Механизм отчуждения детей старшего дошкольного возраста.
консультация (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МКДОУ «МАЛИНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
КОНСЛЬТАЦИЯ
Психолого-педагогические основы общения
ТЕМА: Механизм отчуждения детей старшего дошкольного возраста
Кукузова Елена Сергеевна
2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие отчуждения в психологии
2. Проблема отчуждения в развитии ребенка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «отчуждение» не так часто встречается в психолого-педагогической науке. Оно перешло из философии, истории, политики и разрабатывается в последнее время в направлении детской психологии.
Отчуждение в детской и возрастной психологии рассматривается в неразрывной связи с понятием идентификации (понятие идентификации противоположно понятию отчуждения): идентификация-отчуждение – это основной механизм функционирования отношений ребенка. Идентификация и отчуждение в психолого-педагогической литературе рассматриваются как диалектически связанные механизмы. Идентификация выступает как механизм «присвоения» индивидом своей человеческой сущности, как механизм социализации личности. А обособление выступает как механизм индивидуализации личности. [3]
Цель реферата заключается в анализе механизма отчуждения в старшем дошкольном возрасте. Безусловно, отчуждение мы будем рассматривать в связи с процессами идентификации.
Достижение поставленной цели реферата предполагает решение следующих задач:
1. дать краткое описание разработанности проблемы отчуждения в психологической науке;
2. проанализировать проблему отчуждения в развитии ребенка, акцентировав внимание на ребенке старшего дошкольного возраста.
Основной метод исследования в реферате – это теоретический анализ и синтез нормативно-правовых актов, учебно-научной литературы, интернет-ресурсов по проблеме механизма отчуждения в дошкольном возрасте.
1. Понятие отчуждения в психологии
Понятие «отчуждение» возникло не в психологии, а на стыке социологии, политологии и истории: так, К. Маркс использовал это понятие для характеристики отчужденного труда в классово-антагонистических обществах. Также проблема отчуждения активно разрабатывалась в философии – в частности, в направлении экзистенциализма (К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю и др.). Под отчуждением понималось «отдаление», «отрыв», «отклонение от закона», т.е. такое состояние отношений, когда личность чувствует свою разобщенность с другой личностью, группой или обществом в целом. В результате отчуждаемый субъект принимает различную степень чуждости по отношению к другим, вплоть до враждебности. Во втором значении отчуждение выступает как отвержение, отрицание закона (в широком смысле), т. е. как отрицание норм морали, жизненного уклада, социально-одобряемых целей, общественного строя и т.п. Эти два значения понятия «отчуждения» стали основой для психологических разработок этого понятия. [1]
В психологии первый ученый, использовавший понятие «отчуждение», был З. Фрейд. Он выделял связь феномена отчуждения с патологическим развитием личности, для которой социальная культура является чем-то чуждым, враждебным ее естественной природе. Самоотчуждение, как считает Фрейд, ведет к двум вариантам его развития (рис. 1) [1, 5]:
Последствия самоотчуждения, по З. Фрейду
Отчуждение исследовал и Э. Фромм, существенно расширив сферу его применения. Под отчуждением исследователь понимал «такой способ восприятия, при котором человек ощущает себя как нечто чуждое. Он становится как бы отстраненным от самого себя. Он не чувствует себя центром своего мира, движителем своих собственных действий, напротив, он находится во власти своих поступков и их последствий, подчиняется или даже поклоняется им. Отчужденный человек утрачивает связь с самим собой, как и со всеми другими людьми. Он воспринимает себя, равно как и других, подобно тому, как воспринимают вещи – при помощи чувств и здравого смысла, но в то же время без продуктивной связи с самим собой и внешним миром» [6]. Э. Фромм считал, что отчуждение выступает в пяти ипостасях (рис. 2) [1, 5]:
Рис. 2. Виды отчуждения, по Э. Фромму
Особое внимание Э. Фромм обращает на отчуждение от себя, характеризуя которое как отношение человека к своему Я как к рыночному товару, который необходимо продать на «личностном рынке» подороже.
М. Симен отчуждение определял как специфическое переживание индивида, а также выделял в нем пять различных модальностей [2, 3] (таб. 1):
Таблица 1.
Модальности отчуждения
№ | Модальность | Характеристика |
1 | Бессилие | Индивид считает, что его деятельность не может дать тех результатов, к которым он стремится |
2 | Бессмысленность | Индивиду не ясно значение событий, в которых он участвует, он не знает, во что он должен верить, почему надо поступать так, а не иначе |
3 | Дезорганизация норм, или аномия | Ситуация, в которой индивид сталкивается с противоречивыми ролевыми ожиданиями и вынужден для достижения поставленных целей прибегать к социально неодобренному поведению |
4 | Изоляция | Отчуждение индивида от господствующих целей и ценностей, расхождение индивида с данным обществом в оценке значимых в этом обществе целей и верований |
5 | Самоотчуждение | Отчуждение индивида от самого себя, ощущение себя и своих способностей как чего-то чужого, как средства или инструмента |
Культурно-историческая психология понимает отчуждение как проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукты его деятельности, он сам, а также другие индивиды и социальные группы как носители норм, установок и ценностей представлены в сознании субъекта различной степенью противоположности ему самому (от несходства до неприятия и враждебности), что выражается в соответствующих переживаниях субъекта (чувства обособленности, одиночества, отвержения, потери «Я» и пр.). Под отчуждением можно понимать и то, когда человек полностью центрирован на собственном «Я» при одновременном отчуждении от других, что может проявляться проявляться в эгоцентризме, эгоизме, негативизме. [1]
Феномен отчуждения распространился и в детскую психологию – рассмотрим в следующем параграфе механизм отчуждения в детском возрасте.
2. Проблема отчуждения в развитии ребенка
Разработки психологов о природе и проявлении отчуждения личности повлияли, в свою очередь, на представления ученых о развитии личности в онтогенезе. Например, К. Хорни исходным понятием определяет понятие коренной тревоги ребенка: это ощущение одиночества и беспомощности малыша в потенциально враждебном ему мире. [1]
Под отчуждением ребенка (дошкольника в т.ч.), мы вслед за В.В. Абраменковой, будем понимать отвержение, неприятие социальных норм и требований, своеобразные суррогаты, имитации выполнения этих норм, демонстрируемые ребенком в поведении «на публику» [1].
Характеристику описанного поведения дает Л. Мерфи, где отчуждение противопоставляется эмоциональной идентификации: под отчуждением в исследовании понимаются некоторые негативные проявления детей (рис. 3) [1, 5]:
Рис. 3. Отчуждение в понимании Л.Мерфи
В сущности понятия «отчуждение» есть некое противопоставление (человек словно противопоставляет себя миру, его традициям, нормам и пр.). Отчуждение противопоставляется идентификация, и в детской психологии зачастую используется понятие «механизм индентификации-отчуждения». Остановим на нем свое внимание.
Указанный нами механизм действует следующим образом: ребенок сначала научается отличать себя от окружающего мира, затем он приходит к отличению человеческих существ от других объектов, потом себя от других. Возникает отношение противопоставления себя сначала миру, потом другим людям, затем установления различной степени согласованности или оппозиции, взаимности или разобщенности. Отчуждение возникает в тот момент, когда индивид способен не только к принятию, но и к отвержению, не только к любви, но и ненависти, к состраданию или злорадствованию. Идентификация понимается как уподобление, согласование, солидарность; она обеспечивает усвоение способов поведения, норм конвенциональных ролей; возникновение отчуждения (обособления, отстранения, противопоставления) обусловлено развитием у ребенка начальных форм самосознания, потребностью утверждать и завоевывать свою самостоятельность, критически относиться к требованиям взрослых. [1]
Идентификация в нашем понимании выступает как механизм уподобления, приводящий к соучаствованию индивида в нравственно-психологических переживаниях другого, в переживании состояния другого как своего собственного. Отсюда действенно-практическое устранение неблагополучия и содействие радости другого индивида, как если бы этим другим был он сам (чужое как свое). [1]
Отчуждение же выступает как своеобразный антипод идентификации, как противоположная гуманной тенденция отношения к другому. В этом случае другой является как бы однородным объектом, поэтому происходит отстранение от него, и его переживания не вызывают отклика у субъекта (чужое как чужое) или вызывают противоположную гуманистической активность: допустим, злорадство при неудаче другого, действие по усугублению его неблагополучия, зависть в ответ на его успех (чужое как враждебное). [1]
Способность ребенка к идентификации-отчуждению можно представить двуединым процессом, включающим одновременно ассимиляцию социального опыта (в широком смысле) и последующую селекцию, отбор, принятие или отвержение для его реализации в практике общения с миром вещей и миром людей.
Рассмотрим, как развивается идентификация-отчуждение: как тождественные явления они свойственны только младенцу. В раннем и дошкольном возрасте единство этих психологических механизмов все более нарушается, противопоставляется, начинает выступать как борьба, приобретая на каждом возрастном этапе новые формы и новое содержание: относительно стабильные периоды сменяются периодами неравновесия, возрастными кризисами. Дошкольный возраст, исследуемый нами в рамках данной работы, начинается кризисом трех лет (кризис «Я сам») и заканчивается кризисом семи лет.
Отметим, что в литературе не так много упоминаний о действии механизма отчуждения в старшем дошкольном возраста. Так, мы выяснили, что для ребенка дошкольного возраста (так и для более раннего возраста) характерен детский эгоцентризм. Рассматривая исследования Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина с точки зрения исследуемого нами механизма, преодоление детского эгоцентризма, которое начинает происходить в старшем дошкольном возрасте, не является идентификацией ребенка с другими носителями различных точек зрения, а является соотнесением этих мнений благодаря отношению к собственному мнению как к «чужому», выработкой новой позиции. Отчуждение возникает как способность выйти за пределы как собственного «Я», так и «Я» другого человека связано со сменой позиции в совместной деятельности.
Также механизм идентификации-отчуждения проявляется в развитии гуманного отношения к сверстнику у старших дошкольников (рис. 4).
Рис. 4. Проявление механизма идентификации-отчуждения в развитии гуманного отношения к сверстнику у старших дошкольников
Некорректно рассматривать идентификацию как нечто положительное, а отчуждение – отрицательное. Патологическая однобокость личности, которую можно рассматривать как негативную ее характеристику, возникает в том, что если двуединый механизм гиперболизирует какую-то одну сторону. Также негативным последствием такой гиперболизации является полная растворенность личности и в окружающем, ее бездумное принятие, «усвоение всего без разбора» (это преувеличенная идентификация) или, напротив, неприятие, отрицание, «тотальное отчуждение», эгоизм (это преувеличенное отчуждение). Таким образом, взаимоотношения внутри механизма идентификации-отчуждения обратно пропорциональные: чем больше идентификации, тем меньше отчуждения у ребенка, и наоборот. [1]
Абраменкова предлагает три плана исследования механизма отчуждения в психологии (таб. 2) [1]:
Таблица 2.
Механизм отчуждения: стороны исследования
№ | План | Характеристика |
1 | Онтогенетический план | Отчуждение является необходимым моментом становления личности ребенка. Ребенок должен взглянуть на себя глазами других и через других прийти к себе. Иначе говоря, благодаря отчуждению ребенок может увидеть себя глазами другого. |
2 | Функциональный план | Отчуждение выступает в форме отчуждения того или иного продукта деятельности индивида через оценку значения результата этого продукта «для других», а затем «для себя». Действия «постановки себя на место другого» и «противопоставления себя другому» из непроизвольных становятся произвольными и намеренными. |
3 | Структурный план | Отчуждение социальных норм, ценностных представлений, установок и переживаний другого человека и т.д. Отчуждение начинается с первичного осознания этих норм, ценностей, установок, и тогда поведение индивида из непосредственного становится опосредствованным. В ряде случаев это поведение может проявиться в отвержении самих норм и ценностей, в неприятии установок других людей, в отстранении от их переживаний и нужд, при этом в целом изменяется структура морального поведения личности. |
Таким образом, категория отчуждения в психологии дошкольника рассматривается в неразрывной связи с понятием идентификации:
- идентификация – это механизм уподобления, приводящий к соучаствованию индивида в нравственно-психологических переживаниях другого, в переживании состояния другого как своего собственного;
- отчуждение – это своеобразный антипод идентификации, как противоположная гуманной тенденция отношения к другому.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать такие выводы:
- конверсив «идентификация-отчуждение» – двуединый процесс, в ходе которого происходит формирование личности;
- отчуждение следует рассматривать как негативный феномен лишь в случае, если баланс между идентификацией и отчуждением нарушен и сдвинут в сторону отчуждения;
- причина отчуждения кроется в неадекватном отражении человеком себя через других и, как следствие, искаженном восприятии себя и окружающего мира.
Механизм идентификации-отчуждения является основным механизмом функционирования отношений ребенка. В рамках данной работы мы попытались акцентировать внимание на механизме идентификации-отчуждения в старшем дошкольном возрасте, но таких научных разработок крайне мало. Анализ показал, что механизм идентификации-отчуждения в старшем дошкольном возрасте работает при преодолении детского эгоцентризма, а также при формировании гуманного отношения к сверстнику. Малая разработанность данной проблемы актуализирует проблему исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие отчуждение мало используется в психологии; оно перешло из философии, истории, политики и разрабатывается в последнее время в направлении детской психологии. Категория отчуждения в психологии дошкольника рассматривается в неразрывной связи с понятием идентификации:
- идентификация – это механизм уподобления, приводящий к соучаствованию индивида в нравственно-психологических переживаниях другого, в переживании состояния другого как своего собственного;
- отчуждение – это своеобразный антипод идентификации, как противоположная гуманной тенденция отношения к другому.
Анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать такие выводы:
- конверсив «идентификация-отчуждение» – двуединый процесс, в ходе которого происходит формирование личности;
- отчуждение следует рассматривать как негативный феномен лишь в случае, если баланс между идентификацией и отчуждением нарушен и сдвинут в сторону отчуждения;
- причина отчуждения кроется в неадекватном отражении человеком себя через других и, как следствие, искаженном восприятии себя и окружающего мира.
Механизм идентификации-отчуждения является основным механизмом функционирования отношений ребенка. В рамках данной работы мы попытались акцентировать внимание на механизме идентификации-отчуждения в старшем дошкольном возрасте, но таких научных разработок крайне мало. Анализ показал, что механизм идентификации-отчуждения в старшем дошкольном возрасте работает при преодолении детского эгоцентризма, а также при формировании гуманного отношения к сверстнику. Малая разработанность данной проблемы актуализирует проблему исследования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Абраменкова, В.В. Проблема отчуждения в психологии / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 1990. – № 1. – С. 5-12.
- Зиновьева, Д.М. Методологические возможности категории отчуждения в изучении психологии личности / Д.М. Зиновьева // Проблемы cоциальной психологии личности. – Саратов, 2005. – №. 1. – С. 58-69.
- Зиновьева, Д.М. Психология отчуждения : монография / Д.М. Зиновьева ; ГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». – Волгоград : Изд-во ГОУ ВПО «ВАГС», 2005. – 172 с.
- Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками : учебное пособие / Е.О. Смирнова. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 160 с.
- Топильская, О.А. Восстановление баланса в психологическом конверсиве отчуждение-идентификация как способ преодоления отчуждения / О.А. Топольская // Социально-экономические явления и процессы. – 2014. – № 3.
- Фромм, Э. Человек для себя / Э. Фромм. – Минск, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как педагогический механизм формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
О.А. Насонова, воспитатель МБДОУ-детский сад № 413Тема: «Проектная деятельность как педагогический механизм формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»....
Виды занятий и диагностический инструментарий обследования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста (Семинар: «Мульт-терапия - как механизм реализации системно-деятельностного подхода на ступени дошкольного образования»)
Использование мульт-терапии в развитии ребенка, исследование творческих способностей....
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Легомастера" с использованием конструкторов LEGO Education Простые механизмы и LEGO Education WeDO
В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентац...
Предупреждение ошибок письма у детей старшего дошкольного возраста с учетом механизмов нарушения
Аннотация: В данной статье рассматриваются и сопоставляются различные подходы и методы исследования из различных источниках литературы по профилактике, выявлению и преодолению нарушений письма и чтени...
Проект. Формирование у детей старшего дошкольного возраста исследовательской и проектно-конструкторской деятельности на занятиях кружка STEM-образование на примере комплектов заданий «Простые механизмы» LEGO education
Проект. Формирование у детей старшего дошкольного возраста исследовательской и проектно-конструкторской деятельности на занятиях кружка STEM-образование...
Педагогическая практика "Развитие начал технического образования у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации экспериментирования с механизмами на основе конструктора «My robot time»
Формирование основ технической грамотности, исследовательских и изобретательских навыков старших дошкольников в процессе организации экспериментирования с механизмами....
Проект по теме «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования как функциональный механизм интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста», воспитателя МБДОУ «Большеелховский детский сад № 1 комбини
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Оз...