Консультация на тему: "Значение развития координационных способностей дошкольников"
консультация на тему
"Особое место в подготовке детей к школьному обучению отводится развитию координации движений и точности их выполнения. Точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач, как в быту, так и в учебной деятельности".
Данный материал будет интересен как педагогам, так и родителям детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение развития координационных способностей дошкольников
Особое место в подготовке детей к школьному обучению отводится развитию координации движений и точности их выполнения. Точность выполнения движений необходима при решении различных двигательных задач, как в быту, так и в учебной деятельности.
Так, при недостаточно развитой координации не получится широкого замаха, сильного броска мяча, высокой траектории его полета, позволяющей добиться дальности метания; недостаточно развитая координация приведет к привычке бегать на полусогнутых ногах без энергичного отталкивания и затруднит овладением скоростью бега; без хорошей координации ребенку не пробежать по извилистой тропинке, не натолкнувшись на стоящие по ее краям деревья.
Развитые координационные способности влияют на темп, вид и способ усвоения техники движений, ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, увеличению двигательного опыта, обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.
Именно координационные способности существенно влияют на формирование умственной сферы ребенка, поскольку имеют сложные психофизиологические механизмы, основанные на принципах рефлекторной деятельности.
Способность правильно координировать свои движения – залог того, что ребенок будет верно выполнять все предложенные ему упражнения. А от этого зависят степень нагрузки на какую-либо часть тела, точность исполнения, да и развитие всего организма.
Таким образом, координационные способности имеют большое значение в жизни ребенка: оказывают влияние на физическое развитие, на развитие умственных способностей, на формирование многих психических процессов.
Как же организовать обследование уровня развития координационных способностей дошкольников 5-7лет? Ответ на этот вопрос можно найти на страницах следующих учебных и методических пособий:
· Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста / Сост. Н. А.Ноткина, Н. Н.Бойнович.-СПб.,1995(к программе «Детство»);
· Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учрждений.-М.,2000( к программе «Истоки»);
· Шебеко В. Н., Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум: Пособие для средних педагогических учебных заведений и работников дошкольных учреждений.- М., 1996.;
· Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.,2001.;
· Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием детей дошкольного возраста: Методические рекомендации / Сост. Г. П.Юрко.- М.,1983(к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой);
· Усаков В. И. Педагогический контроль за физической подготовленностью дошкольников.- Красноярск, 1989.
Тесты, при помощи которых можно определить уровень развития следующих координационных способностей:
· способность к реакции;
· способность к точности выполнения движений;
· способность к равновесию;
· способность к ритмичности;
· способность к согласованности движений;
· способность к ориентированию в пространстве.
1. Тест для определения способности к реакции.
Подбрасывание и ловля мяча с хлопком перед собой, 5раз.
3балла – упражнение выполнено без ошибок;
2балла – при одном нарушении (не было хлопка или мяч упал);
1балл – более одного нарушения.
2. Тест для определения способности к точности выполнения движений.
Ребёнок повторяет за воспитателем показанное упражнение:
И. п.: - основная стойка («солдат»),
1 – руки в стороны книзу («ракета»),
2 – руки в стороны («самолёт»),
3 – руки вверх наружу («дерево»),
4 – руки вверх вместе («стрела»).
3 балла – полное соответствие с образцом;
2 балла – руки недостаточно натянуты, замедленный темп, неуверенность;
1 балл – нарушение в последовательности движений.
3. Тест для определения способности к точности целевой.
Метание мешочка в цель («снайпер»), с расстояния 3м, 3 попытки.
3балла – все попадания;
2 балла -1-2 попадания;
1 балл – ни одного попадания.
4. Тест для определения способности к статическому равновесию.
Стойка на одной ноге в позе «цапля», руки в стороны, вторая нога упирается на колено упорной, в течение 60 сек.
3 балла – простоял не менее 60 сек;
2 балла – простоял не менее 50 сек;
1 балл – простоял менее 50 сек.
5. Тест для определения способности к кинематическому равновесию.
Ходьба по горизонтальной скамейке с перекладыванием мешочка из одной руки в другую.
3 балла – упражнение выполнено правильно, движение уверенное, в среднем темпе;
2 балла – замедленный темп, с покачиванием;
1 балл – скованность, напряжение, сход со скамейки.
6. Тест для определения ритмичности.
Ребёнок повторяет за воспитателем показанное упражнение:
И. п. – основная стойка,
1-2 – два хлопка справа,
3-4 – два хлопка слева,
5-8 – хлопок перед собой, пауза.
3 балла – полное соответствие с образцом;
2 балла - ритм не всегда сохраняется, неуверенность;
1 балл – ошибки в количестве хлопков, не выдерживается ритм.
7. Тест для определения ритмичности коллективной.
Дети повторяют за воспитателем показанное упражнение: ходьба с подниманием прямой ноги вперёд с разведением рук в стороны, сохраняя рисунок движения, ритм, амплитуду.
3 балла – полное соответствие с образцом;
2 балла – голова опущена, руки не натянуты, недостаточная амплитуда ноги, замедленность темпа;
1 балл – движения скованы, руки не всегда разводятся, темп замедленный.
8. Тест для определения способности к согласованности движений.
Ребёнок повторяет за воспитателем показанное упражнение:
И. п. – основная стойка,
1 – правую руку в сторону, левую вперёд,
2 – руки вверх,
3 – левую руку сторону, правую вперёд,
4 – и. п.
9. Тест для определения способности к ориентированию в пространстве.
Повороты в кругу («Весёлая юла»), 6 поворотов по команде воспитателя.
3 балла – все повороты выполнены верно,
2 балла – 1-2 ошибки,
1 балл – более 2-х ошибок.
Координационные способности не являются врожденным свойством, которое невозможно изменить в течение жизни. Координация движений поддается коррекции и развитию, и можно добиться значительного повышения ее уровня.
Предложенные ниже упражнения помогут вам совершенствовать координацию движений у ребенка даже дома в любую свободную минутку.
- Подбрасывание и ловля мяча с хлопком перед собой.
- Ребенок выполняет за родителем показанное упражнение:
И.п.- основная стойка («солдат»). 1 –руки расставить в стороны книзу («ракета»), 2-руки раскинуть в стороны («самолет»), 3- руки поднять вверх и расставить («дерево»), 4-руки поднять вверх и держать их вместе («стрела»), 5- вернуться в и.п.
3. Стойка на упорной ноге в позе «цапля», руки расставлены в стороны, вторая нога упирается на колено упорной (60с.)
Успехов Вам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/07/picture-220975-1365355238.jpg)
«Развитие координационных способностей дошкольников».
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координацион...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/15/picture-1117598-1550248849.jpg)
"Развитие координационных способностей дошкольников средствами ритмопластики".
Статья, раскрывающая понятие ритмической пластики- овладение свободой движения под музыку....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/30/picture-432532-1575147278.jpg)
«Технологии использования элементов игры бадминтон в образовательной деятельности с детьми для развития координационных способностей дошкольников»
Бадминтон - спортивная игра, насыщенная разнообразными движениями и тактическими комбинациями. Упражнения и игры с ракеткой и воланом способствуют развитию таких физических качеств как быстр...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/22/picture-771618-1458675970.jpg)
Развитие координационных способностей дошкольников с помощью танцев
Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешно...
Развитие координационных способностей дошкольников посредством танцевальных движений.
В повседневной жизни человека присутствуют различные опасные ситуации, которые требуют от него быстрой и точной оценки пространственно-временных параметров движений, адекватной реакции, мгновенного вы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/08/picture-1160910-1567957824.jpg)
Развитие координационных способностей дошкольников через танец.
В повседневной жизни человека присутствуют различные опасные ситуации, которые требуют от него быстрой и точной оценки пространственно-временных параметров движений, адекватной реакции, мгновенного вы...
Развитие координационных способностей дошкольников посредством танцев
Термин «координация» происходит от латинского coordinatio — взаимоупорядочение. Под координацией движений понимают процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешно...