Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи на тему «Семья. Родственные отношения»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему
Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи на тему «Семья. Родственные отношения» (Образовательные области:
«Познавательное развитие, «Речевое развитие»)
Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна
Возрастная категория: средняя группа (4-5 лет).
Время использования: при изучении лексической темы «Семья. Родственные отношения».
Цель: уточнение и систематизация представлений детей о родственных отношениях, формирование обобщающего понятия «Семья».
Образовательные задачи:
- Расширить и уточнить представления детей о родственных отношениях.
- Расширить словарь по теме (семья, брат, сестра, тетя, дядя, др.).
- Формировать обобщающее понятия «Семья».
Развивающие задачи:
- Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные, согласовывать числительные с существительными.
- Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя простыми и сложноподчиненными предложениями; составлять распространенные предложения по опорным картинкам.
- Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию.
- Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление.
- Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к членам семьи.
- Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование: игрушки с членами семьи, сюжетные картинки «Дети помогают маме», «Дети и взрослые», цветные карандаши, фанты или фишки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МАДОУ №4 «Детский сад комбинированного вида»
г. Кемерово Кемеровской области.
Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи на тему «Семья. Родственные отношения» (Образовательные области:
«Познавательное развитие, «Речевое развитие»)
Подготовила: Воспитатель Белоусова Инна Владимировна
Возрастная категория: средняя группа (4-5 лет).
Время использования: при изучении лексической темы «Семья. Родственные отношения».
Цель: уточнение и систематизация представлений детей о родственных отношениях, формирование обобщающего понятия «Семья».
Образовательные задачи:
- Расширить и уточнить представления детей о родственных отношениях.
- Расширить словарь по теме (семья, брат, сестра, тетя, дядя, др.).
- Формировать обобщающее понятия «Семья».
Развивающие задачи:
- Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные, согласовывать числительные с существительными.
- Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя простыми и сложноподчиненными предложениями; составлять распространенные предложения по опорным картинкам.
- Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию.
- Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление.
- Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать бережное отношение к членам семьи.
- Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.
Оборудование: игрушки с членами семьи, сюжетные картинки «Дети помогают маме», «Дети и взрослые», цветные карандаши, фанты или фишки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 ЧАСТЬ. Вводная.
1.1. Организационный момент.
Цель: введение в тему занятия.
Воспитатель. Посмотрит е, кто это к нам пришел в гости. Это семья. Послушайте, что они нам хотят рассказать.
Воспитатель читает стихотворение:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Воспитатель. Сегодня мы познакомимся с нашими гостями и узнаем о разных семьях.
2 ЧАСТЬ. Основная.
2.1. Беседа по теме недели.
Цель: расширение и систематизация представлений детей о семье, родственных отношениях; закрепление обобщающего понятия «Семья»; развитие умения отвечать на вопросы педагога полными предложениями.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушки с членами семьи. Упражняет детей в назывании членов семьи.
- Кто это?
- Как вы определили, что это бабушка (дедушка, папа, мама).
- А для кого это человек… дедушка, для кого этот ребенок внук, для кого этот человек сын?
- Как можно назвать этих людей, одним словом.
2.2. Дидактическая игра «Подбери признак».
Цель: обучение детей навыкам согласования имени существительного с прилагательным, навыкам употребления родительного падежа имен существительных
Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки и ответить на вопросы:
- У кого глаза добрые? (У бабушки добрые глаза).
- У кого руки сильные?
- У кого ласковые руки?
- Мама (какая) -…
- Папа (какой?) - …
- Бабушка (какая?) - …
- Дедушка (какой?) - …
2.3. Пальчиковая гимнастика «Мышиная семья».
Цель: развитие мелкой моторики.
Раз гостила у меня Вся мышиная семья:
(Руки поднять вверх ладонью к себе, пальцы выпрямить.)
Папа-мышка, (Согнуть большой палец.)
Мама – мышка, (Согнуть указательный палец.)
Мышь – дочурка, (Согнуть средний палец.)
Мышь сынишка (Согнуть безымянный палец.)
И еще сынок – мышонок – Самый маленький ребенок. (Согнуть мизинец.)
Вот такая у меня Раз в гостях была семья! (Пальцы сжаты в кулак, а затем выпрямить.)
Н.В. Нищева
2.4. Дидактическая игра «Кто старше»
Цель: развитие навыков составления сложноподчиненных предложений с союзом а.
Воспитатель предлагает детям сравнить, кто старше/младше.
- Папа – сын (папа старше, а сын младше).
- Папа – дедушка.
- Внук – дедушка.
2.5. Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель: развитие словаря антонимов.
Воспитатель предлагает поиграть в игру наоборот.
- Старший брат – (младший),
- Большой – ..
- Молодой – ..
- Старше (моложе, младше).
Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и рассмотреть сюжетные картинки.
2.6. Беседа по теме недели с опорой на сюжетные картинки.
Цель: расширение и систематизация представлений детей о семье, родственных отношениях; закрепление обобщающего понятия «Семья»; развитие умения отвечать на вопросы педагога полными предложениями.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетные картинки и ответить на вопросы («Дети помогают маме», «Дети и взрослые»):
- Кто это рядом с девочкой? Что делает мама?
- Кто нарисован рядом с мальчиком на второй картинке? Что делает мама?
- Кто рядом с мальчиком на последнее картинке? Что делает мама?
- А что еще может делать папа? мама? бабушка? Дедушка?
- Мама готовит еду, моет посуду, убирает квартиру. Мама делает домашнюю работу. Кто должен помогать маме? – Папа и дети.
- А вы помогаете маме? Что вы делаете дома?
- Молодцы! А когда немного подрастете, будите помогать маме мыть посуду, убирать квартиру, ходить в магазин.
2.7. Динамическая пауза.
Цель: развитие общей моторики, координация речи с движением.
(движения соответствую словам физминутки)
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой,
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
И бегаем кругом.
И бегаем кругом.
2.8. Упражнение «Чей, чья, чье».
Цель: обучение ребенка образовывать притяжательные прилагательные.
Воспитатель предлагает послушать высказывания и ответить на вопросы.
Пример: У папы есть сын. Чей это сын? (Папин).
- У мамы есть дочка? Чья это дочка? (Мамина).
- У Марины есть сарафан. Чей это сарафан? (Маринин).
- У Сережки есть шахматы. Чьи это шахматы? (Сережины).
- У мамы есть шуба. Чья это шуба? (Мамина)
- У бабушки есть платок. Чей это платок? (Бабушкин).
- У дедушки есть кресло. Чье это кресло? (Дедушкино).
- У тети есть туфли. Чьи это туфли? (Тетины).
- У дяди есть машина. Чья это машина? (Дядина).
2.9. Самомассаж «Семья».
Цель: развитие мелкой моторики.
(Самомассаж подушечек пальцев: большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а указательный и средний – под подушечку снизу. На каждое слово – разминание подушечки одного пальца. Начинаем с мизинца.)
Деда с бабой, мама с папой, брат (1,2,3,4,5.)
(Смена рук.)
Сестра и я – вот моя семья! (5,4,3,2,1.)
О.И. Крупенчук
Воспитатель предлагает детям пройти за стол.
2.10. Упражнение «Кем работают члены моей семьи».
Цель: обучение ребенка образовывать отглагольные существительные.
Воспитатель предлагает детям закончить предложения. Воспитатель кидает мяч ребенку, он заканчивает предложение.
Пример: Моя мама учит детей, она учительница.
- Мой папа водит троллейбус, он …(водитель).
- Моя сестра учится в школе, она … (ученица).
- Мой брат строит дома, он … (строитель).
- Моя тетя продает продукты, она …(продавец).
2.11. Дидактическая игра «Кто больше».
Цель: обучение детей образовывать уменьшительные существительные с помощью суффиксов.
Воспитатель предлагает детям соревнование – кто больше придумает ласкательных имен для братьев и сестер. За каждый правильный ответ играющий получает фант или фишку.
Воспитатель приводит пример, как можно назвать брата или сестренку ласково:
Наташа – Наташенька – Натуля – Натуся – Наточка.
Имена: Евдокия, Анастасия, Виолетта, Софья, Карина, Анна, Марина, Арина, Оля, Алена, Лена, Лиля.
Пример: Саша – Сашенька – Сашуля – Сашечка – Сашок.
Имена: Алеша, Женя, Слава, Рома, Паша, Валера.
3 ЧАСТЬ. Окончание занятия. Подведение итогов.
Цель: закрепление материала; поощрение за работу; связь со следующим занятием.
Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.
Дети. У нас в гостях была семья, мы познакомились с каждым членом семьи.
Воспитатель. Каким общим словом можно назвать этих людей.
Дети. Семья.
Воспитатель. Во что мы с вами играли?
Дети. Играли в игру «Скажи наоборот», говорили, кем работают родители, учились называть ласково братьев и сестер, делали массаж своим пальчикам.
Воспитатель. Вы молодцы.
Воспитатель. Кто больше всех набрал фишек сегодня. Молодец … Меняю твои фишки на медальку.
Воспитатель. Посмотрите, наши гости – бабушка с дедушкой, приготовили вам подарки. Это раскраски, в которых нужно разукрасить внучка – Максима, дорогу и домик, а также нужно помочь Максиму добраться до своего дома. Для этого нужно провести карандашом линию посередине дорожки. На следующем занятии, мы с вами поможем Максиму найти дорогу домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной совместной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы с ОНР "Осенние превращения"
Конспект СОД логопеда, воспитателя и музыкального руководителя по познавательно-речевому развитию детей старшего возраста с общим недоразвитием речи. Цель СОД: систематизация знаний детей о признаках ...
"Зимушка - зима" Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по музыкальному развитию и развитию речи (подготовительная логопедическая группа)
Занятие для детей с ОНР III уровня старшего дошкольного возраста пол теме "Зима"....
КОНСПЕКТ интегрированной непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»
Интегрированная непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми подготовительной к школе группы по теме: «Моя малая Родина»...
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию и развитию речи в подготовительной группе «Почемучки» на тему: «Путешествие на планету Грамотея».
Закрепить и обобщить знания и умения детей, полученные за учебный год....
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему: «Угощение для зимующих птиц»
уточнение и систематизация знаний о зимующих птицах, образе жизни зимой и роли человека в их жизни...
План-конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по окружающему миру и развитию речи на тему: «Весна» для старшего дошкольного возраста.
Занятие для обобщения знаний детей по признакам весны и с задачами по речевому развитию....