Статья «Интеллектуальное и творческое развитие ребенка младшего дошкольного возраста, через организацию развивающих игр с игровыми пособиями»
статья (младшая группа) на тему
Аннотация
Статья посвящена интеллектуальному и познавательному развитию и «обучения» детей младшего возраста посредством организации развивающих игр, разработке системы занятий и развивающих пособий. В статье рассматривается основные подходы к развитию детей в условиях дошкольного учреждения. Автор раскрывает цели, задачи, направления работы с детьми, выделяет принцип организации совместной деятельности педагога с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья Интеллектуальное и познавательное развитие ребенка дошкольного возраста | 567.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Интеллектуальное и творческое развитие ребенка младшего дошкольного возраста, через организацию развивающих игр с игровыми пособиями»
Составитель воспитатель
Сексяева Евгения Игоревна
Интеллектуальная деятельность проявляется во всем многообразии действенного освоения окружающего мира, переплетаясь с другими ведущими линиями развития ребенка. Познавая разнообразные предметы быта, природные, дидактические материалы и т. д. развивается предметно-орудийная деятельность, идет интенсивное сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка усиливается под воздействием общения с взрослыми, в речи которых обозначается эти признаки и свойства. На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша. В процессе действия с предметами развивается наглядно-действенное мышление, которое является основой для развития более сложных его форм. Наглядно-действенное познание окружающего способствует развитию памяти, воображения и других психических процессов, важнейших умственных действий: анализа (расчленение целого на части), синтеза (объединения), сравнения. Развитие предметной деятельности происходит одновременно с развитием речи. Все виды деятельности ребенка связаны с общением и немыслимы без общения с взрослыми. В процессе содержательного общения складывается и развивается отношение малыша к миру вещей, природы, людей, собственному «Я».
Главная задача психолого-педагогического процесса - обогащение развития, ориентация на уникальную индивидуальность каждого ребенка.
Опыт Никитиных доказывает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, - неотъемлемая часть этой среды.
Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру - основной вид деятельности ребенка, где проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.
В развивающих творческих играх объединяется принцип обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно по способностям. Такое влияние помогает разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
- развивающие игры могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста
- развивающие игры всегда создают условия, опережающие развитие способностей
- ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи
- игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества,
- играя в развивающие игры со своими детьми, родители помогают своему ребенку размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.
Все это способствует развитию способностей ребенка. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.
Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Применение в работе с детьми кубиков Никитина «Сложи узор», формирует у детей умение мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить «объемными фигурами». Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.
Игровые упражнения проводиться, как индивидуально, так и с подгруппами детей, утренние и вечерние отрезки времени, на прогулке. Главная задача взрослых - исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить.
Цель игр-занятий – интеллектуальное развитие психической деятельности, развитие познавательных процессов, творческих способностей ребенка, обеспечение грамотного психологического сопровождения естественного развития детей
Задачи:
- развитие речи, памяти, внимания, навыков общения
- развитие сенсорных способностей детей, цветоощущения и координации, мелкой моторики
- развитие умения анализировать, синтезировать и комбинировать, навыки классификации
- воспитание аккуратность, внимание, точность, усидчивость, целеустремленность
В работе мы опирались на многочисленные источники, современную психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу.
Предлагаемые занятия представляют не только наши разработки, но и содержание других программ с учетом возможностей и особенностей детей младшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через организацию игровой деятельности.
Цель:Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через организацию игровой деятельности. Задачи: Закрепить понятие формы,велечины,цвета.Материал: Большая и маленькая кукла,маленькая и...
Игры на развитие интеллектуальных и математических способностей детей младшего дошкольного возраста через использование развивающих игр Воскобовича.
Цель: развитие познавательно-творческих способностей детей в условиях организации этого процесса в игровой форме....
Педагогическая статья на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста через систему дидактических игр и игровых приёмов».
Тема является актуальной, поскольку от уровня формирования фонематического представления у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты. Полноценная речь ребенка являетс...
«Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста через обучение техники рисования»
Изобразительная деятельность - является важной областью в воспитании ребенка. Эта деятельность существует, как часть всего воспитательно - образовательного процесса ДОУ. Можно ...
Консультация для родителей "Развитие ребенка младшего дошкольного возраста через лего-конструирование"
Консультация для родителей...
Опыт работы «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через организацию дидактической игры как активного метода обучения»
Цель педагогической работы - определить наиболее эффективные условия для развития речевой активности дошкольников в процессе дидактических игр....
Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через организацию дидактической игры.
Дидактическая игра - как средство обучения...