Программа лагеря с дневным пребыванием для детей 6-7 лет
рабочая программа на тему
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lagerya_s_dnevnym_prebyvaniem_detey_6-7_let.docx | 124.04 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»
«Оранжевое лето»
ПРОГРАММА
ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
«Солнечный жемчуг»
г. Покачи
Содержание
- Социально-педагогическое обоснование программы
- Цель и задачи программы
- Содержание программы
- Условия реализации программы, ресурсное обеспечение
- Механизмы реализации программы
- Предполагаемые результаты программы
- Заключение
- Литература
- Приложения
Пояснительная записка
Государственная политика в интересах поддержки каникулярного отдыха детей осуществляется в процессе создания в России благоприятных социальных, правовых, экологических условий, обеспечивающих детям отдых и оздоровление, необходимых для гармоничного физического и духовного развития. Детский оздоровительный лагерь являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым стилем.Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием, самостоятельным творчеством.
Летний оздоровительный лагерь «Солнечный жемчуг» организован на базе МАДОУ ДСКВ «Рябинушка» для старших дошкольников и будущих первоклассников. Его деятельность осуществляется на основе специально разработанной программы. Особое внимание в ней уделено обеспечению оптимального сочетания интеллектуальной и физической нагрузок, а также активной досуговой деятельности детей. Кроме того, программой предусмотрена работа по обогащению представлений детей об истории и культуре родного края на основе конкретного взаимодействия с учреждениями культуры и спорта реализующиеся в игровой форме.
Данная программа является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях дошкольного учреждения.
Количество смен – 1 смена
Продолжительность смены – 21 дней.
Общее число участников за смену – 40 человек.
Содержание программы
В основе разработки и содержательной части программы лежит сюжетно-ролевая игра-путешествие «Оранжевое лето».Это увлекательное приключение с исследовательской деятельностью.
Последовательность реализации проекта
- Мотивация.Педагоги создают необходимую интригу,привлекают детей к решению поставленных задач,ставят определённые цели,рассматривают с участниками путешествия все возможные варианты достижения цели, приобщают детей к активным действиям, к творческому подходу в решении возникающих проблем
- Инструктирование по технике безопасности. Каждый участник проекта должен освоить все необходимые знания по ТБ и овладеть доступными способами обеспечения собственной безопасности и безопасности окружающих.
- Распределение деятельного поля каждого участника игры.Моральный настрой и желание активно участвовать –первоочередная задача перед реализацией проекта.
- Организация самого путешествия. Педагоги должны чётко простроить фабулу сюжетно-ролевой игры, соблюдать композиционные замыслы, но в то же время уметь импровизировать, подходить творчески к реализации всех этапов игрового проекта.
- Организация обмена впечатлениями.
Принципиальные позиции в реализации программы
.
- Каждый ребёнок становится активным участником сюжетно- ролевой игры «Оранжевое лето».
- Игровые этапы должны быть логически продуманными и содержать в себе как игровой, так и воспитательные аспекты.
- Деятельность всех участников игры должна быть основана на принципах толерантности, дипломатичности и корректности.
- Педагоги должны развивать не только информативный аспект в каждом этапе игры,но и развивать познавательный интерес.
Родители (законные представители).
Родителей (законных представителей) в начале летнего оздоровительного сезона всегда волнует вопрос: как правильно организовать отдых своему ребёнку. Выбирая тот или иной центр оздоровления, родители(законные представители) прежде всего, хотят, чтобы отдых их ребёнка был максимально безопасным. Не менее значимым остаётся вопрос и о занятости детей в летний период, вовлечение их в предполагаемую деятельность.
В организации путешествия «Сокровища забытого острова» принимают участие педагоги- профессионалы, которые уверены в том, что смогут обеспечить полноценный отдых детям, сделать его интересным и содержательным.
Дополнительные образовательные программы
В рамках смены оздоровительного лагеря будут реализованы различные тематические циклы дополнительного образования детей:
- цикл тематических занятий, обеспечивающих освоение художественно-творческих навыков;
-специализированные гендерные образовательные программы (для мальчиков и девочек);
-оздоровительные программы.
Формы организации работы в рамках программы.
Программа – путешествие включает в себя:
- путешествия, основанные на литературных произведениях, исторических событиях;
- ролевые игры (интегрированные занятия);
- занятия спортом (плавание, ходьба, лёгкая атлетика, волейбол, настольный теннис, шашки, шахматы);
- художественное творчество;
- музыкальные образовательные занятия;
- литературное чтение;
- оздоровительные мероприятия.
Сюжетно-ролевая игра -путешествие
«Оранжевое лето на забытом острове»
Дети на территории лагеря находят старую таинственную карту. На ней изображён остров с условными обозначениями.Ребята выясняют, что раньше на этом острове жили люди, которые спрятали сокровища. Только отыскав их, дети смогут понять ,что же было и остаётся самым главным в жизни каждого человека .Летний оздоровительный лагерь на 21 день станет одной большой командой корабля, которая отправится в путь на поиски сокровищ забытого острова Команда –это два отряда ,которые имеют свои названия ,девиз и атрибутику.Отряды ведут бортовой журнал,куда записывают свои достижения. За активное участие в поисках сокровищ отряды и отдельные члены команды получают жетон -оранжевую метку.В конце лагерной смены подводятся итоги.
Органом самоуправления на корабле является Оранжевый Совет.На Главном Совете каждый имеет право голоса.Старший Совет состоит из преподавательского состава. Он является органом, контролирующим правила и дисциплину на корабле.
Каждый этап игры - поиск одного сокровища (здоровье, знания, дружба,доброта). Отыскать все сокровища участникам игры поможет участие в самых различных мероприятиях.Игра закончится тогда, когда будут найдены все сокровища.
Периоды игры-путешествия «Оранжевое лето на забытом острове»
I.Организационный период
Начало игры(объяснение правил,распределение ролей, выбор органов самоуправления,формирование отрядов, творческих групп,открытие смены)
II.Основной период
Поиск сокровищ забытого острова(здоровье,знания,дружба,доброта).
Дети участвуют в композиционных перипетиях игры, в мероприятиях,образовательныхзанятиях.В этом периоде подводятся промежуточные результаты отдельных этапов игры.
Игровые этапы –это поиск одного из сокровищ забытого острова.
Здоровье-первая находка.
Знания -вторая находка.
Дружба- третья находка.
Доброта- четвёртая находка.
На поиск одного из сокровищ отводится по 4 тематических дня(3 дня -подготовка и проведение отрядных дел, подготовка к общелагерным мероприятиям, участие в мероприятиях на основе дополнительных образовательных программ, а 4 день-итоговое мероприятие).
III.Заключительный период
Конец путешествия (подведение итогов лагерной смены, анализ активной деятельности отрядов и отдельных членов команды корабля,награждение самых активных участников игры, закрытие смены)
По итогам игры участники получают дипломы Оранжевый, Жёлтый, Белый.
Механизмы реализации программы
Механизм реализации программы предполагает разработку схемы управления программой и проектирование этапов реализации программы:
Подготовительный этап(до начала лагерной смены)
- Разработка программы –путешествия «Оранжевое лето».Подготовка программно-методической документации(образовательные ресурсы по тематике смены,программы дополнительного образования, календарно-тематические планы)
- Подбор и подготовка кадров для работы в летнем оздоровительном лагере. Проведение собеседования и инструктажа с претендентами на педагогические должности (воспитатели, педагог дополнительного образования, инструктор по ФИЗО)
- Формирование нормативно-правовой наглядности, символики,атрибутики смены.
- Установление интеграционных связей с образовательными учреждениями города,с учреждениями культуры и спорта с целью информационно-методической поддержки смены.
Организационный этап смены.(1-3 день)
Встреча детей.Беседа с каждым воспитанником,диагностирование интересов,личностных качеств,выявление творческих способностей.
Начало игры. Знакомство с правилами, режимом работы лагеря, традициями. Распределение обязанностей в детском коллективе.
Открытие лагерной смены. Начало образовательных занятий (по расписанию).
Основной этап смены(4-18день)
Образовательные занятия (по расписанию)
Вовлечение воспитанников в игру, в различные виды коллективно-творческой деятельности. Проведение мероприятий, соревнований, конкурсов в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Демонстрация детских достижений в различных видах деятельности.
Заключительный этап смены(19-21 день)
Создание эмоциональной атмосферы завершения смены
Подведение итогов смены
Награждение и поощрение активных участников лагеря
Закрытие смены, анализ деятельности оздоровительного лагеря.
Представление материалов из опыта работы смены. Обмен опытом работы с коллегами на совещаниях, семинарах.
VI.Предполагаемые результаты программы
Программа летнего оздоровительного лагеря основана на требованиях Федерального государственного образовательного стандарта, в котором сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности ребёнка и заключается в становлении его личностных характеристик, а именно:
-укрепление здоровья, физическое оздоровление детей;
-расширение социального опыта;
-формирование коммуникативных умений, основ правильного поведения,
общения, культуры, досуга;
-формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
-обогащение внутреннего мира ребёнка, его личностное развитие через участие
социально значимом отдыхе и культурно- развивающем досуге;
- развитие творческих и познавательных способностей каждого ребенка.
Оценка программы детьми осуществляется через:
- анализ результативности дня на Оранжевом совете (актив);
- анализ основных дел отрядов обсуждаются органами самоуправления
отрядов;
-результаты фиксируются в книге путешествий (летопись лагеря).
Оценка программы родителями (законными представителями) осуществляется через:
- собеседование;
- записи в книге отзывов;
- родительские дни.
Оценка программы педагогическим коллективом реализуется через:
-ежедневный анализ на педагогических планерках;
- анализ образовательных программ;
-обсуждение результатов смены на итоговом педсовете.
Основными показателями будут отзывы самих детей, количество и качество реализованных проектов, успешность конкретного ребёнка в росте по конкретному виду деятельности.
Заключение
Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летней оздоровительной системы, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более коммуникабельными, физически выносливыми, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в жизни. Желающих, посещать лагерь в этом году очень много, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что программа «Оранжевое лето» закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей. Программа построена так, что её вполне можно использовать в любом дошкольном учреждении. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений.
Литература
- Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
- Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
- Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
- Матвеева Е.М.Азбука здоровья: профилактика вредных привычек .-М «Глобус», 2007 г.
- Петрова С.Н. Когда за окном дождь .Картотека игр и фокусов для детского сада и оздоровительного лагеря, -М: «Восхождение», 2010 г.
- Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
- Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
- Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
9. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.
Приложение 1
Девиз лагеря
«Улыбайся каждый раз, для здоровья это класс!»
Песня
«Оранжевое лето»
Вот уже подряд два дня я сижу - рисую.
Красок много у меня - выбирай любую!
Я раскрашу целый свет
В самый свой любимый цвет.
Оранжевое небо, оранжевое море,
Оранжевая зелень, оранжевый верблюд,
Оранжевые мамы оранжевым ребятам
Оранжевые песни оранжево поют.
Тут явился к нам домой
очень взрослый дядя.
Покачал он головой на рисунок глядя
И сказал мне: "Ерунда! Не бывает никогда
Припев
Только в небе в этот миг
солнце заблестело
И раскрасило весь мир так как я хотела
Дядя посмотрел вокруг
и тогда увидел вдруг
Припев
Легенда
«В огромном океане в 18 веке был замечательный остров, на его землях в гармонии жили люди, животные, произрастало огромное количество диковинных растений. Казалось, так будет всегда. Но однажды к острову причалил пиратский корабль. Пираты стали грабить остров, животных посадили в клетки, людям предложили покинуть благодатные земли. Покидая этот остров, заранее зная, что они обречены на верную погибель, жители оставили сокровища, которые тщательно спрятали от пиратов. Карту они поместили в бутылку и выбросили в океан. Пираты не смогли жить на этом острове, потому что они не знали основных законов. Вскоре остров стал забытым цивилизацией. И вот совсем недавно учёные нашли бутылку с картой сокровищ забытого острова. Нам предстоит разгадать загадку исчезновения жизни на этом острове и найти сокровища».
Приложение 2
Режим дня
Режим дня лагеря – это чётко выстроенная система как педагогических, так и гигиенических мероприятий, составляющих активную жизнь.
Временной период | Вид деятельности |
8.30 -8.45 | «Утро хорошего настроения» встреча детей |
8.45 – 8.55 | «Без зарядки нет порядка!» |
9.00-9.20 | Завтрак |
9.20-9.30 | Организационный сбор на палубе виртуального корабля |
9.30-9.55 | «Весёлые игры» |
10.00-11.00 | «Познавательное исследование» |
11.00-11.55 | Организованный досуг |
12.00-12.55 | Мероприятия для развития творчества |
13.00-13.30 | Обед |
13.30-15.00 | Дневной отдых |
15.00-16.00 | Час здоровья |
16.00-16.55 | Занятия по дополнительным программам |
17.00-17.20 | Ужин |
17.20-17.45 | Самостоятельные игры |
17.45-18.00 | Вечерний сбор на палубе корабля (подведение итогов дня) |
Приложение 3
Календарно-тематический план работы смены
Название недели | Дата | День | Мероприятие |
Неделя здоровья | 27 мая вторник | «День радостных встреч» | Организационные мероприятия по приему детей и распределению по отрядам и размещению - Инструктаж по технике безопасности; - Открытие лагеря«Солнечный жемчуг»игровая программа «Здравствуй, друг!»; -Спортивно-игровая программа «Шире круг»; |
-Тренинг «Знакомство», «Об именах» (Дети знакомятся с традициями лагеря, знакомятся с педагогами и друг с другом, создаются отряды) | |||
28 мая среда | «Старт в оранжевое лето» | - Выбор капитанов, лидеров, по интересам - утверждение правил поведения в лагере, отношения друг к другу, выбор активной группы. - Спортивная игра «Где живёт оранжевое лето?» | |
- Изготовление коллажа«Здравствуй, лето!» | |||
29 мая четверг | «День путешественников» | - Познавательный досуг «Все о путешествиях» - Спортивное развлечение «Проложи маршрут» | |
- Конкурс «Спортивная пантомима» - изобразить виды путешествий | |||
30 мая пятница | «День Здоровья» | - Утренняя гимнастика «Зверобатика» -Утро загадок и дидактических игр «Что полезно для здоровья»; -Интегрированное занятие «Подарим детям улыбку» | |
-Праздник «День здоровья» «Новые виды спорта» придумайте новый вид спорта (его название и правила), который мог бы вас прославить; - Конкурс рисунков «Путешествие в страну здоровья» | |||
Неделя знаний | 2 июня понедельник | «День защиты детей» 1июня | - Подвижные игры на свежем воздухе «День защиты детей» - Конкурс рисунков на асфальте «Оранжевое лето» |
- Развлечение «Веселая карусель» (носики) | |||
3 июня вторник | День умников и умниц | - Познавательная игра «Почемучки»; | |
- Шахматно-шашечный турнир | |||
4 июня среда | «Дорогами сказок» | - Экскурсия в библиотеку - познавательно-игровое программа «Путешествие по сказкам» | |
- Театрализованные постановки сказок «Придумай сказку» | |||
5 июня четверг | «День ПДД » | - Развлечение «Красный, жёлтый, зелёный» | |
- Эстафета «Безопасное колесо» Конкурс «Самый красивый велосипед» | |||
6 июня пятница | «День знаний» | -Познавательно-игровая программа «Звездный час» | |
-Спортивное развлечение «Как играли наши бабушки и дедушки» | |||
Неделя дружбы | 9 июня понедельник | «День цветов» | -Экологическая акция «Украсим Землю цветами» -Конкурс рисунков и поделок «Очарование цветов»«В мире цветов» (песни,стихотворения) |
-Развлечение «Международный день друзей» | |||
10 июня вторник | «День Дизайнера» | -Творческая мастерская «На балу у Золушки» изготовление костюмов; | |
-Конкурсная программа «Удивительное рядом» -Показ мод из бросового материала | |||
11 июня среда | «День России» | -Игра – путешествие «Россия – родина моя!» | |
- Конкурс рисунков «Любимый город Покачи» | |||
16 июня понедельник | «День улыбок» | - Спортивный праздник «Юморина 2014» - Развлечение «Клоун Бим и клоун Бом прибежали в гости в дом» (потешки, конкурс мыльных пузырей) | |
- Веселая игра «Доскажи словечко» | |||
17июня вторник | «День музыки» | -Экскурсия в Центр искусств - Подвижные игры под музыкальное сопровождение из мультфильмов; | |
-Конкурс шумовых оркестров - Музыкальный калейдоскоп | |||
18 июня среда | «День дружбы» | -Развлечение-игра «Вот тебе моя рука» -Дружеский матч по футболу | |
-Спортивно-развлекательная программа «Зов джунглей» | |||
19 июня четверг | «День хороших манер» | -Вежливая зарядка -Познавательно-развлекательное мероприятие «В гостях у королевы Этикета» | |
- Кукольный спектакль «Ежели вы вежливы» | |||
20 пятница | «День памяти» | Экскурсии к местам боевой славы Спортивный досуг «Мы достойная смена Отчизна своей» | |
Познавательное мероприятие «Героям посвящается»; Просмотр документального фильма | |||
Неделя доброты | 23июня понедельник | «День природы» | - Спортивно-развлекательная программа «Зоологические забеги» Выступление агитбригады «Лесной патруль» |
- Мастерская «Умелые руки», «Забавные птицы» (оригами) | |||
24 июня вторник | «ДеньТалантов» | -Конкурс «Мистер и Мисс ЛЕТО» | |
-Ярмарка творческих работ «Золотые ручки» | |||
25 июня среда | «День именинника» | -Развлекательная программа «День варенья» | |
«Подарок другу своими руками» творческая мастерская | |||
26 июня четверг | Закрытие лагерной смены | Закрытие лагеря -Торжественная линейка с подведением итогов и награждением -Развлекательно-игровая программа «Солнечный круг» Праздничная дискотека |
Дополнительно в летнем оздоровительном лагере «Солнечный жемчуг» будут функционировать кружки:
- «Мир фантазий»;
- «Олимпиец»;
- «Всезнайки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа летнего оздоровительно лагеря с дневным пребыванием детей
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей младшего школьного возраста в условиях лагеря с дневным пребыванием на базе МДОУ....
Об участии в городском конкурсе "Лучший летний лагерь" среди лагерей с дневным пребыванием детей при образовательных организациях города.
1.Диплом - Лагерь с дневным пребыванием детей "Город толерантности - наполни сердце добротой"2. Приказ №519...
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Город толерантности – наполни сердце Добротой»
Цель:Организация активного отдыха, создание оптимальных условий для воспитания в подрастающем поколении потребности и к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национ...
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей
Программа реализуется на базе МАДОУ № 10 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово.Суть программы состоит в том, что строится с учетом мероприятий, проектов, акций в рамках тем...
Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Непоседы" "ИСТОКИ ВЕЛИКИХ ПОБЕД"
Образовательная программа летнего лагеря с дневным пребыванием детей "Непоседы" "ИСТОКИ ВЕЛИКИХ ПОБЕД" (с учетом рекомендаций к программе "Социокультурные истоки")...
Презентация "Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей "Непоседы" Образовательная программа "ИСТОКИ ВЕЛИКИХ ПОБЕД"
Презентация "Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей "Непоседы" Образовательная программа "ИСТОКИ ВЕЛИКИХ ПОБЕД"...
«Оранжевое лето»(программа лагеря с дневным пребыванием детей «Солнечный жемчуг»)
В основе разработки и содержательной части программы лежит сюжетно-ролевая игра-путешествие «Оранжевое лето». Это увлекательное приключение с исследовательской деятельностью....