Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста
картотека (младшая группа)
Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики, профилактики и снятия утомления у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
palchikovaya_gimnastika_dlya_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 96.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека пальчиковой гимнастики по темам недели / младшего дошкольного возраста
Цель:
- Стимулировать действия речевых зон головного мозга;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать чувства ритма;
- Развивать речь;
- Развивать память и внимание, воображение.
Задачи:
Для воспитателя:
- Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей.
- Создать подборку методической литературы по теме.
- Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами.
Для детей:
- Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Тема: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена.
- «Весёлый человечек»
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.
- «Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний "идут" по другой руке)
Эти - любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша).
Эти - тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони)
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца)
- «Водичка»
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Выполнять ладонью круговые движения перед лицом, как будто умываемся.
Погладить глазки руками от внутреннего края к наружному, как будто моем.
Круговыми движениями погладить щечки.
Улыбнуться.
Показать зубки.
4.«Рыбка»
Рыбка плавает в водице, (Дети изображают сложенными)
Рыбке весело играть. (Вместе ладонями, как плывёт
рыбка)
Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком)
Мы хотим тебя поймать. (Медленно сближают ладони)
Рыбка спинку изогнула, (Снова изображают, как плывёт
Рыбка)
Крошку хлебную взяла. (Делают хватательное движение
обеими руками)
Рыбка хвостиком махнула, (Снова «плывут»)
Рыбка быстро уплыла.
- «Солнышко»
Солнышко в глазки
Светит ребяткам.
Мы поиграем
С солнышком в прятки!
Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.
- «Кулачок»
Сжали ручку в кулачок,
Положили на бочок:
Чок-чок, кулачок,
Чок-чок, на бочок!
Руки положить на стол: ладони прижать к столу; одновременно сжать два кулачка; разжать пальцы одной руки и прижать к столу ребром ладони.
Тема: Игрушки
- «У Антошки есть игрушки»
У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
- «Катины игрушки»
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши, стучат кулаками)
Куклы Танины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальцы)
И веселый Чиполино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальцы)
Помогаем нашей Тане (Попеременно хлопают в ладоши)
Мы игрушки сосчитать –(стучат кулаками)
Есть у нас игрушки
Есть у нас игрушки: Хлопки
Пластмассовые погремушки, (Встряхивают кулачки)
Мишка мягкий меховой, (Сжимают и разжимают пальцы)
Мяч резиновый цветной, (Делают шар из пальцев).
Кубик деревянный,
Солдатик оловянный, (Руки сложить в круг перед собой)
Шарик легкий надувной, (Руки сложить в круг перед собой)
Я люблю играть с тобой. (Хлопают в ладоши)
Я с игрушками играю.
Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю. (Двигаем слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».
- «Индюк»
Индюк из города идет,
Игрушку новую везет.
Игрушка не простая,
Игрушка расписная. (Пальчики обеих рук «идут» по столу).
Есть игрушки у меня.
Есть игрушки у меня: (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Паровоз и два коня, (загибают пальчики на обеих руках)
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал, подъёмный кран
– Настоящий великан.
Сколько вместе? Как узнать? (хлопают в ладоши и ударяют кулачками друг о друга попеременно)
Помогите сосчитать!
Тема: Наш детский сад, наша группа.
- Этот пальчик хочет спать. (поочередно загибать пальцы к ладошке)
Этот пальчик – прыг в кровать! (начиная с мизинца. Затем большим пальцем)
Этот пальчик прикорнул.(Касаться всех остальных - «будить»);
Этот пальчик уж заснул.
Тише, тише не шуми,
Пальчики не разбуди.
Встали пальчики. Ура! (с восклицанием «Ура!» - кулачки разжать)
В детский сад идти пора –(широко расставив пальцы.)
- «Наша группа»
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший — это я. (Разжимают пальчики поочередно)
Это Маша, начиная с мизинца).
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша.
- «Дружба»
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
- «Как живёшь?»
- Как живёшь? - Вот так! (показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (щёки надули и руками лопнули)
- «Девочки и мальчики»
Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (прыгают)
Головой слегка качают (качают головой)
И красиво приседают (приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так, вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)
- «Большие и маленькие»
Были маленькие мы, (Дети сгибают и прижимают пальцы
к ладони).
Стали вдруг большие. (Растопыривают пальцы).
Шалунишки, шалуны, «Фонарики».
А дружные какие!
Солнцу рада детвора. (Сцепляют пальцы обеих рук в замок),
Пусть поярче светит! (ладони сжимают).
Пляшут с самого утра
На полянке дети.
- «Это я»
Это глазки. Вот. Вот. (Дети показывают сначала левый,
потом правый глаз).
Это ушки. Вот. Вот. (Берутся за левое ухо, потом за правое)
Это нос. Это рот. (Показывают рот левой рукой, нос-правой)
Там спинка. Тут живот. (Кладут левую руку на спину,
правую – на живот).
Это ручки. Хлоп, хлоп. (Вытягивают вперёд обе руки, 2 раза
Хлопают).
Это ножки. Топ, топ. (Кладут ладони на бёдра, 2 раза топают)
Ой, устали. Вытрем лоб. (Проводят правой ладонью по лбу).
Тема: Осень. Грибы.1.
17. «Грибы»
Массаж (или самомассаж) подушечек пальцев (на каждую стихотворную строчку – разминание подушечки одного пальца).
Вылезли на кочке - мизинец
Мелкие грибочки: - безымянный
Грузди и горькушки, - средний
Рыжики, волнушки - указательный
Даже маленький пенек - большой
Удивленья скрыть не мог - большой
Выросли опята, - указательный
Скользкие маслята, - средний
Бледные поганки - безымянный
Встали на полянке–мизинец
18. «Осень»
Осень, осень, - (трем ладошки друг о друга)
Приходи! – (по очереди сжимаем кулачки)
Осень, осень, - (трем ладошки друг о друга)
Погляди! – (положить ладошки на щеки)
Листья желтые кружатся, - (движение ладонями сверху вниз)
Тихо на землю ложатся. – (поглаживаем коленки)
Солнце нас уже не греет, - (по очереди сжимаем кулачки)
Ветер дует все сильнее, - (разводим одновременно ручки в разные стороны)
К югу полетели птицы, - (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)
Дождик к нам в окно стучится – (стучим пальчиками по ладошкам)
Шапки, куртки надеваем – (делаем вид)
И ботинки обуваем – (постучать ногами)
Знаем месяцы: - (похлопать ладошками по коленкам).
Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь–(кулак, ребро, ладонь)
19. «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, - (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать–(сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, - (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – (пальчики «шагают» по столу)
20. «Поздняя осень»
Солнышко греет уже еле-еле,
Перелетные птицы на юг улетели,
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре,
Поздняя осень стоит на дворе.
Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую примету).
Руки сжимают в «замок».
Разводят руками перед собой.
21. «Деревья осенью»
Летом деревья росли, зеленели,
Осенью листья на них пожелтели.
Стали деревья листья терять.
Стали деревья листья ронять.
Тихо ложится листок за листком.
Скоро накроет листья снежком.
Руками изобразить деревья.
Кисти рук «падают».
Пальцы поочередно прижимать к ладони.
Пальцами по очереди стучать по поверхности стола.
Плавно положить ладони на стол.
Одной ладонью накрыть другую.
22. «Мы идем в осенний лес»(И. Михеева)
Мы идем в осенний лес–(маршируем на месте)
А в лесу полно чудес! –(разводим руки в стороны, «удивляемся»)
Дождь вчера в лесу прошел –(потряхиваем ладонями обеих рук)
Это очень хорошо–(хлопаем в ладоши)
Будем мы грибы искать –(приставляем ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону)
И в корзинку собирать, - (сводят руки перед собой в «корзинку»)
Вот сидят маслята, - (загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка)
На пеньке – опята,
А во мху – лисички,
Дружные сестрички.–(делают манящие движения руками)
«Подосиновик, груздок, - (грозят указательным пальцем правой руки)
Полезайте в кузовок! – (присесть, обнять себя руками)
Ну, а ты, мухомор, - (встаем, разводим руками в стороны).Украшай осенний бор!
23. «Осень»
Ветер северный подул, - (подуть на пальцы)
все листочки с липы сдул с-с-с – (смахивать руками, будто сдувает листочки)
Полетели, закружились и на землю опустились –(ладони зигзагами плавно опустить на стол)
Дождик стал по ним стучать кап-кап-кап – (постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил, - (постучать кулачками по столу)
Снег потом припорошил, - (плавные движения вперед-назад кистями)
Одеялом их накрыл–(ладони прижать крепко к столу.)
24 «Осень»
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый (Загибать по одному пальчику)
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку (Спокойно уложить ладони на стол)
Тема: Посуда. Продукты питания.
25. «Месим тесто».
Тесто мнем, мнем, мнем! (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки, одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем–(руками совершаем движения, как будто лепим снежки)
26. «Салат».
Мы морковку чистим- чистим,(Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, (Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)
27. «Посуда»
Девочка Иринка порядок наводила. (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными.)
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!
Тема: Домашние животные и птицы.
28. «Поросята»
Пальцы рук растопырены; поочередно «идём» по столику или коленочкам каждым из пальчиков.
Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял, (Мизинцы)
Этот толстый поросёнок спинку об забор чесал. (Безымянные)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. «Фонарики».
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю. (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Этот толстый поросёнок носом землю ковырял, (Средние)
Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал. (Указательные)
Ля-ля-ля-ля, лю-лю-лю, поросяток я люблю (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Этот толстый поросёнок - лежебока и лентяй, (Большие)
Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал. (Руку сжимаем в кулак, большой палец зажимаем внутрь)
29. «Я в деревне отдыхаю»
Я в деревне отдыхаю, (Руки на столе ладошками вниз.Разводить и соединять пальцы правой руки)
Всех зверей домашних знаю:(Разводить и соединять пальцы левой руки)
Кролик, лошадь и коза, (Называя животное, поднимать и удерживать на весу каждый палец правой руки, начиная с большого)
Кот, корова и свинья. (Поднимать и удерживать на весу оставшиеся пальцы правой руки, а затем левой, начиная с большого)
А еще баран с овцой,
Да верный пес –(Поднимать и удерживать на весу каждый палец левой руки)
Помощник мой.(Большой палец правой руки поднять вверх, указательный согнуть, остальные вытянуть вперед и прижать друг к другу – «собака»)
Тема: Овощи. Фрукты. Сад. Огород
30. «Овощи»
Вырос у нас чеснок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква, капуста, картошка (безымянный)
Лук и немножко горошка(мизинец)
Овощи мы собирали, (мизинец)
Ими друзей угощали, (безымянный)
Квасили, ели, солили, (средний)
С дачи домой увозили.(указательный)
Прощай же на год, (большой палец левой руки)
Наш друг – огород! (большой палец правой руки).
31. «Апельсин»
Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки)
Много нас, (показывают 10 пальцев)
А он один (показывают 1 палец)
Эта долька – для ежа.
Эта долька – для стрижа.
Эта долька – для утят.
Эта долька – для котят.
Эта долька – для бобра (загибают по одному пальчику на каждую строчку)
А для волка – кожура (бросательные движения правой рукой)
Он сердит на нас – беда!!! (сжимают кулаки и прижимают их к груди)
Разбегайтесь – кто куда!!! («бегут» пальцами по столу).
32. «Фруктовая ладошка»
Этот пальчик - апельсин, (Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого).
Он, конечно, не один,
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошками вокруг и на себя).
33. «Яблонька»
У дороги яблонька стоит, (Руки сплести над головой, пальцы разжаты).
На ветке яблочко висит. (Сложить запястья вместе).
Сильно ветку я потряс, (Руки над головой, движения вперед-назад).
Вот и яблочко у нас. (Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко).
В сладко яблочко вопьюсь,
Ах, какой приятный вкус. (Соединить запястья, ладони развести).
34. «Компот»
Будем мы варить компот, (Дети держат левую ладонь «ковши
ком», «мешают» указательным
пальцем правой руки).
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, (Загибают пальцы по одному),
Грушу будем мы рубить (начиная с большого).
Отожмём лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. «Варят» и «мешают».Угостим честной народ.
35. Фруктовая ладошка
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос,
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас.
Фрукт для вас и для нас.
Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.
Показывают ладошками вокруг и на себя.
36. «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, (Дети «здороваются» пальцами
обеих рук, начиная с больших).
«Идут» указательными и средними пальцами).
В лес идём мы погулять (средними пальцами обеих рук по
столу).
(Загибают пальцы, начиная с
большого).
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И дедуле отнесём.
Тема: Животные наших лесов.
37. «Сидит белка»
Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью-синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
(Дети при помощи левой руки разгибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца).
38. «Дикие животные»
На лужок пришли зайчата, (Одновременное сгибание пальцев в кулак .)
Медвежата, барсучата, (При перечислении животных считать пальцы на обеих руках поочерёдно)
Лягушата и енот.
На зелёный, на лужок,
Приходи и ты, дружок.
39. «На водопой»
Жарким днем лесной тропой («шагают» по столу).
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, (На каждое двустишие разгибают
За мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с мизинца).
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой косые зайчата, (Делают «ушки» «шагают» по столу).
Волчиха вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
40. «Хитрая лисичка»
Разминаем пальчики: раз, два, три! ( Сжимать и разжимать пальчики.«Бегут» по столу).
Разминаем пальчики, ну-ка посмотри
Вот бежит лисичка, раз, два, три! (Выражение лица очень хитрое)
Хитрая лисичка, ну-ка посмотри!
Лепим, лепим личико, раз, два, три! (Движения по тексту)
Что же получилось? Ну-ка посмотри!
Хитрая лисичка-вот она!
Рыжая сестричка хороша!
Вот лисичка злая, ой-ой-ой! (Движения по тексту)
От нее скорее убегу домой.
У лисички нашей грустный вид,
Сидит одна лисичка и грустит.
Улыбнись лисичка, погляди на нас,
Тебя мы не оставим ни на час.
Тема: Транспорт. ПДД
41. «Посчитаем»
Раз, два, три, четыре, пять –
Буду транспорт я считать.
Автобус, лодка и мопед,
Мотоцикл, велосипед,
Автомобиль и самолет,
Корабль, поезд, вертолет.
Сжимают и разжимают пальчики.
Поочередно сжимают пальчики обеих рук в кулачки, начиная с мизинца левой руки.
42. «На заправке»
Все машины по порядку
Подъезжают на заправку:
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.
Обеими руками «крутить « руль перед собой.
Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаться ладошки.
43. «Транспорт - 1»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай.
В морях – корабли, ледоколы, суда,
Они очень редко заходят сюда.
(Соединение всех пальцев с большим по очереди, начиная с указательного).
44. «Транспорт-2»
Будем пальчики сгибать – (Загибаем пальцы начиная с мизинца)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолёт,
Трамвай, метро и самолёт.
Все пальцы мы в кулак зажали,
Все виды транспорта назвали. («Встряхиваем» ладонями)
45. «Лодочка»
Две ладошки прижму (Ладони лодочкой, волнообразные движения рук.)
И по морю поплыву.
Две ладошки – друзья –
Это лодочка моя.
Паруса подниму, (Поднять выпрямленные ладони вверх).
Синим морем поплыву.
А по бурным волнам (Имитация движений волн и рыбок).
Плывут рыбки тут и там.
46. «Дорожные правила»
Дорожных правил очень много («грозят» пальчиками)
Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)
Два - сигналы светофора,
Три – смотри дорожный знак,
А четыре – «переход».
Правила все надо знать (хлопки руками)
И всегда их выполнять (показывают «класс!» большим пальцем).
47. «Велосипед»
Две педали крутят ноги, (раскрытыми ладонями выполняем круговые движения)
Мчат колеса по дороге (вращаем согнутыми в локтях руками)
Я рулю, куда хочу -
Влево, (имитируем, что держим руль и поворачиваем в лево)
Вправо покачу (вправо)
То вперед, (кулачками обеих рук совершаем круговые движения)
А то назад (назад)
Нажимаю тормоза (обеими ладонями жмем на стол)
Тема: Жилище. Бытовые приборы.
48. «Пылесос»
Пылесос, пылесос, (Ритмичное сгибание пальцев обеих рук (ладони смотрят вперёд)
Ты куда суёшь свой нос? (то же, но ладони обращены друг к другу).
Я жужжу, я жужжу, (Соприкосновение кончиков пальцев)
Я порядок навожу.
49. «Дом»
Я хочу построить дом, (Руки над головой «домиком).
Чтоб окошко было в нём, (Руки перед глазами.Концы пальцев рук сомкнуты в «окошко»).
Чтоб у дома дверь была, (Ладони повёрнуты к себе, сомкнуты боковыми частями).
Рядом чтоб сосна росла. (Пальцы растопырены.Руки тянем вверх).
Чтоб вокруг забор стоял (Руки перед собой кольцом, пальцы соединены).
Пёс ворота охранял. (Одна рука «пёс», мизинец отсоединить от других пальцев).
Солнце было, (Скрестить кисти рук, пальцы растопырены).
Дождик шёл, («Стряхивающие» движения).
И тюльпан в саду расцвёл. (Предплечья прижаты. Пальцы-лепестки смотрят вверх).
50. «Домик для зайчат»
Стук, стук, постук,
раздается где-то стук.
Молоточки стучат,
Строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).
Вот с такою крышей (ладошки над головой).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки).
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Повертели,
Покрутили,
Постучали,
И – открыли! (расцепили ручки)
51. «Новый дом»
Тук-тук-тук, тук-тук-тук! (Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок).
Молоток бери, мой друг!
Мы построим новый дом, (Ставят рядом ладошки «стены»)
Есть окошко в доме том. (Складывают указательные пальцы «палочкой», остальные соединяют «крышей»).
Есть ещё одно повыше,
Есть труба вверху на крыше. (Мизинец отставляют в сторону – труба).
Дом готов, зовём гостей: (Показывают оба указательных пальца)
«Проходите поскорей!»(Делают приглашающий жест рукой).
Тема: Лето. Цветы.
52. «Наши алые цветочки»
Наши алые цветочки,
Распускают лепесточки, (Плавно разжимают кулачки).
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (Машут перед собой руками).
Наши алые цветочки,
Закрывают лепесточки,
Головой качают (Плавно сжимают руки в кулачки).
Тихо засыпают, (Кладут руки под щеку).
53. «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
(Запястья соединить, ладони развести в стороны, пальцы слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(Развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье
(Ритмично двигать пальцами вместе-врозь).
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
54. «Подсолнух»
Посадили зернышко,
(щепотка)
Вырастили солнышко.
(растопырить ладони)
Это солнышко сорвем,(ладоши раскрыть).Много зерен соберем.
(собирать с другой ладони зерна.)
Тема: Насекомые.
55. «Божьи коровки»
Божья коровка - (дети машут руками)
Черная головка (за голову хватаются)
Улети на небо, (руки поднимают высоко)
Принеси нам хлеба (руки вперед)
Черного и белого (две ладошки в одну сторону, и в другую)
Только не горелого (пальчиком грозят)
56. «Комар»
Дружно пальчики считаем – (Сжимают и разжимают пальцы).
Насекомых называем.
Бабочка, кузнечик, муха, (Поочерёдно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого).
Это жук с зелёным брюхом.
Это кто же тут звенит? (Вращают мизинцем).
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! (Прячут руки за спину).
57. «Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять –(Сжимать - разжимать пальцы в кулак).
Насекомых надо знать: (Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок… (Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки).
И у каждого шесть ног! (Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев).
58. «Пчела»
Прилетела к нам вчера (Машут ладошками)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек.(На каждое название насекомого загибают пальчик)
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (Делают кружочки из пальчиков подносят к глазам).
Пожужжали, полетали,
От усталости упали. (Роняют ладони на стол).
Тема: Мебель.
59. «Домик»
Под грибом - шалашик-домик, (соедините ладони шалашиком)
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим, (постучать кулаком одной руки о ладонь другой руки)
В колокольчик позвоним (ладони обеих рук обращены вниз, пальцы скрещены; средний палец правой руки опущен вниз и слегка качается).
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол, (ладони опустить вниз, ребром прижать друг к другу)
А на нем - дубовый стол (левая рука сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки)
Рядом - стул с высокой спинкой (направить левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставить кулачок правой руки большим пальцем к себе)
На столе - тарелка с вилкой (ладонь левой руки лежит на столе и направлена вверх, изображая тарелку, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой прижат к ладони)
И блины горой стоят -
Угощенье для ребят.
60. «Мебель-1»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках).
Много мебели в квартире. (Сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с большого).
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали
На кровати мы лежали.
А потом мы скотом
Посидели за столом, (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
61. «Мебель-2»
В нашей комнате – столовой –
Есть отличный стол дубовый,
Стулья – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати
С одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресла есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке – центр музыкальный.
(На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику)
62. «Мебель-3»
Мебель я начну считать.(Показывают ладошки обеих рук).
Кресло, стол, диван, кровать, (Пальцы обеих рук поочерёдно сжимают в кулачки).
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Много мебели назвали, (Разжимают кулачки и показывают ладошки)
Десять пальчиков зажали! (Сжимают кулачки и поднимают их вверх).
63. «Мебель-4»
На кроватке мы поспали,
Вещи в шкаф уже убрали.
Мы на стуле посидели
И за столиком поели.
Руку под щеку.
Свободно двигаем руками – «убираем» вещи.
Ладонью одной руки накрываем кулак другой.
Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой.
Тема: Одежда. Головные уборы.
64. «Стирка»
Раз, два, три, четыре, пять – (Последовательно соединяют пальцы
Будем вещи мы стирать:( одной руки с пальцами другой руки.)
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем –
Их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку.)
65. «Маша варежку надела….»
Маша варежку надела: (Сжать пальцы в кулачок)
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал, (Все пальцы разжать, кроме большого)
В свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: (Разогнуть большой палец).
«Поглядите – ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь, (Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.)
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
66. «Рукавицы»
Вяжет бабушка Лисица (Поочередно потереть пальцы.)
Всем лисятам рукавицы: (Загибаем пальчики).
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки - лисички.
В рукавичках да-да-да!
Не замерзнем никогда! (Потереть ладони друг о друга).
67. «Стирка»
(Дети выполняют действия в соответствии со смыслом стихотворения)
Ох, испачкалась одежда, Мы её не берегли,
Обращались с ней небрежно, Мяли, пачкали в пыли.
Надо нам её спасти и в порядок привести.
В тазик воду наливаем, порошочку насыпаем.
Всю одежду мы замочим, Пятна тщательно потрём,
Постираем, прополощем, Отожмём её, встряхнём.
А потом легко и ловко Всю развесим на верёвках.
А пока одежда сушится Мы попляшем и покружимся.
Сто одежек. А. Барто.
68. Лиф на байке, (поочередно загибают пальцы на обеих руках)
Три фуфайки, (одновременно на каждое название одежды)
На подкладке платьице
Шарф на шее,
Шаль большая,
Что за шарик катится? (пожимают плечами)
Сто одёжек, (ритмично сжимают и разжимают пальцы обеих рук)
сто застёжек,
Слово вымолвить не может (похлопывают себя по плечам.)
Мама так закутала,
Что не знаю, Тут ли я! (разводят руки в стороны)
Тема: Животные Севера и Юга.
69. «Белые медведи»
Белые медведи мороза не боятся, (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.
Нравится им в море ледяном купаться. (Руки на столе ладонями вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять).
Не страшны им в Арктике
Клыкастые моржи, (Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого).
На рыбу и тюленей охотятся они. (Поднимать пальцы левой руки по одному, начиная с большого).
70. «Тюлени»
Тёпы-тяпы, тёпы-тяпы, (Ладошками с плотно сомкнутыми пальчиками похлопывают по коленям или по столу (руки при этом неподвижны).
Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
71. «Слон»
В зоопарке стоит слон,
Уши, хобот – всё при нём.
Головой своей кивает,
Будто в гости приглашает. (Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой – указательным и большим. Шевелить средним пальцем, качать кистью.
72. «Ежик»
Шел по лесу хмурый ежик,
Не жалел коротких ножек.
Нес детишкам он грибочки,
Растерял их возле кочки.
Пальцы правой и левой руки как будто шагают по парте. Затем пальцами обеих рук «собирать» потерянные грибочки.
73. «Зайка»
Зайка – ушки на макушке –
Скачет, скачет по опушке.
Шел за ним колючий ежик,
Шел по травке без дорожек,
А за ежиком – краса –
Рыжехвостая лиса.
Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».
Руки щепотью вниз у груди – «скачет».
Переплели пальцы и пошевелили.
Плавные движения руками перед собой.
Тема: День Победы.
74. «На параде»
Как солдаты на параде, (Сжимаем, разжимаем кулачки).
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, левой — раз, (Хлопки в ладоши).
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
75. «Наша армия»
Аты - баты, аты - баты! (Поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки).
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.
76. «Пограничник»
Пограничником я буду, (Сжимать и разжимать пальцы в кулаки одновременно на обеих руках).
Чтоб границы защищать, (Соединять одноименные пальцы обеих рук, начиная с больших).
И страна могла спокойно (Разъединять одноименные пальцы, начиная с мизинцев).
Крепким сном ночами спать. (Соединять все пальцы обеих рук по очереди с большим).
Тема: 8 марта. Моя семья.
77. «Наши мамы»
Много мам на белом свете, (Разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи).
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (Поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке).
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны, (Сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны!(Разводят руки, поднимают ладошками вверх).
78. «Семья»
Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
Два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!
79. «Дружная семья»
Этот пальчик – дедушка, (загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья! (хлопаем в ладоши)
Тема: Профессии
80. «За работу»
Ну-ка, братцы, за работу. (Поочередно разгибать пальцы,)
Покажи свою охоту –(начиная с большого.)
Большаку дрова рубить
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать, (Энергично шевелить пальцами).
Наших деток забавлять.
81. «Повар»
Повар готовил обед, (Ребром ладони стучат по столу).
А тут отключили свет. (Загибают большой палец на левой руке).
Повар леща берет
И опускает в компот. (Загибают указательный палец).
Бросает в котел поленья, -средний
В печку кладет варенье - безымянный
Мешает суп кочерыжкой, - мизинец
Угли бьет поварешкой.
Сахар сыплет в бульон.
И очень довольный он! (Разводят руками.)
82. «Почтальон»
Что принес нам почтальон? (Сжимать и разжимать кулаки.)
С толстой сумкой ходит он. (Шагать пальчиками по столу).
Перевод, журнал, газету, (Загибать пальцы, начиная с большого.)
В бандероли 2 кассеты.
И письмо от тети Вали,
Чтоб ее приезда ждали.
83. «Профессии»
Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
Сразу всех не называю,
Вам продолжить предлагаю.
Соединять пальцы правой руки с большим.
Соединять пальцы левой руки с большим. Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.
Сжимать и разжимать кулачки.
Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.
Тема: Зимние забавы. Зимние виды спорта
84. «Зимние забавы»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"),
спать легли (ладошки под щечку).
85. «Спортсмены»
Чтоб болезней не бояться (Поднимают руки к плечам, плечам, в стороны.)
Надо спортом занимать (Сжимаем и разжимаем кулаки.)
Играет в теннис теннисист (Сгибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Он спортсмен, а не артист
В футбол играет футболист
В хоккей играет хоккеист,
В волейбол — волейболист,
В баскетбол — баскетболист.
86. «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (загибать пальчики)
Мы с тобой снежок слепили (лепить, меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, гладят ладони друг о друга)
Раз – подбросим, ("подбросить", посмотреть вверх)
Два – поймаем ("ловят", приседают)
Три – уроним (встают, "роняют")
И … сломаем! (топают)
87. «Зимние забавы»
Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок»)
Давай, дружок
Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла... (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)
Тема: Зима. ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА.
88. «Зима-1»
Пришла зима,
Принесла мороз,
Пришла зима,
Замерзает нос.
Снег,
Сугробы,
Гололёд,
Все на улицу – вперед!
Трем ладошки друг о друга.
Пальцами массажируем плечи, предплечья.
Трем ладошки друг о друга.
Ладошками массажируем кончик носа.
Плавные движения ладонями.
Кулаки стучат по коленям попеременно.
Ладони шоркают по коленам разнонаправлено.
Обе руки протянуть вперед.
89. «Мороз-1»
По улице гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берез.
Ходит, бородою
Белою трясет,
Топает ногою,
Только треск идет.
Похлопывать по коленям.
Выполнять плавные движения ладошками вверх-вниз.
Выполнять ритмичные наклоны головы в стороны.
Притопывать.
90. «Зима-2»
Снег ложится на дома.
Улицы и крыши.
Тихо к нам идет зима,
Мы ее не слышим…
Руки разводим в стороны, ладонями вниз.
Руки «домиком».
Палец к губам. «Идем» указательным и средним пальцами одной руки.
Рука за ухом.
91. «Мороз-2»
Вечер приближается (разведите руки в стороны),
Вьюга начинается (покачайте над головой руками из стороны в сторону).
Крепчает мороз (с усилием сожмите кулаки)
—Щиплет щеки, щиплет нос (пальцами слегка ущипните щеки и нос)
Руки стали замерзать (потрите ладони)
Надо их отогревать (подышите на ладони).
Вечер приближается (разведите руки в стороны)
Темнота сгущается.
Нам домой давно пора
—До свиданья! До утра! (помашите рукой на прощание).
92. «Мороз-3»
Ой, сердит мороз (качают головой, взявшись за нее руками)
Ветки снегом занес. (Взмахивают кистями рук)
Хватает за нос. (Хватают себя за нос)
Щиплет до слез (Щиплют себя за щеки)
Ребятишки не пугаются (Грозят пальчиком)
И на лыжах («Едут на лыжах»)
И на саночках катаются («Едут на санках»)
Над морозом сердитым потешаются. (Прыгают и одновременно хлопают в ладоши)
93. «Зима-3»
Наши ручки замерзают. (Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко (Разжать кулачки, хлопать в ладони).
Да похлопаем в ладошки. (Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (Прижать ладони друг к другу, тереть
Сильно надо растереть, ладонь о ладонь).
Пальчики мы согреваем, (Греем руки круговыми движениями),
Их сжимаем – разжимаем! (сжимаем и разжимаем кулачки.)
94. «Новогодние игрушки»
Новогодние игрушки
Праздник приближается,
Елка наряжается.
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят
в стороны.
Поочередно соединяют большой палец с остальными.
Крутят ладошками в воздухе - «фонарики».
Тема: Моя страна, моя республика, мой город.
95. «Край родной»
Здравствуй, солнце золотое! (Потянуться, растопырив пальцы)
Здравствуй, небо голубое! (Помахать «небу»)
Здравствуй, вольный ветерок! (Волнообразные движения кистей рук)
Здравствуй, маленький дубок! (Показать «дубок»- растет от маленького расточка вверх)
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую! «Обнимашки»
Моя страна
Посмотрю на карту я: (вытягивают вперед прямые ладони)
Вот российская земля –(поочереди соединяют одноименные пальцы рук)
Есть леса тут и озера,
Горы, реки и моря.
Я люблю тебя, Россия, (крепко сжимают в «замок»)
Ты же Родина моя! (прикладывают руки к груди)
Тема: Праздник ёлки, Новый год, Рождество.
96. «Новогодний праздник»
Ждали праздника мы долго. (Трём ладошку о ладошку.)
Наконец пришла зима. (Сжать кулаки, прижать их друг к другу.)
Наконец пришла зима (Пальцы «идут» по столу, по коленкам.)
В гости ёлку привела. (Пальцы показывают Ёлочку, указательные пальцы сцепляются )
К ёлке все мы подошли,
Хороводы завели. (Круговые движения кистями рук.)
Покружились, поплясали, (Кисти рук опустить, расслабить.) Даже чуточку устали.
Дед Мороз скорей приди, (Ладони прижать друг к другу, потом протянуть вперёд.)
Нам подарки принеси.
97. «Подарки»
Дед мороз принес подарки: («Шагают» пальчиками по столу.)
Буквари, альбомы, марки,( На каждое название загибают)
Кукол мишек и машины, (по одному пальчику, сначала на
Попугая и пингвина, правой, потом на левой руке.
Шоколадок пол мешка (Делают из пальчиков правой руки )
И пушистого щенка! мордочку щенка, согнуты
Гав! Гав! средний и указательный пальчики – «ушки»
98. «На ёлке»
Мы на елке веселились, (Ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали, и резвились. (Удары кулачками).
После добрый Дед Мороз («шагают» средним и указательным пальчиками по столу.)
Нам подарки преподнес(«рисуют» руками большой круг.)
Дал большущие пакеты,
В них же вкусные предметы: (Ритмичные хлопки в ладоши)
Конфеты в бумажках синих, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Орешки рядом с ними, Груша, яблоко, один золотистый мандарин.
99. «Наряжаем ёлку»
Раз, два, три, четыре, пять (Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого.)
Будем ёлку наряжать (Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны)
Мы повесим шарики, (Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики)
Яркие фонарики, (Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад)
Весёлого Петрушку, (Показывают длинный нос)
И разные игрушки:(Вытягивают ладони вперёд)
И мишку - шалунишку (Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону)
И заиньку – трусишку (Прикладывают раскрытые ладони к голове)
100. «Новый год»
Наступает Новый год! (Хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (Кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти вращаем внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, (Поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (Фонарики)
Вот сверкают льдинки, (Сжимать и резко разжимать кулаки поочередно)
Кружатся снежинки. (Легко и плавно двигать кистями)
В гости Дед Мороз идет, (Пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (Трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать, (Хлопаем по коленям или по полу, одна рука - ладонью, другая - кулаком, затем меняем)
Будем пальцы загибать: (по очереди массажируем каждый палец)
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
101. «Новогодний праздник»
- Здравствуй, Дедушка Мороз!
Что в подарок нам принес?
- Громкие хлопушки,
Сладости, игрушки.
Ладонь поглаживает подбородок – «бороду» Деда Мороза.
Руки вперед ладонями вверх.
Хлопнуть в ладоши.
Вертим кистями.
102. «Елка»
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Тема: Защитники Отечества.
103. «Бойцы»
Пальцы эти – все бойцы. (Растопырить пальцы на обеих руках,)
Удалые молодцы - сжать их в кулак.
Два больших и крепких малых (Приподнять два больших пальца,)
И солдат в боях бывалых - другие крепко прижать к столу.
Два гвардейца – храбреца! (Приподнять указательные пальцы,)
Два сметливых молодца! другие крепко прижать к столу.
Два героя безымянных, (Приподнять средние пальцы,)
Но в работе очень рьяных! другие крепко прижать к столу.
Два мизинца – коротышкиПриподнять безымянные пальцы,
– Очень славные мальчишки! Хлопнуть в ладоши.
104. «Капитан»
Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями)
По волнам с жемчужной пеной (друг к другу, слегка приоткрыв.)
Я - отважный капитан, (проговаривая стишок, показывать, как лодка)
Мне не страшен ураган. (качается на волнах, а затем плавными движениями рук)
Чайки белые кружатся, (сами волны, потом по тексту)
Тоже ветра не боятся. (стиха показать чайку, скрестив руки, соединив)
Лишь пугает птичий крик (ладони тыльной стороной и помахать)
Стайку золотистых рыб. (пальцами, сжатыми вместе)
И, объездив чудо-страны, (выпрямленными ладонями с пальцами,)
Посмотрев на океаны, (прижатыми друг к другу изобразить рыбок.)
Путешественник-герой, (плавными движениями ладоней показать)
К маме я вернусь домой.(как рыбы плывут в воде)
105. «Пальчики – солдатики»
Командир позвал солдат:
«Становитесь дружно в ряд!»
Первый встал, за ним – второй.
«Безымянный – быстро в строй!»
А мизинчик очень мал,
Он чуть-чуть не опоздал.
Встали пальчики – «Ура!»
На парад идти пора.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого. Затем большим пальцем касаться всех остальных
- «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.
Тема: Каникулы. Сказки.
106. «Любимые сказки»
Будем пальчики считать, Хлопают в ладоши
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок, Поочередно загибают пальчики на левой руке
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку, Поочередно загибают пальчики на правой руке
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят. Сжимают кулачки
Этим сказкам каждый рад. Хлопают в ладоши
107. «Репка»
Тянут, тянут бабка с дедкой, Дети вытягивают большие пальцы.
Из земли большую репку. Указательные.
К ним пришла тут внучка, Средние.
Подбежала Жучка, Безымянные.
Кошка тоже потянула. Мизинцы.
Хоть держалась крепко, Берут репку.
Вытянута репка! Поднимают руки вместе с репкой.
108. «Сказки»
Мышка быстренько бежала (бег пальцами по столу)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (сжать ручки в кулачки «яичко»)
Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках)
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим ("держим ложку" имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)
Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (хлопаем в ладоши)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
109. «Рукавичка»
Из-за леса, из-за гор (Дети шлепают ладошками по коленям.)
Топал дедушка Егор.
Очень он домой спешил, (Показывают обратную сторону ладони.)
Рукавичку обронил. (Вытянуты большим пальцем веер – показать жест «Рукавичка»)
Мышка по полю бежала. (Бегают пальчиками одной руки по другой.)
Рукавичку увидала (Жест «Рукавичка».)
Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке. )
Мышку здесь никто не ждет? (Грозят пальцем.)
Стала жить – поживать,
Звонки песни распевать. (Хлопки.)
Зайка по полю бежал, (жест «Зайка»)
Рукавичку увидала. (Жест «Рукавичка»)
Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке)
Звонко песенку поет? (Хлопки.)
Мышка зайку пригласила, (Зовут, жестикулируя правой рукой.)
Сладким чаем напоила. (Вытягивают вперед руки, ладошки складывают в виде чашечки.)
Зайка прыг, зайка скок,
Зайка пирогов напек. («Пекут» пирожки.)
Как по лесу шла лисичка, (Мягкие движения кистями рук.)
Увидала рукавичку. (Жест «Рукавичка».)
- Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке.)
Звонко песенку поет? (Хлопки)
И лисичку пригласили. (Мягкие движения кистями рук.)
Пирожками угостили. ( «Пекут» пирожки.)
Стала жить там, поживать,
Пол метелкой подметать. ( Движение руками вправо-влево.)
Мишка по полю гулял. (Стучать но коленкам кулачками.)
Рукавичку увидал. (Жест «Рукавичка».)
- Кто, кто здесь живет? (Стучат правым кулачком по левой ладошке.)
Звонко песенку поет? (Хлопки)
Звери испугались. (Сжать пальцы в «замок».)
В страхе разбежались. (Развести руки в сторону.)
110. «Репка»
Репку мы сажали («роете» пальчиками в детской ладошке лунку),
Репку поливали (показываете пальчиками, как льется вода из лейки),
Вырастала репка (показываете, как растет, выпрямляете постепенно пальчики)
Хороша и крепка (оставьте ладони открытыми, а пальцы согните как крючочки)!
Тянем-потянем (руки сцепляются и тянут – каждый в свою сторону),
Вытянуть не можем (потрясли кистями рук),
Кто же нам поможет (прибегают по очереди все герои сказки и помогают тянуть)?
Тянем-потянем, тянем-потянем!
Ух (расцепили руки, потрясли кистями)!
Вытянули репку.
111. «Теремок»
Стоит в поле теремок, теремок. (Дети соединяют кончики пальцев рук над головой.)
Он не низок не высок, не высок. (Приседают, опуская руки вниз, встают, поднимая руки вверх)
На двери висит замок, да замок (Руки сомкнуты ладонями и пальцами.)
Кто его открыть бы смог? (Поднимают плечи вверх, опус кают.)
Слева зайка, справа мышка, (Дети занимают свои места около теремка.)
Отодвиньте-ка задвижку. (Тянут руки в разные стороны, но пальцы в «замке»).
А лягушка, и медведь (Занимают свои места около теремка.)
Тоже терем хотят отпереть. (Сильно сжимают пальцы.)
А лисичка и волчок открывают теремок! (Открывают «замок» — рассоединяют пальцы по одному и раз водят руки в стороны).
Тема: Весна. Перелётные птицы.
112. «С юга птицы прилетели!»
Прилетел к нам скворушка- Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж-Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели! Указательным и большим пальцами сделать « клюв» — « птицы поют».
113. «Десять птичек — стайка».
Десять птичек — стайка.
Пой-ка, подпевай-ка: Спокойные взмахи расслабленными ладонями
Эта птичка — соловей, Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца
Эта птичка — воробей, левой руки
Эта птичка — совушка, сонная головушка.
Эта птичка — свиристель,
Эта птичка — коростель,
Эта птичка — скворушка, серенькое перышко.Загибаем по очереди пальцы начиная с мизинца
Это-зяблик, это — стриж, правой руки
Это — развеселый чиж.
Ну а это — злой орлан.
Птички-птички, по домам.Обе ручки быстро сжать в кулачки, «пряча птичек»
114. «Птицы прилетают»
С наступлением весны, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.
Птицы прилетают. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы. Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.
А грачи у лужицы Ладони раскрыты, соединены чашечкой.
Шумной стайкой кружатся. Круговые движения кистями рук.
Журавли летят торопятся, Пальцы расставлены, ладони перекрещены.
А малиновка и дрозд, Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
Занялись устройством гнезд. Пальцы рук в замок ладони открыты.
115. «Грачи»
Мы лепили куличи. «Лепить пирожок»
Прилетели к нам грачи. «Помахать крыльями»
Первый грач испек пирог, Загибать пальчики по очереди на одной руке.
А второй ему помог.
Третий грач накрыл на стол,
А четвертый вымыл пол,
Пятый долго не зевал
И пирог у них склевал.
Раз, два, три, четыре, пять, Загибать пальчики на другой руке.
Выходи грачей считать.
116. «Весна»
Вот уж две неделиОпускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.
Капают капели.
Снег на солнце тает Руки ладонями вниз разведены в стороны.
И ручьём стекает. Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
117. «Подснежник»
К нам Весна лишь заглянула - Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование потенциала пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Эта тема мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась ее изучением через самообразование, выбрав данную тему. При выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываютс...
Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста.
Пальчиковые игры и упражнения для детей младшего дошкольного возраста...
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Развитие движений пальцев рук должно соответствовать возрасту ребёнка, тогда и речевое развитие будет в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развит...
Использование комплексов двигательных, дыхательных, артикуляционных и пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Консультация для родителей и воспитателей...
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для младшего дошкольного возраста.
Картотека пальчиковых игр по лексическим темам для младшего дошкольного возраста....
Картотека подвижных игр и пальчиковых гимнастик для младшего дошкольного возраста
В картетеке подобраны пальчиковые гимнастики в соответствии с тематическим планирование ДОУ....