Проектная деятельность как педагогический механизм формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка ( группа) на тему
О.А. Насонова, воспитатель МБДОУ-детский сад № 413
Тема: «Проектная деятельность как педагогический механизм формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
СТАТЬЯ | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
О.А. Насонова, воспитатель МБДОУ-детский сад № 413
Тема: «Проектная деятельность как педагогический механизм формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Динамичность социокультурного пространства требует от современного человека действия гибких адаптивных механизмов, формирование и развитие которых начинается уже в дошкольном детстве. Одним из таких механизмов является способность к коммуникации. Обладание коммуникативными навыками ставит ребенка в позицию активного партнёра и позволяет «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие коммуникативных навыков и несформированность умений приводит к обратному результату и наносит непоправимый вред его психическому и морально-нравственному развитию.
Проблемы развития коммуникации приобретают особую актуальность в старшем дошкольном возрасте, так как именно этот период признан отечественными психологами и педагогами (Н.Н. Поддъяковым, В.С. Мухиной, Л.А. Венгером и другими) как сенситивный, то есть «максимально чувствительный и обладающий благоприятными условиями для формирования определённой способности или типа деятельности организма». [1]
Нельзя оставить без внимания и один из основных в дошкольном образовании нормативных документов, свидетельствующих о значимости развития коммуникативной сферы дошкольников и, главное, возможности этого развития. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [2] приписывает выпускнику детского сада следующие «возможные социально-нормативные возрастные характеристики в области социально-коммуникативного развития»:
• Ребёнок способен проявить инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе и общении;
• Дошкольник может активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Данные целевые ориентиры, не являясь бесспорной и однозначной нормой, тем не менее, показывают «возможные достижения» старшего дошкольника, способные стать реальностью.
В эпоху всеобщей компьютеризации так мало места остается для живого непосредственного общения, которое необходимо каждому ребенку как воздух.
Следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте ребята уже демонстрируют активную речь, способны вступать в процесс общения, поддерживать определённые отношения между собой. В этот период дети учатся активно взаимодействовать со сверстниками, договариваться, учитывать интересы других, учиться решать конфликты. [3]
Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении способствует всестороннему успешному формированию коммуникативных навыков личности. В МБДОУ – детском саду № 413 города Екатеринбурга проектная деятельность выстраивается на основе личностно-ориентированного подхода к детям, на слиянии всех образовательных областей и интегрированном подходе к организации различных видов деятельности воспитанников. Проектная деятельность базируется на следующих принципах:
- Тщательный, обусловленный возрастными особенностями, отбор материала по различным видам деятельности;
- Использование различных методов и приемов при активном включении детей в разнообразные виды деятельности;
- Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- Сотрудничество с семьей.
В МБДОУ – детском саду № 413 были реализованы проекты: «Я и мир вокруг», «Я и моя семья», «Я и мои друзья», «Детский сад – дружная семья», «Играя, учимся общаться».
При разработке проектов учитывались:
- Условия:
- использование игровых технологий;
- создание «сферы общения»;
- наличие мониторинга;
- обогащение развивающей предметно – пространственной среды;
- обеспечение взаимодействия всех участников образовательного процесса.
- Задачи:
- обучающего характера;
- развивающего характера;
- воспитательного характера.
- Педагогические технологии:
- дидактические игры;
- подвижные игры («Что мы делали не скажем…», «Замри» и др.);
- приемы рисования и конструирования;
- инсценирование художественных произведений;
- психологические игры М.И. Чистяковой;
- символические изображения Л.А. Венгера;
- художественная детская литература;
- контактные игры («Прогулка по лесу», «У Маланьи», и др.);
- задания, направленные на принятие совместного решения;
- организация пространства общения;
- обсуждение жизненных ситуаций;
- сочинение сказок, стихов;
- создание ситуаций, стимулирующих активность каждого;
- педагогическая поддержка детей в сюжетно-ролевой игре;
- активное решение доступных социальных задач;
- использование информационно-коммуникационных технологий.
- Реализуя проектную деятельность в МБДОУ – детском саду № 413 были достигнуты следующие предметные и метапредметные результаты:
- Был подготовлен и выпущен детский журнал «Здравствуйте» (рассказы, статьи детей, фото, рисунки, высказывания на определенную тему);
- Были совместно подготовлены и проведены праздники и развлечения;
- Коллективные творческие работы;
- Развивающая предметно – пространственная среда в МБДОУ – детском саду № 413 была усовершенствована.
V. С целью определения уровня эффективности проведенных мероприятий был проведен мониторинг. Для исследования были отобраны следующие методики:
1) По выявлению уровня развития навыков общения:
- методика одномоментных срезов (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева);
- методика «Секрет» (Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева).
2) По выявлению уровня развития речи:
- анализ пересказов русской народной сказки;
- анализ индивидуальных рассказов детей из личного опыта. [4]
Показатели мониторинга свидетельствуют о благоприятном воздействии проектной деятельности на динамику развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Возросло число детей, имеющих контакты с детьми другого пола. Увеличилось количество устойчивых контактов по сравнению с результатами на начало учебного года. Число агрессивных контактов сведено к минимуму. Это говорит об эмоциональном благополучии в коллективе воспитанников старшего дошкольного возраста.
Сюжетные игры детей стали более содержательными. Это происходило благодаря активному взаимодействию играющих. В играх дети умело пользуются мимикой, жестами, словом, невербальной техникой общения. Дети научились понимать эмоциональное состояние другого человека и адекватно реагировать на него.
Исследуя рассказы и пересказы детей из личного опыта было обращено внимание на то, что в своих рассказах ребята стали использовать не только глаголы, но и прилагательные, наречия. Рассказы детей стали окрашиваться эмоционально. Во время реализации все участники образовательного процесса учатся взаимодействовать друг с другом, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, действовать самостоятельно, испытывать самоуважение, одним словом осваивают сложный мир человеческих взаимоотношений.
Таким образом, показатели, характеризующие уровень развития общения и развития речи детей говорят о благотворном влиянии проектной деятельности и эффективности воздействия социально-игровых технологий на формирование навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.
Список источников:
- Сенситивный период / Психология личности // Психология и психиатрия: сайт практикующих психологов. URL: http://psihomed.com/sensitivnyiy-period (дата обращения: 18.03.2015 г.).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета RG.RU. 2013. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 22.02.2015 г.).
- Формирование коммуникативных навыков у младших школьников // Psinovo.ru: сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям. URL: http://psinovo.ru (дата обращения: 20.02.2015 г.).
- Когут А.А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников // Человек и образование. 2012. № 4 (33). С. 161-164.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение собственного педагогического опыта по теме: "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"
Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность...
Конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»
Развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников. Развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком. ...
Консультация для родителей "Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности".
Эта информация поможет родителям понять смысл и необходимомть включения детей в театрализованную деятельность....
конструкт непосредственно-образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста "Доброе слово лечит, а злое калечит"
Цель занятия: развитие коммуникативных навыков и социальной активности, отношений партнерства и сотрудничества дошкольников....
ОПЫТ РАБОТЫ Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством игр и элементов театрализованной деятельности.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №8» города Сим Ашинского района Челябинской области...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста «Цветик-семицветик»
Цель: Формирование у детей этически ценных навыков и способов поведения в отношении с другими людьми, развитие коммуникативных навыков и социальной активности дошкольников....
Консультация для родителей ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По мере роста и взросления ребёнка развивается и его коммуникативная культура - появляются привязанности и доверие к близким к ребёнку взрослым, забота о них. Ребёнок уже м...
Комментарии
Статья написана для сборника
Статья написана для сборника "Педагогические механизмы формирования предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся, обеспечивающие реализацию требований ФГОС ОО". Тезисы отправлены на рассмотрение.