Формирование концепции «Я – ПЕТЕРБУРЖЕЦ» у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему
Доклад
на городском семинаре для педагогов дошкольных образовательных организаций:
«Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольного учреждения: проблемы и перспективы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad_doklad.docx | 25.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №69
комбинированного вида Выборгского района г. Санкт-Петербурга.
Доклад
на городском семинаре для педагогов дошкольных образовательных организаций:
«Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольного учреждения: проблемы и перспективы»
по теме:
Формирование концепции «Я – ПЕТЕРБУРЖЕЦ» у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Доклад подготовили воспитатели:
- ЗАВЬЯЛОВА Н. А. - высшая кв. категория.
- АНДРИАНОВА М.А.- высшая кв. категория.
Санкт- Петербург
2016
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения
Мы хотим поделиться своим опытом работы по патриотическому воспитанию дошкольников через формирование концепции «Я - Петербуржец» у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольников. Патриотическое воспитание детей является основой формирования сознания будущего гражданина. Одна из основных задач патриотического воспитания дошкольников – формирование любви к родному краю, своей семье, городу, в котором мы живем.
Свою работу мы начали с создания развивающей предметно-пространственной среды по патриотическому воспитанию. В нашей группе оборудован центр Петербурговедения - « Любимый город», в котором находятся:
- Макеты достопримечательностей нашего города
- Виды Санкт-Петербурга, выполненные в различных техниках(гобелен, выжигание, вышивка, граттаж)
- Символика города
- Иллюстрации, открытки, фотографии, книги о Санкт- Петербурге
- Настольные игры, пазлы, кубики с видами города
- Дидактические пособия
Работа по формированию концепции «Я - Петербуржец» строилась посредством проектной деятельности. Нами были разработаны ряд проектов:
- «Петербуржец – звучит гордо» (Знаменитые люди Санкт-Петербурга)
- «Знаю и люблю свой город» (Памятники, достопримечательности Санкт-Петербурга)
- «Веселое путешествие с зайцем Арсением» (знаменитые улицы Санкт-Петербурга, малая архитектура города)
Цель проектов:
- Развитие познавательной активности детей
- Расширение и обогащение знаний детей о Санкт-Петербурге
- Повышение интереса к истории и культуре нашего города
- Формирование чувства патриотизма
- Формирование интереса к коллективной, игровой, продуктивной, творческой деятельности.
Задачи:
- Познавательное развитие:
Расширять представления детей:
- Об архитектурных памятниках Санкт-Петербурга
- О знаменитых людях нашего города
- О малой архитектуре Санкт-Петербурга
- Социально-коммуникативное развитие
- Продолжать формировать патриотические чувства к своему родному городу (гордость, уважение, любовь).
- Воспитывать умение работать самостоятельно и в команде, умение слышать и слушать взрослого и товарищей
- Речевое развитие
- Расширять и активизировать словарный запас.
- Продолжать развивать связную речь, грамматически правильную диалогическую и монологическую речи
- Художественно-эстетическое развитие
- Воспитывать умение видеть неповторимую красоту Санкт-Петербурга посредством литературного языка.
- Продолжать развивать воображение, образное мышление детей во время продуктивной деятельности
- Приобщать к изобразительному искусству
- Воспитывать умение замечать красоту, неповторимость архитектурных сооружений, передавать их в рисунке
- Обогащать эмоциональную сферу детей во время прослушивания музыкальных произведений.
- Физическое развитие
- Улучшать психологическое и физическое здоровье во время совместных прогулок по городу, совместной творческой деятельности с родителями.
- Знакомить с новыми подвижными играми и правилами к ним.
Мы со своими воспитанниками проводили Организованную совместную деятельность, беседы, тематические прогулки. Дети представляли свои стендовые доклады. Провели круглый стол «Почему я люблю свой город» ; «Литературная гостиная» : «Люблю тебя, Петра творенье..» - была посвящена творчеству А. С. Пушкина. На «Музыкальной гостиной» дети познакомились с Гимном Санкт-Петербурга, который был написан поэтом Олегом Чупровым на музыку композитора Рейнгольда Эрнест Глиэра «Гимн Великому городу» из балета «Медный всадник», были проведены досуговые мероприятия.
Наш Петербург многонационален! И, как мы знаем, одна из задач патриотического воспитания - толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. С детьми группы мы провели цикл бесед по теме «Мы разные, но мы - Петербуржцы» (в которой с большим удовольствием приняли участие родители детей).
Работа с родителями заключала следующие этапы:
- Литературная гостиная «Пушкин в Петербурге»
- Круглый стол «Школа экскурсовода»
- Организация прогулок выходного дня на основе маршрутных листов для родителей и детей.
- Проведение детьми «экскурсии» для родителей по известным достопримечательностям города.
Родители принимали активное участие в проектной деятельности, вместе с детьми подготовили странички альбома «Мой Петербург», изготавливали макеты достопримечательностей Санкт-Петербурга. На данном этапе родители готовят странички к альбому «Петербург от А до Я» ( с родителями была проведена игра-лотерея «Счастливая буква», где они выбирали буквы алфавита, определяли конкретное место экскурсии, о котором будут рассказывать)
Следующим блоком нашей работы было взаимодействие с социальным окружением:
- Мы постоянно посещаем районную библиотеку, где проходят тематические занятия.
- Организовали экскурсии по городу « Твой город», где экскурсовод в живой и доступной форме познакомил ребят с основными элементами города (дома, улицы, площади, набережные, памятники, мосты), типами домов (дворцы, театры, соборы, вокзалы, банки, жилые дома), и памятников (колонна, обелиск, конные и пешие статуи, бюсты). Ребята увидели главные площади Петербурга и главный проспект.
- Посетили Русский музей, Строгановский дворец.
- Перед детьми выступили артисты филармонии с циклом бесед «Город над вольной Невой», где наши воспитанники познакомились с песнями о нашем городе, с композиторами, жившими в Санкт-Петербурге.
- Воспитанники нашей группы приняли активное участие в городской акции «Цветок Пушкину», приуроченной к Пушкинскому дню России. Экспонат, выполненный детьми набрал наибольшее количество голосов и воспитанники были отмечены благодарностью.
В ходе работы над этой темой мы заметили качественные изменения у своих воспитанников:
- В играх стали присутствовать персонажи малой архитектуры Санкт-Петербурга (заяц Арсений, Чижик-пыжик, ученый кот Василий)
- В беседах друг с другом дети обсуждают впечатления об экскурсиях и выходах в город.
- Дети стали интересоваться историей города.
В настоящее время работа по формированию концепции «Я - Петербуржец» продолжается. Нами запланированы:
- Проект «Район , в котором я живу»
- Знакомство детей с героическим прошлым нашего города, начиная с Невской битвы(1240г)
- Создание детьми карты-маршрута пешей прогулки «Мой Петербург»
- На основе полученных знаний разработать этический кодекс Петербуржца.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижная игра как средство формирование правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС
Аттестационная работа по формированию правильной осанки у детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр...
ПРОГРАММА САМОРАЗВИТИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Тема самообразования «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»Работа начата - Сентябрь 2014годаПредполагается закончить – Июнь 2015 годаЦель...
"Формирование ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Зачастую понятие «трудовое воспитание ребенка» вызывает негативную реакцию окружающих, связанную с тем, что труд понимается как тяжелая повинность, и основной довод, который приводят оппон...
Современный взгляд на систему формирования этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО.
Предлагаю свое видение на систему формирования этнической толерантности у старших дошкольников, а именно, воспитание основ толерантной культуры через интегративный подход....
«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
Целевые ориентиры дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности при соблюдении требований к условиям ре...
Сообщение из опыта работы "Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Отчет по самообразованию по теме: Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников....
Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
Отчет по самообразованию "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"...