах и особенно в отношениях с другими людьми.
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как научиться правильно держать ручку, писать, считать, нои умению творить, думать.
Этапы работы:
1,Работа по теме «Я – пешеход, я - пассажир» запланировала в три этапа:
1.Организационно – ознакомительный этап.
На данном этапе была определена тема самообразования, изучена научно – методическая литература, нормативные документы, составлен план работы, материал по работе с родителями, педагогами, был изготовлен дидактический материал.
2.Основной этап.
На втором этапе создана предметно – развивающая среда, разработано перспективное планирование с детьми по данной теме, диагностический материал по соблюдению правил дорожного движения, составлен перспективный план по работе с родителями и педагогами, картотека игр и пособий по ПДД. Реализовала дидактические игры в совместной деятельности. Также по данной теме подготовила долгосрочный проект
«Я – пешеход я - пассажир».
Использовала следующие формы работы с родителями воспитанников:
-консультации
-беседы и рекомендации
-папки – передвижки
-выставка дидактических игр
-памятки
-рисунки и аппликации.
3.Заключительный этап.
На третьем этапе продолжу работу по данной теме.
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма параллельно велась с педагогами и родителями воспитанников. Для педагогов была организована выставка – аукцион дидактических, подвижных ,настольных игр и пособий по ПДД., консультации, разработаны памятки «Это должен знать каждый»и.т.д.
При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
-Ребенок – пешеход
- Ребенок – пассажир городского транспорта
- Ребенок – водитель детских транспортных средств.
В связи с этим работу по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводилась планово, она охватывала все виды деятельности, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду.
В своей работе старалась обозначить задачи по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах.
1. Учить детей свободно ориентироваться вокруг детского сада: знать все общественные здания, уметь ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона
2. Прививать правила пользования маршрутным транспортом
3. Продолжать знакомить с правилами дорожного движения: основные термины и понятия, все элементы дорог, обязанности пешеходов и пассажиров и т. д.
4. Учить детей распознавать знаки
5. Учить объяснять дорожную обстановку после прогулки; наблюдать за правильными или неправильными действиями водителя, пешехода и т. д.
Большую воспитательную ценность имели организованные целевые прогулки, на которых дети наблюдали за движением транспорта, передвижением пешеходов и т.д. Упражняться в поиске верных способов решения проблемных ситуаций на дороге, закрепление правил поведения в общественном транспорте помогали игровые тренинги: «Правила для пешеходов», «Переходи дорогу правильно», «По дороге в детский сад» и др. Для закрепления ПДД были организованы игры на макетах: «Наш микрорайон», «Наша улица», а также рассматривание и обсуждение схем, чертежей, маршрутных карт безопасных дорог к детскому саду и от него.
Для обучения правилам дорожного движения использовала все доступные формы и методы работы, в том числе и чтение художественной литературы, заучивание стихов. За данный период дошкольников ознакомила с произведениями А. Барто, С. Михалкова, С. Баруздина, З. Александровой, Н. Калинина, И. Серякова, В. Драгунского, Б. Нойсе, Б. Житкова .
Знания детей правил дорожного движения закреплялись в ходе подвижных игр: «Поезд», «Воробушки иавтомобиль», «Стоп!», «Найди свой гараж», «Светофор», «Цветные автомобили», «Мотоциклисты» и др.,
В настольных дидактических играх: «Светофор», «Что лишнее?», «В воздухе, на воде и на суше», «Наши друзья – дорожные знаки», «Дорожная азбука», «Пешеходы», «Водители» и т.д., В ходе развлечения и викторины «Знатоки ПДД».интересными для дошкольников были такие виды деятельности, как проигрывание проблемных ситуаций, как в групповой комнате, так и на улице во время прогулки.
Интересно и познавательно прошли занятия: «В царстве Светофора», «Зеленый огонек», где дошкольники выполняли различные задания, упражнения, решая проблемные ситуации, учились сами и учили сказочных героев правилам дорожного движения.
На первом этапе работы с детьми был разработан долгосрочный проект «Я - пешеход я – пассажир!». Для детей были подготовлены: картотека «Дидактические и подвижные игры»,наглядный и демонстрационный материал, сюжетные картинки, загадки, стихи про дорожные знаки, песни про дорожные знаки, пословицы и поговорки, раскраски «Виды транспорта», «Дорожные знаки».
Совместно с детьми и родителями были изготовлены «Мини - книжки» и ситуационные дорожные знаки.
Яркие впечатления от развлечений, конкурсов, посвящённых правилам дорожного движения, отразились в рисунках и плакатах наших воспитанников. Работы юных художников украшали вернисаж при входе в группу «Радуга».
В течение года были изучены:
Нормативные документы (ФГОС ДО, Сан – Пин, Закон «Об образовании Российской Федерации»), «Детство», примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Для осуществления работы по данному направлению изучала следующую методическую литературу, касающейся по ПДД.
- Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность». - СПб.: «Детство - Пресс», 2004. – 144 с.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М.: «Просвещение», 2000, издание 2, – 94 с.
- Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Твоя безопасность.- М.: «Просвещение», 2000, 2-е издание, – 48 с.
- Извекова Н.А., Медведева А.Ф. Занятия по правилам дорожного движения.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009 – 64 с.
- Клименко В.Р. Обучайте дошкольников правилам движения.- М.: «Просвещение», 1973 – 48с.
- Козловская Е.А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.- М.: «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
- Комарова Л.Г. Строим из лего.- М.: ООО «Линко - Пресс», 2001 – 89 с.
- Нестеренко А.А. Страна загадок. – Ростов н/Д.: Изд – во Рост. Ун-та, 1991.
- Рублях В.Э. Правила дорожного движения.- М.: «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
- Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора.- М.: «Просвещение», 1989 – 64 с.
- Старцева О.Ю. Школа дорожных наук.- М.: ООО «ТЦ Сфера», 2009, издание 2 – 64 с.
- Черепанова С.Н. Правила дорожного движения.- «Издательство Скрипторий 2003», 2008 – 80 с.
- Шурыгина Т.А.Осторожные сказки.- М.: «Книголюб», 2002 – 80 с.
Для оценки усвоения детьми знаний и умений дважды в год проводится мониторинг качества усвоения знаний дошкольниками..
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по соблюдению ППД | |||
5-7 лет | Начало года | Конец года | |
Высокий | 50% | 60% | |
Средний | 30% | 30% | |
Низкий | 20% | 10% |
Сравнительный анализ мониторинга на начало и конец учебного года свидетельствует о том, что в группе проводится систематическая работа по вооружению детей знаниями умениями, навыками.
Все мероприятия были проведены на достаточно высоком уровне и послужили основой для дальнейшей мотивации дошкольников по изучению правил безопасного поведения на дороге.
Вывод:Таким образом, понимая значимость цели, системность, последовательность в работе, созданные педагогические условия, использование эффективных форм работы с детьми, родителями, а так же рост профессиональной компетентности, творческого потенциала, способствуют глубокому освоению и закреплению детьми знаний ПДД.
Вывод: Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма.
Перспектива: планирую повышать свое профессиональное мастерство: через курсы повышения квалификации, мастер – классы, через изучение новой методической литературы. Продолжить работу по самообразованию, используя другие направления, методы и приемы в работе. Участвовать и делиться своим практическим опытом в сетевых сообществах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование совместной образовательной деятельности с детьми по образовательной области «Безопасность» направленное на формирование основ безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства
Данный материал поможет педагогам спланировать совместную и образовательную деятельность с детьми по образовательной области «Безопасность» в рамках формирования "Основ безопасности дорожного движения...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается»
Цель: Закрепить у детей знания правил дорожного движения.Задачи:Закрепить представления детей о назначении светофора и его сигналах (красный, жёлтый, зелёный).Познакомить детей с дорожными знаками (ук...
Протокол родительского собрания на тему: " Пешеходы, водители, пассажиры"
Создание в родительском коллективе атмосферы значимости по проблеме «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма». Повышение уровня их компетент...
занятие по теме "Какие мы пешеходы и пассажиры"
конспект занятия по плану реализации проекта "Школа пешеходных наук"....
Тема. Какие мы пешеходы и пассажиры?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 79 г. Липецка...
Конспект беседы с решением проблемных ситуаций на тему: «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается»
: Закреплять у детей знание правил дорожного движения, учить адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать своё поведение в тех или иных обстоятельствах. Воспитывать у детей внимание, со...
Конспект беседы на тему: «Водитель не спеши» О правилах поведения для пешеходов и пассажиров.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25892414","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: right;"}}]]Если ты спешишь в путиЧерез улицу пройти,Там иди, где весь на...