Статья «Интеллектуальное и творческое развитие ребенка младшего дошкольного возраста, через организацию развивающих игр с игровыми пособиями»
статья (младшая группа) на тему

Сексяева Евгения Игоревна

Аннотация

Статья посвящена интеллектуальному и познавательному  развитию и «обучения» детей младшего возраста посредством организации развивающих игр, разработке системы занятий и развивающих пособий. В статье рассматривается основные подходы к  развитию детей в условиях дошкольного учреждения. Автор раскрывает цели, задачи, направления работы с детьми, выделяет принцип организации совместной деятельности педагога с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Интеллектуальное и творческое развитие ребенка младшего дошкольного возраста, через организацию развивающих игр с игровыми пособиями»

Составитель воспитатель

 Сексяева Евгения Игоревна  

Интеллектуальная деятельность проявляется во всем многообразии действенного освоения окружающего мира, переплетаясь с другими ведущими линиями развития ребенка. Познавая разнообразные предметы быта, природные, дидактические материалы и т. д.  развивается предметно-орудийная деятельность, идет интенсивное сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка усиливается под воздействием общения с взрослыми, в речи которых обозначается эти признаки и свойства. На основе сенсорного и речевого развития происходит умственное развитие малыша. В процессе действия с предметами развивается наглядно-действенное мышление, которое является основой для развития более сложных его форм. Наглядно-действенное познание окружающего способствует развитию памяти, воображения и других психических процессов, важнейших умственных действий: анализа (расчленение целого на части), синтеза (объединения), сравнения. Развитие предметной деятельности происходит одновременно с развитием речи. Все виды деятельности ребенка связаны с общением и немыслимы без общения с взрослыми. В процессе содержательного общения складывается и развивается отношение малыша к миру вещей, природы, людей, собственному «Я».

Главная задача психолого-педагогического процесса - обогащение развития, ориентация на уникальную индивидуальность каждого ребенка.

Опыт Никитиных доказывает: родители должны постараться окружить детей такой средой и такой системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали бы в них именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно развиваться. Игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка, - неотъемлемая часть этой среды.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру - основной вид деятельности ребенка, где проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

В развивающих творческих играх объединяется принцип обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности - самостоятельно по способностям. Такое влияние помогает разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

  • развивающие игры могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста
  • развивающие игры всегда создают условия, опережающие развитие способностей
  • ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи
  • игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества,
  • играя в развивающие игры со своими детьми, родители помогают своему ребенку размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Все это способствует развитию способностей ребенка. Именно благодаря этому развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества, видимо, и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Применение в работе с детьми кубиков Никитина «Сложи узор», формирует у детей умение мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить «объемными фигурами». Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.

Игровые упражнения проводиться, как индивидуально, так и с подгруппами детей, утренние и вечерние отрезки времени, на прогулке. Главная задача взрослых - исходить из уровня развития ребенка. Начинать надо обязательно с заведомо легких и посильных задач, чтобы малыша можно было похвалить и одобрить.

Цель игр-занятий – интеллектуальное развитие психической деятельности, развитие познавательных процессов, творческих способностей ребенка, обеспечение грамотного психологического сопровождения естественного развития детей

Задачи:

  • развитие речи, памяти, внимания, навыков общения
  • развитие сенсорных способностей детей, цветоощущения и координации, мелкой моторики
  • развитие умения анализировать, синтезировать и комбинировать, навыки классификации
  • воспитание аккуратность, внимание, точность, усидчивость, целеустремленность

В работе мы опирались на многочисленные источники, современную психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу.

Предлагаемые занятия представляют не только наши разработки, но и содержание других программ с учетом возможностей и особенностей детей младшего дошкольного возраста. F:\Фото\пособия\ПАСХА\DSC01446.JPG

F:\Фото\сенсорное развитие\IMG_0772.JPGF:\Фото\сенсорное развитие\РАДУЖНОЕ ЛУКОШКО.JPGF:\Фото\пособия\ДЕНЬ ПОБЕДЫ\DSC00356.JPG

 F:\Фото\пособия\МАТРЕШКИ\DSC00149.JPGF:\Фото\пособия\ОСЕНЬ\DSC00939.JPG

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через организацию игровой деятельности.

Цель:Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста, через организацию игровой деятельности. Задачи: Закрепить понятие формы,велечины,цвета.Материал: Большая и маленькая кукла,маленькая и...

Игры на развитие интеллектуальных и математических способностей детей младшего дошкольного возраста через использование развивающих игр Воскобовича.

Цель: развитие познавательно-творческих  способностей  детей в условиях организации этого процесса в игровой форме....

Педагогическая статья на тему: «Развитие фонематического восприятия у детей младшего дошкольного возраста через систему дидактических игр и игровых приёмов».

    Тема является актуальной, поскольку от уровня формирования фонематического представления у ребенка зависит в дальнейшем усвоение им грамоты.  Полноценная речь ребенка являетс...

«Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста через обучение техники рисования»

Изобразительная деятельность - является важной областью в воспитании ребенка. Эта деятельность  существует, как  часть всего  воспитательно - образовательного  процесса ДОУ. Можно ...

Опыт работы «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через организацию дидактической игры как активного метода обучения»

Цель педагогической работы - определить наиболее эффективные условия для развития речевой активности дошкольников в процессе дидактических игр....