Консультация «Организация досуговой деятельности в летний оздоровительный период»
консультация на тему

Консультация "Организация досуговой деятельности в летний оздоровительный период"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_letniy_dosug.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Организация досуговой деятельности в летний оздоровительный период»

                                                                                                                                   

 Лето. Чем занять детей, затратив на подготовку к организации детской деятельности минимум сил, времени и средств? При этом детям должно быть интересно в детском саду, должны быть довольны родители, методист и заведующая. Каковы же особенности работы с детьми в летний период? Во-первых, все мероприятия, совместная и самостоятельная деятельность организуются на свежем воздухе, во-вторых, деятельность детей должна быть несложной, в-третьих, желательно, чтобы дети старшей группы больше общались с младшими. Летние забавы на прогулках помогают педагогу в доступной и интересной форме решить серьезные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи. Как интересно провести летние прогулки? Из многообразия видов деятельности летом на первом месте стоит общефизическая подготовка, которая проводится ежедневно (30 минут) и состоит из двух частей (оздоровительная разминка и развивающие упражнения).

Планирование общефизической подготовки строится с учетом двигательного опыта детей, их интересов, материальной базы и прочего. Игры-забавы – это по существу физические упражнения, облеченные в игровую форму с музыкальным сопровождением или без (классики, резинки и т.д.). Дети успешно овладевают ими. Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на знакомом детям материале. Досуг желательно проводить с несколькими группами, близкими по возрастному составу. При этом необходимо активное участие воспитателя: он дает команду, подводит итоги, является судьёй соревнований. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя участников играет музыка, она оказывает благотворное эстетическое воздействие на детей, закрепляя умение ритмично двигаться.

Организация досуга детей – важнейший вопрос в работе детского учреждения в летний период. С одной стороны, хорошая погода и возможность проводить достаточно времени на свежем воздухе во многом снимают остроту этой проблемы. Однако привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить свое время самыми разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.                                                                                                                                                              

Педагогу важно найти баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, а органично вплетались в жизнь детского учреждения.

       Организация досуга в детском учреждении в летнее время имеет свою специфику.

  1. Отсутствие систематических занятий. Это значительно разгружает педагогов и позволяет им по-новому подойти к планированию мероприятий: например, при подготовке выставки можно несколько дней заниматься этим достаточно плотно, не организуя при этом других видов деятельности.
  2. Разновозрастность группы детей. С одной стороны, это усложняет организацию мероприятий (они должны быть интересны и посильны как младшим, так и старшим дошкольникам), с другой – значительно расширяет и обогащает их содержание (старшие дети могут помогать младшим, которым в свою очередь будет интересно наблюдать за старшими).
  3. Оптимальной формой организации детского досуга в летнее время, на мой взгляд, является мероприятие, которое не требует значительной подготовки со стороны детей, имеет развивающую и воспитательную функции проводится в эмоционально привлекательной форме. Кроме того, важно, чтобы это мероприятие не требовало также громоздкой подготовки со стороны педагогов. Какие формы работы соответствуют этим условиям?

Игровые часы.  Во время игрового часа дети знакомятся с различными играми (народными и современными). Практика показывает, что современные малыши часто не знают народных, подвижных и других игр. У старших дошкольников интерес вызывают лото, шашки, шахматы и т.д. Разучивание этих игр с детьми и дальнейшее закрепление их в повседневной игровой деятельности значительно обогащает детский досуг. Если в детском саду есть несколько групп детей, то педагоги могут распределить игры между собой, и тогда каждый педагог разучит выбранную им игру с различными группами детей. Такой вариант значительно упрощает подготовку игрового часа для педагогов.  

Музыкальные часы. Это время самой разнообразной музыкальной деятельности: дети могут разучивать новые песни, петь те, которые им хорошо знакомы, танцевать, играть в музыкальные игры и т.д.

           Кружки. Участие в работе кружка вполне доступно для дошкольников. Наибольшей популярностью у детей пользуются кружки, где есть возможность освоить какие-то навыки практической деятельности и самостоятельно изготовить поделки (а те можно, в свою очередь, отнести домой или на выставку). Такими являются, к примеру, кружок прикладного творчества, оригами и т.д. Очень важно, чтобы содержание занятий соответствовало возрасту детей, было им посильно (например, даже старшие дошкольники с трудом осваивают навыки бисероплетения, хотя изготовление простейших украшений из крупных бусин им вполне доступно).

Игровые и музыкальные часы, а также кружки можно внести в распорядок дня, установив для них определенные дни недели и время.

Выставки. Организация выставки очень трудоемка, но вместе с тем ею можно увлечь как детей, так и их родителей, для которых посещение выставки детских работ тоже будет иметь огромный интерес. Выставка проводится поэтапно. На первом этапе выбирается ее тема и определяется, какие изделия будут приниматься на выставку. Например, на выставке «Природа и фантазия» будут представлены поделки из природных материалов, а на выставке «Вот оно какое, наше лето!» экспозиция рисунков. Затем наступает этап изготовления поделок для выставки. Если их окажется слишком много, необходимо отобрать лучшие. Затем выставка оформляется, вывешивается и организуется посещение. Дети вместе с педагогами приходят на выставку, слушают «экскурсию», которую проводит один из педагогов, рассматривают работы, а заодно осваивают правила поведения на выставке. Если в саду дети старшего дошкольного возраста или младшие школьники (в том случае, если в саду работает лагерь), они могут взять на себя роль экскурсоводов.

Для того чтобы придать детскому досугу наиболее привлекательную форму, можно использовать так называемые игровые оболочки. Это формы организации детской деятельности, которые можно наполнять любым содержанием.

         Например, дети с интересом принимают участие в игре-путешествии. Игра-путешествие представляет собой последовательное посещение детьми различных точек на заранее подготовленном маршруте. Перед детьми ставится задача, имеющая игровой характер (они направляются к царю Берендею, к сладкому дереву и т.п.). На маршруте необходимо организовать остановки, где детям будут предлагаться различные задания и игры. Педагоги различают между собой функции: часть из них сопровождает детей по маршруту, а другие находятся на своих точках и организуют для них задания. Во время игры-путешествия педагоги могут выступить в роли сказочных персонажей.

Еще одной игровой оболочкой являются  творческие площадки. При организации творческих площадок на ограниченной территории (например, на участке, в случае плохой погоды – в зале) создается несколько «мастерских», в каждой из которых находится взрослый, занимающийся только одним видом деятельности: в одном месте плетут браслеты, в другом – складывают оригами, в третьем – лепят и т.д. Мастерская представляет собой пространство, организованное так, чтобы можно было удобно заниматься предлагаемым видом деятельности (стоят столы, стулья и т.д.). Там же находятся необходимые материалы. По возможности лучше мастерскую украсить (повесить табличку с названием, рисунки, плакаты, поделки). Дети могут принять участие в работе любой заинтересовавшей их мастерской. Кто-то из детей попробует себя в разных видах деятельности, а кто-то ограничится одним. Детям младшего возраста потребуется помощь взрослых, которые будут сопровождать их и помогут выбрать занятие по душе.

При проведении творческих площадок можно внести в них игровой элемент. К примеру, одну из площадок назвать «Цветик-семицветик». Каждому ребенку вручить кружок (серединка цветка), на котором  написать его имя. Общее количество мастерских равняется семи, каждый ведущий имел лепестки одного цвета. За участие в мастерской ребенок получает  лепесток, который приклеивает к своей «серединке». Задача детей – собрать  как можно больше лепестков.

Летние праздники. Первым таким праздником может стать День независимости России – 12 июня. В этот день можно организовать выставку рисунков «Я живу в России», провести конкурс венков, поиграть с детьми в народные игры, познакомить их с разнообразными фольклорными жанрами (сказками, песнями, закличками, загадками, считалками) и т.д.

Настоящий клад для организатора летнего досуга детей – народные праздники. Они выполняют функцию приобщения детей к богатствам народной культуры, развивают их национальное самосознание. Например, богатые традиции и мифологию имеет День Ивана Купалы. Совершенно необязательно, чтобы празднование имело четкое соответствие традиционным канонам, с которыми мы не всегда знакомы и которые не всегда уместны в детском учреждении. Достаточно организовать знакомство детей с народными культурными традициями в соответствующей их возрасту форме.

Какой педагогический персонал требуется для организации детского досуга?

     1. Кружководы. Им может стать любой человек, владеющий каким-либо знанием прикладного характера и способный поделиться этим знанием с детьми.

     2. Музыкальный руководитель. При работе в летний период от него требуется мобильность и способность быстро адаптироваться в конкретной ситуации, широкие знания репертуара современных и старинных мелодий и песен.

     3. Инструктор по физической культуре, который владеет методикой проведения массовых игр и мероприятий  в соответствии с возрастом детей, знает обширный репертуар игр и способен координировать и направлять работу всех специалистов, организующих досуговую деятельность детей.

В заключение хотелось бы сказать, что если проблемы организации и планирования детской досуговой деятельности решаются заранее, если имеется план работы и приглашен необходимый педагогический персонал, то результаты этого не замедлят сказаться. Если детям интересно в саду, если они за лето многое узнают и многому научатся, то и педагоги испытают законное чувство гордости и удовлетворения от своей работы.

Литература

  1. Чибисова М.Ю. «Детский досуг летом». Журнал «Педагогика ДОУ» № 2, 2004, с.100.
  2. Светличная Л.В. «Методические рекомендации для музыкальных руководителей на летний период». Журнал «Педагогика ДОУ» № 2, 2004, с.111.
  3. План мероприятий с детьми дошкольного возраста на июнь. Журнал «Педагогика ДОУ» № 2, 2004, с.54.
  4. Иванова А. «План работы ДОУ в летний период». Журнал «Дошкольное воспитание» №4, 2004, с.50.
  5. План воспитательно-образовательной работы на летний период.

План воспитательно-образовательной работы по линиям развития ребенка.

План физкультурно-оздоровительных мероприятий на летний период.

Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», № 0/2007, с.38.

  1. Рунова М, Пукинская М. «Активный отдых – физкультурные праздники и досуги». Журнал «Дошкольное воспитание» № 12, 2001, с.30.
  2. Гутникова Л. «Спорт + игра = радость». Журнал «Дошкольное воспитание» № 12, 2001, с.36.
  3. Рунова М, Пукинская М. «Неделя здоровья». Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2001, с.11.
  4. Ануфриева Л. «Летние забавы на прогулках». Журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 1999, с.60.
  5. Скорынина Г. «Юный турист». Журнал «Дошкольное воспитание» № 8, 1999, с.61.
  6. Рогаткина Т. «Вдохновение дарит лето». Журнал «Дошкольное воспитание» № 6, 2000, с.14.
  7. Тимофеева И. «Здравствуй, лето!». Журнал «Дошкольное воспитание» № 7, 2002, с.22.
  8. Лукаш С. «Организация летнего досуга». Журнал «Ребёнок в детском саду» № 3, 2006, с.70.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование досуговой деятельности на летний оздоровительный период

Планирование досуговой деятельности на летний оздоровительный период для детей от 3-6 лет...

Консультация «Организация досуговой деятельности в летний оздоровительный период»

Лето, прекрасная пора, нет занятий, но детям не должно быть скучно.  Каковы же особенности работы с детьми в летний период?...

Консультация «Организация физкультурной работы в летний оздоровительный период»

Летний период является благоприятным для укрепления здоровья детей дошкольного возраста. Пребывание детей на свежем воздухе в летний период укрепляет и закаливает детский организм,...

Организация деятельности в летний оздоровительный период

Цель: создание условий для летнего отдыха и оздоровления детей в ДОУ.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с учетом их индивидуальных особенностей, удовлетворение потребнос...

Организация детской деятельности в летний оздоровительный период

Организация детской деятельности в летний оздоровительный период...

Консультация для воспитателей «Организация детского творчества как основа развития поисковой деятельности в летний оздоровительный период»

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше...

План оформления участка для прогулок и организации образовательной деятельности в летний оздоровительный период.

ООформление участка  к летнему оздоровительному сезону группы "Капельки":- Песочница;- Беседка;- Игровой домик.Основные зоны участка: игровая, эстетическая, спортивная и зона для отдыха...