«Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста через обучение техники рисования»
статья (младшая группа)

Манина Надежда Михайловна

Изобразительная деятельность - является важной областью в воспитании ребенка. Эта деятельность  существует, как  часть всего  воспитательно - образовательного  процесса ДОУ. Можно много говорить о важности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей  ребенка, о том что , приобщая   малышей к миру прекрасного, мы  развиваем - креативность (своего рода - творческое начало личности), формируем эстетический вкус, и т.д.  И для того чтобы выработать именно этот навык , навык свободного творческого решения, прежде всего, необходимо научить ребенка  формообразующим движениям, движению рук, все это поможет ребенку   создавать «свои»  изображения  предметов разнообразных форм

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorchesk_razvit_detey.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста через  обучение техники рисования»

        Изобразительная деятельность - является важной областью в воспитании ребенка. Эта деятельность  существует, как  часть всего  воспитательно - образовательного  процесса ДОУ. Можно много говорить о важности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей  ребенка, о том что, приобщая малышей к миру прекрасного, мы  развиваем - креативность (своего рода - творческое начало личности), формируем эстетический вкус, и т.д.  И для того чтобы выработать именно этот навык , навык свободного творческого решения, прежде всего, необходимо научить ребенка  формообразующим движениям, движению рук, все это поможет ребенку   создавать «свои»  изображения  предметов разнообразных форм. Как говориться «от простого к сложному».

И чем лучше ребенок поймет  и овладеет формообразующими движениями с младшей группы, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество(креативность), в дальнейшем.

Таким образом, понятие техники соединяет в себе  развитие глаза и руки, их согласованная деятельность. Важное  значение , здесь отводиться  умелому, правильному изображению контура, формы предмета.

Изобразительная деятельность в детском саду начинается с раннего возраста , и уже младшем возрасте  происходит  более углубленное, детальное  обучение технике рисования.

Существуют некоторые особенности в  обучение техники рисования  в  возрасте 3-4 лет .

Первоочередная задача – это обучить детей изобразительным умениям и навыкам. То есть, научить ребенка изображать  несложные предметы, уметь передать  их основные признаки (цвет, форму). Когда ребенок начинает понимать и осознавать  начертания простейших изобразительных форм, он   приучается находить сходство с предметами окружающей действительности.

Здесь, педагогу можно прибегнуть к разнообразным  методам и приемам, которые направлены на обучение детей по выявлению изобразительных форм. Не стоит забывать о том, что ведущим видом деятельности у дошкольников, прежде всего, является игра. Именно игровой метод сможет упростить процесс восприятия ребенком  поставленной перед ним задачи на занятие. при помощи этого метода , у нас получиться  достичь повышенной  эмоциональной отзывчивости  детей. Обучение рисованию в этом возрасте должно начинаться с игровых упражнений. Так как они могут создать условия для более продуктивного процесса по восприятию и созданию простейших линейных форм , а так же по развитию  движений руки. 

На своих занятиях, часто  применяю  прием обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого) изображения. Этот прием позволяет нам руководить процессом изображения, как бы   сопровождая его и нацеливая ребенка на правильное понимание поставленной задачи , а следовательно ее правильное выполнение. Например, при обучение рисования круга в младшей группе, можно применить данный прием ,  и  пришить пуговицы на шубку кукле Кате. Шубка не расстегнется, если все пуговицы будут ровные и большие, Катя тогда  не замерзнет на улице. Тут же можно дополнить  другим  интересным приемом , рисование в «в воздухе». Дети повторяют за мной, проводя сначала рукой форму круга в воздухе, а затем могут перенести это движение уже на бумагу, но пальцем, при этом воспитатель не прекращает дополнять  свои движения пояснениями. Используя такую игровую ситуацию в соединение образа и движения, помогает убыстрять изучение умений изображать линии и простейшие формы.

Для того, чтобы занятия по предметному рисованию могли сконцентрировать все внимание ребенка на основном, то есть на  форме предмета, можно использовать  наглядные, словесные, игровые  методы.(иллюстрации, стихотворения , загадки по теме).

 На этом этапе обучения детей рисованию,  я использую «Совместное рисование» — то есть , начинаю водить рукой ребёнка с карандашом(кистью) по бумаге. При таком подходе он видит, как создаётся изображений, при этом  взрослый комментирует то, что получается. При  помощи такого вида рисования ребёнок учится правильно  рисовать простейшие линии, фигуры.

 Так же ,очень эффективен прием «Дорисовывание деталей». Когда ребенок рисует   на  заготовке, где нарисована только часть рисунка (по типу зеркального отображения) или точки для соединения. Малыш должен дорисовать детали, которых не хватает на рисунке по аналогии с изображением справа или слева или же соединить точки, получив, таким образом, рисунок. Здесь очень важно, чтобы  педагог не переставал комментировать свои действия, а также продолжал рассказывать по изображению.

Самым продуктивным средством обучения в этом возрасте  будет являться, поэтапный  показ способов изображения. Ребенок должен наблюдать весь процесс выполнения  рисунка. Но, здесь педагогу надо быть очень осторожным в применение этого приема, и не на каждом занятие к нему прибегать. Так как, когда воспитатель регулярно  использует на занятиях  готовые схематичные образцы изображения какого либо предмета или объекта, то это будет в конечном итоге сводиться к узкой задачи  а именно к выработке умения создавать несложные формы. При такой ситуации происходит следующие, при создании формы ,руки ребенка действуют отдельно от работы сознания. Результатом такой «целенаправленной» работы является появление в детских рисунках шаблонов:  домик с треугольной крышей, птицы в виде галочек и т. п. Это приводит к обеднению детского рисунка, ограничивает у ребенка    и снимает  с него необходимость   дальнейшей потребности в  наблюдениях. По итогу мы получаем, оторванность изобразительной деятельности от действительности. Если ,например ,рассматривать применение частичного показа, то здесь тоже не обязательно применять его всегда, чтобы не приучать ребенка к перерисовыванию.

Таким образом , необходимо более тщательно подходить к выбору методов и приемов по обучению технике рисования. Возможно где то ,даже дозировано использовать их на своих занятиях. Необходимо, давать возможность детям самостоятельно закреплять полученные умения и навыки.

Для того, чтобы ребенок усвоил информацию о форме предмета, следует обратиться и к другим видам деятельности: аппликация, лепка и конструирование. Эти виды деятельности помогут детям правильно воспроизводить  изучаемую форму в своем  рисунке. Так как  рисование ,аппликация ,лепка и конструирование неразрывно связанны между собой. В свободной деятельности детей, мы должны использовать любую возможность и  предлагать  детям  раскрасить готовые рисунки (раскраски) с выраженными геометрическими формами например , круг (солнышко, мяч и т. д),затем дать возможность поиграть с ними, вырезав эти предметы, тем самым обыграть ситуацию , (мячи, которые катятся по дорожке) с помощью чего мы подводим ребенка к пониманию этих изобразительных форм. Знакомить малышей с разными предметами можно на прогулке, экскурсиях, при просмотре картин. Если отсутствует возможность показать предмет в натуре, можно обследовать форму по игрушкам и иллюстрациям.

 Таким образом, при правильном педагогическом подходе, у ребенка формируется аналитико-синтетическое восприятие. Что, позволяет нам обучить детей технике рисования, для того чтобы, они  смогли  свободно ею пользоваться  при решении любой изобразительной задачи.

Именно с младшей группы надо в доступной форме закладывать основы правильной техники рисования, так как это является основой для творчества.

Используемая литература:

  1. Григорьева ГГ. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М., 2001.
  2. Григорьева, Г.Г. Развивайте дошкольника в изобразительной деятельности. / Г.Г. Григорьева – М.: АСАDЕМА, 2000.
  3. Комарова Т. С. и др. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М., 2019.

4. Н.П. Саулина «Рисование в дошкольном детстве», издательство Просвещение, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством техники рисования «по мокрому»

В процессе своей работы я не ставила целью повысить уровень технических навыков и умений детей и поэтому из множества изобразительных техник  способ рисования «по-мокрому» выбран намеренно....

Публикация на тему: "Рисование пальчиками как способ творческого развития детей младшего дошкольного возраста"

Статья, посвященная нетрадиционным методам рисования с детьми младшего дошкольного возраста....

Перспективный план по художественно-творческому развитию детей младшего дошкольного возраста.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способахрешать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.В системе эстетиче...

Творческое развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях коллективной продуктивной деятельности

Развитие творчества дошкольников может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных – изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществ...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста нетрадиционной техникой рисования - пластилинографией "

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка. Именно в этот период идет разностороннее развитие детей, реализуются их потенциальные возможности и первые проявления творчеств...

Доклад: «Применение лепбука для интеллектуально-творческого развития детей младшего дошкольного возраста».

Организация   предметно–пространственной  среды в детском саду несет  эффективность  воспитательного воздействия, направленного  на формирование у детей  активного ...

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными техниками рисования.

laquo;В каждом ребенке дремлет птица, которуюнужно разбудить для полета. Творчество-этоимя этой волшебной птицы!Чем раньше ребенок разбудит в себе эту птицу,чем раньше научится видеть  красотуок...