Пальчиковая гимнастика с детьми дошкольного возраста
учебно-методическое пособие (старшая группа) на тему
Пальчиковая гимнастика с детьми дошкольного возраста
Содержание:
1. Введение.
2. Из истории возникновения педагогической технологии пальчиковых игр.
3. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста
4. Виды упражнений на развитие мелкой моторики рук.
5. Особенности проведения пальчиковых игр.
6. Упражнения с учетом возраста ребенка.
7. Пальчиковый театр.
8. Список литературы.
9. Приложение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx | 40.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика с детьми дошкольного возраста
Содержание:
1. Введение.
2. Из истории возникновения педагогической технологии пальчиковых игр.
3. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста
4. Виды упражнений на развитие мелкой моторики рук.
5. Особенности проведения пальчиковых игр.
6. Упражнения с учетом возраста ребенка.
7. Пальчиковый театр.
8. Список литературы.
9. Приложение
1. Введение
В последние десятилетия наблюдается возрастание интереса к развитию мелкой моторики, в частности к ее прикладному аспекту. Ведется поиск, возрождение и создание игр и упражнений, направленных на развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук. Наиболее эффективными среди них являются пальчиковые игры. Они развивают не только мелкую моторику, но и активизируют речь, внимание, память, мышление, улучшают пространственную организацию, являются мощным средством повышения работоспособности. Помимо этого, они являются одним из методов формирования графических умений и движений для письма. В дошкольном возрасте не так важно развивать навыки письма, как механизмы, необходимые для овладения ими, ручную умелость, создавать условия для накопления ребенком двигательного опыта.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Пальчиковые игры, по мнению ученых, – это отображение реальности окружающего мира - предметов, животных, людей, их деятельности, явлений природы. В ходе игры дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
2. Из истории возникновения педагогической технологии пальчиковых игр
Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции.
Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр теперь уже забытых или полузабытых. В течение последнего десятилетия специалисты занимаются поиском, возрождением таких игр, обращаясь за помощью к этнографам, фольклористам, филологам, используя специальную литературу, проводя опросы в различных регионах России. Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются детьми. С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки, няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Мало кто знает, что любимая всеми "Сорока-ворона" не заканчивается покачиванием бездельника-мизинца.
"Ты дров не носил,
воды не носил."
Игра имела продолжение. Взрослый говорит:
"Знай наперед:
Здесь водичка холодненька"(и поглаживал ребенка у запястья).
"Здесь тепленька"(поглаживал у локтя);
"Здесь горяченька"(поглаживал у плеча);
"А здесь – кипяток, кипяток!"(щекотал под мышкой).
Такая игра-потешка дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете – сформулировать схему тела. Это предотвращает возникновение многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Подобные игры встречаются у многих народов.
3. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста
3-4 года
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность; выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
4-5 лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя сдругим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
6-7 лет
Дети шестого – седьмого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными но содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети различают по светлоте и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд —по возрастанию или убыванию —до десяти различных предметов.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления. Ж. Пиаже показал, что в дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
4. Виды упражнений на развитие мелкой моторики рук
Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа. Первый – fingerplay – собственно пальчиковые игры, "сидячие". Второй – actionrhume – игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы. Классификация эта достаточно условна.
Фольклорные игры имеют множество версий. Большинству пальчиковых игр сопутствуют стихи, лишь некоторые из них сопровождаются нерифмованным текстом, обычно диалогом участников или командами водящего. Игр без слов мало, чаще всего это забавы для подростков – тайные языки жестов или "кольцевые головоломки", требующие большого сосредоточения.
5.Особенности проведения пальчиковых игр
Особое значение имеют игры, использующие одновременно разнотипные движения рук (игры "Колечки", "Чет-нечет" и др.) Эти игры расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка. Привычным набором занятий по развитию мелкой моторики являются плетение, лепка, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. При выполнении этих видов деятельности используют в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту и в общении. Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Особое внимание к упражнениям с использованием безымянного пальца и мизинца следует уделять детям с 2-2,5 лет, так как самые маленькие дети в упражнениях используют все пять пальцев. Полезными являются упражнения с пальцами рук на сочетание сжатия, растяжения и расслабления.
6. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка
Дети в возрасте до 2-х лет:
· знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.
Например, упражнение" Зайчик".
Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так! И ушами шевелит.
· с помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик);
- Начинать пальчиковую гимнастику рекомендуется с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками.
- Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.
- Постепенно от показа переходят к словесным указаниям.
(в случае если ребенок действует неправильно, снова показывается верная поза).
- Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, педагог берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
- Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Эти правила соблюдаются при проведении пальчиковой гимнастики с детьми любого возраста.
Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:
· энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).
Например, упражнение"Капустка".
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
· простые фигуры из пальчиков одной руки.
"Зайка"
Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.
"Коза"
У козы торчат рога,
Может забодать она.
После самостоятельного выполнения фигур, можно разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между педагогом и детьми (например, встреча ёжика и зайчика в лесу).
· составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);
· игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка).
"Замок"
На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить пальцы)
"Домик"
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В домик всех вас приглашаем.
"Шарик"
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел –
Стал он тонкий и худой.
(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.)
Дети 3 – 4 лет.
Игры с участием двух рук, но при этом у каждой руки свое движение.
"Кошка".
А у кошки ушки на макушке,
Чтобы лучше слышать
Мышь в ее норушке.
- выполняется фигура животного (сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе).
- разучивается вторая фигура по этому же принципу.
"Мышка"
Серенькая шкурка,
Маленькие глазки,
Ушки на макушке.
Скажем мышке: "Здравствуй!".
- дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой – вторую, положение рук меняется.
Освоив свободное выполнение фигур, усложняются упражнения: разыгрываются небольшие сценки, пересказываются короткие рассказы с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук.
Рассказ.
Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изображаем фигурку кота, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка-мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).
"Пальчики"
Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой! -Сгибание и разгибание пальцев правой (левой) руки поочередно.
Этот пальчик для того чтоб показывать его!
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине!
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!
А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!
Дети с 4 до 5 лет:
· выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой;
· сжимают и разжимают пальцы обеих рук вместе и поочередно;
· составляют фигуру из обеих рук, совмещая пальцы.
"Краб"
Ползет наоборот, задом наперед,
Все под водой хватает клешней.
Краб ползет по дну, выставив свою клешню.
Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.
· Четырехлетние дошкольники могут играть в игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
"Зайчик и кочан капусты"
Встал зайчишка рано, вышел на поляну.
Кончики пальцев одной руки образуют мордочку, а выпрямленные указательный и средний пальцы – уши.
По опушке к лесу шел и большой кочан нашел.
"Идем" пальцами по столу. Показываем кулак другой рукой.
Стал зайчишка с хрустом грызть кочан капусты: хруст-хруст, хруст-хруст.
"Заяц" грызет кулак и причмокивает.
Съел, свалился под куст и уснул. Проснулся…Сладко потянулся,
С усилием растопыриваем все пальцы.
А домой добрался – долго отдувался!
Показываем, как заяц движется по столу.
Дети 5 - 7 лет
· Рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.
· Составляют из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш).
· Совмещают пальцы одной руки поочередно (1-2, 1-3, 1-4, 1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.
При выполнении упражнений обращается внимание на качество составления фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.
Упражнения можно подбирать с учетом тематического единства.
Например, тема :"Грибы".
«Этот пальчик»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все доел,
Оттого и похудел.
Методические указания .Загибать поочередно пальцы, начиная с мизинца.
"За грибами"
Солнце утром встало рано, всех детишек приласкало. (Ладони скрестить, пальцы широко раздвинуть – солнышко.)
За грибами мы пошли. ( пальцы идут по столу, коленям.)
Три лукошка принесли. (показать три пальца)
Фигурки из палочек
В лес с корзинкой я пошел,
У пенька грибок нашел.
Игра
Выложить горохом по нарисованному контуру грибы.
"Корзинка"
В лес корзинку я беру
И грибы в нее кладу.
Методические указания. Ладони на себя, пальцы переплести, локти развести в стороны – ладони "разъезжаются", и между пальцами образуются зазоры.
Грибы на поляне
Кто тут спрятан на картинке?
Помогите, пальчики!
Вы по контуру бегите,
Узнать картинку помогите.
«Груздь».
Выложить из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.
7. Интересным упражнением в пальчиковой гимнастике является пальчиковый театр
Он позволяет инсценировать рифмованные истории, сказки при помощи пальцев, чем и привлекает детей. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т. д. В возрасте 5-6 лет мастерство пальчикового театра готовит руку к письму.
Спектакли на пальчиках рекомендуется показывать ребенку с самого раннего возраста.
Пальчиковому театру придают большое значение, так как это упражнение:
стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер; помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения; знакомит с элементарными математическими понятиями.
Игры с пальчиковым кукольным театром развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.
8. Список литературы
1. Ушакова О. С., Н. В.Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой», Москва, ТЦ Сфера 1999г.
2. Шарохина В. П. «Коррекционно-развивающие занятия в средней группе», Москва, Прометей, 2002г.
3. Нищева Н. В. «Организация коррекционно-развивающей работы в средней группе детского сада», Санкт-Петербург, ДетствоПресс, 2005г.
4. Богуславская З. М., Е. О.Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва, 1991г.
5. Сычева Г. Е.«Развитие связной речи», Москва, Прометей, Книголюб, 2003г
6. Галанов А. С. «Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет», Москва, Аркти, 2002г
7. Ковалько В. И. «Азбука физкультминуток для дошкольников», Москва, Вако, 2005г
8. Колесникова Е. В. «Математика для дошкольников 4-5 лет», Москва, ТЦ Сфера, 2000г
9. Султанова М. И.«Развиваем память 4-5 лет, », Москва, Махаон, 2005г
10. Боровских Л. А. «Я логично говорю», Москва, Аркти, 2000г
11. Гаврина С. Е. «Тренируем мышление» ,Москва, Росмэн, 2000г.
12. Трофимова М. В., Т. И.Тарабарина. «И учеба, и игра изобразительное искусство». Ярославль «Академия развития», 1997.
13. ТкаченкоТ. «Использование фрагментов для развития пальцев, моторики». Дошкольное воспитание. Москва 2001 г.
14. Рузина Р. С., АдонькинсС. Ю. «Страна пальчиковых игр». Москва.1997 г.
15. Фомина Л. В. «Роль движений в моторной речи ребенка». Москва. 2002 г.
16. Цвынтарный В. В. «Играем пальчиками и развиваем речь».
9. Приложение
Пальчиковые игры
«ПАУЧОК»
Одна из ручек (или рука взрослого) - веточка. Её вытягиваем вперёд, пальцы растопырены. Вторая ручка - паучок, который гуляет «по ветке».
Паучок ходил по ветке, («Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу)
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил, (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение (дождик).
Паучков на землю смыл. (Хлопаем ладонями по коленям)
Солнце стало пригревать, (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками (солнышко светит))
Паучок ползёт опять, («Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу)
А за ним ползут все детки, («Паучки» ползают по голове)
Чтобы погулять на ветке.
*******
«РЫБКИ»
Покажите детям рыбок – как они плавают, ныряют и крокодила – как он открывает пасть. Предложите детям «поиграть в рыбок». Ладони сомкнуты, чуть округлены.
Пять маленьких рыбок играли в реке, (Выполняем волнообразные движения в воздухе)
Лежало большое бревно на песке, (Руки прижаты друг к другу.Переворачиваем их с боку на бок (бревно)).
И рыбка сказала: “Нырять здесь легко!” (Ладони сомкнуты, чуть округлены.Выполняем ими "ныряющее" движение).
Вторая сказала: “Ведь здесь глубоко”. (Качаем сомкнутыми ладонями (отрицательный жест))
А третья сказала: “Мне хочется спать!” (Ладони кладём под щёчку (рыбка спит)).
Четвёртая стала чуть-чуть замерзать. (Быстро качаем ладонями (дрожь)).
А пятая крикнула: “Здесь крокодил! (Запястья соединены.Ладони раскрываются и соединяются (рот))
Плывите скорей, чтобы не проглотил!” (Прячем руки за спину, педагог старается их поймать)
*******
«МОЙ ЗОНТИК»
Перед игрой покажите детям все предметы, о которых идёт речь в песенке. Вам понадобится: зонтик, книжка, мячик, котёнок. Спросите детей: Когда мы открываем зонтик? Что они видят на картинках в книжке? Что мы можем делать с мячиком? Как мы можем играть в мяч? Как разговаривает котёнок? Покажите жесты, необходимые для игры.
Вот это - мой зонтик, я в дождь хожу с ним (Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик))
Пусть дождь барабанит - останусь сухим. («Барабаним» пальцами левой руки по правой (зонтику))
А вот моя книжка, могу почитать, (Раскрываем ладони "книжечкой" (сомкнуты мизинцы))
Могу вам картиночки в ней показать. (Руки вытягиваем, ладони открыты (сомкнуты большие пальцы))
Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной (Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки )
Его я бросаю над головой. («Мячик прыгает» над головой, ударяясь о ладонь другой руки )
А вот мой котёнок, я глажу его, (Левую руку сгибаем в локте, кулак сжимаем, прижимаем руку к туловищу. Правая рука гладит левую – котёнка.)
Мяукает он для меня одного! (Побуждаем детей мяукать)
*****
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные. - Пересчитать пальчики и сжать их в кулак. Поменять руки.
*****
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем. - Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать
*****
Взять руку ребенка и пощекотать:
Здесь пень (запястье),
Здесь колода (локоть),
А здесь ключевая водица (подмышки).
*****
Ивану Большаку – дрова рубить.
Ваське-Указке – воду носить.
Мишке Среднему – печку топить.
Гришке Сиротке – кашку варить.
Крошке Тимошке – песенки петь,
Песенки петь и плясать. - Правой рукой делать массаж каждому пальцу левой руки, потом наоборот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, чётко и красиво....
Проведение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста
Комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевогоразвития....
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...
Проведение артикуляционной пальчиковой и дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста
Роль гимнастики в развитии речи детей...
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста Комплекс пальчиковой гимнастики № 1 «МОЯ СЕМЬЯ»
Картотека самомассажа и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возрастаКомплекс пальчиковой гимнастики № 1«МОЯ СЕМЬЯ»Этот пальчик - дедушка,Этот пальчик - бабушка,Этот пальчик - папо...